logo
лекции ЦБ

Платежи, совершенные через расчетные небанковские кредитные организации, осуществляющие межбанковский клиринг (3%)

Клиринг – система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований. "Временное Положение о клиринговом учреждении", "Временное Положение о порядке выдачи лицензий клиринговым учреждениям" (утв. ЦБ РФ 10.02.1993).

Клиринговое учреждение - это организация, являющаяся юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, заявившая себя в качестве центра взаимных расчетов, которой на основании лицензии, выданной ЦБ РФ, предоставлено право осуществлять расчетные (клиринговые) операции, а также ограниченное количество банковских операций, поддерживающих выполнение клиринга.

Базу для его проведения составляют корреспондентские счета банков, которые могут открываться друг у друга или в специальном клиринговом центре. Количество банков-участников определяет эффективность клиринга: чем больше объем операций, тем полнее происходит урегулирование взаимных требований

Платежи могут проводиться на валовой либо на чистой основе. В первом случае расчеты по каждой сделке осуществляются отдельно, во втором - банки-участники дают возможность требованиям и обязательствам накопиться на протяжении определенного периода времени (как правило, одного операционного дня). В конце периода проводятся расчеты только по взаимно зачтенным обязательствам. Такой взаимозачет сумм кредиторской и дебиторской задолженности и может иметь место между двумя сторонами (двусторонний взаимозачет) или тремя и более сторонами (многосторонний взаимозачет).

По разрешению Банка России организацию клиринговых расчетов может брать на себя небанковские кредитные учреждения на основании лицензий, выдаваемых БР. Клиринговому центру необходимо получить две лицензии: на совершение банковских (в том числе клиринговых) операций, поддерживающих выполнение клиринга, и техническую лицензию, подтверждающую готовность клирингового центра к включению в систему электронных расчетов. Учредителями клиринговых учреждений могут быть коммерческие банки, другие юр. и физ. лица, за исключением органов власти, политических организаций.

Основные задачи клиринговых организаций:

  1. ускорить и активизировать расчеты между банками

  2. увеличение достоверности и надежности расчетов

  3. развитие и обеспечение новых форм безналичных расчетов (пласт. Карт)

  4. наиболее рациональное использование временно свободных ресурсов банков

  5. внедрение современных международных технологий

  6. создание современной банковской структуры.

В России приняты две базовые модели клиринга. По первой классической модели клиринг производится без предварительного депонирования средств на счетах участников клирингового учреждения. По второй - клиринг проводится с предварительным депонированием средств на счетах участников расчетов в клиринговом учреждении.

Рис. Схема расчетов через клиринговую организацию

Главная идея клиринга заключается в том, что только дебетовое сальдо, выявленное на лицевом счете, должно с определенной периодичностью погашаться реальными деньгами, которые передаются в распоряжение клиринговой организации, которая использует их для оплаты кредитового сальдо, образовавшегося у другого участника клиринга.