11.2. Внутренний аудит в Банке России
Под внутренним аудитом в Банке России понимается контроль, осуществляемый путем проведения регулярных проверок финансово-хозяйственной стороны деятельности отдельно взятых подразделений и учреждений Банка России, имеющих самостоятельный бухгалтерский баланс, а также путем целевых аудиторских проверок организации выполнения Банком России отдельных функций или операций и проверок выполнения подразделениями и учреждениями Банка России законодательных и других нормативных актов (включая внутренние инструкции и положения), регулирующих их деятельность.
Внутренний аудит Банка России осуществляется службой главного аудитора Банка России, непосредственно подчиненной Председателю Банка России. Служба главного аудитора Банка России состоит из Департамента внутреннего аудита и ревизий Банка России, а также ревизионных отделов (управлений, секторов) территориальных учреждений Банка России, Департамента полевых учреждений и дирекции Центрального хранилища Банка России.
Главные задачи службы главного аудитора Банка России:
обеспечение наблюдения за соответствием совершенных в Банке России финансовых и хозяйственных операций законодательству и нормативным актам Банка России;
независимая оценка информации о финансовом состоянии Банка России и его отдельных учреждений;
проверка организации выполнения учреждениями и организациями системы Банка России отдельных функций и операций Банка России;
проверка выполнения подразделениями и учреждениями Банка России законодательных и других нормативных актов (включая внутренние инструкции и положения), регулирующих их деятельность.
Общая организация работы по осуществлению внутреннего аудита в Банке России возлагается на Главного аудитора Банка России. Он назначается на должность и освобождается от нее Национальным банковским советом по представлению Совета директоров Банка России и подчиняется Председателю Банка России.
Департамент внутреннего аудита и ревизий Банка России осуществляет общую организацию и методическое обеспечение проведения ревизий и аудиторских проверок в системе Банка России, а также проведение ревизий и целевых проверок работы учреждений и организаций, подчиненных Банку России.
Ревизионные отделы (управления, сектора) территориальных учреждений Банка России, Департамента полевых учреждений и дирекции Центрального хранилища Банка России являются структурными подразделениями соответствующих учреждений Банка России, а по своим функциональным обязанностям подотчетны Департаменту внутреннего аудита и ревизий Банка России. Ревизионные отделы (управления, сектора) призваны обеспечивать проведение ревизий и целевых проверок работы структурных подразделений, подчиненных тем учреждениям Банка России, в составе которых они созданы.
Работники ревизионных отделов (управлений, секторов) учреждений Банка России могут привлекаться к участию в проведении ревизий и аудиторских проверок иных учреждений и организаций Банка России. Привлечение осуществляется на основании распоряжений руководства Департамента внутреннего аудита и ревизий Банка России, согласованных с руководством соответствующих учреждений Банка России.
Приоритетные направления деятельности службы главного аудитора:
независимая оценка информации о финансовом состоянии Банка России;
наблюдение за соответствием совершаемых в Банке России финансово-хозяйственных операций законодательству;
проверка организации выполнения учреждениями Банка России отдельных функций и операций, законодательных и нормативных актов;
формирование информационно-аналитической базы данных для обеспечения контроля.
На внутренний аудит возложены следующие задачи: оказание помощи руководству субъекта и инициатора проверки; создание высокоэффективной системы бухгалтерского учета и контроля; повышение уровня доверия со стороны внешнего аудита; предупреждение недостатков, отрицательно влияющих на эффективность деятельности.
Деятельность службы главного аудитора осуществляется на основании утвержденного Председателем Банка России плана проведения комплексных ревизий и тематических проверок отдельных направлений работы подразделений, входящих в структуру Банка России, и организаций — юридических лиц, учрежденных Банком России. Наряду с осуществлением плановых мероприятий могут проводиться внеплановые проверки по поручению руководства Банка России.
Специалисты Департамента внутреннего аудита и ревизий Банка России и ревизионных отделов (управлений, секторов) при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от руководителей тех учреждений и подразделений Банка России, деятельность которых подвергается ревизии или аудиторской проверке.
Текущий контроль над соблюдением исполнительской и служебной дисциплины является прямой служебной обязанностью руководителей учреждений системы Банка России и их структурных подразделений. Текущий контроль не может возлагаться на службу внутреннего аудита, осуществляющую проверку организации контроля над исполнительской и служебной дисциплиной только в рамках проводимых ревизий и аудиторских проверок.
