logo search
Лаптырев Д

1.3. Цели и задачи деятельности банка

Прежде чем приступить к ответу на вопрос, вынесенный в заголовок настоящего раздела, попробуем определить, для чего существует банк. Иными словами, на что направлена основная деятельность банка. Только после четкого определения предназначения или цели объекта управления - банка - можно вести речь о способах управления им. Многих может удивить наше желание подробно рассматривать такой "элементарный" вопрос, как цель банка, ответ на который знает любой школьник. В известном фундаментальном труде коллектива авторов под редакцией О.И. Лаврушина [9, с. 23] по этому поводу читаем: "Как известно, целью банка является получение прибыли". Вместе с тем там же на с. 17 находим, что назначение (т.е. цель создания) банка - "регулирование платежного оборота в наличной и безналичной формах". При желании можно найти и другие формулировки предназначения или цели банка, наиболее полная из которых, по нашему мнению, по общему смыслу совпадающая с последней из процитированных выше, приведена в "Большом экономическом словаре" под редакцией А.Н. Азрилияна [16].

Попробуем разобраться, нет ли противоречия в приведенных выше определениях и формулировках. Для этого вспомним, что банк в зависимости от решаемой задачи может одновременно рассматриваться сам как сложная система или как элемент, входящий в другую сложную (более сложную, чем банк) систему. В последнем случае будем называть более сложную по отношению к банку систему сверхсистемой, или ультрасистемой [68]. Поэтому предназначение или цель банка имеет смысл только в системном (ультрасистемном) плане, т.е. в привязке к конкретной системе, в рамках которой решается задача управления и формулировки цели банка, на достижение которой направлено это управление. Следовательно, аналогично тому, как мы схематично представили иерархию управляемых систем (рис. 1.2), для каждой конкретной кибернетической системы, в том числе банка, может быть построена своя иерархия целей.

Другими словами, любой банк не может иметь одну единственную цель, так как является одновременно и ультрасистемой и элементом нескольких ультрасистем!

Рассмотрим примеры основных вариантов формулирования цели (целей) банка. При этом будем иметь в виду, что речь идет только о целях финансовой деятельности банка, который может иметь достаточно сложную иерархическую структуру.

1. Если в качестве ультрасистемы выступает банковская система страны, то целью (предназначением) банка как элемента этой системы является [16]: сосредоточение временно свободных денежных средств (вкладов), предоставление их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничество во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, а также регулирование денежного обращения в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег - для центрального банка.

2. При выделении в качестве ультрасистемы рынка банковских услуг для банка как участника этого рынка (элемента ультрасистемы) в качестве цели (в рамках данной ультрасистемы) может служить требование занятия некоторой (необходимой) доли рынка или долей его отдельных сегментов.

3. Если банк по своему предназначению является отраслевым и входит в состав некоторой финансово-промышленной группы, объединяющей несколько банков и предприятий, то целью такого банка может служить удовлетворение потребностей членов группы в современном банковском обслуживании, т.е. реализация общих функций банка (п. 1) преимущественно для членов группы. При этом следует иметь в виду, что финансовая и хозяйственная деятельность банка в этом случае может быть направлена в первую очередь на обеспечение необходимого уровня эффективности функционирования финансово-промышленной группы в целом*(5).

4. В том случае, если ультрасистемой является сам банк, его возможные цели могут относиться к двум категориям: стабилизации и развития [3]. Цели стабилизации направлены на закрепление позиций на рынке за счет сохранения или поддержания достигнутых уровней основных показателей финансовой деятельности банка. Цели развития направлены на приобретение банком качеств и свойств (в общем случае ресурсов), которыми банк пока не обладает, или на достижение состояний, к которым банк стремится. Это может выражаться в стремлении развития региональной структуры банка (создания новых филиалов и представительств), расширения масштабов деятельности (например, увеличения объема кредитного портфеля), освоения новых сегментов рынка (увеличения номенклатуры используемых финансовых инструментов, предлагаемых банковских услуг, продуктов), кардинального улучшения системы управления (реинжиниринга бизнес-процессов и процессов управления), совершенствования операционной деятельности (совершенствования средств автоматизации банковской деятельности).

