7.2. Валютное регулирование и его формы
Валютное регулирование — совокупность мероприятий в области валютных отношений, определяемых в законодательном и административном порядке в соответствии с целями, направлениями и программой реализации валютной политики. Валютное регулирование определено в качестве одного из инструментов государственной денежно-кредитной политики.
Как инструмент денежно-кредитной политики валютное регулирование может быть реализовано следующими двумя методами:
1)административными — изданием обязательных для исполнения всеми участниками валютных отношений нормативных правовых актов, устанавливающих порядок совершения валютных операций, в том числе посредством валютных ограничений — мер запретительного характера, направленных на лимитирование операций резидентов и нерезидентов с валютными ценностями;
2) экономическими — проведением уполномоченным органом политики процентных ставок, операций на открытом рынке, валютных интервенций и др.
Органами валютного регулирования в России являются Банк России и Правительство РФ.
В Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» закреплены следующие основные принципы валютного регулирования и валютного контроля в России:
■ приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
■ исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
■ единство внешней и внутренней валютной политики России;
■ единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
■ обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Основные методы валютного регулирования, используемые в России в условиях либерализации валютного законодательства:
■ ограничение суммы валютных операций (ст. 8, 14, 15 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»);
■ ограничение субъектного состава при проведении валютных операций (ст. 9);
■ требование репатриации валютной выручки (ст. 19);
■ установление порядка проведения и учета валютных операций (ст. 14, 20).
Контроль над осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Банк России.
Выделяют следующие формы валютного регулирования: регулирование валютного курса, управление государственными золотовалютными резервами (международными резервными активами) и нормативно-правовое валютное регулирование.
Основной экономической категорией валютных отношений является валютный курс. Он выражает соотношение между денежными единицами разных стран. Его главная функция — обеспечение пропорциональности обмена валют. Курс является критерием эффективности внешнеэкономических операций и оказывает регулирующее воздействие на платежный баланс.
Существуют четыре основные системы валютных курсов: 1) свободное плавание; 2) управляемое плавание; 3) фиксирование курса; 4) целевые зоны. В зависимости от признаков различают следующие виды валютных курсов:
■ по участнику сделки — курс покупателя, курс продавца и средний курс;
■ используемому режиму — фиксированный, плавающий и смешанный;
■ учету инфляции — номинальный и реальный;
■ способу установления — рыночный и официальный;
■ виду валютных сделок — курс текущих сделок (спот-курс) и курс срочных сделок (форвардный).
Валютные курсы различаются в зависимости от того, совершается покупка или продажа валюты. По курсу покупателя банк приобретает иностранную валюту, а по курсу продавца продает ее.
При фиксированном режиме валютный курс фиксируется по отношению к какой-либо одной иностранной валюте, к коллективной денежной единице (СДР, евро) либо к валютной корзине, составленной из валют основных торговых партнеров страны. При этом режиме участники рынка свободно проводят операции, а органы валютного регулирования лишь стабилизируют резкие изменения курса в согласованных пределах.
В режиме свободного плавания валютный курс изменяется в зависимости от рыночного спроса и предложения. По методологии Международного валютного фонда существует два варианта использования плавающего валютного курса — режим управляемого плавания (флотации) и режим самостоятельного свободного плавания. При управляемом валютном курсе центральный банк устанавливает размер колебания валютного курса, его используют страны с переходной экономикой.
Существуют варианты регулирования валютного курса в рамках управляемого плавания. При валютном коридоре девальвация национальной валюты происходит на не известную заранее величину в рамках допустимого предела (коридора). В рамках ползущей привязки происходит ежедневная девальвация национальной валюты на заранее запланированную и опубликованную величину. Возможно одновременное использование механизма валютного коридора и ползущей привязки, получившее название «наклонный коридор». Режим самостоятельного свободного плавания валютного курса могут позволить себе страны с высоким уровнем экономического развития (США, Япония, Германия и др.). Однако в чистом виде он редко применяется в течение длительного времени.
Некоторые страны применяют смешанные между фиксированным и плавающим режимы валютного курса. Это так называемый механизм валютного совета, предполагающий покрытие любого прироста денежной массы исключительно приростом резервов иностранной валюты. Валютный совет (или центральный банк) совершает интервенции для обмена резервных денег на иностранную валюту по фиксированному курсу.
В зависимости от инфляции различают номинальный и реальный валютные курсы. Номинальный валютный курс определяет соотношение одной валюты по отношению к другой. Реальный валютный курс определяется как номинальный курс, скорректированный на соотношение цен внутри страны и цен других стран (уровней инфляции).