Таким образом, основной задачей подразделений службы главного аудитора Банка России при проведении ревизий является проверка работы учреждений и организаций Банка России с позиций обеспечения требований законодательства, правильности документирования операций, бухгалтерского и статистического учета и отчетности.
Комплексные ревизии деятельности территориальных учреждений Банка России, РКЦ и других организаций и учреждений Банка России, имеющих самостоятельный баланс, проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Решение о проведении комплексной ревизии в отношении любого учреждения Банка России может приниматься Председателем Банка России или Главным аудитором Банка России (по согласованию с Председателем Банка России или его заместителем, курирующим финансовые вопросы), а в отношении учреждений и организаций, подведомственных территориальному учреждению Банка России, — руководителем этого территориального учреждения. В период между комплексными ревизиями работа учреждений и организаций системы Банка России ежегодно подвергается текущему аудиту со стороны подразделений службы главного аудитора Банка России, в том числе путем проведения внезапных ревизий денежных средств и других ценностей, тематических проверок состояния учетно-операционной работы, документальных ревизий отдельных операций и участков работы и другими методами аудита.
Под комплексной ревизией понимается документальная проверка реальности баланса на начало текущего года и на последнюю отчетную дату, правильности и законности осуществленных расходов, соблюдения правил и порядка совершения хозяйственных и других операций и их отражения по счетам бухгалтерского учета, полноты и достоверности бухгалтерской отчетности, составляемой территориальными учреждениями и организациями Банка России, обеспечения сохранности денежных средств и ценностей, рационального использования материальных и трудовых ресурсов Банка России, оценка эффективности организации внутреннего контроля над выполнением отдельных операций и заданий.
Подразделения службы главного аудитора Банка России строят свою работу на основе годовых планов. Годовой план проведения ревизий территориальных главных управлений (национальных банков), других учреждений и организаций Банка России предусматривает примерный срок проведения ревизии и определяет должностное лицо, ответственное за организацию проведения ревизии. План утверждается Председателем Банка России по представлению Главного аудитора Банка России. Комплексные ревизии и тематические аудиторские проверки планируются таким образом, чтобы обеспечивалось ежегодное посещение сотрудниками службы внутреннего аудита всех подведомственных Банку России учреждений и организаций.
Аналогичные планы проведения ревизий РКЦ и других учреждений и организаций, подведомственных территориальным учреждениям Банка России, утверждаются руководителями соответствующих учреждений Банка России по представлениям руководителей ревизионных отделов (управлений, секторов) и направляются для сведения в Департамент внутреннего аудита и ревизий Банка России. Конкретные сроки проведения ревизий и состав ревизионных бригад определяются соответственно руководителями Департамента внутреннего аудита и ревизий Банка России и ревизионных отделов (управлений, секторов) по подведомственному кругу ревизуемых учреждений.
Коррективы в утвержденные планы ревизий могут вноситься лицами, их утвердившими, на основании обоснованных ходатайств со стороны должностных лиц, ответственных за проведение ревизий. Общий порядок проведения ревизий учреждений и организаций Банка России и методика ревизии отдельных операций и участков работы регламентируется указаниями Банка России, подготавливаемыми Департаментом внутреннего аудита и ревизий. Руководитель ревизии может вносить уточнения в последовательность, методы и формы проверки с учетом особенностей ревизуемого учреждения. Руководители и иные должностные лица ревизуемой организации обязаны:
создавать проверяющим условия, обеспечивающие эффективное проведение ревизии, предоставлять проверяющим всю необходимую документацию, а также давать по их запросу (устному или письменному) разъяснения и объяснения в устной или письменной форме;
оперативно устранять все выявленные проверяющими нарушения, в том числе по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;
не допускать каких-либо действий, направленных на ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении ревизии, а также на изъятие из текста итогового документа включенных в него записей о недостатках в работе, подтверждаемых документами и ссылками на положения законодательства и нормативных документов Банка России. Виновные в этом должностные лица проверяемых учреждений могут быть привлечены к дисциплинарной или иной ответственности.
Ревизия завершается составлением итогового документа (акта ревизии). Он должен содержать выводы об общем состоянии бухгалтерского учета и финансовой отчетности, перечень проверенных участков работы и операций с указанием выявленных недостатков и причин их появления, а также общие рекомендации по устранению недостатков. Итоговый документ предназначен для служебного пользования и составляется в трех экземплярах, один из которых предназначен для ревизуемого учреждения. Два остальных экземпляра передаются в то учреждение Банка России, которому подчинено ревизуемое учреждение, при этом один экземпляр подлежит постоянному хранению, а другой используется для текущей работы со структурными подразделениями. Возможные возражения со стороны руководства ревизуемого учреждения по отдельным позициям итогового документа оформляются в письменной форме и приобщаются в качестве приложения к итоговому документу.
