logo search
Лаптырев Д

1.2. Банк как кибернетическая система

Точкой отсчета в формировании современной общей теории управления сложными системами принято считать опубликование в 1948 году знаменитой книги Н. Винера "Кибернетика, или управление и связь в животном и машине", где были не только показаны пути создания такой теории, но и заложены основы методов исследования проблем управления и связи для самых различных систем с единой точки зрения.

В настоящее время кибернетика, определенная Винером как "наука об управлении и связях в механизмах, организмах и обществе", представляет собой общую теорию управления, применимую к любой системе вообще. При этом под системой (несмотря на отсутствие строгого определения этого понятия) обычно подразумевается объединение любых элементов, рассматриваемых как связное целое [37, 68].

Поскольку под кибернетическими обычно понимаются исключительно управляемые системы, в их составе обязательно должен присутствовать некоторый механизм, осуществляющий функции управления. Иногда эти функции могут выполняться попутно органами, предназначенными для других целей, однако в сложных*(4) системах, как правило, управляющий механизм локализован в органах, специально созданных для реализации функций управления. В последнем случае простейшая управляемая система может быть схематически изображена в виде совокупности управляющей (U) и управляемой (/) частей системы, как это показано на рис. 1.1. Здесь стрелками указаны направления воздействия, которыми обмениваются составляющие систему элементы [37].

Простейшие управляемые системы такого рода никогда не являются изолированными. Они взаимодействуют с внешней средой, с другими простейшими системами, а также могут составлять более сложные управляемые системы, входя в качестве элементов в управляемые и управляющие части сложных систем, образуя, таким образом, некоторую иерархию управляемых систем. Пример такой иерархии схематично изображен на рис. 1.2.

Нетрудно заметить, что любой банк представляет собой типичную сложную кибернетическую систему, взаимодействующую с внешней средой (органы государственной власти, финансовые рынки, учредители, партнеры, клиенты). При этом структурно банк может состоять из управляемых элементов различной сложности (департамент, управление, отдел, сектор, группа), каждый из которых имеет свои управляющие элементы (начальник департамента, начальник управления, начальник отдела, начальник сектора, начальник группы и, возможно, их заместители). Кроме того, банк в целом может иметь коллегиальные органы управления - правление (во главе с председателем правления) и управляющие органы (комитеты) по отдельным направлениям деятельности (финансовый комитет или комитет по управлению активами и пассивами, кредитный комитет, комитет по проблемам развития и др.).

┌─────────────────────────────┐

│ Управляющая часть (U) │

└─────────┬───────────────────┘

│ ▲

▼ │

┌───────────────────┴─────────┐

│ Управляемая часть (I) │

└─────────────────────────────┘

Рис. 1.1. Простейшая схема кибернетической системы

"Рис. 1.2. Иерархия кибернетических систем"

Следует иметь в виду, что всякое управление основывается на информации, которая служит для выбора управляющих воздействий, а сами эти воздействия формируются на основе информации, содержащейся в командах управления. Таким образом, в кибернетической системе появляется специфический ресурс - информация [68, 69], который имеет такую же ценность, как исторически традиционные виды ресурсов: материя и энергия.

Любой банк, являющийся управляемой системой, имеет еще важное для нашего дальнейшего рассмотрения системное качество: упорядоченность или организованность.

Упорядоченность системы характеризует способность поддержания ею своей структуры под воздействием внешних и внутренних факторов. Если упорядоченность системы со временем растет, то говорят, что она не только организованная, но и самоорганизующаяся. Важнейшей особенностью организованной системы является наличие в ней элементов, отвечающих за взаимодействие как внутри системы, так и с окружающей ее средой. Поэтому в организованных системах решаются два типа задач управления: 1) задачи управления внутренней организацией системы и 2) задачи управления ее функционированием.

Применительно к работе банка задачи первой группы включают управление персоналом, организационной и штатной структурой, хозяйственной деятельностью, материально-техническим снабжением, безопасностью и другими видами обеспечения. К задачам второй группы относится управление финансовыми ресурсами в целом и отдельными направлениями финансовой деятельности: корреспондентскими счетами, клиентскими отношениями, портфелем ценных бумаг, кредитным портфелем, рисками, учетно-операционной деятельностью и др. Именно проблемы, связанные с решением задач управления второй группы, осуществляемого в масштабе банка для обеспечения поддержки принятия финансовых решений руководством банка, и являются основным предметом настоящей книги.