5.2 Принципы и формы безналичных расчетов
Современная экономическая система любого государства представляет собой сложную сеть взаимоотношений входящих в нее хозяйствующих субъектов, основой которых являются денежные расчеты, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, погашением требований и обязательств финансового характера.
Денежные расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Совокупность всех платежей в стране, осуществленных в наличной или безналичной форме за определенный период времени, характеризуется понятием «денежный оборот».
В зависимости от экономического характера операций, опосредуемых денежными расчетами, денежный оборот распределяется по нескольким денежным потокам:
товарным потокам (расчеты за товары, услуги, работы);
трудовым потокам (оплата труда и платежи, к ней приравненные);
финансовым потокам (платежи финансовой системы, расчеты на финансовом и биржевом рынках, страховые платежи); кредитным (расчеты с банковской системой).
Денежный оборот опосредуется деньгами в двух функциях: в качестве средства обращения и в качестве средства платежа. Это позволяет подразделить его на платежный, налично-денежный, безналичный и другие платежные обороты.
Платежный оборот – совокупность платежей с использованием денег в качестве средства платежа. Он поглощает все безналичные и часть налично-денежных платежей, связанных главным образом с оплатой труда.
Налично-денежный оборот – часть совокупного денежного оборота, в котором используются наличные деньги в роли средства обращения и средства платежа. Сфера использования налично-денежных платежей в основном связана с реализацией доходов населения. Наличными деньгами производятся расчеты: предприятий и организаций с населением; между отдельными гражданами на товарных и продуктовых рынках; частично населения с финансово-кредитной системой.
Безналичный платежный оборот – часть совокупного денежного оборота без использования наличных денег, осуществляемая путем безналичных перечислений платежей по банковским счетам. Организация денежных расчетов с использованием безналичных перечислений гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку позволяет экономить наличные деньги, сокращать издержки обращения, осуществлять контроль операций предприятий и соблюдения ими налоговой, платежной и расчетной дисциплины.
Безналичные расчеты - это расчеты путем перевода банками денежных средств по счетам клиентов на основании расчетных документов в стандартизированной форме, а также путем зачета взаимных встречных требований. Безналичные расчеты организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов расчетов, форм и способов совершения платежей и связанного с ними документооборота[1].
Организатором безналичных расчетов в РФ, методическим центром по разработке правил, форм и сроков расчетов, а также стандартов платежных документов является ЦБ РФ. Банк России является, органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых систем в РФ.
Современная правовая база безналичных расчетов сформировала такие принципы построения системы безналичных расчетов, которые характерны для рыночной экономики.
Первый принцип – списание денежных средств со счета клиента производится банком только на основании распоряжения клиента.
Второй принцип - свобода выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банка в договорные отношения. Этот принцип также нацелен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка (независимо от формы собственности) в организации договорных и расчетных отношений и на повышение их материальной ответственности за результативность этих отношений. Банку отводится роль посредника в платежах.
Третий принцип – срочность платежа означает осуществление расчетов, строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина РФ, коллективных договорах. Экономический смысл этого принципа заключается в заинтересованности получателя денежных средств в зачислении их на свой счет в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок.
Принцип срочности платежа имеет, важное практическое значение, так как предприятия и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот, определить потребность в заемных средствах и управлять ликвидностью своего баланса.
Четвертый принцип – обеспеченность платежа. Платеж должен быть обеспечен настоящими или будущими поступлениями средств на счет плательщика или наличием у него права на получение кредита. Различают оперативную и перспективную обеспеченность платежа. Оперативная обеспеченность определяется наличием у плательщика достаточных ликвидных средств для совершения платежа в данный момент. Перспективная обеспеченность предполагает оценку кредито- и платежеспособности плательщика и возможных будущих источников совершения платежа.
Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других.
Расчетные счета открываются юридическим лицам независимо от форм собственности, а также индивидуальным, семейным предприятиям, арендным коллективам, арендаторам и крестьянским хозяйствам.
Филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям предприятий открываются расчетные счета при представлении ходатайства предприятия.
Структурной единице объединения, состоящей на отдельном балансе, открывается текущий счет, а по ходатайству объединения ей может быть открыт расчетный счет.
Текущие счета открываются организациям и учреждениям (кроме перечисленных выше), права которых на распоряжение финансами ограничены, например:
филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям предприятий;
учреждениям и организациям, состоящим на государственном бюджете, руководители которых не являются самостоятельными распорядителями кредитов.
Бюджетные счета открываются предприятиям, организациям и учреждениям, которым выделяются средства бюджетов всех уровней для их целевого использования. Счет открывается по распоряжению руководителя банка. Для открытия счета представляются:
заявление на открытие счета;
документ о государственной регистрации предприятия;
решение (распоряжение, постановление, приказ) о создании учреждений того органа, которому предоставлено такое право действующим законодательством;
копия надлежаще утвержденного и заверенного устава и учредительного договора;
копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная нотариально;
справки о постановке на учет в государственных внебюджетных фондах;
карточка с образцами подписей.
Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и (или) Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета). Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием:
корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;
корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;
счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;
счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.
Списание денежных средств со счета осуществляется по распоряжению его владельца или без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных законодательством и / или договором между банком и клиентом.
Списание денежных средств со счета осуществляется на основании расчетных документов, в пределах, имеющихся на счете денежных средств, если иное не предусмотрено в договорах, заключаемых между Банком России или кредитными организациями и их клиентами.
При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств осуществляется по мере их поступления в очередности, установленной законодательством. Ограничение прав владельца счета на распоряжение находящимися на нем денежными средствами не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Формы безналичных расчетов применяются клиентами кредитных организаций (филиалов), учреждений и подразделений расчетной сети Банка России. Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (далее по тексту – основной договор)[3].
В рамках форм безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.
Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков.
Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов. Расчетный документ представляется в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, в виде электронного платежного документа:
распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
Безналичные расчеты в целях оптимизации постоянно усовершенствуются с помощью компьютерных программ. В течении десяти последних лет большинство предприятий представляют распоряжение по расчетному счету через систему «Клиент-банк».
Расчетные документы формируются бухгалтером фирмы в специальной программе, которая находится на прямой связи с обслуживающим предприятие банком.
Подписи на расчетных документах проставляются электронным образом в виде цифровых подписей руководителя и главного бухгалтера.
Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов):
наименование расчетного документа и код формы;
номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
вид платежа;
наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
назначение платежа;
сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;
очередность платежа;
вид операции в соответствии с «Перечнем условных обозначений (шифров) документов, проводимых по счетам в банках»;
подписи (электронная подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях)[3].
В России существуют следующие формы безналичных расчетов:
расчеты платежными поручениями;
расчеты по аккредитиву;
расчеты чеками;
расчеты по инкассо.15
Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную, денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Платежное поручение формируется плательщиком на бланке установленной формы, содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа, и представляется в банк.
Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика в порядке календарной очередности. Если предприятие (организация) имеет право на кредит в форме овердрафта, то платежные поручения оплачиваются за счет банковского кредита.
Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.
Расчеты платежными поручениями имеют ряд преимуществ по сравнению с другими формами расчетов:
относительно простой документооборот;
ускорение движения денежных средств;
возможность плательщика проверить предварительно качество товаров и услуг;
возможность использования этой формы платежей при нетоварных платежах, что делает расчеты платежными поручениями наиболее прогрессивной формой безналичных расчетов.
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи.
Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива банковскими правилами не регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. При данной форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.
Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:
покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
отзывные и безотзывные.
Покрытый аккредитив, при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиком. В этих случаях банк плательщика (банк-эмитент) списывает средства с расчетного счета плательщика и переводит их в банк поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы к оплате».
Непокрытый аккредитив – это аккредитив, по которому платежи поставщику гарантирует банк. В этом случае плательщик обращается в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированный аккредитив. Указанное ходатайство банк-эмитент удовлетворяет, как правило, в отношении платежеспособных, первоклассных клиентов и при условии установления между ним и исполняющим банком прямых корреспондентских отношений. При открытии гарантированного аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать платежи по аккредитиву в пользу поставщика – получателя средств со своего корреспондентского счета.
Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания считается, что аккредитив отзывной. Особенность отзывного аккредитива в том, что он может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом (по письменному распоряжению плательщика) без предварительного согласования с поставщиком. Однако исполняющий банк обязан оплатить документы, выставленные поставщиком и принятые его банком, до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива.16
Безотзывным признается аккредитив, который может быть изменен или отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывной аккредитив (подтвержденный аккредитив).
Использование аккредитивной формы расчетов предусматривается в основном договоре между плательщиком и поставщиком, где, в частности, оговариваются: конкретные условия расчетов по аккредитиву, срок его действия, вид аккредитива и способ его исполнения, наименование банков плательщика и поставщика, перечень документов, против которых производится оплата, и др.
При отсутствии хотя бы одного из этих реквизитов банк отказывает в открытии аккредитива.
Для получения денежных средств по аккредитиву поставщик после отгрузки товаров представляет в исполняющий банк четыре экземпляра реестра счетов, отгрузочные и другие документы, предусмотренные условиями аккредитива. Указанные документы должны быть представлены в пределах срока действия аккредитива.
Исполняющий банк обязан проверить соответствие представленных документов условиям аккредитива, правильность оформления реестра счетов, соответствие подписей и печати получателя средств заявленным в карточке образцам подписей и оттиска печати. При выплате по аккредитиву сумма, указанная в реестре счетов поставщика, зачисляется на его счет.
Чек – ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодержателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержатель – лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек. Плательщик – это банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Чек, как и платежное поручение, оформляется клиентом-плательщиком, но в отличие от расчетов платежными поручениями чек передается плательщиком (чекодателем), минуя банк, непосредственно получателю платежа (чекодержателю) в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в банк для оплаты.
Чек оплачивается банком за счет средств чекодателя, а именно: либо за счет средств, находящихся на счете чекодателя, либо за счет средств, депонированных чекодателем на отдельном счете. В отечественной банковской практике преимущественно используется вариант с предварительным депонированием средств, который получил название «расчеты чеками из лимитированной чековой книжки».
Лимитированная чековая книжка представляет собой сброшюрованные в виде книжки расчетные чеки (по 10, 20, 25, 50 листов), которые могут быть выписаны предприятием на общую сумму, не превышающую лимит, установленный по этой книжке. Лимит чековой книжки ограничен суммой предварительно за депонированных в банке средств на отдельном банковском счете. Депозит создается на основании представленного предприятием в банк заявления и платежного поручения о списании соответствующей суммы с его расчетного счета и о зачислении ее на отдельный лицевой счет. Депонирование средств также может производиться за счет ссуды банка.
Документооборот при расчетах чеками из лимитированных чековых книжек следующий:
1.Покупатель представляет в банк заявление и платежное поручение на покупку чековой книжки;
2.Вручение плательщику чековой книжки;
3.Отгрузка продукции (работ, услуг);
4.Выписка чека и вручение его поставщику в момент получения товара, работ, услуг;
5.Cдача чека в банк на инкассо при реестре в четырех экземплярах;
6.Пересылка чека в банк плательщика;
7.Оплата чека банком плательщика за счет депонированных плательщиком на отдельном счете средств:
8. Передача экземпляра реестра чека в РКЦ для перевода денег поставщику;
9.Cписание суммы платежа с корреспондентского счета банка плательщика с отсылкой кредитового авизо:
10.Зачисление средств на корреспондентский счет банка поставщика:
11.Передача реестра чека в банк поставщика для зачисления суммы платежа на расчетный счет поставщика:
12.Отсылка поставщику выписки с его расчетного счета.
Именной чек выписывается на конкретное лицо с оговоркой "не приказу", что означает невозможность дальнейшей передачи чека другому лицу. Ордерный чек выписывается на конкретное лицо с оговоркой "приказу", означающей, что возможна дальнейшая передача чека путем передаточной подписи - индоссамента. Предъявительский чек выписывается на предъявителя и может передаваться от одного лица к другому путем простого вручения[3].
