7.3. Валютный контроль: принципы организации
Валютный контроль — комплекс нормативно закрепленных административных (правоприменительных) и организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными на основании закона государственными органами или иными организациями (например, уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля) и направленных на реализацию порядка совершения валютных сделок и операций в части валютных ограничений, а также мер по проверке соблюдения, выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.
Основной целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства России, полноты и достоверности учета и отчетности при проведении валютных операций.
В России действует трехуровневая система валютного контроля: Правительство РФ, органы валютного контроля и агенты валютного контроля.
Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, их взаимодействие с Банком России, а также обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Банком России.
Органами валютного контроля в России являются Банк России, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. В настоящее время таким органом является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), которая находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и действует на основании Положения о ней, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.
Многочисленность объектов валютного контроля, многообразие валютных ограничений, а также наличие развитой системы органов и агентов валютного контроля являются основой формирования нескольких организационно-правовых форм валютного контроля.
Под организационно-правовой формой валютного контроля понимают систему мер, осуществляемых организационно-юридически взаимосвязанными органами и агентами валютного контроля с использованием специфических методов и приемов в отношении нормативно определенной группы субъектов или группы валютных операций.
Выделяют следующие организационно-правовые формы валютного контроля:
■ правительственный — осуществляется Правительством РФ в отношении системы валютного контроля для обеспечения координации деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, их взаимодействия с Банком России, а также взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Банком России (ч. 6 ст. 22 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»). Основная форма контроля — издание индивидуальных актов правоприменения. Содержание правительственного валютного контроля может определяться, помимо Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», иными федеральными законами, в том числе не относящимися к актам валютного законодательства;
■ общий — осуществляется федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными Правительством РФ на осуществление валютного контроля (Росфиннадзор), а также агентами валютного контроля и правоохранительными органами (ФСБ России, МВД России) в отношении любых валютных операций, контроль над совершением которых отнесен к их компетенции. Основная форма контроля — проведение проверок (последующий контроль);
■ банковский — осуществляется Банком России (в том числе его территориальными учреждениями) и уполномоченными банками в отношении любых валютных операций, совершаемых клиентами уполномоченных банков, а также Банком России в отношении уполномоченных банков в связи с исполнением ими норм валютного законодательства. Основная форма контроля — наблюдение (текущий контроль) и проверки (последующий контроль);
■ таможенный — осуществляется таможенными органами в отношении лиц, проводящих валютные операции, связанные с перемещением (ввозом и вывозом) через таможенную границу России объектов валютных правоотношений. Основная форма контроля — наблюдение (текущий контроль);
■ налоговый — осуществляется налоговыми органами, которые проводят контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему России налогов и сборов при осуществлении резидентами и нерезидентами валютных операций.
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» четко разделяет компетенцию органов и агентов валютного контроля:
■ Банк России — контроль над валютными операциями кредитных организаций, а также валютными биржами;
■ федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля — контроль над валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями или валютными биржами, в пределах своей компетенции.
Установление исключительной компетенции Банка России по контролю над осуществлением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами означает, что другие органы и агенты валютного контроля не могут проверять валютные операции этих лиц, запрашивать и получать у них информацию, связанную с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Наделение полномочиями агентов валютного контроля производится посредством предоставления банкам лицензий на право осуществления банковских операций в иностранной валюте. Получая лицензию на право осуществления операций в иностранной валюте, банк автоматически становится уполномоченным банком, т.е. агентом валютного контроля, осуществляющим контроль над своими клиентами в исполнении ими валютного законодательства.
Как орган валютного контроля Банк России:
■ контролирует деятельность уполномоченных банков — агентов валютного контроля и валютных бирж;
■ является важнейшим институтом в системе валютного контроля внешнеэкономической деятельности;
■ осуществляет контроль валютно-обменных операций, проводимых кредитными организациями;
■ контролирует валютные операции, связанные с движением капитала;
■ проводит мониторинг валютных операций.
При проведении валютного контроля Банк России использует, как и другие органы валютного контроля, разные методы: наблюдение, проверку, обследование, анализ и ревизию.
Валютный контроль предполагает набор специфических способов организации самих контрольных действий, т.е. выступает в разных формах. Так, в зависимости от времени совершения контрольных действий выделяются три формы контроля — предварительный, текущий и последующий. Эти формы используются в тесной взаимосвязи в соответствии с принципом непрерывности контроля.
Как участники валютных правоотношений уполномоченные банки наделяются контрольными полномочиями и в пределах своей компетенции осуществляют контроль соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства России и актов органов валютного регулирования, а также проводят проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов. В то же время уполномоченные банки как кредитные организации являются предметом контроля со стороны Банка России, который как надзорный орган контролирует их деятельность, в том числе в области валютных отношений, проводя, в частности, инспекционные проверки.