Политика центральных банков в значительной степени направлена на сдерживание резкого повышения реального курса национальной валюты в соответствии с принятыми обязательствами. Повышение реального курса национальной валюты является нежелательным фактором. В странах с низкой эффективностью торговых операций (с учетом внутренних издержек) реальное укрепление национальной валюты может привести к ее частичному сокращению, кроме того, может способствовать дополнительному притоку мобильного спекулятивного иностранного капитала на национальный финансовый рынок.
В зависимости от роли уполномоченных органов в его установлении различают рыночный и официальный валютный курс. Рыночный валютный курс устанавливается на внутреннем валютном рынке основными его участниками, как правило, на основе операций, проводимых крупнейшими коммерческими банками на межбанковском валютном рынке. Официальный валютный курс котируется центральным банком на основе политики, проводимой государством в области валютных курсов, с учетом ситуации, складывающейся на межбанковском валютном рынке. Он используется для целей внешних расчетов государства, таможенных платежей и ведения бухгалтерского учета.
В зависимости от видов валютных сделок различают курсы текущие (спот-курс) и срочные (форвард). При заключении текущих валютных сделок обмен валюты производится немедленно по текущему валютному курсу. Форвардный курс получается посредством прибавления премии к текущему курсу или вычитания скидки из него. Валюта котируется с премией или дисконтом на валютном рынке в зависимости от ожидаемых перспектив динамики ее курса и от уровня международных процентных ставок к ней. Если валюта котируется на срок со скидкой, ее форвардный курс ниже текущего, и наоборот.
Помимо обменных валютных курсов существуют расчетные курсы (средний курс, кросс-курс), применяемые при статистических сопоставлениях и экономическом анализе. К ним относится, например, средний курс, представляющий собой арифметическую среднюю курсов продавца и покупателя. Такого курса в действительности не существует, однако его величина ежедневно сообщается средствами массовой информации. Кросс-курс — это курс, полученный расчетным путем из курсов двух соответствующих валют к третьей валюте.
Управление государственными золотовалютными резервами (международными резервными активами) является элементом валютного регулирования, реализуемого правительством и центральным банком любого государства. В официальных публикациях и научной литературе наряду с термином «золотовалютные резервы» используются определения «международные резервы» или «международная ликвидность». Эти понятия синонимы термину «золотовалютные резервы». Однако при использовании обозначений «международные резервы» и «международная ликвидность» речь идет прежде всего о высоколиквидных финансовых активах.
Международными резервами страны называются высоколиквидные внешние активы, которые находятся под контролем органов денежно-кредитного регулирования и в любой момент могут быть использованы этими органами для прямого финансирования дефицита платежного баланса, для косвенного воздействия на размер этого дефицита с помощью интервенций на валютных рынках, оказывающих влияние на курс национальной валюты, или могут найти какое-либо аналогичное применение.
Международные резервы рассчитываются Банком России на основании балансовых и оперативных данных Банка России и информации Минфина России с учетом начисленных процентов.
Методологической основой разработки данных о международных (золотовалютных) резервах России являются подходы, изложенные в изданиях Международного валютного фонда: «Международные резервы и ликвидность в иностранной валюте. Формы предоставления данных: руководящие принципы» (2001) и пятое издание «Руководства по платежному балансу» (1993).
Международные резервы России представляют собой высоколиквидные внешние финансовые активы (валютные резервы) и монетарное золото.
Внешние финансовые активы состоят из резервных активов в иностранной валюте, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в Международном валютном фонде и других резервных активов.
Резервные активы в иностранной валюте представляют собой высоколиквидные финансовые требования Банка России, номинированные в американских долларах, евро, английских фунтах, швейцарских франках, японских иенах, СДР и в массе золота, размещенного на обезличенных «металлических» счетах и в депозитах, к контрагентам-нерезидентам России, имеющим рейтинги долгосрочной кредитоспособности не ниже «АА-» по классификациям Fitch Ratings и Standard&Poor's или «ААЗ» по классификации Moody's. Финансовые требования могут быть выражены в следующих формах:
■ наличная иностранная валюта и платежные документы, являющиеся обязательствами нерезидентов;
■ остатки средств на корреспондентских счетах и депозиты до востребования в банках-нерезидентах;
■ депозиты в банках-нерезидентах с первоначальным сроком погашения до одного года включительно;
■ ценные бумаги, выпущенные нерезидентами;
■ прочие финансовые требования к нерезидентам с первоначальным сроком погашения до одного года включительно.
