8.1. Формирование системы борьбы с отмыванием преступных доходов в России
Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, представляет серьезную угрозу как безопасности и финансовой стабильности мировой финансовой системы, так и финансовой системе отдельного государства. Отмывание преступных доходов может привести к серьезному искажению распределения финансовых потоков и соответственно макроэкономических показателей, повышению уровня риска финансового состояния стран, а также оказать негативное воздействие на кредитоспособность международной финансовой системы.
В России борьба с легализацией преступных доходов началась после того, как Международная группа по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в годовом отчете за 1999— 2000 гг. выделила 15 стран («черный» список), которые не придерживаются целенаправленных мер по предотвращению отмывания денег. В этом докладе Россия была охарактеризована как страна «с переходной экономикой, незавершенными реформами, слабой и плохо контролируемой финансовой системой, развитой коррупцией».
Если государство находится в «черном» списке и упорно не предпринимает меры по приведению своего законодательства в соответствие с международными стандартами, к этому государству и ко всем его резидентам на основании рекомендаций ФАТФ применяются следующие контрмеры:
■ идентификация клиента-резидента не сотрудничающей страны проводится до установления с ним каких-либо отношений. Таким путем фактически блокируется возможность осуществления тех операций, которые требуют высокого уровня скорости работы. Это большинство операций на организованных рынках ценных бумаг и денежных рынках, когда сделка проводится в считанные минуты. Требование о предварительной идентификации клиентов блокирует скорость проведения тех или иных операций. Резиденты страны, включенной в «черный» список ФАТФ, фактически (не юридически) утрачивают возможность выхода на соответствующие мировые рынки;
повышается степень бдительности в отношении всех остальных операций, которые проводятся резидентами не сотрудничающих стран. Это означает, что постоянно требуются какие-то дополнительные документы, подтверждающие экономическую целесообразность сделки и то, что она не является прикрытием чужой незаконной деятельности;
затрудняется открытие резидентами стран из «черного» списка филиалов и представительств на территории иностранных государств;
установление повышенного процента, повышенной комиссии по любым сделкам, проводящимся резидентами стран из «черного» списка через резидентов стран — членов ФАТФ.
Федеральный закон от 17 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предоставил государству правовые и организационные возможности для предупреждения операций с денежными средствами или иным имуществом, добытым преступным путем, а также для идентификации и розыска материальных ценностей, подлежащих изъятию. На Банк России как на орган банковского надзора возложены функции, выполнение которых призвано обеспечить и поддержать эффективность системы противодействия отмыванию преступных доходов — организацию специализированного внутреннего контроля. Кредитные организации должны предоставлять в уполномоченный орган сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, которые могут быть связаны с отмыванием преступных доходов. Банк России контролирует исполнение кредитными организациями требований законодательства в этой области.
Участие в создании системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате совершения преступления, путем организации соответствующей работы в банковском секторе стало одним из важнейших направлений деятельности Банка России.
До вступления в силу Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Банком России была разработана и заблаговременно принята необходимая нормативная и методологическая база. Подготовлены Рекомендации по разработке в кредитных организациях правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. При их разработке использовался международный опыт по организации работы по предотвращению проникновения в банковский сектор преступных доходов, в частности рекомендации ФАТФ, Базельского комитета по банковскому надзору, Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (так называемые Вольфсбергские принципы).
В области технологии передачи информации Банк России принял решение об использовании собственных информационных и телекоммуникационных сетей для передачи предусмотренных законом сведений от кредитных организаций в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России) (в настоящее время — Федеральная служба по финансовому мониторингу, ФСФМ России). Практика показала, что с учетом территории России и количества кредитных организаций, большого числа часовых поясов это решение позволило обеспечить требуемую законом оперативность направления информации в ФСФМ России. Наряду с этим организация такой работы с применением унифицированных форматов и специальных каналов связи способствовала высокой степени защищенности передаваемых сведений от несанкционированного доступа, а также обеспечению возможности автоматизированной обработки информации и проверки ее целостности и подлинности в ФСФМ России. Были использованы две степени криптографической защиты информации — шифрование и средства обеспечения целостности и подлинности (код аутентификации сообщений).
Банк России постоянно оказывает кредитным организациям методическую помощь и проводит оперативное консультирование по вопросам исполнения законодательства в сфере противодействия отмыванию преступных доходов. Банк России разработал единые методологические подходы по организации проверок кредитных организаций по исполнению ими требований в сфере противодействия отмыванию преступных доходов.
Одним из основных условий обеспечения функционирования системы по противодействию отмыванию преступных доходов является наличие квалифицированных специалистов, отвечающих за организацию системы внутреннего контроля в области борьбы с отмыванием преступных доходов. Банк России особое внимание уделяет подготовке специалистов кредитных организаций и сотрудников территориальных учреждений Банка России. Наряду с организацией и проведением периодических обучающих мероприятий Банк России
разработал систему комплексного постоянного обучения руководителей и специалистов подразделений территориальных учреждений, обеспечивающих деятельность Банка России в сфере противодействия отмыванию преступных доходов.