Так как цели стабилизации можно всегда рассматривать как частный случай целей развития, то классификацию целей банка, а следовательно, и решаемых для достижения этих целей задач будем проводить по другим признакам. Наиболее важным из них является срок достижения поставленных целей, в зависимости от продолжительности которого цели обычно условно подразделяют [16, 31, 32, 58] на: стратегические (долгосрочные), оперативные (среднесрочные) и тактические (краткосрочные). Последние две группы целей являются подчиненными по отношению к стратегическим, поэтому их мы подробнее рассмотрим ниже при обсуждении решения соответствующих задач.

Стратегические цели развития банка в первую очередь должны определять [19, 31, 32, 55] расходы, необходимые для поддержания его функционирования (содержание аппарата управления, хозяйственные нужды, налоговые платежи и сборы), а также на развитие как существующих, так и новых направлений финансовой деятельности, некоторые из которых мы обозначили выше. Следующая группа необходимой информации о целях банка - данные о предполагаемых масштабах финансовой деятельности, включающие объемы привлечения и размещения ресурсов, а также о средствах обеспечения ликвидности.

Одним из существенных требований при характеристике целей финансовой деятельности банка выступает необходимый размер будущей прибыли. Однако требование по размеру (максимизации) прибыли является далеко не единственной характеристикой содержания целей финансовой деятельности банка*(6). Это обусловлено тем, что прибыль характеризует финансовый результат за определенный промежуток времени. Поэтому размер прибыли в зависимости от длительности рассматриваемого интервала может быть существенно различным, даже при изменении величины этого интервала всего на одни сутки.

Кроме того, при выдвижении в качестве единственной цели банка максимизации прибыли [9] следует иметь в виду, что другие важнейшие показатели деятельности банка - ликвидность и риск - при этом будут иметь, скорее всего, минимально и максимально возможные значения соответственно. Упускаются при таком подходе и проблемы развития банка, решение которых, как правило, требует определенных и порой весьма значительных инвестиций и рассчитано на получение эффекта в будущем. При этом эффективность многих из подобных вложений не поддается прямой калькуляции, например: приобретение нового здания для банка и создание более эргономичных условий для работы персонала, расходы на обучение и повышение квалификации сотрудников, на внедрение новых технологий управления финансовыми ресурсами, на поддержание делового имиджа банка и др.

Наконец к мысли о том, что прибыль не является главным обобщающим показателем, а значит, и целью финансовой деятельности банка, нас подвигает и тот факт, что ни сама прибыль, ни производные от нее показатели рентабельности (капитала, активов и др.) не являются предметом специального контроля со стороны центрального банка (кроме прибыли как составной части банковского баланса), как, например, капитал банка, и не используются при расчетах ни одного из обязательных экономических нормативов. Кроме того, показатели прибыли или рентабельности не используются в официальной банковской практике ни для оценки эффективности работы кредитных организаций, ни для формирования их основных рейтинговых показателей.

Практическая деятельность ведущих российских банков свидетельствует, наоборот, о тенденции значительного числа из них к минимизации прибыли! Так, например, по данным банковских рейтингов журнала "Профиль" (2000, N 50), на 01.11.2000 прибыль (рентабельность капитала) для банков из числа первых двадцати по размеру собственных средств составила для банка "Глобэкс" - 5,8 млн. руб. (0,09%), Международного промышленного банка - 394 млн. руб. (1,5%), Газпромбанка - 557 млн. руб. (3,3%), Собинбанка - 155 млн. руб. (4,1%), банка "АК Барс" -118 млн. руб. (4,7%).

Несостоятельной оказывается прибыль в качестве главной цели банка и с позиции общей теории систем [68]. Выше мы показали, что банк является сложной системой как с точки зрения внутренней организации, так и с точки зрения функционирования - собственно финансовой деятельности. Поэтому однозначно определить цель такой весьма сложной системы, как банк, одним "простым" числовым показателем было бы весьма заманчиво, но вряд ли возможно. Это все равно, что искать на все сложные вопросы только простые и однозначные ответы. Здесь термин "простой" мы намеренно заключили в кавычки, так как показатель "прибыль" нуждается в наличии ряда пояснений:

за какой период получена прибыль;

способ расчета или вид прибыли (операционная, неоперационная, процентная, непроцентная, балансовая, налогооблагаемая, чистая и др.).

