5.4.1. Технологический аспект информационно-аналитического обеспечения
Сложившаяся в нашей стране практика развития банковских информационных систем (ИС) такова, что корпоративная информационная система ("Операционный день банка"), как правило, не поспевает за потребностями времени. Отражение в ней особенностей деятельности подразделений, производящих отдельные виды банковских операций, подчас затруднено вследствие:
высокой динамики изменения бизнес-правил для конкретных банковских продуктов;
существенных временных и материальных затрат на внесение безболезненных изменений в корпоративную информационную систему банка;
различий в целях при регистрации данных (для сторонних контролирующих органов и "для внутреннего употребления").
Следует также учитывать, что никакая ИС не в силах отразить все многообразие процессов и банковских продуктов, имеющих место при функционировании крупного отраслевого банка, притом с учетом местных условий и многочисленных особенностей. К тому же в составе поставляемых на внутренний рынок банковских ИС средства поддержки принятия управленческих финансовых решений, о которых мы ведем речь в настоящей книге (несмотря на громкие названия отдельных программных модулей у ряда известных фирм-разработчиков), фактически отсутствуют.
Очевидно и то, что чем масштабнее корпоративная система, тем она более тяжеловесна и менее понимаема. Поэтому достаточно распространенной является практика создания "на местах" локальных информационных систем подразделений (управлений, отделов, секторов) банка. При этом частично преодолеваются некоторые недостатки большой корпоративной ИС, а внесение изменений в локальные системы обеспечивается в более короткие сроки, требует меньших затрат, а последствия внесения возможных ошибок в систему (включая потери или искажение части данных), как правило, не носят фатального характера.
К недостаткам внедрения таких систем можно отнести их программную, организационную и информационную изолированность от общекорпоративной ИС. Например, учет параметров сделок ведется в локальной ИС кредитного управления, однако движение средств по кредитам не влечет автоматической генерации проводок в информационной системе бухгалтерского учета банка. Как результат - данные о сделках частично не согласуются сданными бухгалтерского учета*(38).
С учетом вышесказанного можно констатировать, что практика децентрализованного размножения локальных ИС подразделений банка фактически отдает его информационные ресурсы на волю стихии.
Неконтролируемые процессы информационного обеспечения в конечном итоге приводят к хаосу, а возрастание энтропии этих процессов идет тем интенсивнее, чем крупнее сам банк*(39). В вихре повседневных событий о состоянии информационного обеспечения начинают задумываться, как правило, только тогда, когда разные подразделения по одному и тому же вопросу начинают выдавать совсем уж различные данные. Проводимые в таких случаях исследования и расследования выявляют, что:
отдельные подразделения зачастую параллельно регистрируют одни и те же данные, но в разном виде исходя из собственных соображений, выражающихся часто в несовпадающих и временами противоречащих друг другу правилах (номенклатура, сроки и т.д.);
не совпадают объемы, форматы (рис. 5.8) представления, способы хранения и трактовка (смысловое содержание) данных;
никто в банке доподлинно не знает, какие данные, где, в каком виде и в какие сроки можно получить, а также кто отвечает за качество подготовки, хранения, выдачу, а главное-достоверность tow или иной финансовой информации.
Поэтому первая часть технологии информационно-аналитического обеспечения решения задач финансового анализа и планирования заключается в:
инвентаризации имеющихся информационных ресурсов банка;
консолидации всех банковских данных в едином источнике (например, оперативном хранилище данных ODS);
приведении данных хранилища к единому представлению - как по форматам хранения, так и по смыслу, т.е. в обеспечении возможности для единой трактовки данных;
постановке под жесткий контроль процессов размножения ИС в банке;
достижении максимально возможной степени "аналитичности" финансовых данных.
Подробнее рассмотрим проблему и процесс устранения различных искажений в первичных финансовых данных. Этот процесс условно обозначен на рис. 5.8 как "Очистка".
Собранные воедино данные, когда они проходят входной контроль в хранилище, могут быть избавлены только от синтаксических искажений. Под такими искажениями мы понимаем только те (и не столько) ошибки орфографии, которые возникли вследствие ручного ввода информации в ИС.
Синтаксические искажения - это такие изменения в первичной информации и/или финансовых данных, которые могут быть устранены на основе формальных алгоритмов, единожды сформированных для множества понятий используемой предметной области. Например, одному клиенту не могут соответствовать две взаимопротиворечащие характеристики ("резидент" - "нерезидент", "ЗАО" - "налоговый орган" и т.д.). Параметры составных частей (разделов) баланса не могут превышать значений этих параметров для баланса в целом: суммарные кредитные вложения не могут превышать величины доходных активов и, тем более, валюты баланса. Все синтаксически ошибочные данные можно выявить в автоматическом режиме, т.е. программно; при этом автоматически же часть из них можно и исправить. Для исправления оставшейся части синтаксически неверных данных требуется вмешательство человека.