Инспекционная деятельность представляет собой один из основных методов валютного контроля. Характер и цели проверок соблюдения уполномоченными банками требований валютного законодательства отличаются от инспектирования кредитных организаций с точки зрения соблюдения ими экономических нормативов и других пруденциальных банковских норм. Главная особенность проверок соблюдения валютного законодательства заключается в том, что во время их проведения выявляются конкретные схемы «утечки капитала» и обхода требований валютного законодательства. Отличительной чертой таких проверок является их комплексность, когда проверяется деятельность не только уполномоченного банка, но и его клиентов.
Банк России контролирует и валютные биржи — юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством, один из видов деятельности которых состоит в организации биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, установленных Банком России.
Деятельность Банка России как органа валютного контроля во внешнеэкономической сфере осуществляется по двум направлениям — валютный контроль во внешнеторговой сфере и в неторговом обороте.
Объект валютного контроля в сфере внешнеторговой деятельности меньше объекта контроля в сфере внешнеэкономической деятельности. Это обусловлено особенностями внешнеторговой деятельности, предметом которой является предпринимательская деятельность в сфере международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.
В зависимости от форм проведения валютного контроля во внешнеторговой деятельности можно выделить следующие его виды:
■ контроль над проведением валютных операций при экспорте и импорте товаров;
■ контроль над операциями по экспорту и импорту услуг, работ и объектов интеллектуальной собственности.
Валютный контроль над проведением расчетов в иностранной валюте за импортируемые (экспортируемые) товары соприкасается с таможенным контролем. Уполномоченные банки передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Банком России.
Основные этапы валютного контроля во внешнеторговой сфере:
■ оформление паспорта сделки, осуществляемое в уполномоченных банках в рамках заключенных внешнеторговых контрактов (служит основанием для таможенного оформления товаров);
■ таможенное оформление экспортируемых (импортируемых) товаров;
■ банковский контроль над движением денежных средств по счетам, обслуживающим внешнеторговые сделки;
■ информационный обмен между уполномоченными банками, таможенными органами и резидентами — участниками внешнеэкономической деятельности.
Репатриация валютной выручки призвана предотвратить «бегство капиталов» из России, обеспечить ликвидность валютного рынка и стабильность курса рубля. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты должны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:
■ получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
■ возврат в Россию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию России (не полученные на таможенной территории России) товары, не выполненные работы, не оказанные услуги, не переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
В общих правилах об обязательной репатриации существуют исключения, дающие право резидентам не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или рубли.
Уполномоченные банки имеют право в пределах своей компетенции запрашивать и получать от резидентов документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядок учета валютных операций и порядок оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций устанавливает Банк России. Он же определяет комплектность документов, представляемых резидентами (юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями) при осуществлении валютных операций в иностранной валюте и валюте Российской Федерации.
Контроль внешнеторговых бартерных сделок имеет специфику. Внешнеторговые бартерные сделки относятся к числу товарообменных операций. Однако на них распространяются нормы валютного законодательства в связи с тем, что при их проведении осуществляется кредитование (и не всегда в денежной форме) экспортно-импортных операций.
Контроль внешнеторговых бартерных сделок базируется в основном на методическом и методологическом обеспечении технологии валютного контроля над экспортно-импортными операциями, но осуществляется в более сложных формах при активном участии не только ФТС России, но и иных контролирующих органов (Минфина России и Минэкономразвития России).
Объектом валютного контроля в неторговом обороте является перемещение валюты и валютных ценностей через таможенную границу России. Валютный контроль в неторговом обороте регламентируется нормативно-правовыми документами, разработанными и принятыми совместно Банком России, Минфином России и ФТС России. Эти нормативные правовые акты регулируют порядок перемещения резидентами и нерезидентами (физическими и юридическими лицами):
■ валюты Российской Федерации, в том числе специально регулируемого перемещения через таможенную границу России памятных монет и монет из драгоценных металлов;
■ внутренних ценных бумаг в документарной форме;
■ наличной иностранной валюты.
Объектом специального жесткого государственного контроля является перемещение через таможенную границу России драгоценных металлов и драгоценных камней (хотя они, согласно Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле», не отнесены к понятию «валютные ценности»).
Банк России как орган валютного контроля осуществляет специальный контроль валютно-обменных операций, проводимых коммерческими банками. Это направление валютного контроля реализуется Банком России в рамках общей системы мониторинга внутреннего рынка наличной иностранной валюты. Конкретные мероприятия в этой области, осуществляемые на постоянной основе территориальными учреждениями Банка России, имеют целью предотвратить необоснованное использование наличной иностранной валюты при расчетах на территории России и обеспечить соблюдение порядка ввоза и вывоза иностранной валюты резидентами и нерезидентами через таможенную границу России.
