logo search
лекции ЦБ

7.2. Валютное регулирование и его формы

Валютное регулирование — совокупность мероприятий в обла­сти валютных отношений, определяемых в законодательном и адми­нистративном порядке в соответствии с целями, направлениями и программой реализации валютной политики. Валютное регулиро­вание определено в качестве одного из инструментов государствен­ной денежно-кредитной политики.

Как инструмент денежно-кредитной политики валютное регу­лирование может быть реализовано следующими двумя методами:

1)административными — изданием обязательных для исполне­ния всеми участниками валютных отношений нормативных правовых актов, устанавливающих порядок совершения валютных операций, в том числе посредством валютных ограничений — мер запретитель­ного характера, направленных на лимитирование операций резиден­тов и нерезидентов с валютными ценностями;

2) экономическими — проведением уполномоченным органом политики процентных ставок, операций на открытом рынке, валют­ных интервенций и др.

Органами валютного регулирования в России являются Банк России и Правительство РФ.

В Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О ва­лютном регулировании и валютном контроле» закреплены следу­ющие основные принципы валютного регулирования и валютного контроля в России:

■ приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

■ исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

■ единство внешней и внутренней валютной политики России;

■ единство системы валютного регулирования и валютного кон­троля;

■ обеспечение государством защиты прав и экономических ин­тересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Основные методы валютного регулирования, используемые в России в условиях либерализации валютного законодательства:

■ ограничение суммы валютных операций (ст. 8, 14, 15 Феде­рального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»);

■ ограничение субъектного состава при проведении валютных операций (ст. 9);

■ требование репатриации валютной выручки (ст. 19);

■ установление порядка проведения и учета валютных опера­ций (ст. 14, 20).

Контроль над осуществлением валютных операций кредитны­ми организациями, а также валютными биржами осуществляет Банк России.

Выделяют следующие формы валютного регулирования: регу­лирование валютного курса, управление государственными золото­валютными резервами (международными резервными активами) и нормативно-правовое валютное регулирование.

Основной экономической категорией валютных отношений яв­ляется валютный курс. Он выражает соотношение между денежны­ми единицами разных стран. Его главная функция — обеспечение пропорциональности обмена валют. Курс является критерием эффек­тивности внешнеэкономических операций и оказывает регулирующее воздействие на платежный баланс.

Существуют четыре основные системы валютных курсов: 1) сво­бодное плавание; 2) управляемое плавание; 3) фиксирование курса; 4) целевые зоны. В зависимости от признаков различают следующие виды валютных курсов:

■ по участнику сделки — курс покупателя, курс продавца и сред­ний курс;

■ используемому режиму — фиксированный, плавающий и сме­шанный;

■ учету инфляции — номинальный и реальный;

■ способу установления — рыночный и официальный;

■ виду валютных сделок — курс текущих сделок (спот-курс) и курс срочных сделок (форвардный).

Валютные курсы различаются в зависимости от того, соверша­ется покупка или продажа валюты. По курсу покупателя банк приоб­ретает иностранную валюту, а по курсу продавца продает ее.

При фиксированном режиме валютный курс фиксируется по отношению к какой-либо одной иностранной валюте, к коллектив­ной денежной единице (СДР, евро) либо к валютной корзине, состав­ленной из валют основных торговых партнеров страны. При этом ре­жиме участники рынка свободно проводят операции, а органы валютного регулирования лишь стабилизируют резкие изменения курса в согласованных пределах.

В режиме свободного плавания валютный курс изменяется в за­висимости от рыночного спроса и предложения. По методологии Международного валютного фонда существует два варианта исполь­зования плавающего валютного курса — режим управляемого плава­ния (флотации) и режим самостоятельного свободного плавания. При управляемом валютном курсе центральный банк устанавливает раз­мер колебания валютного курса, его используют страны с переход­ной экономикой.

Существуют варианты регулирования валютного курса в рам­ках управляемого плавания. При валютном коридоре девальвация национальной валюты происходит на не известную заранее величи­ну в рамках допустимого предела (коридора). В рамках ползущей привязки происходит ежедневная девальвация национальной валю­ты на заранее запланированную и опубликованную величину. Воз­можно одновременное использование механизма валютного коридо­ра и ползущей привязки, получившее название «наклонный коридор». Режим самостоятельного свободного плавания валютного курса мо­гут позволить себе страны с высоким уровнем экономического раз­вития (США, Япония, Германия и др.). Однако в чистом виде он ред­ко применяется в течение длительного времени.

Некоторые страны применяют смешанные между фиксирован­ным и плавающим режимы валютного курса. Это так называемый механизм валютного совета, предполагающий покрытие любого при­роста денежной массы исключительно приростом резервов иностран­ной валюты. Валютный совет (или центральный банк) совершает интервенции для обмена резервных денег на иностранную валюту по фиксированному курсу.

