8.3. Роль банка России в функционировании системы борьбы с отмыванием преступных доходов
Значительная роль в системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, отводится Банку России. Он осуществляет контроль над исполнением кредитными организация-
ми и филиалами требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. 9 ст. 7).
При проведении проверок кредитных организаций и их филиалов Банк России проверяет:
наличие правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления;
наличие отвечающего квалификационным требованиям Банка России специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил и реализацию программ;
внутренние документы (в том числе филиалов), позволяющие оценить состояние внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
соблюдение требований об идентификации лиц, находящихся на обслуживании в кредитной организации (клиентов), а также требований о принятии обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по установлению и идентификации выгодоприобретателей;
соблюдение требований о систематическом обновлении информации о клиентах и выгодоприобретателях;
соблюдение требований по документальному фиксированию сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
соблюдение порядка направления в уполномоченный орган сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также иных операциях с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
соблюдение порядка направления в уполномоченный орган сведений в случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом и (или) от проведения операций по основаниям, предусмотренным законом;
соблюдение требований Банка России к подготовке и обучению кадров;
соблюдение требований о запрете на открытие счетов (вкладов) на анонимных владельцев, на открытие счетов (вкладов) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя, а также на установление и поддержание отношений с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления;
соблюдение требования об обязанности предпринимать меры, направленные на предотвращение установления отношений с банками-нерезидентами, в отношении которых имеется информация, что их счета используются банками, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления;
соблюдение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных законом;
соблюдение порядка и сроков хранения информации и документов.
Помимо проведения инспекционных проверок Банк России устанавливает:
требования к правилам внутреннего контроля в кредитных организациях;
квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение в кредитных организациях правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров;
порядок идентификации клиентов и выгодоприобретателей в кредитных организациях;
порядок представления кредитными организациями информации об операциях в уполномоченный орган;
порядок представления в уполномоченный орган информации в случае отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом и (или) от проведения операции с денежными средствами.
Банк России особое внимание уделяет созданию условий, обеспечивающих эффективную реализацию кредитными организациями требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Им ведется активная работа по методическому обеспечению деятельности кредитных организаций и территориальных учреждений Банка России в этой области. Мониторинг и анализ поступающей отчетности кредитных организаций, а также практика надзорной работы
Банка России, в том числе в ходе приема банков в систему страхования вкладов, позволили обобщить основные виды и признаки сомнительных операций, совершаемых клиентами кредитных организаций.
Банк России разработал рекомендации об особенностях обслуживания клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг), а также об особенностях принятия на банковское обслуживание юридических лиц — нерезидентов, не являющихся российскими налогоплательщиками.
В целях предотвращения использования банковской системы для финансирования терроризма Банк России регулярно доводит до кредитных организаций формируемые ФСФМ России изменения в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.
Для совершенствования действующих в кредитных организациях систем внутреннего контроля с учетом накопленного опыта и международных стандартов Банк России издал методические рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. При осуществлении контроля над исполнением кредитными организациями требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма одной из важнейших задач для Банка России является оценка действующих в кредитных организациях систем внутреннего контроля. Это прежде всего вопросы качества и полноты идентификации клиентов и выгодоприобретателей, включая вопросы оценки уровня риска участия клиента в отмывании доходов, полученных преступным путем, а также оценки системности мер, предпринимаемых кредитной организацией по выявлению сомнительных операций своих клиентов, и адекватности правил внутреннего контроля специфике их деятельности.
При принятии решений о применении мер воздействия к кредитным организациям Банк России руководствуется необходимостью соизмерения жесткости избираемых мер воздействия реальным размерам рисков, которые возникают в связи с выявленными недостатками или нарушениями банками законодательства о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
Банк России участвует в деятельности Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая является постоянно действующим координационным органом, образованным в целях обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти и Банка России в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
Эффективность функционирования национальной системы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма во многом определяет внешний имидж государства и является объектом пристального внимания со стороны международного сообщества. В области международного сотрудничества Банк России активно взаимодействует с международными и иностранными организациями.
Банк России сотрудничает с органами банковского надзора иностранных государств по вопросам выявления и предотвращения случаев использования кредитных организаций для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. Положения по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма являются неотъемлемой частью соглашений (меморандумов), заключаемых между Банком России и органами банковского надзора иностранных государств о сотрудничестве в области надзора за деятельностью кредитных организаций.
В целом можно отметить повышение общей культуры восприятия кредитными организациями мер, направленных на противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, осознание ими важности работ в этой области. Совершенствуются механизмы отношений с клиентами, повышаются качество и полнота информации.
