logo

15. Порядок обязательного резервирования привлеченных средств банков как метод регулирования ликвидности

Особым методом управления банковской ликвидностью является формирование фонда обязательных резервов (ФОР) в ЦБРФ и установление минимальных резервных требований.

Данный фонд представляет своеобразный запас ликвидности банков, который используется в ситуации ухудшения финансового состояния, нарушения платежеспособности.

Источником формирования ФОР, как показывает международная практика, выступают привлеченные ресурсы банков и, прежде всего, средства клиентов на счетах. Не включаются: привлеченные источники от других банков (МБК, корсчета других банков).

Минимальные резервные требования (МРТ) устанавливаются в % к величине привлеченных ресурсов. Чаще всего, они дифференцируются с учетом разнообразных критериев:

В России порядок формирования и регулирования обязательных резервов отражен в законе о центральном банке, а так же в специальном положении № 342 от 7.08.09 «об обязательных резервах кредитных организаций в банке России.

В настоящее время, начиная с марта 2013г. ЦБ установил единую норму минимальных резервов 4,25%.

Помимо того, что МРТ – регулятора банковской ликвидности, данный инструмент имеет и другое назначение. В отечественной и зарубежной практике он применяется для воздействия на денежную массу, денежные агрегаты и уровень инфляции. Таким образом, МРТ – один из важнейших инструментов денежно-кредитной политики государства.

В соответствии с положением № 342 источниками обязательного резервирования выступают: остатки на расчетных, текущих счетах организаций различных видов экономической деятельности:

Как и любые резервы, обязательные резервы в ЦБР ежедневно меняются по своей величине, поэтому их нужно периодически пересчитывать (осуществлять регулирование).

В отечественной практике такое регулирование осуществляется на 1 число месяца, следующего за отчетным (в россии на 1 число).

На 1 число банки по месту нахождения головного банка составляют специальную форму отчетности «Расчет обязательных резервов КО, депонируемых в ЦБР».

  1. Отражаются остатки привлеченных ресурсов (сумма), подлежащих депонированию. В т.ч. :

    1. В рублях

    2. В иностранной валюте (В ЦБ на отдельных счетах депонируются средства с разделением по валютам.

  2. Определение нормативного резерва (предыдущий пункт умножаются на норму привлеченных резервов)

  3. Из нормативного резерва по привлечённым ресурсам в рублях исключаются остатки наличных денег в кассе банка. Это наличность, которая у банка уже есть для поддержания ликвидности. Кассовые остатки – абсолютно ликвидный актив.

  4. Определение усредненного резерва: нормативный резерв отдельно по привлеченным ресурсам в рублях и в иностранной валюте перемножается на специальный коэффициент усреднения (0,7).

  5. Определение расчетного резерва в ЦБР отдельно по привлеченным ресурсам в рублях и в иностранной валюте: нормативный резерв – усредненный резерв.

Порядок усреднения (расчет усреднённого резерва) предназначен для оперативного регулирования ликвидности банка, т.е. за счет коэффициента усреднения уменьшается расчетный резерв и избыточные средства банка направляются на корсчет.

  1. Регулирование резерва – сравнение (сопоставление) расчетного резерва с фактическим:

    1. Расчетный резерв = фактическому. В реальности редко встречается. Резервные требования выполнены.

    2. Расчетный резерв > фактический. Недостаток резерва. Недовзнос. Разницу банк перечисляет платежным поручением с корсчета на резервный счет.

    3. Расчетный резерв< фактический. Избыточный резерв в ЦБРФ. В эту сумму ЦБР возвращает банку на корсчет.

В отечественной практике, таким образом, минимальные резервные требования как инструмент оперативного регулирования ликвидности не используется. Регулирование на 1 число только. Порядок усреднения обязательств, обозначенный выше, применяется не для всех банков, а лишь в отношении финансово устойчивых банков (банки первой и второй категори финансовой устойчивости по методике ЦБР (как льгота, как стимул).

