logo search
лекции ЦБ

2. Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирование банковских операций

Создание кредитной организации проходит три этапа.

Первый этап – учреждение кредитной организации.

Учреждение будущей кредитной организации заключается в определённом наборе действий учредителей по созданию кредитной организации:

Второй этап – государственная регистрация кредитной организации.

Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России одновременно с решением о выдаче лицензии на осуществление банковских операций. После принятия решения БР регистрацию осуществляют органы Федеральной налоговой службы РФ, которые ведут сейчас единый государственный реестр юридических лиц.

Документы, необходимые для государственной регистрации и получения лицензии:

  1. заявление о государственной регистрации, а также ходатайство о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций на имя руководителя Банка России;

  2. учредительные документы;

  3. бизнес-план;

  4. протокол учредительного собрания (в дополнение представляется протокол заседания совета директоров кредитной организации, содержащий решение об избрании председателя совета директоров);

  5. документ об оплате госпошлины и лицензионного сбора;

  6. документы, подтверждающие соответствие учредителей предъявляемым требованиям;

  7. анкеты кандидатов на должности руководителей с приложением копий соответствующих документов (трудовых книжек, документов об образовании).

Документы подаются в территориальное учреждение БР по месту нахождения исполнительного органа кредитной организации. Решение принимается в шестимесячный срок.

Банк России не позднее 3 рабочих дней уведомляет о регистрации учредителей кредитной организации и выдаёт документ о государственной регистрации.

Сообщение о государственной регистрации кредитной организации публикуется в «Вестнике Банка России».

Третий этап создания кредитной организации – получение лицензии.

Одновременно с уведомлением о регистрации кредитной организации Банк России предъявляет учредителям письменное требование произвести оплату 100 % объявленного уставного капитала в месячный срок. (иначе ликвидируют).

Для оплаты УК кредитной организации открывается корреспондентский счёт в Банке России. Если кредитная организация создаётся в форме АО, то в этот же срок происходит размещение акций (их эмиссия регистрируется одновременно с принятием решения о регистрации кредитной организации).

При предъявлении документов об оплате УК БР в трёхдневный срок выдаёт лицензию на осуществление банковских операций.

Банковский надзор начинается с лицензирования. Его цель – ограничить совершение банковских операций только теми юридическими лицами, которые соответствуют определенным требованиям:

  1. минимальное требование к капиталу;

  2. качество руководя­щего состава (не допускаются к управлению банком финансово несостоятельные или привлекавшиеся к судебной ответствен­ности лица, а также подвергаются проверке опыт и честность менеджеров, чтобы исключить возможность управления банком некомпетентными и неподготовленными лицами);

  3. ограниче­ние прав собственности (в некоторых странах в индивидуальной собственности может находиться не более 5% оплаченного ак­ционерного капитала банка. В случае если группа акционеров, владеющая в общей сложности 15-20% акционерного капитала банка, заявит о намерении принять на себя управление банком, разрешение это должно быть получено у властей).

ЦБ осуществляет государственную регистрацию кредитных операций и лицензирование банковских операций. К банковским операци­ям, требующим получения лицензии, относятся:

  1. привлече­ние денежных средств физическими и юридически лицами во вклады;

  2. разме­щение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

  3. открытие и введение банковских счетов;

  4. осуществление расчетов по поручению;

  5. инкассация денежных средств, век­селей, платежей и расчетных документов и кассовое обслужи­вание;

  6. купля-продажа иностранной валюты;

  7. привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

  8. выдача банковских гарантий;

  9. осуществление перевода денежных средств по поручению физ. яиц без открытия банковских сче­тов (за исключением почтовых переводов).

В законодательстве перечислены сделки, которые имеют право осуществлять КО без получения специальной лицензии. При этом им запрещено заниматься производственной, торго­вой и страховой деятельностью.

Все кредитные организации подлежат государственной регистрации в ЦБ. ЦБ уполномочен вести Книгу государственной регистрации КО РФ.

Под регистрацией КО понимается наделение статусом юр. лица специализированной организации, предметом деятель­ности которой является осуществление банковских операций. Соответствующая запись осуществляется ЦБ. Регистрация КО позволяет вести учет и осуществлять постоянный банковский надзор за их деятельностью.

В соответствии с принятой международной практикой ЦБ устанавливает требования к минимальному размеру уставного капитала, необходимого для созданий КО, и минимальному размеру собственных средств (капитала) банка. Рублевый эк­вивалент этого параметра определяется ЦБ ежеквартально на основании курса евро по отношению к российскому рублю.

В соответствии с действующим законодательством ЦБ осу­ществляет контроль за крупными акционерами. Так, приобретение более 5% долей (акций) кредитной организации одним уч­реждением либо группой связанных между совой учредителей требует уведомления об этом ЦБ. Приобретение указанными ли­цами более 20% долей (акций) КО требует получение предвари­тельного согласия ЦБ в порядке, установленном инструкцией. При этом проверяется финансовое положение приобретателей.

Кандидатуры на руководящие должности в КО установленном порядке согласовываются с территориальными учреж­дениями ЦБ. Наименование кредитной организации должно сыть предварительно согласовано с ЦБ. Решение о регистра­ции принимается Комитетом банковского надзора ЦБ.

Основания для отказа регистрации КО: