8.1 Структура активных операции коммерческих банков
Все активные операции коммерческого банка можно разделить на 4 группы. Первая группа – касса банка и приравненные к ней средства. Касса банка занимается приемом, выдачей, пересчетом и хранением наличных денежных средств. Доход от кассовых операций формируется в виде комиссии.
Кассовые операции – это операции банка по приему и выдаче денег, ценностей клиентам банка. Управление налично-денежным обращением и порядок совершения кассовых операций регулируются законодательными актами органов государственного управления и нормативными документами Банка России и Министерства финансов РФ.
Непосредственная организация учетно-операционной работы с наличными деньгами определяется целым рядом внутрибанковских документов, которые конкретизируют исполнение общих нормативных документов применительно к условиям конкретного банка.
Кассовые операции занимают достаточно большой объем работ. Они характеризуют одну из основных функциональных обязанностей банка. Все организации обязаны хранить свободные денежные средства в банках.
Коммерческие банки осуществляют операции с наличными деньгами по обслуживанию клиентов только при наличии у них лицензии. Для обеспечения рационального оборота наличных денег в кассе банк на основании заявок клиентов составляет кассовый прогноз. При недостатке кассовой наличности банк может получить деньги в РКЦ за счет средств на корреспондентском счете.
В положении № 318 Центрального банка России, дается понятие «кассовые операции» и перечень кассовых операций (прием, выдача, размен, обмен, обработка, включающая в себя пересчет, сортировку, формирование, упаковку наличных денег).
В пункте 1.1 положения определено также, что физические лица, занимающиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации частной практикой, обслуживаются в порядке, установленном для юридических лиц.
Определение автоматического сейфа характеризует его как устройство, функционирующее в автоматическом режиме и предназначенное для приема наличных денег от клиентов. Ключевое отличие автоматического сейфа от банкомата в том, что в банкомате зачисление суммы вложенных в него денежных средств на соответствующие счета происходит, как правило, непосредственно после вложения денег, а денежная наличность, вложенная в автоматический сейф, проводится по счетам бухгалтерского учета только после ее пересчета. Кроме того, автоматический сейф предполагает наличие у вносителя банковского счета, а банкоматы, осуществляющие прием наличности, помимо пополнения счетов могут осуществлять также прием платежей и обмен валюты[2].
Банкоматы, кассовые терминалы, автоматические сейфы - это все относится к группе «программно-технических средств».Согласно положению Центрального банка России в обязанности бухгалтера-контролера входят следующие функции:
выписка приходных и расходных кассовых ордеров;
регистрация приходных и расходных ордеров в кассовом журнале;
проверка чеков клиентов, объявлений на взнос наличными, полученных от операциониста (передача на исполнение кассиру);
проверка соответствия количества исполненных кассиром документов их качеству, зарегистрированному в кассовых журналах (по приходу и расходу);
обработка кассовых документов и отчета кассира (проставляется корреспонденция счетов);
расписка в кассовой книге о полученных вместе с отчетом (второй экземпляр кассовой книги) кассовых документах;
передача документов в документы дня для включении их в состав отчета "Операционный день".
Функциональные обязанности кассира:
исполнение распоряжений – выдача и прием денежной наличности;
ведение кассовой книги (под копирку);
запись исполненных кассовых документов в кассовую книгу;
передача кассовой книги с документами для проверки бухгалтеру-контролеру.
В коммерческом банке обслуживание клиентов производится операционной кассой. В состав операционной кассы входят:
приходные кассы;
расходные кассы;
приходно-расходные кассы;
вечерние кассы;
кассы для выдачи чековых книжек;
кассы перерасчета денежной выручки.
Количество таких касс зависит от объема операции и характера деятельности банка. Центральный банк Российской Федерации устанавливает правила ведения кассовой работы в коммерческих банках:
общий порядок ведения кассовых операций;
правила перевозки денежных знаков;
правила хранения денежных знаков;
порядок определения платежеспособности денежных знаков;
порядок замены и уничтожения поврежденных денежных знаков.