На остатки зарезервированных средств в ЦБР проценты не начисляются. В законе о ЦБР установлено максимальное значение нормы обязательных резевов на уровне 20%. Единовременное изменение МРТ в любую сторону не должно быть более 5%.

В условиях банковских кризисов центральные банки в целях преодоления дифицита ликвидости имспользуют такие меры.:

  1. Происходит зачастую резкое снижение МРТ. Так, в условиях кризиса 2008-2009 года с октября 2008г банк россии понижает минимальные резервные требованиядо 0,5%

  2. ЦБ, в т.ч. и в Рф могут проводить внеочередное регулирование обязательных резервов, т.е. на внутримесячные даты: в россии такой порядок действовал в конце 1998г и в конце 2008г

16. Нормативы ликвидности баланса. Они определяются также по балансу, как и Н1. Общим для них является то, что в числителе отражаются конкретные виды активов, а в знаменателе – конкретные обязательства (пассивы). Активы разбиваются в зависимости от ликвидности, а пассивы – разбиваются по характеру востребованности. К ним относят:

    1. Норматив мгновенной ликвидности – соотношения ликвидных активов мгновенного характера и обязательств до востребования (т.е. бессрочных) мгновенного характера – . Критериальное значение (минимальное) – 15%

Экономический смысл H2: характеризует какую долю (удельный вес) до востребования банк может погашать за счет своих абсолютно ликвидных активов на любую конкретную дату. Критериальное значение – min 15 %; чем выше, тем лучше . Какая то часть погашается кредитами какая то деньгами. Все кредиторы не могут требовать в 1 день обязательства.

    1. Норматив текущей ликвидности – Н3 (соотношение ликвидных активов текущего характера и обязательств по счетам до востребования, а так же текущего характера банка. Лат – ликвидные активы текущего характера=Лам+кредиты, иные размещенные средства с оставшимся сроком погашения в ближайшие 30 дней. Овт – полностью Овм+срочные вклады физ и юр лиц со сроками погашения в ближайшие 30 дней, еще выпущенные долговые обязательства – векселя, сертификаты со сроком погашения в ближайшие 30 дней. Овт* - совокупный минимальный остаток по всем счетам физ лиц, юр лиц до востребования, а так же со сроками погашения в ближайшие 30 д, постоянно находящиеся в обороте банка, которые не требуют покрытия ликвидными активами. Экономический смысл: норматив характеризует, какую долю текущих обязательств банк может погасить за счет абсолютно ликвидных активов, а так же поступления денежных средств в ближайшие 30 дней. Критериальное значение: минимально допустимое 50%

    2. Норматив долгосрочной ликвидности – Н4(операции более 1 года). Соотношение кредитов с оставшимися сроками погашения более 1 года, а так же обязательств банка долгосрочного характера. Крд – сумма долгосрочных кредитов с остатками сроков более года. Те долгосрочные кредиты. Которые скоро погасятся, не учитываются. Од – срочные вклады физ лиц, юр лиц со сроками более 1 года+ выпущенные долговые обязательства со сроком погашения более 1 года + полученные межбанковские кредиты со сроком погашения более 1 года К – капитал, как и в нормативе Н1 – сумма уставного, резервного фонда, эмиссионного дохода и т.д. О* - совокупный минимальный остаток по всем счетам физ лиц, юр лиц до востребования, а так же со сроком до года. В нормативе Н4 отражается взаимосвязь между суммой долгосрочных кредитов и источниками их предоставления (долгосрочные вклады, капитал банка). Добавляется величина О* (средний совокупный остаток срочных вкладов до года, поскольку данные вклады стабильно присутствуют в обороте банка в виде неснижаемых остатков. Данные остатки так же могут направляться в долгосрочные кредиты) Экономический смысл: отражает, во сколько раз максимально долгосрочные кредиты банка могут превышать долгосрочные вклады и капитал. максимально допустимое значение – 120%