После завершения ревизии территориальных учреждений и других организаций, подчиненных Банку России, итоговые документы и другие материалы представляются в Департамент внутреннего аудита и ревизий Банка России с краткой информацией руководителя ревизии (аудитора) о результатах проделанной работы. Департамент внутреннего аудита и ревизий Банка России направляет руководителям структурных подразделений центрального аппарата Банка России соответствующие профилю их деятельности разделы итогового документа для информации и принятия мер по устранению выявленных недостатков (в части, касающейся компетенции этих структурных подразделений).
Поступающие в Департамент внутреннего аудита и ревизий Банка России итоговые документы проведенных ревизий рассматриваются Главным аудитором Банка России. О результатах ревизий Главный аудитор Банка России докладывает Председателю Банка России в порядке информации или для принятия соответствующего управленческого решения. По результатам рассмотрения материалов ревизий (проверок) принимаются решения с учетом характера выявленных нарушений и недостатков. С целью своевременного предупреждения и устранения недостатков в работе до руководителей территориальных учреждений доводятся обзоры характерных нарушений, выявленных на основных участках работы.
Контроль над устранением территориальными учреждениями и иными подразделениями Банка России выявленных недостатков и выполнением принятых решений по ним осуществляется соответствующими структурными подразделениями центрального аппарата Банка России по относящимся к их компетенции вопросам.
Общий порядок организации аудиторских проверок. Аудиторские проверки в рамках внутреннего аудита в Банке России производятся на основании специальных поручений Председателя Банка России, решений Совета директоров Банка России или по инициативе Главного аудитора Банка России. Руководители территориальных учреждений Банка России могут назначать проведение аудиторских проверок по кругу подведомственных им учреждений и организаций. Аудиторской проверке могут подвергаться как отдельные участки работы, так и отдельные операции, в отношении которых по тем или иным причинам возникает потребность в проверке.
Аудиторские проверки осуществляются специалистами подразделений службы Главного аудитора Банка России с привлечением, при необходимости, специалистов других подразделений Банка России и его учреждений. К аудиту должны привлекаться лица, имеющие соответствующую профессиональную подготовку.
На основании принятого решения об аудиторской проверке того или иного участка деятельности или отдельных операций Банка России, а также проверке выполнения подразделениями и учреждениями Банка России законодательных и других нормативных актов (включая внутренние инструкции и положения), регулирующих их деятельность, Департамент внутреннего аудита и ревизий Банка России готовит программу (задание) аудиторской проверки, утверждаемую Главным аудитором Банка России. В программе определяются операции или участки деятельности Банка России или нормативные документы, подвергаемые проверке; круг учреждений системы Банка России, охватываемый проверкой; порядок и сроки проведения аудиторской проверки; должностные лица из числа сотрудников службы Главного аудитора Банка России, ответственные за проведение соответствующего направления аудиторской проверки.
Аудиторская проверка проводится путем сбора и анализа соответствующей нормативно-правовой базы и программно-технического обеспечения, показателей бухгалтерской и статистической отчетности и иной информации, относящейся к проверяемому участку деятельности Банка России. Аудитор должен иметь доступ к книгам, учетным записям, деловой корреспонденции и иной информации по соответствующему участку работы проверяемого учреждения Банка России. Аудиторы должны выявлять ошибки, неточности и незаконные действия при выполнении соответствующих операций, определять возможную степень их влияния на результаты выполнения Банком России своих функций.
По завершении аудиторской проверки составляется аудиторское заключение (отчет), в котором должно содержаться исчерпывающее мнение аудиторов о характере аудиторской проверки, соответствии представляемой финансовой и иной информации Банка России и его учреждений действительному положению дел. Аудиторы исходят из того, что они проводят проверки в интересах Банка России и должны помогать руководству Банка России и его учреждений лучше выполнять их функции.
Аудиторское заключение (отчет) рассматривается Главным аудитором Банка России и представляется Председателю Банка России с соответствующими рекомендациями и предложениями по реализации материалов аудиторской проверки.