Для приема и выдачи наличных денег в коммерческом банке создается отдел кассовых операций. Для обеспечения своевременной выдачи наличных денег с банковских счетов организаций, независимо от организационно-правовой формы и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также со счетов по вкладам граждан устанавливается сумма минимально допустимого остатка наличности в операционной кассе на конец дня. Фактический остаток денег в кассе не должен быть ниже установленного.
Минимальный остаток наличных денег в операционной кассе устанавливается Банкам России исходя из объема оборота наличных денег, проходящих через кассу, графика поступления денежной наличности от клиентов, порядка ее обработки и других особенностей организации налично-денежного оборота и кассовой работы[1].
Кассовые подразделения возглавляются заведующим кассой, заведующим хранилищем ценностей, главным, старшим кассиром или другим кассовым работником банка, с которым заключается договор о полной материальной ответственности.
Руководитель, главный бухгалтер и заведующий кассой, должностные лица, ответственные за сохранность ценностей, обеспечивают сохранность денежных средств и ценностей.
Они осуществляют контроль за своевременным оприходованием денег, организуют четкое кассовое обслуживание своих клиентов. Все они несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России.
Выполнение операций с наличными деньгами осуществляют кассовые и инкассаторские работники банка. С каждым кассовым и инкассаторским работником, выполняющим операции с наличными деньгами и другими ценностями, заключается договор о полной материальной ответственности.
Кассовые и инкассаторские работники несут полную материальную ответственность за сохранность вверенных им ценностей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Кассовым работникам запрещается:
передоверять выполнение порученной работы с ценностями другим лицам;
выполнять поручения организаций по проведению операций с денежной наличностью по их счетам в банке, принимая объявления на взнос наличными или денежные чеки, минуя операционных работников;
хранить свои деньги и другие ценности вместе с деньгами и ценностями банка.
Положением № 318 предусмотрен перечень требований к банковским помещениям в которых осуществляются кассовые операции:
1.Установлены требования по минимальному классу устойчивости к взлому для сейфов, расположенных в сейфовой комнате.
2. Установлены требования по минимальному классу устойчивости к взлому для сейфов, в которых во внерабочее время хранится денежная наличность внутреннего структурного подразделения.
3. Требования к технической укрепленности помещений, в которых расположены программно-технические средства, определяются кредитной организацией.
Помещения для совершения операций с ценностями располагаются таким образом, чтобы исключить возможность нахождения в них посторонних лиц, включая работников кредитной организации, ВСП, не связанных с осуществлением операций с наличными деньгами, а также визуального наблюдения указанными лицами за транспортировкой наличных денег между помещениями для совершения операций с ценностями».
То есть при загрузке и разгрузке кассового терминала, установленного в открытой клиентской зоне, необходимо обеспечить отсутствие клиентов, сотрудников отделения, не связанных с осуществлением операций с наличными деньгами (например, консультантов, специалистов по продажам и т.д.).
Следует отметить, что требование об исключении возможности нахождения в помещениях для совершения операций с ценностями посторонних лиц может быть выполнено только путем частичной изолированности этих помещений (барьер, банковская стойка со стеклом или иной способ обеспечения безопасности кассового работника и сохранности ценностей).
В положении № 318 представлен порядок возложения ответственности за сохранность ценностей:
Во-первых, четко и однозначно определена возможность возложения ответственности за сохранность ценностей во внутреннем структурном подразделении на кассового работника этого внутреннего структурного подразделения.
Во-вторых, предусмотрена возможность оформления коллективной материальной ответственности не только для работников кассы пересчета, но и для любых других работников, осуществляющих операции с денежной наличностью (п. 1.7 Положения № 318-П).
Это особенно важно для случаев, когда невозможно разграничить ответственность за сохранность ценностей.
_________________________________________________
пример
Например, из хранилища пропали деньги. Есть два ответственных лица — заведующий кассой и руководитель дополнительного офиса, кто-то из них совершил хищение. Проведено служебное расследование, которое не смогло однозначно установить виновного в пропаже денег (разумеется, описанный пример, когда служба безопасности не нашла виновных, следует рассматривать действительно как пример). Недостачу возместили оба ответственных лица. В результате одно из них — в выигрыше, другое — безвинно пострадавшее.