Банк России активно взаимодействует с международными и иностранными организациями, занимающимися вопросами борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма.
Предпринятые Банком России усилия по созданию в банковском секторе России системы по противодействию легализации преступных доходов получили высокую оценку международных финансовых и экономических организаций и во многом способствовали принятию в октябре 2002 г. ФАТФ решения об исключении России из списка стран и территорий, не сотрудничающих в деле противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
- Тема 1. Общеэкономические и правовые основы деятельности Центрального банка 5
- Тема 2. Денежно – кредитная политика Банка России 19
- Тема 4. Организация денежного обращения 37
- Тема 5. Организация системы расчетов 42
- Тема 6. Банковское регулирование и надзор 69
- Тема 1. Общеэкономические и правовые основы деятельности Центрального банка
- История возникновения центральных банков
- Правовой статус Банка России
- Роль цб в экономики, цели, функции, основные операции цб
- 3.1. Основные цели деятельности цб
- 3.2. Основные задачи и функции Центрального банка рф
- 3.3. Экономические принципы деятельности цб рф
- 3.4. Основные операции цб
- Структура Центрального банка
- Тема 2. Денежно – кредитная политика Банка России
- 1. Содержание денежно-кредитной политики (дкп)
- 2. Цели денежно-кредитной политики
- 3. Методы и инструменты денежно-кредитной политики
- 3.1. Процентные ставки по операциям Банка России
- 3.2. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования)
- 3.3. Операции на открытом рынке
- 3.4. Рефинансирование кредитных организаций
- 3.5. Валютные интервенции
- 3.6. Установление ориентиров роста денежной массы
- 3.7. Прямые количественные ограничения
- 3.8. Эмиссия облигаций от своего имени
- Тема 4. Организация денежного обращения
- 1. Эмиссионное регулирование
- 2. Выпуск денег в обращение
- 3. Организация кассовой работы в учреждениях цб
- 4. Кассовое обслуживание кредитных организаций
- 5. Прогнозирование наличного денежного оборота
- Тема 5. Организация системы расчетов
- 1. Организация цб безналичных расчетов в нефинансовом секторе экономики
- 3. Безналичные расчеты в финансовом секторе
- Платежи, совершенные через расчетную сеть Банка России (67%)
- Платежи, совершенные через корреспондентские счета банков, открытые друг у друга (8%)
- Платежи, совершенные через внутренние банковские системы расчетов (22%)
- Платежи, совершенные через расчетные небанковские кредитные организации, осуществляющие межбанковский клиринг (3%)
- 3. Организация расчетно – платежного оборота в коммерческом банке
- Расчеты платежными поручениями
- Расчеты по инкассо
- Аккредитивная форма расчетов
- Чековая форма расчетов
- Вексельная форма расчетов
- Тема 6. Банковское регулирование и надзор
- 1. Цели, задачи и методы банковского регулирования и надзора цб
- 2. Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирование банковских операций
- 3. Виды лицензий цб, дающих право на осуществление банковских операций
- 4. Отзыв лицензии на осуществление банковских операций
- 5. Формы ликвидации ко и процедура ликвидации
- 6. Пруденциальный надзор, обязательные нормативы деятельности коммерческого банка
- 7. Базельские принципы эффективного банковского надзора и их реализация в России
- 8. Совершенствование банковского надзора
- Система страхования вкладов
- Центральный каталог кредитных историй
- Тема 7. Валютная политика, валютное регулирование и валютный контроль
- 7.1. Понятие валютной политики
- 7.2. Валютное регулирование и его формы
- 7.3. Валютный контроль: принципы организации
- 7.4.Международное взаимодействие и сотрудничество
- Тема 8. Деятельность Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. И финансированию терроризма
- 8.1. Формирование системы борьбы с отмыванием преступных доходов в России
- 8.2. Субъекты системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма
- 8.3. Роль банка России в функционировании системы борьбы с отмыванием преступных доходов
- Тема 9. Деятельность банка России в сфере государственных финансов
- 9.1. Понятие, сущность государственных финансов
- 9.2. Банк России в системе государственных финансов
- 9.3. Выполнение банком России функций агента пенсионного фонда рф на организованном рынке ценных бумаг
- Тема 10. Деятельность банка России по совершенствованию бухгалтерского учета и отчетности
- 10.1. Основы бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности банка России
- 10.2. Совершенствование бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе России
- 10.3. Деятельность банка России по переводу банковского сектора на составление и представление финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности
- Тема 11. Развитие системы Банка России и повышение эффективности его деятельности
- 11.1. Кадровое обеспечение и обучение персонала
- 11.2. Внутренний аудит в Банке России
- 11.3. Развитие информационно-телекоммуникационной системы Банка России
- 11.4. Участие Банка России в капиталах кредитных и иных организаций
- Нормативные правовые акты
- Научная и учебная
- Вопросы по дисциплине «Организация деятельности Центрального Банка»