- Тема 1. Общеэкономические и правовые основы деятельности Центрального банка 5
- Тема 2. Денежно – кредитная политика Банка России 19
- Тема 4. Организация денежного обращения 37
- Тема 5. Организация системы расчетов 42
- Тема 6. Банковское регулирование и надзор 69
- Тема 1. Общеэкономические и правовые основы деятельности Центрального банка
- История возникновения центральных банков
- Правовой статус Банка России
- Роль цб в экономики, цели, функции, основные операции цб
- 3.1. Основные цели деятельности цб
- 3.2. Основные задачи и функции Центрального банка рф
- 3.3. Экономические принципы деятельности цб рф
- 3.4. Основные операции цб
- Структура Центрального банка
- Тема 2. Денежно – кредитная политика Банка России
- 1. Содержание денежно-кредитной политики (дкп)
- 2. Цели денежно-кредитной политики
- 3. Методы и инструменты денежно-кредитной политики
- 3.1. Процентные ставки по операциям Банка России
- 3.2. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования)
- 3.3. Операции на открытом рынке
- 3.4. Рефинансирование кредитных организаций
- 3.5. Валютные интервенции
- 3.6. Установление ориентиров роста денежной массы
- 3.7. Прямые количественные ограничения
- 3.8. Эмиссия облигаций от своего имени
- Тема 4. Организация денежного обращения
- 1. Эмиссионное регулирование
- 2. Выпуск денег в обращение
- 3. Организация кассовой работы в учреждениях цб
- 4. Кассовое обслуживание кредитных организаций
- 5. Прогнозирование наличного денежного оборота
- Тема 5. Организация системы расчетов
- 1. Организация цб безналичных расчетов в нефинансовом секторе экономики
- 3. Безналичные расчеты в финансовом секторе
- Платежи, совершенные через расчетную сеть Банка России (67%)
- Платежи, совершенные через корреспондентские счета банков, открытые друг у друга (8%)
- Платежи, совершенные через внутренние банковские системы расчетов (22%)
- Платежи, совершенные через расчетные небанковские кредитные организации, осуществляющие межбанковский клиринг (3%)
- 3. Организация расчетно – платежного оборота в коммерческом банке
- Расчеты платежными поручениями
- Расчеты по инкассо
- Аккредитивная форма расчетов
- Чековая форма расчетов
- Вексельная форма расчетов
- Тема 6. Банковское регулирование и надзор
- 1. Цели, задачи и методы банковского регулирования и надзора цб
- 2. Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирование банковских операций
- 3. Виды лицензий цб, дающих право на осуществление банковских операций
- 4. Отзыв лицензии на осуществление банковских операций
- 5. Формы ликвидации ко и процедура ликвидации
- 6. Пруденциальный надзор, обязательные нормативы деятельности коммерческого банка
- 7. Базельские принципы эффективного банковского надзора и их реализация в России
- 8. Совершенствование банковского надзора
- Система страхования вкладов
- Центральный каталог кредитных историй
- Тема 7. Валютная политика, валютное регулирование и валютный контроль
- 7.1. Понятие валютной политики
- 7.2. Валютное регулирование и его формы
- 7.3. Валютный контроль: принципы организации
- 7.4.Международное взаимодействие и сотрудничество
- Тема 8. Деятельность Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. И финансированию терроризма
- 8.1. Формирование системы борьбы с отмыванием преступных доходов в России
- 8.2. Субъекты системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма
- 8.3. Роль банка России в функционировании системы борьбы с отмыванием преступных доходов
- Тема 9. Деятельность банка России в сфере государственных финансов
- 9.1. Понятие, сущность государственных финансов
- 9.2. Банк России в системе государственных финансов
- 9.3. Выполнение банком России функций агента пенсионного фонда рф на организованном рынке ценных бумаг
- Тема 10. Деятельность банка России по совершенствованию бухгалтерского учета и отчетности
- 10.1. Основы бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности банка России
- 10.2. Совершенствование бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе России
- 10.3. Деятельность банка России по переводу банковского сектора на составление и представление финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности
- Тема 11. Развитие системы Банка России и повышение эффективности его деятельности
- 11.1. Кадровое обеспечение и обучение персонала
- 11.2. Внутренний аудит в Банке России
- 11.3. Развитие информационно-телекоммуникационной системы Банка России
- 11.4. Участие Банка России в капиталах кредитных и иных организаций
- Нормативные правовые акты
- Научная и учебная
- Вопросы по дисциплине «Организация деятельности Центрального Банка»