logo
лекции ЦБ

11.2. Внутренний аудит в Банке России

Под внутренним аудитом в Банке России понимается контроль, осуществляемый путем проведения регулярных проверок финансо­во-хозяйственной стороны деятельности отдельно взятых подразде­лений и учреждений Банка России, имеющих самостоятельный бух­галтерский баланс, а также путем целевых аудиторских проверок организации выполнения Банком России отдельных функций или операций и проверок выполнения подразделениями и учреждения­ми Банка России законодательных и других нормативных актов (включая внутренние инструкции и положения), регулирующих их деятельность.

Внутренний аудит Банка России осуществляется службой глав­ного аудитора Банка России, непосредственно подчиненной Предсе­дателю Банка России. Служба главного аудитора Банка России со­стоит из Департамента внутреннего аудита и ревизий Банка России, а также ревизионных отделов (управлений, секторов) территориаль­ных учреждений Банка России, Департамента полевых учреждений и дирекции Центрального хранилища Банка России.

Главные задачи службы главного аудитора Банка России:

Общая организация работы по осуществлению внутреннего аудита в Банке России возлагается на Главного аудитора Банка Рос­сии. Он назначается на должность и освобождается от нее Нацио­нальным банковским советом по представлению Совета директоров Банка России и подчиняется Председателю Банка России.

Департамент внутреннего аудита и ревизий Банка России осу­ществляет общую организацию и методическое обеспечение прове­дения ревизий и аудиторских проверок в системе Банка России, а так­же проведение ревизий и целевых проверок работы учреждений и организаций, подчиненных Банку России.

Ревизионные отделы (управления, сектора) территориальных учреждений Банка России, Департамента полевых учреждений и ди­рекции Центрального хранилища Банка России являются структур­ными подразделениями соответствующих учреждений Банка России, а по своим функциональным обязанностям подотчетны Департаменту внутреннего аудита и ревизий Банка России. Ревизионные отделы (уп­равления, сектора) призваны обеспечивать проведение ревизий и це­левых проверок работы структурных подразделений, подчиненных тем учреждениям Банка России, в составе которых они созданы.

Работники ревизионных отделов (управлений, секторов) учреж­дений Банка России могут привлекаться к участию в проведении ревизий и аудиторских проверок иных учреждений и организаций Банка России. Привлечение осуществляется на основании распоряжений руководства Департамента внутреннего аудита и ревизий Банка Рос­сии, согласованных с руководством соответствующих учреждений Банка России.

Приоритетные направления деятельности службы главного аудитора:

На внутренний аудит возложены следующие задачи: оказание помощи руководству субъекта и инициатора проверки; создание вы­сокоэффективной системы бухгалтерского учета и контроля; повыше­ние уровня доверия со стороны внешнего аудита; предупреждение не­достатков, отрицательно влияющих на эффективность деятельности.

Деятельность службы главного аудитора осуществляется на ос­новании утвержденного Председателем Банка России плана прове­дения комплексных ревизий и тематических проверок отдельных направлений работы подразделений, входящих в структуру Банка России, и организаций — юридических лиц, учрежденных Банком России. Наряду с осуществлением плановых мероприятий могут про­водиться внеплановые проверки по поручению руководства Банка России.

Специалисты Департамента внутреннего аудита и ревизий Банка России и ревизионных отделов (управлений, секторов) при выпол­нении своих функциональных обязанностей независимы от руково­дителей тех учреждений и подразделений Банка России, деятельность которых подвергается ревизии или аудиторской проверке.

Текущий контроль над соблюдением исполнительской и служеб­ной дисциплины является прямой служебной обязанностью руково­дителей учреждений системы Банка России и их структурных под­разделений. Текущий контроль не может возлагаться на службу внутреннего аудита, осуществляющую проверку организации конт­роля над исполнительской и служебной дисциплиной только в рам­ках проводимых ревизий и аудиторских проверок.

Таким образом, основной задачей подразделений службы глав­ного аудитора Банка России при проведении ревизий является про­верка работы учреждений и организаций Банка России с позиций обеспечения требований законодательства, правильности докумен­тирования операций, бухгалтерского и статистического учета и от­четности.