В зависимости от инфляции различают номинальный и реаль­ный валютные курсы. Номинальный валютный курс определяет со­отношение одной валюты по отношению к другой. Реальный валют­ный курс определяется как номинальный курс, скорректированный на соотношение цен внутри страны и цен других стран (уровней ин­фляции).

Политика центральных банков в значительной степени направ­лена на сдерживание резкого повышения реального курса националь­ной валюты в соответствии с принятыми обязательствами. Повыше­ние реального курса национальной валюты является нежелательным фактором. В странах с низкой эффективностью торговых операций (с учетом внутренних издержек) реальное укрепление национальной валюты может привести к ее частичному сокращению, кроме того, может способствовать дополнительному притоку мобильного спеку­лятивного иностранного капитала на национальный финансовый рынок.

В зависимости от роли уполномоченных органов в его установ­лении различают рыночный и официальный валютный курс. Рыноч­ный валютный курс устанавливается на внутреннем валютном рын­ке основными его участниками, как правило, на основе операций, проводимых крупнейшими коммерческими банками на межбанков­ском валютном рынке. Официальный валютный курс котируется цен­тральным банком на основе политики, проводимой государством в об­ласти валютных курсов, с учетом ситуации, складывающейся на межбанковском валютном рынке. Он используется для целей внеш­них расчетов государства, таможенных платежей и ведения бухгал­терского учета.

В зависимости от видов валютных сделок различают курсы те­кущие (спот-курс) и срочные (форвард). При заключении текущих валютных сделок обмен валюты производится немедленно по теку­щему валютному курсу. Форвардный курс получается посредством прибавления премии к текущему курсу или вычитания скидки из него. Валюта котируется с премией или дисконтом на валютном рынке в зависимости от ожидаемых перспектив динамики ее курса и от уровня международных процентных ставок к ней. Если валюта котируется на срок со скидкой, ее форвардный курс ниже текущего, и наоборот.

Помимо обменных валютных курсов существуют расчетные кур­сы (средний курс, кросс-курс), применяемые при статистических со­поставлениях и экономическом анализе. К ним относится, например, средний курс, представляющий собой арифметическую среднюю кур­сов продавца и покупателя. Такого курса в действительности не су­ществует, однако его величина ежедневно сообщается средствами массовой информации. Кросс-курс — это курс, полученный расчет­ным путем из курсов двух соответствующих валют к третьей валюте.

Управление государственными золотовалютными резервами (международными резервными активами) является элементом валют­ного регулирования, реализуемого правительством и центральным банком любого государства. В официальных публикациях и научной литературе наряду с термином «золотовалютные резервы» исполь­зуются определения «международные резервы» или «международная ликвидность». Эти понятия синонимы термину «золотовалютные резервы». Однако при использовании обозначений «международные резервы» и «международная ликвидность» речь идет прежде всего о высоколиквидных финансовых активах.

Международными резервами страны называются высоколиквид­ные внешние активы, которые находятся под контролем органов де­нежно-кредитного регулирования и в любой момент могут быть ис­пользованы этими органами для прямого финансирования дефицита платежного баланса, для косвенного воздействия на размер этого де­фицита с помощью интервенций на валютных рынках, оказывающих влияние на курс национальной валюты, или могут найти какое-либо аналогичное применение.

Международные резервы рассчитываются Банком России на основании балансовых и оперативных данных Банка России и ин­формации Минфина России с учетом начисленных процентов.

Методологической основой разработки данных о международных (золотовалютных) резервах России являются подходы, изложенные в изданиях Международного валютного фонда: «Международные ре­зервы и ликвидность в иностранной валюте. Формы предоставления данных: руководящие принципы» (2001) и пятое издание «Руковод­ства по платежному балансу» (1993).

Международные резервы России представляют собой высоко­ликвидные внешние финансовые активы (валютные резервы) и мо­нетарное золото.

Внешние финансовые активы состоят из резервных активов в иностранной валюте, специальных прав заимствования (СДР), ре­зервной позиции в Международном валютном фонде и других резерв­ных активов.

Резервные активы в иностранной валюте представляют собой высоколиквидные финансовые требования Банка России, номини­рованные в американских долларах, евро, английских фунтах, швей­царских франках, японских иенах, СДР и в массе золота, разме­щенного на обезличенных «металлических» счетах и в депозитах, к контрагентам-нерезидентам России, имеющим рейтинги долгосроч­ной кредитоспособности не ниже «АА-» по классификациям Fitch Ratings и Standard&Poor's или «ААЗ» по классификации Moody's. Финансовые требования могут быть выражены в следующих формах:

■ наличная иностранная валюта и платежные документы, яв­ляющиеся обязательствами нерезидентов;

■ остатки средств на корреспондентских счетах и депозиты до востребования в банках-нерезидентах;

■ депозиты в банках-нерезидентах с первоначальным сроком погашения до одного года включительно;

■ ценные бумаги, выпущенные нерезидентами;

■ прочие финансовые требования к нерезидентам с первона­чальным сроком погашения до одного года включительно.