_________________________________________________
Для хранения наличных денег и других ценностей в течение рабочего дня кассовые работники обеспечиваются металлическими шкафами, сейфами, тележками закрытого типа, специальными столами, имеющими индивидуальные секреты замков.
Кассовые работники приходных и расходных касс снабжаются образцами подписей операционных работников, уполномоченных подписывать приходные и расходные документы, а операционные работники, связанные с оформлением приходно-расходных кассовых документов, - образцами подписей кассовых работников указанных касс. Образцы заверяются подписями руководителя и главного бухгалтера и скрепляются печатью.
Передача приходных и расходных документов между кассовыми и операционными работниками банка производится внутренним порядком.
Прием денежной наличности от организаций в приходную кассу банка производится по объявлениям на взнос наличными. Организации могут вносить наличные деньги только на свой банковский счет.
Операционный работник проверяет правильность заполнения объявления на взнос наличными, оформляет его, отражает сумму денег в кассовом журнале по приходу.
Получив объявление на взнос наличными, кассовый работник приходной кассы проверяет наличие и тождественности подписи операционного работника по имеющемуся образцу, сличает соответствие суммы цифрами и прописью и принимает от клиента банкноты.
После приема денег кассовый работник сверяет сумму, в объявлении на взнос наличными, с суммой, фактически оказавшейся при пересчете. При соответствии сумм кассовый работник подписывает объявление, квитанцию и ордер, ставит печать на квитанции и выдает ее вносителю денег. Объявление кассовый работник оставляет у себя, ордер передает соответствующему операционному работнику.
В тех случаях, когда кассовым работником установлено расхождение между суммой сдаваемых клиентом денег и суммой, указанной в объявлении на взнос наличными, первоначально оформленное объявление на взнос наличными кассовый работник перечеркивает, на обороте квитанции указывает фактически принятую сумму денег и расписывается. Объявление на взнос наличными передается операционному работнику, который осуществляет исправления в кассовом журнале, оформляет вновь полученный документ и передает в кассу.
Выдача наличных денег организациям с их банковских счетов производится по денежным чекам. Для совершения расходных кассовых операций заведующий кассой выдает кассовым работникам расходных касс под отчет необходимую сумму денег под расписку в книге учета принятых и выданных денег (ценностей). Полученную сумму кассовый работник записывает в книгу учета принятых и выданных денег (ценностей).
Для получения наличных денег клиент предъявляет денежный чек операционному работнику. После соответствующей проверки ему выдается контрольная марка от денежного чека для предъявления в кассу.
Получив денежный чек, кассовый работник:
проверяет наличие подписей должностных лиц кредитной организации, оформивших и проверивших денежный чек, и тождественность этих подписей имеющимся образцам;
сличает сумму, проставленную в денежном чеке цифрами, с суммой, указанной прописью;
проверяет наличие на денежном чеке расписки клиента в получении денег и данных его паспорта или удостоверения личности;
подготавливает сумму денег, подлежащую выдаче;
вызывает получателя денег по номеру чека и спрашивает у него сумму получаемых денег;
сверяет номер контрольной марки с номером на чеке и приклеивает контрольную марку к чеку;
повторно пересчитывает подготовленную к выдаче сумму денег в присутствии клиента;
выдает деньги получателю и подписывает чек.
Совершение операций, при которых клиент, не внося денег, предъявляет одновременно денежный чек и объявление на взнос наличными, не допускается. Получатель денег, не отходя от кассы, в присутствии кассового работника, выдавшего деньги, проверяет полученную сумму.
Помимо кассы в активы банка входят остатки денежных средств на корреспондентских и резервных счетах в Центральном банке РФ.
Вторая группа занимающая значительный удельный вес в активе баланса банка– это ценные бумаги.