Банком России создана нормативная база, установившая методы контроля над открытием и функционированием обменных пунктов уполномоченных банков (в соответствии с валютным законодательством проведение валютообменных операций на территории России разрешено только через обменные пункты (операционные кассы) уполномоченных банков), совершением и учетом уполномоченными банками валютно-обменных операций, ввозом и вывозом уполномоченными банками через таможенную границу России наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте.
Организации-резиденты имеют право приобретать безналичную иностранную валюту за рубли на внутреннем валютном рынке только на определенные цели, а именно для:
■ текущих валютных операций;
■ валютных операций, связанных с движением капитала, без наличия разрешений (лицензий) Банка России и при их наличии;
■ платежей в погашение кредитов, полученных в иностранной валюте;
■ оплаты командировочных расходов своих сотрудников, направляемых в командировку за границу;
■ осуществления страховщиком выплат при разрешении Банка России на проведение расчетов в иностранной валюте.
В рамках контроля валютно-обменных операций Банк России осуществляет контроль над подлинностью иностранных денежных знаков. Подлинность иностранных денежных знаков устанавливается путем проведения соответствующих экспертиз.
В России экспертиза подлинности может осуществляться Банком России и МВД России. Банк России проводит экспертизу, во-первых, только тех валют, которые им котируются, во-вторых, сомнительной иностранной валюты, выявленной в кредитных организациях, имеющих право проведения операций с наличной иностранной валютой. Сомнительной иностранной валютой считаются денежные знаки иностранных государств, вызывающие сомнение в их подлинности, а также денежные знаки, имеющие признаки подделки. Подобные денежные знаки предъявителю не возвращаются и подлежат задержанию банком с выдачей клиенту справки о приеме на экспертизу.
Экспертиза проводится в РКЦ территориальных учреждений Банка России сроком не более пяти дней со дня поступления сомнительных денежных знаков. Результаты проверки оформляются в виде акта экспертизы.
Поддельные денежные знаки гасятся штампом «Подделка» и упаковываются в отдельный мешок, который передается в территориальные органы внутренних дел. Признанные подлинными денежные знаки возвращаются в кредитную организацию по акту экспертизы.
Как орган валютного регулирования и валютного контроля Банк России проводит мониторинг валютных операций для обеспечения полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Система отчетности и мониторинга валютных операций предполагает наличие гибкой (способной к модификации) информационной системы сбора, обработки и систематизации поступающих данных по валютным операциям, мониторинга полученной информации и подготовки на этой основе аналитических материалов.
Один из основных элементов в рамках информационной системы валютного регулирования и валютного контроля — организация учета и отчетности по валютным операциям. Она включает в себя разработку нормативно-правовой и методологической базы по формированию статистической отчетности по валютным операциям, осуществляемым уполномоченными банками и их клиентами, порядка учета и представления информации уполномоченными банками в Банк России, а также создание разных комплексов программного обеспечения по обработке отчетности по валютным операциям и доведение их до уполномоченных банков и территориальных учреждений Банка России.
Система отчетности уполномоченных банков по валютным операциям является составной частью их мониторинга, используемого для прогноза основных параметров предложения и спроса на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке и выявления аномальных валютных потоков, указывающих на возможность необоснованного оттока капитала из страны и обхода участниками внутреннего валютного рынка и внешнеторговой деятельности требований валютного законодательства.
В рамках валютного регулирования и валютного контроля в Банке России организован и на постоянной основе ведется мониторинг предложения и спроса на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке. Создана и на регулярной основе пополняется автоматизированная система валютного регулирования, представляющая собой единый банк данных о валютных операциях, осуществленных уполномоченными банками на разных сегментах внутреннего валютного рынка.
Функции валютного контроля от имени Банка России осуществляют Департамент финансового мониторинга и валютного контроля и территориальные учреждения Банка России.
Территориальное учреждение Банка России:
■ организует и осуществляет контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки;
■ контролирует, в том числе путем проведения проверок, соответствие законодательству России и нормативным актам Банка России проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций;
■ рассматривает ходатайства кредитных организаций о получении ими лицензий на осуществление банковских операций в иностранной валюте, дает по ним заключения и представляет их в Банк России. Ставит перед Банком России вопрос об отзыве у уполномоченного банка лицензии на проведение операций в иностранной валюте;
■ регистрирует пункты обмена валюты уполномоченных банков и филиалов банков на основании заявлений кредитных организаций с учетом результатов проверок, а также принимает решение об аннулировании выданных свидетельств о регистрации пунктов обмена валюты;
■ рассматривает отчетность уполномоченных банков и их филиалов по валютным операциям;
■ изучает, анализирует и обобщает практику применения резидентами и нерезидентами валютного законодательства и нормативных актов Банка России.
