15. Порядок обязательного резервирования привлеченных средств банков как метод регулирования ликвидности
Особым методом управления банковской ликвидностью является формирование фонда обязательных резервов (ФОР) в ЦБРФ и установление минимальных резервных требований.
Данный фонд представляет своеобразный запас ликвидности банков, который используется в ситуации ухудшения финансового состояния, нарушения платежеспособности.
Источником формирования ФОР, как показывает международная практика, выступают привлеченные ресурсы банков и, прежде всего, средства клиентов на счетах. Не включаются: привлеченные источники от других банков (МБК, корсчета других банков).
Минимальные резервные требования (МРТ) устанавливаются в % к величине привлеченных ресурсов. Чаще всего, они дифференцируются с учетом разнообразных критериев:
Тип банка (для каких-то банков могут быть ниже – например, для сбербанка в 90х. Сейчас в России нормы без учета вида банков)
Вид вкладов (срочные и до востребования. По вкладам до востребования нормы выше)
Срок привлечения ресурсов. Вытекает из предыдущего. Чем на больший срок привлекаются ресурсы, тем норма меньше.
Вид валюты привлечения. Можно стимулировать привлечение вкладов в определённой валюте.
Категория вкладчиков (физ, юр, резиденты, нерезиденты)
В России порядок формирования и регулирования обязательных резервов отражен в законе о центральном банке, а так же в специальном положении № 342 от 7.08.09 «об обязательных резервах кредитных организаций в банке России.
В настоящее время, начиная с марта 2013г. ЦБ установил единую норму минимальных резервов 4,25%.
Помимо того, что МРТ – регулятора банковской ликвидности, данный инструмент имеет и другое назначение. В отечественной и зарубежной практике он применяется для воздействия на денежную массу, денежные агрегаты и уровень инфляции. Таким образом, МРТ – один из важнейших инструментов денежно-кредитной политики государства.
В соответствии с положением № 342 источниками обязательного резервирования выступают: остатки на расчетных, текущих счетах организаций различных видов экономической деятельности:
Срочные депозиты организаций
Вклады физ лиц, в т.ч. депозиты для расчета с помощью банковских карт
Выпущенные долговые обязательства (векселя, сертификаты банков)
Корсчета банков-нерезидентов
Средства в расчетах + электронные денежные средства
Как и любые резервы, обязательные резервы в ЦБР ежедневно меняются по своей величине, поэтому их нужно периодически пересчитывать (осуществлять регулирование).
В отечественной практике такое регулирование осуществляется на 1 число месяца, следующего за отчетным (в россии на 1 число).
На 1 число банки по месту нахождения головного банка составляют специальную форму отчетности «Расчет обязательных резервов КО, депонируемых в ЦБР».
Отражаются остатки привлеченных ресурсов (сумма), подлежащих депонированию. В т.ч. :
В рублях
В иностранной валюте (В ЦБ на отдельных счетах депонируются средства с разделением по валютам.
Определение нормативного резерва (предыдущий пункт умножаются на норму привлеченных резервов)
Из нормативного резерва по привлечённым ресурсам в рублях исключаются остатки наличных денег в кассе банка. Это наличность, которая у банка уже есть для поддержания ликвидности. Кассовые остатки – абсолютно ликвидный актив.
Определение усредненного резерва: нормативный резерв отдельно по привлеченным ресурсам в рублях и в иностранной валюте перемножается на специальный коэффициент усреднения (0,7).
Определение расчетного резерва в ЦБР отдельно по привлеченным ресурсам в рублях и в иностранной валюте: нормативный резерв – усредненный резерв.
Порядок усреднения (расчет усреднённого резерва) предназначен для оперативного регулирования ликвидности банка, т.е. за счет коэффициента усреднения уменьшается расчетный резерв и избыточные средства банка направляются на корсчет.
Регулирование резерва – сравнение (сопоставление) расчетного резерва с фактическим:
Расчетный резерв = фактическому. В реальности редко встречается. Резервные требования выполнены.
Расчетный резерв > фактический. Недостаток резерва. Недовзнос. Разницу банк перечисляет платежным поручением с корсчета на резервный счет.