В соответствии с Положением № 385-П Банка России, банк отражает в консолидированной отчетности три портфеля ценных бумаг:
1) вложения в ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток;
2) вложения в ценные бумаги и финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи, в том числе «Инвестиции в дочерние и зависимые организации»;
3) вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения.
Справедливая стоимость — сумма, на которую можно обменять актив или посредством которой можно урегулировать обязательство при совершении сделки между хорошо осведомленными независимыми сторонами, действующими на добровольной основе. Справедливая стоимость оценки представляет текущую цену спроса на финансовые активы и цену предложения на финансовые обязательства, котируемые на активном рынке.
Это означает, что котировки по данным инструментам являются свободно и регулярно доступными на фондовом рынке, а также, что эти цены отражают действительные и регулярные рыночные операции, осуществляемые на рыночных условиях.
Ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток, в том числе приобретенные для продажи в краткосрочной перспективе, учитываются на балансовых счетах «Долговые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток» и на счете «Долевые ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток».
Банк, имеющий контроль над акционерными обществами или дочерними банками, учитывает эти инвестиции во втором портфеле банка в разделе: «Инвестиции в дочерние и зависимые организации».
Если при покупке ценные бумаги классифицированы как «имеющиеся в наличии для продажи», то они не могут быть переклассифицированы и перенесены на другие балансовые счета, кроме тех случаев, если эмитент не произвел их погашение в срок, но могут отразится в категории «удерживаемые до погашения».
Долговые обязательства, удерживаемые до погашения, и долговые обязательства, не погашенные в срок, не переоцениваются. Под вложения в указанные ценные бумаги формируются резервы на возможные потери. Долговые обязательства, которые банк удерживает до погашения, учитываются как «Долговые обязательства, удерживаемые до погашения». Банк имеет право при изменении собственных возможностей переклассифицировать долговые обязательства «удерживаемые до погашения» в категорию «имеющиеся в наличии для продажи» с соблюдением следующих условий:
1) в результате события, которое произошло по независящим от банкам причинам, носящим чрезвычайный характер, и не могло быть предвидено банком;
2) в целях реализации долговых обязательств менее, чем за три месяца до срока погашения;
3) в целях реализации в объеме, не являющимся значительным по отношению к общей сумме ценных бумаг у банка по категории бумаг «удерживаемых до погашения». Критерии существенности объема утверждаются в составе учетной политики банка.
Если банк не имеет возможности выполнить любое из указанных условий и переклассифицирует все долговые обязательства в категорию «имеющиеся в наличии для продажи», то банк теряет право иметь портфель долговых обязательств «удерживаемых до погашения» в течение двух лет после проведения такой переклассификации.
Банки осуществляют выпуск облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов с установленными сроками погашения или обращения, что является для банков дополнительным источником привлечения средств юридических и физических лиц, то есть пополнением ресурсов.
При стабильно развивающемся фондовом рынке, банки активно проводят операции РЕПО-— сделки по продаже (покупке) эмиссионных ценных бумаг (первая часть РЕПО) с обязательной последующей обратной покупкой (продажей) ценных бумаг того же выпуска в том же количестве, (вторая часть РЕПО) через определенный договором срок по цене, установленной этим договором при заключении первой части такой сделки.
Положение Банка России № 385-П также позволяет применять три варианта учета операций РЕПО:
как продажу права собственности на ценные бумаги (а не самих ценных бумаг) с обязательством его обратного выкупа (без прекращения признания ценных бумаг в балансе банка-продавца) (в случае, если срок завершения сделки РЕПО не превышает 2 года);
как продажу ценных бумаг с обязательством их обратного выкупа (банк-продавец получает привлеченные средства) в случае, если срок завершения сделки РЕПО не превышает 2 года;
как две различные срочные сделки покупки и продажи ценных бумаг в случае, если срок завершения сделки РЕПО превышает 2 года. Третий вариант учета операций РЕПО применяется в случае, если срок завершения сделки РЕПО превышает 2 года. В этом случае ведется учет двух различных срочных сделок покупки и продажи ценных бумаг в банках первичного продавца и покупателя.