ГК РФ также предусматривает возможность гарантирования платежа по чеку (полностью или частично) посредством аваля. Аваль может даваться любым лицом за исключением плательщиках [1].
Аваль проставляется на лицевой стороне чека и/или дополнительном листе путем надписи «считать за аваль» и с указанием, кем и за кого он дан (если указания нет, то считается, что аваль дан за чекодателя). Аваль подписывается авалистом с указанием места его жительства и даты совершения надписи, а если авалистом является юридическое лицо - места его нахождения и даты совершения надписи.
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основания расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (исполняющий банк).
Расчеты в порядке инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).
Расчеты по инкассо с использованием платежных требований. Платежное требование представляет собой расчетный документ, содержащий требование кредитора – получателя средств по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.
Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных в основном договоре. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться как с акцептом плательщика, так и без его акцепта.
При расчетах с акцептом кредитор (поставщик) выписывает платежное требование на основании фактической отгрузки продукции или оказанной услуги и сдает его в свой банк на инкассо. Поскольку инициатива в расчетах в данном случае исходит от поставщика, то оплата этого документа плательщиком должна быть произведена с согласия (акцепта) плательщика. Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору до 5 рабочих дней. С этой целью при оформлении платежного требования кредитор (поставщик) в поле «Срок для акцепта» указывает количество дней, установленных для его акцепта.
Банк кредитора (поставщика) пересылает платежное требование в банк плательщика (исполняющий банк). На всех экземплярах платежных требований, принятых исполняющим банком, ответственный исполнитель банка в поле «Срок платежа» проставляет дату, при наступлении которой истекает срок акцепта. День поступления в банк платежного требования в расчет указанной даты не принимается.
Последний экземпляр платежного требования используется в качестве извещения для акцепта и передается плательщику в тот же день, если документы поступили в операционное время, либо на следующий рабочий день, если документы поступили в банк плательщика по истечению операционного времени. Остальные экземпляры платежных требований помещаются исполняющим банком в картотеку по вне балансовому счету «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» до получения акцепта плательщика, либо наступления срока платежа.
Платежные требования также могут быть использованы и для безакцептного списания средств со счетов плательщиков. Такой порядок расчетов возможен лишь в случаях, предусмотренных законом либо основным договором между кредитором (получателем платежа) и плательщиком. Например, в соответствии с действующим законодательством со счетов плательщиков без акцепта оплачиваются платежные требования:
предприятий топливно-энергетического комплекса за электрическую и тепловую энергию и газ, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов при расчетах с потребителями, кроме населения и бюджетных организаций;
коммунальных, энергетических и водопроводно-канализационных предприятий за отпускаемую электрическую и тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения, выписанные на основании показаний измерительных приборов и действующих тарифов при расчетах с потребителями, кроме жилищно-коммунальных, бюджетных организаций и населения;
предприятий связи за оказываемые услуги связи, выписанные на основании показаний измерительных приборов и действующих тарифов при расчетах с потребителями, кроме населения.
В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств со счетов плательщиков на основании действующих законов в поле «Условие оплаты» получатель средств указывает «без акцепта», а также соответствующий закон, дающий право безакцептного списания, его дату, номер, пункт. В поле «Назначение платежа» взыскателем указываются показания измерительных приборов и действующие тарифы[3].
Кроме того, плательщик обязан предоставить в обслуживающий его банк сведения о кредиторе (получателе средств), который имеет право выставлять платежные требования на безакцептное списание, сведения о наименовании товаров, работ, услуг, за которые будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер, соответствующий пункт, предусматривающий право безакцептного списания).
Банки не рассматривают по существу возражения плательщиков по списанию средств с их счетов в безакцептном порядке. Ответственность за обоснованность выставления платежного требования на безакцептное списание несет получатель средств.