Последнее обстоятельство имеет важное практическое следствие: размер прибыли не может однозначно характеризовать состояние и результаты работы банка, а значит, не может быть единственным целевым показателем. Покажем это еще и на простом примере.

Пример 1.1

Пусть за некоторый отчетный период времени превышение доходов банка над расходами составило 415,75 млн. руб. Зафиксировав этот результат в качестве балансовой прибыли, банк при рентабельности капитала 6,3% должен был бы выплатить налог на прибыль (по ставке 38%) в размере 157,98 млн. руб. Реально же банк сформировал резервы под обесценение ценных бумаг и возможные потери по ссудам в сумме 310 млн. руб. и зафиксировал балансовую прибыль в размере 105,75 млн. руб. Налоговые платежи при этом составили 40,18 млн. руб., а показатель рентабельности - 1,58%.

Таким образом, решение об уменьшении прибыли за счет резервирования позволило снизить безвозвратные потери банка в виде налоговых платежей на 117,8 млн. руб. (или почти в четыре раза) и получить дополнительное обеспечение активов в сумме 310 млн. руб. Следовательно, одному и тому же текущему (или конечному) состоянию банка могут соответствовать несколько (в общем случае - бесконечное количество) значений показателя "прибыль".

Рассмотренный пример показывает неоднозначность в оценке конечного состояния банка, возникающую при использовании прибыли в качестве единственного целевого показателя. Никаких в этом отношении преимуществ не дают и производные от нее относительные показатели - различные виды рентабельности. Ниже при формулировке постановок задач финансового планирования мы покажем, что математический показатель "прибыль" входит в число так называемых целевых ограничений, а не выступает в качестве целевого - оптимизируемого функционала [31, 32]. Если говорить бытовым языком, то прибыль - это побудительный мотив и необходимое условие для развития того или иного бизнеса, а не его цель.

Проблемы, возникающие с формулировкой долгосрочных целей (задач) финансовой деятельности банка, обусловлены, в свою очередь, более общей проблемой, связанной с уровнем решения задач стратегического управления [19] в банке. В российских условиях эта функция в большинстве организаций [4, 40] и банков [27, 56, 70] практически отсутствует, а там, где она формально представлена, стратегическое управление обычно сводится к ряду деклараций о миссии банка и общих принципах его работы на тех или иных рынках. В тех немногочисленных российских банках, где слово "стратегия" не является ругательным и делаются попытки работы на перспективу, не всегда четко осознают содержание и способы реализации стратегических задач. Так, нередко функции стратегического планирования (если они присутствуют вообще) организационно возлагают на подразделения финансового блока, подчиняя эту сферу деятельности финансовому директору (зампреду, курирующему финансовый блок). Другой типичный пример - создание отдельного маркетингового подразделения или же децентрализация этой функции путем "растаскивания" ее по продуктовым подразделениям. Все приведенные выше весьма типичные примеры говорят о непонимании руководством банков того, что рассмотренные выше функции являются составными элементами (этапами, функциями) процесса стратегического управления. В этой связи мы приводим на рис. 1.3 "дерево функций"*(7) стратегического управления, которые должны быть реализованы в банке. Последовательная реализация пяти функций верхнего уровня задает процесс стратегического управления банком, а декомпозиция каждой функции определяет содержание каждого этапа данного процесса. Если вести речь об организационной единице (подразделении), реализующей функции стратегического управления, то функции, определяющие содержание основных этапов процесса стратегического управления банком, можно рассматривать как основные задачи данного подразделения. Эти задачи можно дальше детализировать, проведя их декомпозицию на соответствующие более простые функции и т.д., вплоть до функций каждого сотрудника. Вследствие большой практической важности, а также сложности для понимания и реализации данной проблемы мы приводим задачи и функции стратегического управления в виде таблицы в приложении 1. К анализу данной таблицы (как и рис. 1.3) целесообразно вернуться еще раз после знакомства с материалом главы 5 о проблемах описания и моделирования банковских процессов.

"Рис. 1.3. Функциональная модель ("дерево функций") стратегического управления банком"