Достаточно активно в последние годы коммерческие банки вкладывают средства в государственные ценные бумаги, такие как облигации федерального займа и государственные краткосрочные облигации. Вложения в ценные бумаги составляют до 20% в структуре активов[4].
Третья группа – кредитные операции, четвертая – основные средства банка.
Кредитные операции коммерческих банков в структуре активов занимают 60 – 65% и приносят основной доход.22
Предоставление (размещение) банком денежных средств осуществляется согласно п. 2.1. Положения № 54-П в следующем порядке:
юридическим лицам - только в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на расчетный или корреспондентский счет/субсчет клиента-заемщика, открытый на основе договора банковского счета, в том числе при предоставлении средств на оплату платежных документов и на выплату заработной платы;
физическим лицам - в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на банковский счет клиента-заемщика физического лица, под которым в целях настоящего положения понимается также счет по учету сумм привлеченных банком вкладов (депозитов) физических лиц в банке, либо наличными денежными средствами через кассу банка.
Положением № 54-П утвержден порядок предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения). Согласно п. 2.2. этого Положения, предоставление банком денежных средств своим клиентам может осуществляться следующими способами:
разовым зачислением денежных средств на банковские счета клиентов, либо выдачей наличных денег заемщику - физическому лицу;
открытием кредитной линии, т. с. заключением соглашения (договора), на основе которого клиент-заемщик приобретает право на получение и использование в течение обусловленного срока денежных средств, при соблюдении одного из следующих условий:
общая сумма предоставленных клиенту-заемщику денежных средств не превышает максимального размера (лимита), определенного в соглашении/договоре («лимит выдачи»);
в период действия соглашения (договора) размер единовременной задолженности клиента-заемщика не превышает установленного ему данным соглашением (договором) лимита («лимит задолженности»);
кредитованием банком банковского счета клиента-заемщика (при недостаточности или отсутствии на нем денежных средств) и оплаты расчетных документов с банковского счета клиента-заемщика («овердрафт»), если условиями договора банковского счета предусмотрено проведение указанной операции;
участием банка в предоставлении (размещении) денежных средств клиенту банка на синдицированной (консорциальной) основе;
другими способами, не противоречащими действующему законодательству и положению № 54-П.
Предоставление (размещение) банком денежных средств клиенту-заемщику осуществляется на основе распоряжения, составляемого специалистами уполномоченного подразделения банка и подписанного уполномоченным должностным лицом банка.
В распоряжении указываются номер и дата договора (соглашения), сумма предоставляемых (размещаемых) средств, срок уплаты процентов и размер процентной ставки, сроки (дата) погашения (возврата) средств - общая сумма либо несколько сумм, если погашение будет осуществляться по частям, для кредитных договоров - цифровое обозначение группы кредитного риска, стоимость залога (если имеется договор залога), сумма, на которую получена банковская гарантия или поручительство, опись приложенных к распоряжению документов и другая необходимая информация.
Изменение группы кредитного риска ссуды ведется также на основе соответствующего распоряжения, классификация кредитов и приравненной к ним задолженности по группам риска - в установленном Банком России порядке.
В основу классификации кредитных операций могут быть положены обеспечение и сроки кредита. По срокам погашения ссуды делятся на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года да пяти лет) и долгосрочные (выдаваемые на более длительные сроки). В зависимости от обеспечения все кредиты подразделяются на обеспеченные и бланковые.
В своей деятельности банк оперирует в основном преимущественно заемным капиталом. Поэтому, рассматривая заявку на получение ссуды, банк должен учитывать перспективу погашение кредита, оценить риск. Сохранность основной суммы долга - один из главных принципов, который должен соблюдаться при решении вопроса о выдаче кредита.
Основу кредитного процесса в каждом коммерческом банке составляет кредитная сделка. Кредитная сделка осуществляется путем заключения кредитного договора между коммерческим банком и заемщиком[2].
В качестве обеспечения кредита выступают залог, гарантии, поручительства, страховые полисы, депозиты, драгоценные металлы. Предметом залога может быть недвижимость, товар, ценные бумаги. Главное требование, предъявляемое к залогу - это ликвидность.