Инкассовая форма расчетов также используется для бесспорного списания средств со счетов. В этом случае используется расчетный документ с названием «инкассовое поручение». Инкассовые поручения применяются:
в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
для взыскания по исполнительным документам;
в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
В первом случае в инкассовом поручении должна быть сделана ссылка на законодательный акт (номер, дату, статью, часть, пункт), на основании которого осуществляется взыскание. При взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату и номер исполнительного документа, а также наименование органа, вынесшего решение, подлежащее принудительному исполнению.
Формирование системы безналичных расчетов в России должно обеспечить развитие расчетной дисциплины между субъектами рыночной экономики, создать условия укрепления платежного механизма способствующего развитию как торговых, так и производственных предприятий.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Сибирский институт управления - филиал ранХиГс
- А.В. Гришанова
- Банковское дело
- Учебное пособие
- Оглавление
- Введение
- Тема 1. Центральный банк России, его функции и задачи
- 1.1 Центральный банк России, его структура и задачи на современном этапе
- 1.2 Функции Центрального банка России
- 1.3 Денежно - кредитная политика Центрального банка России
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 2. Коммерческие банки в России
- 2.1 Понятие коммерческого банка, структура органов управления коммерческим банком
- 2.2 Организационная структура деятельности коммерческого банка
- 2.3 Филиалы и представительства коммерческих банков
- 2.4 Реорганизация кредитных организаций
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 3. Банковское регулирование
- 3.2 Нормативы ликвидности кредитной организации
- 3.3 Нормативы кредитных рисков
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 4. Уставный капитал банка условия его формирования
- 4.2 Особенности формирования уставного капитала акционерных банков
- 4.3 Проспект эмиссии ценных бумаг и порядок его регистрации
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 5. Организация коммерческим банком безналичных расчётов
- 5.1 Платежные системы
- 5.2 Принципы и формы безналичных расчетов
- 5.3 Безналичные расчеты населения
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 6. Пассивные операции коммерческих банков
- 6.2 Сберегательные операции кредитных организаций
- 6.3 Привлеченные кредитные ресурсы Банка России
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 7. Пластиковые карты
- 7.2 Расчеты с использованием пластиковых карт
- 7.3 Особенности пластиковых карт международных платежных систем
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 8. Активные операции коммерческих банков, их структура
- 8.1 Структура активных операции коммерческих банков
- 8.2 Анализ кредитоспособности заемщика
- 8.1 Структура активных операции коммерческих банков
- 8.2 Анализ кредитоспособности заемщика
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 9. Валютный рынок, валютный курс, валютные операции коммерческих банков
- 9.1 Валютный рынок и его участники
- 9.2 Конвертируемость валюты
- 9.3 Порядок формирования валютного курса
- 9.4 Валютные операции банков, их виды
- Контрольные вопросы и задания
- Тема 10. Международные расчеты
- 10.2 Правила «Инкотермс» на службе международной торговли
- 10.3 Порядок и формы международных расчётов
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 11. Трастовые операции коммерческих банков
- 11.2 Зарубежная практика трастовых операций
- 11.3 Особенности организации трастовых операций в российских коммерческих банках.
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 12. Порядок формирования финансовых результатов деятельности и налогообложение в коммерческом банке
- 12.1 Доходы, расходы и прибыль в коммерческом банке
- 12.2 Особенности налогообложения коммерческих банков в России
- 12.1 Доходы, расходы и прибыль в коммерческом банке
- 12.2 Особенности налогообложения коммерческих банков в России
- Тема 13. Банковские риски и способы управления ими
- 13.1 Экономическое содержание и виды банковских рисков
- 13.2 Управление банковскими рисками
- 13.1 Экономическое содержание и виды банковских рисков
- 13.2 Управление банковскими рисками
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 14. Банковская отчетность и аудит
- 14.1 Баланс банка, методы и базовые принципы его построения
- 14.2 Необходимость и сущность банковского аудита
- 14.1 Баланс банка, методы и базовые принципы его построения
- 14.2 Необходимость и сущность банковского аудита
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Заключение
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- 27 Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-фз «Об аудите»// "Российская газета", n 267,декабрь 2008.