Комплексные ревизии деятельности территориальных учрежде­ний Банка России, РКЦ и других организаций и учреждений Банка России, имеющих самостоятельный баланс, проводятся по мере не­обходимости, но не реже одного раза в три года. Решение о проведе­нии комплексной ревизии в отношении любого учреждения Банка России может приниматься Председателем Банка России или Глав­ным аудитором Банка России (по согласованию с Председателем Банка России или его заместителем, курирующим финансовые воп­росы), а в отношении учреждений и организаций, подведомственных территориальному учреждению Банка России, — руководителем этого территориального учреждения. В период между комплексными ре­визиями работа учреждений и организаций системы Банка России ежегодно подвергается текущему аудиту со стороны подразделений службы главного аудитора Банка России, в том числе путем проведе­ния внезапных ревизий денежных средств и других ценностей, тема­тических проверок состояния учетно-операционной работы, докумен­тальных ревизий отдельных операций и участков работы и другими методами аудита.

Под комплексной ревизией понимается документальная провер­ка реальности баланса на начало текущего года и на последнюю от­четную дату, правильности и законности осуществленных расходов, соблюдения правил и порядка совершения хозяйственных и других операций и их отражения по счетам бухгалтерского учета, полноты и достоверности бухгалтерской отчетности, составляемой территори­альными учреждениями и организациями Банка России, обеспече­ния сохранности денежных средств и ценностей, рационального ис­пользования материальных и трудовых ресурсов Банка России, оценка эффективности организации внутреннего контроля над вы­полнением отдельных операций и заданий.

Подразделения службы главного аудитора Банка России стро­ят свою работу на основе годовых планов. Годовой план проведения ревизий территориальных главных управлений (национальных бан­ков), других учреждений и организаций Банка России предусматри­вает примерный срок проведения ревизии и определяет должност­ное лицо, ответственное за организацию проведения ревизии. План утверждается Председателем Банка России по представлению Глав­ного аудитора Банка России. Комплексные ревизии и тематические аудиторские проверки планируются таким образом, чтобы обеспечи­валось ежегодное посещение сотрудниками службы внутреннего аудита всех подведомственных Банку России учреждений и органи­заций.

Аналогичные планы проведения ревизий РКЦ и других учреж­дений и организаций, подведомственных территориальным учреж­дениям Банка России, утверждаются руководителями соответству­ющих учреждений Банка России по представлениям руководителей ревизионных отделов (управлений, секторов) и направляются для сведения в Департамент внутреннего аудита и ревизий Банка Рос­сии. Конкретные сроки проведения ревизий и состав ревизионных бригад определяются соответственно руководителями Департамен­та внутреннего аудита и ревизий Банка России и ревизионных отде­лов (управлений, секторов) по подведомственному кругу ревизуемых учреждений.

Коррективы в утвержденные планы ревизий могут вноситься лицами, их утвердившими, на основании обоснованных ходатайств со стороны должностных лиц, ответственных за проведение ревизий. Общий порядок проведения ревизий учреждений и организаций Бан­ка России и методика ревизии отдельных операций и участков рабо­ты регламентируется указаниями Банка России, подготавливаемы­ми Департаментом внутреннего аудита и ревизий. Руководитель ревизии может вносить уточнения в последовательность, методы и формы проверки с учетом особенностей ревизуемого учреждения. Руководители и иные должностные лица ревизуемой организа­ции обязаны:

не допускать каких-либо действий, направленных на ограни­чение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении реви­зии, а также на изъятие из текста итогового документа включенных в него записей о недостатках в работе, подтверждаемых документами и ссылками на положения законодательства и нормативных докумен­тов Банка России. Виновные в этом должностные лица проверяемых учреждений могут быть привлечены к дисциплинарной или иной от­ветственности.

Ревизия завершается составлением итогового документа (акта ревизии). Он должен содержать выводы об общем состоянии бухгал­терского учета и финансовой отчетности, перечень проверенных уча­стков работы и операций с указанием выявленных недостатков и при­чин их появления, а также общие рекомендации по устранению недостатков. Итоговый документ предназначен для служебного пользования и составляется в трех экземплярах, один из которых предназначен для ревизуемого учреждения. Два остальных экземп­ляра передаются в то учреждение Банка России, которому подчине­но ревизуемое учреждение, при этом один экземпляр подлежит по­стоянному хранению, а другой используется для текущей работы со структурными подразделениями. Возможные возражения со сторо­ны руководства ревизуемого учреждения по отдельным позициям итогового документа оформляются в письменной форме и приобща­ются в качестве приложения к итоговому документу.