В практике российских коммерческих банков часто используется залог недвижимости. Залог недвижимости оформляется договором залога, в котором отражаются предмет договора и прочие условия по усмотрению сторон.
Договор залога принимает юридическую силу только после его нотариального оформления. Для этих целей необходимо получить справку из учреждения юстиции о том, что предмет залога является собственностью заемщика.
Довольно распространенным видом залога является товар. Существует залог товаров в обороте и залог товаров в переработке. Однако такой вид залога не гарантирует возврата кредита, так как этот товар заемщикам очень трудно реализовать в целях погашения невозвращенного кредита. Наиболее удобным для банка является залог товаров на складе. Но в этом случае возникают проблемы хранения товаров.
Для организации кредитного процесса очень важна оценка заложенного имущества. В практической деятельности коммерческих банков недвижимость оценивается, как правило, по коэффициенту 0,6-0,7, товары - по коэффициенту 0,3-0,5.
Кроме залога недвижимости и залога товаров в качестве обеспечения кредита используются ценные бумаги. Критерием качества ценных бумаг с точки зрения их приемлемости для залога является их ликвидность, которая определяется их курсовой стоимостью.
В качестве обеспечения кредита может выступать и депозитный вклад. Деловая фирма накапливает денежные ресурсы для развития производства, социальной сферы. В то же время в процессе производства могут возникать временные финансовые затруднения. Деловая фирма обращается в банк за кредитом, предложив в качестве обеспечения депозитный счет в банке.
В настоящее время механизм выдачи кредита довольно простой. Клиент обращается в банк с просьбой получить кредит. Просьба оформляется кредитной заявкой. Содержание кредитной заявки примерно сводится к следующему: цели кредита, сроку кредита, сумме кредита, периоду работы деловой фирмы на рынке, финансовое состояние деловой фирмы, использованию кредита в других банках, деловой характеристике фирмы.
Порядочность и честность - качества клиента, имеющие для банка первостепенное значение. Банк не должен предоставлять кредит недобросовестному лицу или компании. Честный клиент приложит максимум усилий, чтобы выполнить взятые на себя обязательства по кредитному договору.
Большую роль в организации кредитного процесса играет служба безопасности, которая изучает состояние деловой фирмы с точки зрения экономической безопасности и определяет, связана ли данная деловая фирма с криминальными элементами. Специалисты-аналитики определяют кредитоспособность заемщика. Все материалы передаются в кредитный комитет, который принимает решение о выдаче кредита либо об отказе в его выдаче.
При выдаче кредита должен быть ясно определен источник его погашения. Существует два главных источника погашения кредита: поступление доходов и продажа активов. Кредитоспособность делового предприятия зависит от величины получаемой прибыли.
В практике российских коммерческих банков для определения суммы кредита используется технико-экономическое обоснование, которое позволяет установить технико-экономическую целесообразность кредитной сделки.
___________________
пример
Расчет технико – экономического обоснования кредита:
Доходы от реализации продукции - 38 000 тыс. руб.
Потребность в кредите - 1 200 тыс. руб.
Расходы всего - 21 570 тыс. руб.
В том числе:
- материальные затраты - 25 000 тыс. руб.
- заработная плата - 3 000 тыс. руб.
- начисление на зарплату - 1 155 тыс. руб.
- амортизация - 1 200 тыс. руб.
- проценты за кредит (Общая ставка 22% годовых – относится на затраты14,3% годовых) - 43,2 тыс. руб.
- прочие расходы – 11 72,5 тыс. руб.
Балансовая прибыль – 6 430 тыс. руб.
Налог на прибыль (20%) – 1 286 тыс. руб.
Чистая прибыль – 6 324 тыс. руб.
Проценты за кредит – 23,3 тыс. руб.
Прибыль, используемая на погашение кредита 1 200 тыс. руб.Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия – 5 100,7 тыс. руб
________________________________________________
После проверки технико – экономического обоснования кредита специалист кредитного отдела открывает простой ссудный счет и выдает кредит. Как правило, кредит выдается с простого ссудного счета на расчетный счет.