Часть Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния РФ, номинированная в иностранной валюте и размещенная на счетах в Банке России, переразмещается Банком России в иностранные финансовые активы, которые являются составной частью международных резервов России.
СДР представляют собой международные активы, созданные Международным валютным фондом для пополнения международных резервов государств — членов фонда.
Резервная позиция Международного валютного фонда определяется как средства, выраженные в СДР и в валюте, которые Россия вправе изъять из своего членского взноса в фонд в безусловном порядке, а также задолженность фонда перед Россией по предоставленным займам.
В категории «другие резервные активы» учитываются средства в форме обратных РЕПО.
Монетарное золото определяется как принадлежащие Банку России и Правительству РФ золотые слитки стандартного образца с чистотой металла не менее 995/1000. Включается золото, находящееся в хранилище, в пути и на ответственном хранении, в том числе за границей. Решения по формированию, использованию и управлению золотовалютными резервами России принимает Банк России, поскольку эти решения относятся к сфере государственной денежно-кредитной политики.
Золотовалютные резервы России, в состав которых входят золотовалютные резервы Минфина России и Банка России, находятся на счетах Банка России, который вместе с Минфином России управляет этими резервными активами. При этом Банк России выплачивает Минфину России процентный доход, поступающий в доход федерального бюджета.
Правительство РФ определяет общие направления резервной политики (допустимый уровень ликвидности, надежности валютных резервов, пределы их использования для регулирования курса рубля). Банк России управляет золотовалютными резервами на основании п. 7 ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Деятельность по управлению золотовалютными резервами Банка России осуществляется в соответствии с Основными принципами управления валютными резервами Банка России, утверждаемыми Советом директоров Банка России, нормами и процедурами, установленными другими внутренними документами Банка России, договорами, заключенными с контрагентами Банка России, применимым законодательством, а также используемой центральными банками практикой управления золотовалютными резервами.
Золотовалютные резервы Банка России — величина, измеряемая в долларах США, рассчитываемая как разность между суммой резервных валютных активов Банка России, принадлежащего ему монетарного золота и золота на счетах в зарубежных банках и обязательствами Банка России перед зарубежными контрагентами (в резервных иностранных валютах; в долговых ценных бумагах зарубежных эмитентов, номинированных в резервных иностранных валютах; в золоте).
Цель управления золотовалютными резервами — обеспечение оптимального сочетания сохранности, ликвидности и доходности резервных активов. Обеспечение сохранности резервов достигается за счет применения комплексной системы управления рисками, строящейся на использовании высоконадежных инструментов финансового рынка, предъявления высоких требований к иностранным контрагентам Банка России и ограничения рисков на каждого из них в зависимости от оценок его кредитоспособности, проведения операций в соответствии с защищающими интересы Банка России договорами, заключенными с иностранными контрагентами.
Для достижения оптимального сочетания уровня ликвидности и доходности золотовалютных резервов Банка России в их составе выделены операционный и инвестиционный портфели. Операционный портфель включает в себя краткосрочные инструменты денежного рынка (остатки на корреспондентских счетах, депозиты, сделки РЕПО, краткосрочные дисконтные ценные бумаги), управление этим портфелем обеспечивает поддержание необходимого уровня ликвидности валютных резервов. Средства инвестиционного портфеля размещаются в более долгосрочные и соответственно рисковые и доходные инструменты международного рынка капиталов. Управление инвестиционным портфелем направлено на получение дополнительной доходности при соблюдении установленных ограничений по сохранности и ликвидности резервов.
Управление валютными резервами связано с принятием Банком России финансовых рисков, основными видами которых являются рыночный (валютный и процентный) и кредитный. Процесс управления рисками при проведении операций с валютными резервами включает в себя процедуры выявления рисков, их оценки, установления лимитов и контроль над их соблюдением. Принимаемый Банком России уровень валютного риска определяется нормативной валютной структурой валютных резервов Банка России и пределами отклонения от нее.
Нормативно-правовое регулирование базируется на российском валютном законодательстве и предполагает установление порядка проведения текущих и капитальных международных операций, регламентирование внутреннего рынка, порядок получения валютных лицензий и др. Банк России наделен правом издания нормативных правовых актов, обязательных для исполнения всеми участниками валютного рынка, и внешнеэкономической деятельности, что определяет приоритетность его нормотворческих полномочий.
- Тема 1. Общеэкономические и правовые основы деятельности Центрального банка 5
- Тема 2. Денежно – кредитная политика Банка России 19
- Тема 4. Организация денежного обращения 37
- Тема 5. Организация системы расчетов 42
- Тема 6. Банковское регулирование и надзор 69
- Тема 1. Общеэкономические и правовые основы деятельности Центрального банка
- История возникновения центральных банков
- Правовой статус Банка России
- Роль цб в экономики, цели, функции, основные операции цб
- 3.1. Основные цели деятельности цб
- 3.2. Основные задачи и функции Центрального банка рф
- 3.3. Экономические принципы деятельности цб рф
- 3.4. Основные операции цб
- Структура Центрального банка
- Тема 2. Денежно – кредитная политика Банка России
- 1. Содержание денежно-кредитной политики (дкп)
- 2. Цели денежно-кредитной политики
- 3. Методы и инструменты денежно-кредитной политики
- 3.1. Процентные ставки по операциям Банка России
- 3.2. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования)
- 3.3. Операции на открытом рынке
- 3.4. Рефинансирование кредитных организаций
- 3.5. Валютные интервенции
- 3.6. Установление ориентиров роста денежной массы
- 3.7. Прямые количественные ограничения
- 3.8. Эмиссия облигаций от своего имени
- Тема 4. Организация денежного обращения
- 1. Эмиссионное регулирование
- 2. Выпуск денег в обращение
- 3. Организация кассовой работы в учреждениях цб
- 4. Кассовое обслуживание кредитных организаций
- 5. Прогнозирование наличного денежного оборота
- Тема 5. Организация системы расчетов
- 1. Организация цб безналичных расчетов в нефинансовом секторе экономики
- 3. Безналичные расчеты в финансовом секторе
- Платежи, совершенные через расчетную сеть Банка России (67%)
- Платежи, совершенные через корреспондентские счета банков, открытые друг у друга (8%)
- Платежи, совершенные через внутренние банковские системы расчетов (22%)
- Платежи, совершенные через расчетные небанковские кредитные организации, осуществляющие межбанковский клиринг (3%)
- 3. Организация расчетно – платежного оборота в коммерческом банке
- Расчеты платежными поручениями
- Расчеты по инкассо
- Аккредитивная форма расчетов
- Чековая форма расчетов
- Вексельная форма расчетов
- Тема 6. Банковское регулирование и надзор
- 1. Цели, задачи и методы банковского регулирования и надзора цб
- 2. Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирование банковских операций
- 3. Виды лицензий цб, дающих право на осуществление банковских операций
- 4. Отзыв лицензии на осуществление банковских операций
- 5. Формы ликвидации ко и процедура ликвидации
- 6. Пруденциальный надзор, обязательные нормативы деятельности коммерческого банка
- 7. Базельские принципы эффективного банковского надзора и их реализация в России
- 8. Совершенствование банковского надзора
- Система страхования вкладов
- Центральный каталог кредитных историй
- Тема 7. Валютная политика, валютное регулирование и валютный контроль
- 7.1. Понятие валютной политики
- 7.2. Валютное регулирование и его формы
- 7.3. Валютный контроль: принципы организации
- 7.4.Международное взаимодействие и сотрудничество
- Тема 8. Деятельность Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. И финансированию терроризма
- 8.1. Формирование системы борьбы с отмыванием преступных доходов в России
- 8.2. Субъекты системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма
- 8.3. Роль банка России в функционировании системы борьбы с отмыванием преступных доходов
- Тема 9. Деятельность банка России в сфере государственных финансов
- 9.1. Понятие, сущность государственных финансов
- 9.2. Банк России в системе государственных финансов
- 9.3. Выполнение банком России функций агента пенсионного фонда рф на организованном рынке ценных бумаг
- Тема 10. Деятельность банка России по совершенствованию бухгалтерского учета и отчетности
- 10.1. Основы бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности банка России
- 10.2. Совершенствование бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе России
- 10.3. Деятельность банка России по переводу банковского сектора на составление и представление финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности
- Тема 11. Развитие системы Банка России и повышение эффективности его деятельности
- 11.1. Кадровое обеспечение и обучение персонала
- 11.2. Внутренний аудит в Банке России
- 11.3. Развитие информационно-телекоммуникационной системы Банка России
- 11.4. Участие Банка России в капиталах кредитных и иных организаций
- Нормативные правовые акты
- Научная и учебная
- Вопросы по дисциплине «Организация деятельности Центрального Банка»