Часть Резервного фонда РФ и Фонда национального благосос­тояния РФ, номинированная в иностранной валюте и размещенная на счетах в Банке России, переразмещается Банком России в ино­странные финансовые активы, которые являются составной частью международных резервов России.

СДР представляют собой международные активы, созданные Международным валютным фондом для пополнения международных резервов государств — членов фонда.

Резервная позиция Международного валютного фонда опреде­ляется как средства, выраженные в СДР и в валюте, которые Россия вправе изъять из своего членского взноса в фонд в безусловном по­рядке, а также задолженность фонда перед Россией по предоставлен­ным займам.

В категории «другие резервные активы» учитываются средства в форме обратных РЕПО.

Монетарное золото определяется как принадлежащие Банку России и Правительству РФ золотые слитки стандартного образца с чистотой металла не менее 995/1000. Включается золото, находя­щееся в хранилище, в пути и на ответственном хранении, в том числе за границей. Решения по формированию, использованию и управле­нию золотовалютными резервами России принимает Банк России, поскольку эти решения относятся к сфере государственной денеж­но-кредитной политики.

Золотовалютные резервы России, в состав которых входят зо­лотовалютные резервы Минфина России и Банка России, находятся на счетах Банка России, который вместе с Минфином России управ­ляет этими резервными активами. При этом Банк России выплачи­вает Минфину России процентный доход, поступающий в доход фе­дерального бюджета.

Правительство РФ определяет общие направления резервной политики (допустимый уровень ликвидности, надежности валютных резервов, пределы их использования для регулирования курса руб­ля). Банк России управляет золотовалютными резервами на основа­нии п. 7 ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Россий­ской Федерации (Банке России)». Деятельность по управлению золотовалютными резервами Банка России осуществляется в соот­ветствии с Основными принципами управления валютными резер­вами Банка России, утверждаемыми Советом директоров Банка Рос­сии, нормами и процедурами, установленными другими внутренними документами Банка России, договорами, заключенными с контраген­тами Банка России, применимым законодательством, а также исполь­зуемой центральными банками практикой управления золотовалют­ными резервами.

Золотовалютные резервы Банка России — величина, измеряемая в долларах США, рассчитываемая как разность между суммой резерв­ных валютных активов Банка России, принадлежащего ему монетар­ного золота и золота на счетах в зарубежных банках и обязательствами Банка России перед зарубежными контрагентами (в резервных ино­странных валютах; в долговых ценных бумагах зарубежных эмитен­тов, номинированных в резервных иностранных валютах; в золоте).

Цель управления золотовалютными резервами — обеспечение оптимального сочетания сохранности, ликвидности и доходности резервных активов. Обеспечение сохранности резервов достигается за счет применения комплексной системы управления рисками, стро­ящейся на использовании высоконадежных инструментов финансо­вого рынка, предъявления высоких требований к иностранным контр­агентам Банка России и ограничения рисков на каждого из них в зависимости от оценок его кредитоспособности, проведения опера­ций в соответствии с защищающими интересы Банка России догово­рами, заключенными с иностранными контрагентами.

Для достижения оптимального сочетания уровня ликвидности и доходности золотовалютных резервов Банка России в их составе выделены операционный и инвестиционный портфели. Операцион­ный портфель включает в себя краткосрочные инструменты денеж­ного рынка (остатки на корреспондентских счетах, депозиты, сделки РЕПО, краткосрочные дисконтные ценные бумаги), управление этим портфелем обеспечивает поддержание необходимого уровня ликвид­ности валютных резервов. Средства инвестиционного портфеля раз­мещаются в более долгосрочные и соответственно рисковые и доход­ные инструменты международного рынка капиталов. Управление инвестиционным портфелем направлено на получение дополнитель­ной доходности при соблюдении установленных ограничений по со­хранности и ликвидности резервов.

Управление валютными резервами связано с принятием Банком России финансовых рисков, основными видами которых являются рыночный (валютный и процентный) и кредитный. Процесс управ­ления рисками при проведении операций с валютными резервами включает в себя процедуры выявления рисков, их оценки, установ­ления лимитов и контроль над их соблюдением. Принимаемый Бан­ком России уровень валютного риска определяется нормативной ва­лютной структурой валютных резервов Банка России и пределами отклонения от нее.

Нормативно-правовое регулирование базируется на российском валютном законодательстве и предполагает установление порядка проведения текущих и капитальных международных операций, рег­ламентирование внутреннего рынка, порядок получения валютных лицензий и др. Банк России наделен правом издания нормативных правовых актов, обязательных для исполнения всеми участниками валютного рынка, и внешнеэкономической деятельности, что опре­деляет приоритетность его нормотворческих полномочий.