logo
3_kurs / методички / бухгалтерский учет в банках / Бухгалтерский учет в банках упп

9.1. Общие положения

Факторинг. Факторинг – это выполнение банком посреднических операций. В его основе лежит покупка банком счетов-фактур (платежных требований) поставщика на отгруженную продукцию, выполненные работы, услуги. При этом банк получает право на востребование платежа с покупателя и берет на себя риск неоплаты платежных требований. Основной целью факторинга является устранение риска, являющегося неотъемлемой частью любой кредитной организации. За проведенные факторинговые операции клиенты вносят предусмотреннуюв договоре оплату, которая по своему экономическому содержанию является процентом за кредит.

Факторинговые операции. Факторинговые операции – это кредитование продаж поставщика, т.е. предоставление ему факторингового кредита, что позволяет банку получить дополнительные доходы и укрепить связи с клиентами. Факторинговые операции выполняются либо банком, либо специально создаваемыми компаниями. В структуре банка организуется специальная группа (факторинговый отдел), в обязанность которой входит не только заключение договоров, но и контроль, наблюдение за финансовым состоянием и кредитоспособностью плательщиков и которая формирует собственные и заемные ресурсы для покупки у поставщиков платежных документов. Деятельность факторинговых компаний и банковских факторинговых отделов призвана решать проблемы рисков и сроков платежей в отношениях между поставщиками и покупателями и передавать этим отношениям большую устойчивость.

Субъекты факторинга. В операции факторинга участвуют три стороны: клиент фактора (поставщик товара, кредитор), т.е. промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с банком;плательщик (заемщик), т.е. фирма-покупатель товара, получающая отсрочку платежа; фактор (банк), т.е. покупатель требования.

Отличие факторинга от коммерческого кредита. Отличие факторингового кредита от коммерческого для продавца товара состоит в том, что он получает за проданный товар платеж наличными, а при продаже в кредит продавец получает только вексель. Полученный вексель поставщик может учесть в банке и получить наличные деньги, но в меньшей сумме, чем при продаже счета-фактуры. Для покупателя преимущество факторингового кредитования заключается в получении возможности вернуть долг через более длительныйсрок в, отдельных случаях договор по долговым обязательствам пролонгируется.

Отличие факторинга от банковской гарантии. При факторинге банк обязуется оплатить сумму предоставленных ему платежных требований вне зависимости от того, оплатили ли долги контрагенты-поставщики. При банковской гарантии банк обязуется в случае неуплаты клиентом в срок причитающихся ему сумм произвести платеж за свой счет. В России поставщик получает от факторингового отдела немедленно или через 2-3 дня определенный процент от требований.

Виды факторинга. Существует два вида факторинга: конвенционный и конфиденциальный.

Конвенционный факторинг– это универсальная система финансового обслуживания клиентов, включающая бухгалтерский учет, расчеты с поставщиками и покупателями, страховое кредитование, представительство и т.д. За клиентом сохраняется только производственная функция. Эта система позволяет предприятию сократить издержки производства, но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от факторинговой фирмы, т.к. такие отношения ведут к полному осведомлению о делах своих клиентов подчинению и к своему влиянию и контролю. Такое обслуживание означает, что банк покупает у своего клиента права на получение денег от покупателя, при этом сразу же зачисляется на его счет около 80 % стоимости отгрузки, а остальную сумму в обусловленный срок независимо от поступлений денег от дебитора. По существу это кредит под отгруженные товары, за которые клиент платит обусловленный процент.

Конфиденциальный факторинг ограничивается только несколькими операциями: уступкой права на получение денег; оплатой долгов и т.д.Он является формой предоставления поставщику - клиенту факторинга кредитапод отгруженные товары, а покупателю клиента факторинга платежного кредита.

Фирма-фактор. Финансовые институты, которые предоставляют факторинговыеуслуги, называются «фирма-фактор». Чаще всего они представляют собой дочерние фирмы при крупных банках, осуществляющие и обеспечивающие высокую надежность факторинговых сделок и минимальные издержки для клиентов. Разветвленная сеть специализированных филиалов для факторингового обслуживания предприятия в различных странах создана крупными транснациональными корпорациями. На международном уровне действует ассоциация «Фэкторз Чейз Интернешенел», членами которой являются 95 % факторинговых компаний из 40 стран мира. Членами этой ассоциации может быть не более чем 3-4 банка в одной стране.