Расчетный резерв< фактический. Избыточный резерв в ЦБРФ. В эту сумму ЦБР возвращает банку на корсчет.
В отечественной практике, таким образом, минимальные резервные требования как инструмент оперативного регулирования ликвидности не используется. Регулирование на 1 число только. Порядок усреднения обязательств, обозначенный выше, применяется не для всех банков, а лишь в отношении финансово устойчивых банков (банки первой и второй категори финансовой устойчивости по методике ЦБР (как льгота, как стимул).
На остатки зарезервированных средств в ЦБР проценты не начисляются. В законе о ЦБР установлено максимальное значение нормы обязательных резевов на уровне 20%. Единовременное изменение МРТ в любую сторону не должно быть более 5%.
В условиях банковских кризисов центральные банки в целях преодоления дифицита ликвидости имспользуют такие меры.:
Происходит зачастую резкое снижение МРТ. Так, в условиях кризиса 2008-2009 года с октября 2008г банк россии понижает минимальные резервные требованиядо 0,5%
ЦБ, в т.ч. и в Рф могут проводить внеочередное регулирование обязательных резервов, т.е. на внутримесячные даты: в россии такой порядок действовал в конце 1998г и в конце 2008г
16. Нормативы ликвидности баланса. Они определяются также по балансу, как и Н1. Общим для них является то, что в числителе отражаются конкретные виды активов, а в знаменателе – конкретные обязательства (пассивы). Активы разбиваются в зависимости от ликвидности, а пассивы – разбиваются по характеру востребованности. К ним относят:
Норматив мгновенной ликвидности – соотношения ликвидных активов мгновенного характера и обязательств до востребования (т.е. бессрочных) мгновенного характера – . Критериальное значение (минимальное) – 15%
Лам – абсолютно ликвидные активы. Готовые платежные средства. Наличные деньги в кассе, вложения в драг металлы, средства на корсчетах в Российских банках (средства для расчетов абсолютно ликвидны), средства на корсчете в ЦБР, средства на корсчетах банков-нерезидентов со страновыми оценками 0 и 1 (учитываются и ликвидность, и риск), вложения в государственные ценные бумаги РФ.
Овм- средства на расчетном (текущих) счетах организаций, допозиты до востребования юр И физ лиц,; корсчета других банков
Овм*- совокупный средний минимальный остаток по всем счетам до востребования физ и юр лиц. Исключаются данные минимальные остатки – стабильно не снижаемые, постоянно находящиеся в обороте банка, не требуют покрытия абсолютно ликвидными активами.
Экономический смысл H2: характеризует какую долю (удельный вес) до востребования банк может погашать за счет своих абсолютно ликвидных активов на любую конкретную дату. Критериальное значение – min 15 %; чем выше, тем лучше . Какая то часть погашается кредитами какая то деньгами. Все кредиторы не могут требовать в 1 день обязательства.
Норматив текущей ликвидности – Н3 (соотношение ликвидных активов текущего характера и обязательств по счетам до востребования, а так же текущего характера банка. Лат – ликвидные активы текущего характера=Лам+кредиты, иные размещенные средства с оставшимся сроком погашения в ближайшие 30 дней. Овт – полностью Овм+срочные вклады физ и юр лиц со сроками погашения в ближайшие 30 дней, еще выпущенные долговые обязательства – векселя, сертификаты со сроком погашения в ближайшие 30 дней. Овт* - совокупный минимальный остаток по всем счетам физ лиц, юр лиц до востребования, а так же со сроками погашения в ближайшие 30 д, постоянно находящиеся в обороте банка, которые не требуют покрытия ликвидными активами. Экономический смысл: норматив характеризует, какую долю текущих обязательств банк может погасить за счет абсолютно ликвидных активов, а так же поступления денежных средств в ближайшие 30 дней. Критериальное значение: минимально допустимое 50%
Норматив долгосрочной ликвидности – Н4(операции более 1 года). Соотношение кредитов с оставшимися сроками погашения более 1 года, а так же обязательств банка долгосрочного характера. Крд – сумма долгосрочных кредитов с остатками сроков более года. Те долгосрочные кредиты. Которые скоро погасятся, не учитываются. Од – срочные вклады физ лиц, юр лиц со сроками более 1 года+ выпущенные долговые обязательства со сроком погашения более 1 года + полученные межбанковские кредиты со сроком погашения более 1 года К – капитал, как и в нормативе Н1 – сумма уставного, резервного фонда, эмиссионного дохода и т.д. О* - совокупный минимальный остаток по всем счетам физ лиц, юр лиц до востребования, а так же со сроком до года. В нормативе Н4 отражается взаимосвязь между суммой долгосрочных кредитов и источниками их предоставления (долгосрочные вклады, капитал банка). Добавляется величина О* (средний совокупный остаток срочных вкладов до года, поскольку данные вклады стабильно присутствуют в обороте банка в виде неснижаемых остатков. Данные остатки так же могут направляться в долгосрочные кредиты) Экономический смысл: отражает, во сколько раз максимально долгосрочные кредиты банка могут превышать долгосрочные вклады и капитал. максимально допустимое значение – 120%
- Особенности оценки кредитоспособности заёмщиков-физических лиц.