К сожалению, данные, содержащие искажения другого рода - смысловые, автоматически устранить не так просто. Под смысловыми искажениями понимаются такие изменения первичных данных, которые не могут быть устранены на основании алгоритмов, единожды сформированных для содержательных понятий соответствующей предметной области. Устранение этих искажений требует получения дополнительной (часто конфиденциальной) банковской информации. Кроме того, они носят, как правило, кратковременный и неповторяющийся характер и требуют применения хотя подчас и несложных, но всякий раз индивидуальных алгоритмов. Основные разновидности таких искажений рассмотрены подробно на практических примерах приложения 2. Чаще других подвергаются смысловым искажениям данные о суммах на корсчетах.
Пример 5.1
- Система управления финансовыми ресурсами банка: Процессы - задачи - модели - методы
- Содержание
- Глава 1. Введение в управление финансовыми ресурсами 8
- Глава 2. Концепция системы поддержки принятия управленческих финансовых решений 23
- Глава 3. Математические модели для решения задач финансового планирования 42
- Глава 4. Примеры решения прикладных задач финансового планирования 89
- Глава 5. Проблемные вопросы внедрения автоматизированных технологий управления финансовыми ресурсами 122
- Предисловие
- Глава 1. Введение в управление финансовыми ресурсами
- 1.1. Управление финансовыми ресурсами банка
- 1.2. Банк как кибернетическая система
- 1.3. Цели и задачи деятельности банка
- 1.4. Методы управления финансовыми ресурсами банка
- 1.5. Принятие решений как процесс преобразования информации
- 1.6. Общая постановка задачи управления финансовыми ресурсами банка
- Глава 2. Концепция системы поддержки принятия управленческих финансовых решений
- 2.1. Место функций поддержки принятия решений в задаче управления банком
- 2.1.1. Финансовый анализ и прогнозирование
- 2.1.2. Обоснование целей и задач финансовой деятельности
- 2.1.3. Планирование финансовой деятельности
- 2.2. Долгосрочное планирование - основа стратегического управления
- 2.2.1. Особенности стратегического управления
- 2.2.2. Общая постановка задачи долгосрочного планирования
- 2.3. Среднесрочное и оперативное планирование - решения о формировании портфеля финансовых инструментов банка
- Вариант представления структуры банковского портфеля для различных видов (этапов) планирования
- 1. Среднесрочное планирование
- 2. Оперативное планирование
- 2.4. Текущее планирование - решения о распределении ресурсов и реструктуризации банковского портфеля
- Глава 3. Математические модели для решения задач финансового планирования
- 3.1. Общая информационная модель планирования финансовых ресурсов
- 3.1.1. Вероятностные аспекты неоднозначности исходной информации
- 3.1.2. Принципы декомпозиции задачи финансового планирования
- 3.2. Постановка и схема решения задачи долгосрочного планирования
- 3.2.1. Математическая модель финансовых потоков банка
- 3.2.2. Формализация исходного состояния и целевых параметров финансовой деятельности банка
- 3.2.3. Вычислительная схема расчета параметров финансовых потоков
- 3.2.4. Постановка задачи долгосрочного планирования
- 3.3. Постановка и алгоритм решения задачи среднесрочного (оперативного) планирования
- 3.3.1. Формализация исходного состояния и целевых параметров финансовой деятельности банка
- 3.3.2. Вычислительная схема расчета выходных показателей среднесрочных (оперативных) планов пополнения портфелей банка
- 3.3.3. Постановка задачи формирования среднесрочных (оперативных) планов
- 3.4. Постановка и алгоритм решения задачи текущего планирования
- 3.4.1. Формализация исходного состояния и целевых параметров финансовой деятельности банка
- 3.4.2. Математическая модель расчета параметров текущих планов
- 3.4.3. Постановка задачи формирования текущих планов
- 3.5. Математические модели учета нормативных требований Банка России
- 3.5.1. Моделирование нормативных требований при долгосрочном планировании
- 3.5.2. Моделирование нормативных требований при среднесрочном (оперативном) планировании
- Глава 4. Примеры решения прикладных задач финансового планирования
- 4.1. Взаимосвязь различных видов (этапов) планирования
- 4.2. Технология формирования долгосрочных планов финансовой деятельности
- 4.2.1. Исходное состояние банка
- Исходный баланс банка на 01.10.2001 (млн. Руб.)