Кроме описанного метода кредитования российские коммерческие банки используют кредитование в пределах кредитной линии, а также овердрафт. Кроме того, банк может выдать вексельный кредит ,как представлено на рис.16.
Таким образом, вексельные кредиты позволяют ускорять денежные обороты, разрывать цепочку неплатежей.
Рисунок 16. Вексельное кредитование
Таким образом, анализируя структуру активов банка можно сделать вывод, что кредитные операции занимают определяющую долю, но связаны с повышенным риском, что требует более тщательной оценки кредитоспособности.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Сибирский институт управления - филиал ранХиГс
- А.В. Гришанова
- Банковское дело
- Учебное пособие
- Оглавление
- Введение
- Тема 1. Центральный банк России, его функции и задачи
- 1.1 Центральный банк России, его структура и задачи на современном этапе
- 1.2 Функции Центрального банка России
- 1.3 Денежно - кредитная политика Центрального банка России
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 2. Коммерческие банки в России
- 2.1 Понятие коммерческого банка, структура органов управления коммерческим банком
- 2.2 Организационная структура деятельности коммерческого банка
- 2.3 Филиалы и представительства коммерческих банков
- 2.4 Реорганизация кредитных организаций
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 3. Банковское регулирование
- 3.2 Нормативы ликвидности кредитной организации
- 3.3 Нормативы кредитных рисков
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 4. Уставный капитал банка условия его формирования
- 4.2 Особенности формирования уставного капитала акционерных банков
- 4.3 Проспект эмиссии ценных бумаг и порядок его регистрации
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 5. Организация коммерческим банком безналичных расчётов
- 5.1 Платежные системы
- 5.2 Принципы и формы безналичных расчетов
- 5.3 Безналичные расчеты населения
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 6. Пассивные операции коммерческих банков
- 6.2 Сберегательные операции кредитных организаций
- 6.3 Привлеченные кредитные ресурсы Банка России
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 7. Пластиковые карты
- 7.2 Расчеты с использованием пластиковых карт
- 7.3 Особенности пластиковых карт международных платежных систем
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 8. Активные операции коммерческих банков, их структура
- 8.1 Структура активных операции коммерческих банков
- 8.2 Анализ кредитоспособности заемщика
- 8.1 Структура активных операции коммерческих банков
- 8.2 Анализ кредитоспособности заемщика
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 9. Валютный рынок, валютный курс, валютные операции коммерческих банков
- 9.1 Валютный рынок и его участники
- 9.2 Конвертируемость валюты
- 9.3 Порядок формирования валютного курса
- 9.4 Валютные операции банков, их виды
- Контрольные вопросы и задания
- Тема 10. Международные расчеты
- 10.2 Правила «Инкотермс» на службе международной торговли
- 10.3 Порядок и формы международных расчётов
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 11. Трастовые операции коммерческих банков
- 11.2 Зарубежная практика трастовых операций
- 11.3 Особенности организации трастовых операций в российских коммерческих банках.
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 12. Порядок формирования финансовых результатов деятельности и налогообложение в коммерческом банке
- 12.1 Доходы, расходы и прибыль в коммерческом банке
- 12.2 Особенности налогообложения коммерческих банков в России
- 12.1 Доходы, расходы и прибыль в коммерческом банке
- 12.2 Особенности налогообложения коммерческих банков в России
- Тема 13. Банковские риски и способы управления ими
- 13.1 Экономическое содержание и виды банковских рисков
- 13.2 Управление банковскими рисками
- 13.1 Экономическое содержание и виды банковских рисков
- 13.2 Управление банковскими рисками
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 14. Банковская отчетность и аудит
- 14.1 Баланс банка, методы и базовые принципы его построения
- 14.2 Необходимость и сущность банковского аудита
- 14.1 Баланс банка, методы и базовые принципы его построения
- 14.2 Необходимость и сущность банковского аудита
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Заключение
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- 27 Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-фз «Об аудите»// "Российская газета", n 267,декабрь 2008.