- Тема 1. Общеэкономические и правовые основы деятельности Центрального банка 5
- Тема 2. Денежно – кредитная политика Банка России 19
- Тема 4. Организация денежного обращения 37
- Тема 5. Организация системы расчетов 42
- Тема 6. Банковское регулирование и надзор 69
- Тема 1. Общеэкономические и правовые основы деятельности Центрального банка
- История возникновения центральных банков
- Правовой статус Банка России
- Роль цб в экономики, цели, функции, основные операции цб
- 3.1. Основные цели деятельности цб
- 3.2. Основные задачи и функции Центрального банка рф
- 3.3. Экономические принципы деятельности цб рф
- 3.4. Основные операции цб
- Структура Центрального банка
- Тема 2. Денежно – кредитная политика Банка России
- 1. Содержание денежно-кредитной политики (дкп)
- 2. Цели денежно-кредитной политики
- 3. Методы и инструменты денежно-кредитной политики
- 3.1. Процентные ставки по операциям Банка России
- 3.2. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования)
- 3.3. Операции на открытом рынке
- 3.4. Рефинансирование кредитных организаций
- 3.5. Валютные интервенции
- 3.6. Установление ориентиров роста денежной массы
- 3.7. Прямые количественные ограничения
- 3.8. Эмиссия облигаций от своего имени
- Тема 4. Организация денежного обращения
- 1. Эмиссионное регулирование
- 2. Выпуск денег в обращение
- 3. Организация кассовой работы в учреждениях цб
- 4. Кассовое обслуживание кредитных организаций
- 5. Прогнозирование наличного денежного оборота
- Тема 5. Организация системы расчетов
- 1. Организация цб безналичных расчетов в нефинансовом секторе экономики
- 3. Безналичные расчеты в финансовом секторе
- Платежи, совершенные через расчетную сеть Банка России (67%)
- Платежи, совершенные через корреспондентские счета банков, открытые друг у друга (8%)
- Платежи, совершенные через внутренние банковские системы расчетов (22%)
- Платежи, совершенные через расчетные небанковские кредитные организации, осуществляющие межбанковский клиринг (3%)
- 3. Организация расчетно – платежного оборота в коммерческом банке
- Расчеты платежными поручениями
- Расчеты по инкассо
- Аккредитивная форма расчетов
- Чековая форма расчетов
- Вексельная форма расчетов
- Тема 6. Банковское регулирование и надзор
- 1. Цели, задачи и методы банковского регулирования и надзора цб
- 2. Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирование банковских операций
- 3. Виды лицензий цб, дающих право на осуществление банковских операций
- 4. Отзыв лицензии на осуществление банковских операций
- 5. Формы ликвидации ко и процедура ликвидации
- 6. Пруденциальный надзор, обязательные нормативы деятельности коммерческого банка
- 7. Базельские принципы эффективного банковского надзора и их реализация в России
- 8. Совершенствование банковского надзора
- Система страхования вкладов
- Центральный каталог кредитных историй
- Тема 7. Валютная политика, валютное регулирование и валютный контроль
- 7.1. Понятие валютной политики
- 7.2. Валютное регулирование и его формы
- 7.3. Валютный контроль: принципы организации
- 7.4.Международное взаимодействие и сотрудничество
- Тема 8. Деятельность Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. И финансированию терроризма
- 8.1. Формирование системы борьбы с отмыванием преступных доходов в России
- 8.2. Субъекты системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма
- 8.3. Роль банка России в функционировании системы борьбы с отмыванием преступных доходов
- Тема 9. Деятельность банка России в сфере государственных финансов
- 9.1. Понятие, сущность государственных финансов
- 9.2. Банк России в системе государственных финансов
- 9.3. Выполнение банком России функций агента пенсионного фонда рф на организованном рынке ценных бумаг
- Тема 10. Деятельность банка России по совершенствованию бухгалтерского учета и отчетности
- 10.1. Основы бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности банка России
- 10.2. Совершенствование бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе России
- 10.3. Деятельность банка России по переводу банковского сектора на составление и представление финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности
- Тема 11. Развитие системы Банка России и повышение эффективности его деятельности
- 11.1. Кадровое обеспечение и обучение персонала
- 11.2. Внутренний аудит в Банке России
- 11.3. Развитие информационно-телекоммуникационной системы Банка России
- 11.4. Участие Банка России в капиталах кредитных и иных организаций
- Нормативные правовые акты
- Научная и учебная
- Вопросы по дисциплине «Организация деятельности Центрального Банка»