- Тема 1. Общеэкономические и правовые основы деятельности Центрального банка 5
- Тема 2. Денежно – кредитная политика Банка России 19
- Тема 4. Организация денежного обращения 37
- Тема 5. Организация системы расчетов 42
- Тема 6. Банковское регулирование и надзор 69
- Тема 1. Общеэкономические и правовые основы деятельности Центрального банка
- История возникновения центральных банков
- Правовой статус Банка России
- Роль цб в экономики, цели, функции, основные операции цб
- 3.1. Основные цели деятельности цб
- 3.2. Основные задачи и функции Центрального банка рф
- 3.3. Экономические принципы деятельности цб рф
- 3.4. Основные операции цб
- Структура Центрального банка
- Тема 2. Денежно – кредитная политика Банка России
- 1. Содержание денежно-кредитной политики (дкп)
- 2. Цели денежно-кредитной политики
- 3. Методы и инструменты денежно-кредитной политики
- 3.1. Процентные ставки по операциям Банка России
- 3.2. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования)
- 3.3. Операции на открытом рынке
- 3.4. Рефинансирование кредитных организаций
- 3.5. Валютные интервенции
- 3.6. Установление ориентиров роста денежной массы
- 3.7. Прямые количественные ограничения
- 3.8. Эмиссия облигаций от своего имени
- Тема 4. Организация денежного обращения
- 1. Эмиссионное регулирование
- 2. Выпуск денег в обращение
- 3. Организация кассовой работы в учреждениях цб
- 4. Кассовое обслуживание кредитных организаций
- 5. Прогнозирование наличного денежного оборота
- Тема 5. Организация системы расчетов
- 1. Организация цб безналичных расчетов в нефинансовом секторе экономики
- 3. Безналичные расчеты в финансовом секторе
- Платежи, совершенные через расчетную сеть Банка России (67%)
- Платежи, совершенные через корреспондентские счета банков, открытые друг у друга (8%)
- Платежи, совершенные через внутренние банковские системы расчетов (22%)
- Платежи, совершенные через расчетные небанковские кредитные организации, осуществляющие межбанковский клиринг (3%)
- 3. Организация расчетно – платежного оборота в коммерческом банке
- Расчеты платежными поручениями
- Расчеты по инкассо
- Аккредитивная форма расчетов
- Чековая форма расчетов
- Вексельная форма расчетов
- Тема 6. Банковское регулирование и надзор
- 1. Цели, задачи и методы банковского регулирования и надзора цб
- 2. Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирование банковских операций
- 3. Виды лицензий цб, дающих право на осуществление банковских операций
- 4. Отзыв лицензии на осуществление банковских операций
- 5. Формы ликвидации ко и процедура ликвидации
- 6. Пруденциальный надзор, обязательные нормативы деятельности коммерческого банка
- 7. Базельские принципы эффективного банковского надзора и их реализация в России
- 8. Совершенствование банковского надзора
- Система страхования вкладов
- Центральный каталог кредитных историй
- Тема 7. Валютная политика, валютное регулирование и валютный контроль
- 7.1. Понятие валютной политики
- 7.2. Валютное регулирование и его формы
- 7.3. Валютный контроль: принципы организации
- 7.4.Международное взаимодействие и сотрудничество
- Тема 8. Деятельность Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. И финансированию терроризма
- 8.1. Формирование системы борьбы с отмыванием преступных доходов в России
- 8.2. Субъекты системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма
- 8.3. Роль банка России в функционировании системы борьбы с отмыванием преступных доходов
- Тема 9. Деятельность банка России в сфере государственных финансов
- 9.1. Понятие, сущность государственных финансов
- 9.2. Банк России в системе государственных финансов
- 9.3. Выполнение банком России функций агента пенсионного фонда рф на организованном рынке ценных бумаг
- Тема 10. Деятельность банка России по совершенствованию бухгалтерского учета и отчетности
- 10.1. Основы бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности банка России
- 10.2. Совершенствование бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе России
- 10.3. Деятельность банка России по переводу банковского сектора на составление и представление финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности
- Тема 11. Развитие системы Банка России и повышение эффективности его деятельности
- 11.1. Кадровое обеспечение и обучение персонала
- 11.2. Внутренний аудит в Банке России
- 11.3. Развитие информационно-телекоммуникационной системы Банка России
- 11.4. Участие Банка России в капиталах кредитных и иных организаций
- Нормативные правовые акты
- Научная и учебная
- Вопросы по дисциплине «Организация деятельности Центрального Банка»