- Принципы деятельности банков. Банковская прибыль и её источники.
- Собственные источники. Функции и структура
- Организация кредитных операций. Кредитная политика банков.
- Разработка кредитной политики
- Формирование портфеля заявок клиентов (приём кредитной документации)
- Оценка кредитоспособности заёмщика
- Оформление документов, подтверждающих кредитную сделку при положительном решении вопроса:
- 7. Операции доверительного управления
- 8. Резерв на возможные потери по ссудам (рвпс)
- 9. Управление активными операциями: цели и методы
- Метод общего фонда средств
- Метод разделения источников
- Комбинированный
- Метод, основанный на экономико-математическом моделировании
- 10. Современная банковская система рф
- 11. Операции коммерческих банков с ценными бумагами
- 3. Регистрация эмиссии ценных бумаг, в том числе и проспекта ценных бумаг в цбр
- 12. Инвестиционные операции с ценными бумагами, риски данных операций и их регулирование.
- 13. Формы обеспечения возвратности кредита
- 15. Порядок обязательного резервирования привлеченных средств банков как метод регулирования ликвидности
- 17. Коммерческие банки и небанковские кредитные организации (нко).
- 18. Межбанковский кредит (мбк) как источник ресурсов и регулятор ликвидности
- 19. Показатели кредитоспособности
- Изучение кредитной истории заёмщика
- Финансовый анализ, в т.Ч. Расчёт финансовых коэффициентов.
- Рейтинговая оценка, кредитный скоринг
- Анализ денежных потоков
- Проведение внешнего анализа (анализ внешней среды)
- 20. Банковские резервы и их роль
- Резервный фонд
- Страховые резервы на возможные потери.
- Резерв на возможные потери по ссудам (рвпс)
- Резервы по другим активным операциям
- 21. Основные виды рисков.
- 22. Ликвидность и финансовая устойчивость банков
- Содержание банковской ликвидности и финансовой устойчивости
- 24. Факторинг и его виды
- 25. Нормативы достаточности капитала. Их нарушение является основанием для отзыва лицензии.
- 26. Надзор цбр за ликвидностью и финансовой устойчивостью банков
- Разработка кредитной политики
- Формирование портфеля заявок клиентов (приём кредитной документации)
- Оценка кредитоспособности заёмщика
- Оформление документов, подтверждающих кредитную сделку при положительном решении вопроса:
- 30. Банковский сертификат
- Особенности ресурсной базы коммерческих банков на 1 января 2014г.
- 34. Пассивные операции банка и управление ими
- Содержание пассивных операций и способы их осуществления. Банковские ресурсы
- Способы осуществления (виды) пассивных операций
- 36. Баланс коммерческого банка: содержание и характеристика
- 37. Роль банков в осуществлении лизинга
- 38. Посреднические операции коммерческого банка с ценными бумагами
- 40. Содержание активных операций и их классификации
- 42. Кредит
- 1) В зависимости от валюты:
- 2) В зависимости от заемщика:
- 3) В зависимости от обеспечения:
- 4) В зависимости от субъекта кредитной сделки:
- 45. Организационная структура коммерческого банка
- 46. Лицензирование банковских операций. Виды лицензий.
- 47. Депозиты и депозитная политика банков