После завершения ревизии территориальных учреждений и дру­гих организаций, подчиненных Банку России, итоговые документы и другие материалы представляются в Департамент внутреннего ауди­та и ревизий Банка России с краткой информацией руководителя ревизии (аудитора) о результатах проделанной работы. Департамент внутреннего аудита и ревизий Банка России направляет руководи­телям структурных подразделений центрального аппарата Банка Рос­сии соответствующие профилю их деятельности разделы итогового документа для информации и принятия мер по устранению выявлен­ных недостатков (в части, касающейся компетенции этих структур­ных подразделений).

Поступающие в Департамент внутреннего аудита и ревизий Бан­ка России итоговые документы проведенных ревизий рассматривают­ся Главным аудитором Банка России. О результатах ревизий Главный аудитор Банка России докладывает Председателю Банка России в по­рядке информации или для принятия соответствующего управленче­ского решения. По результатам рассмотрения материалов ревизий (про­верок) принимаются решения с учетом характера выявленных нарушений и недостатков. С целью своевременного предупреждения и устранения недостатков в работе до руководителей территориаль­ных учреждений доводятся обзоры характерных нарушений, выяв­ленных на основных участках работы.

Контроль над устранением территориальными учреждениями и иными подразделениями Банка России выявленных недостатков и выполнением принятых решений по ним осуществляется соответ­ствующими структурными подразделениями центрального аппарата Банка России по относящимся к их компетенции вопросам.

Общий порядок организации аудиторских проверок. Аудитор­ские проверки в рамках внутреннего аудита в Банке России произво­дятся на основании специальных поручений Председателя Банка Рос­сии, решений Совета директоров Банка России или по инициативе Главного аудитора Банка России. Руководители территориальных уч­реждений Банка России могут назначать проведение аудиторских про­верок по кругу подведомственных им учреждений и организаций. Ауди­торской проверке могут подвергаться как отдельные участки работы, так и отдельные операции, в отношении которых по тем или иным причинам возникает потребность в проверке.

Аудиторские проверки осуществляются специалистами подраз­делений службы Главного аудитора Банка России с привлечением, при необходимости, специалистов других подразделений Банка Рос­сии и его учреждений. К аудиту должны привлекаться лица, имеющие соответствующую профессиональную подготовку.

На основании принятого решения об аудиторской проверке того или иного участка деятельности или отдельных операций Банка Рос­сии, а также проверке выполнения подразделениями и учреждения­ми Банка России законодательных и других нормативных актов (включая внутренние инструкции и положения), регулирующих их деятельность, Департамент внутреннего аудита и ревизий Банка Рос­сии готовит программу (задание) аудиторской проверки, утверждае­мую Главным аудитором Банка России. В программе определяются операции или участки деятельности Банка России или нормативные документы, подвергаемые проверке; круг учреждений системы Бан­ка России, охватываемый проверкой; порядок и сроки проведения аудиторской проверки; должностные лица из числа сотрудников службы Главного аудитора Банка России, ответственные за проведе­ние соответствующего направления аудиторской проверки.

Аудиторская проверка проводится путем сбора и анализа соот­ветствующей нормативно-правовой базы и программно-техническо­го обеспечения, показателей бухгалтерской и статистической отчет­ности и иной информации, относящейся к проверяемому участку деятельности Банка России. Аудитор должен иметь доступ к книгам, учетным записям, деловой корреспонденции и иной информации по соответствующему участку работы проверяемого учреждения Банка России. Аудиторы должны выявлять ошибки, неточности и незакон­ные действия при выполнении соответствующих операций, определять возможную степень их влияния на результаты выполнения Бан­ком России своих функций.

По завершении аудиторской проверки составляется аудиторское заключение (отчет), в котором должно содержаться исчерпывающее мнение аудиторов о характере аудиторской проверки, соответствии представляемой финансовой и иной информации Банка России и его учреждений действительному положению дел. Аудиторы исходят из того, что они проводят проверки в интересах Банка России и должны помогать руководству Банка России и его учреждений лучше выпол­нять их функции.

Аудиторское заключение (отчет) рассматривается Главным ауди­тором Банка России и представляется Председателю Банка России с соответствующими рекомендациями и предложениями по реализа­ции материалов аудиторской проверки.