- 4.2.2. Формализация целей и задач
- 4.2.3. Ограничения на параметры внешней среды и рыночные возможности банка
- Целевые требования к объемам привлечения и размещения ресурсов
- Ограничения на ставки привлечения и размещения ресурсов
- Ограничения на сроки привлечения и размещения ресурсов
- 4.2.4. Внешние ограничения, не связанные с текущими показателями деятельности банка
- 4.2.5. Результаты формирования долгосрочного плана
- 4.3. Технология формирования краткосрочных финансовых планов
- 4.3.1. Основные цели и задачи планирования
- Фрагмент таблицы результатов долгосрочного планирования
- Целевые требования для оперативного планирования
- 4.3.2. Исходное состояние банка
- 4.3.3. Ограничения на параметры банковского портфеля
- График платежей по предыстории для отделений банковского портфеля, млн. Руб.
- Ограничения на структуру банковского портфеля
- Рыночные ограничения на параметры отделений банковского портфеля
- 4.3.4. Результаты расчета краткосрочного (оперативного) плана
- План пополнения портфелей банка в период с 01.10 по 26.10.2001
- 4.4. Технология "автономного" формирования краткосрочных финансовых планов
- План пополнения портфелей доходных активов и рабочих пассивов банка на месяц
- Планируемый баланс банка
- Основные ограничения на параметры портфеля
- Обобщенный план привлечения и размещения ресурсов по валютам
- Средние параметры Оперативного плана
- Показатели эффективности Оперативного плана
- 4.5. Схема формирования и выполнения решений
- Глава 5. Проблемные вопросы внедрения автоматизированных технологий управления финансовыми ресурсами
- 5.1. Использование математических методов управления
- 5.2. Управление ресурсами и информационные технологии
- 5.2.1. Проблемы традиционных технологий
- 5.2.2. Проблемы перспективных технологий
- 5.3. Системы поддержки финансовых решений
- 5.3.1. Назначение и задачи сппр
- 5.3.2. Бизнес-модель банка
- 5.3.3. Модель бизнес-процессов банка
- 5.3.4. Общая схема построения и функционирования сппр
- 5.4. Проблемы формирования исходной информации для планирования
- 5.4.1. Технологический аспект информационно-аналитического обеспечения
- Смысловые искажения остатков на банковских корсчетах
- 5.4.2. Программно-технический аспект информационно-аналитического обеспечения
- Запрос на извлечение данных из хранилища
- Пропуск информации при классификации
- Неоднозначность классификации новой информации
- Задание классифицирующих правил на временных интервалах
- Проверка связей между показателями на ацикличность
- Условный многомерный аналитический показатель
- Многомерный ап как функция времени
- Синхронная обработка координат нескольких аналитических показателей
- Соединение выборок показателей
- Баланс как чисто многомерный аналитический показатель
- Приложения Приложение 1. Задачи и функции стратегического управления (планирования)
- Приложение 2. Прикладные аспекты формирования исходной информации для планирования п2.1. Общая классификация исходной информации
- П2.2. Расчет аналитических показателей для долгосрочного планирования
- П2.3. Расчет аналитических показателей для среднесрочного (оперативного) планирования
- П2.3.1. Портфель рабочих пассивов (среднесрочный)
- П2.3.2. Портфель доходных активов (оперативный)
- П2.4. Исходные данные о движении потоков денежных средств - предыстория
- П2.5. Проблемные вопросы использования балансовых данных для расчета значений аналитических показателей
- П2.5.1. Особенности бухгалтерского учета как технологии формирования отчетности
- Внесение фактических искажений при формально верном отражении обстоятельств
- Иностранный банк дает кредит через свое московское представительство
- Объединение данных о доходах из различных источников
- Объединение данных о различных ресурсах, получаемых из одного источника
- Изменение и отражение в балансе срочности кредита
- Информативность счетов доходов и расходов
- Динамика задолженности по процентам в конце отчетного периода
- Очистка баланса от межфилиальных оборотов
- Очистка баланса от оборотов по доходам и расходам от валютных операций
- Необходимость дополнительной информации об искажениях балансовых данных
- П2.5.2. Негативные особенности процесса бухгалтерской регистрации данных
- П2.5.3. Смысловые искажения в бухгалтерских данных
- Фондирование сделок
- Кольцевая операция при посредничестве банка
- Банк в качестве отправителя и получателя в кольцевой операции
- Искажения смысла (вида) доходов
- Литература
- Примечания