logo
шпоры на печать

Банковское регулирование и надзор.

Необходимость регулирования банковской деятельности вообще, и государственного в частности, обусловли­вается особой экономической и социальной природой бан­ков, их значимостью для развития экономики страны.

В законодательных и других официальных документах регулирование банковской деятельности посредством уста­новления законодательных норм и регулятивных требова­ний к кредитным институтам определяется как банковское регулирование.

В широком смысле банковский надзор представляет собой регулирование, поскольку, во-первых, охватывает определение сферы и инструментов государственного регули­рования банковской деятельности; во-вторых, сопровождается принятием решений, регу­лирующих количественную и качественную структуру банковской системы, а также орга­низационные и экономические аспекты текущей деятельности кредитных институтов, в том числе системы управления банковскими рисками.

Функции банковского надзора

Превентивная функция надзора выражает способность надзора располагать специальными инструментарием, регу­лирующим процесс вхождения кредитных институтов в банковскую среду и их деятельность. Данная функция предполагает обеспеченность надзорного органа регулятив­ными нормами и требованиями к кредитным институтам, достаточным для того, чтобы формировать и поддерживать стабильность банковской системы.

Сигнализирующая функция надзора выражает его спо­собность обладать диагностическим инструментарием, позволяющим своевременно выявлять негативные тенден­ции в деятельности банков и принимать меры надзорного реагирования.

Контрольная функция надзора призвана выявлять отклонения в соблюдении регулятивных норм и требова­ний, причины их возникновения, эффективность действий надзорного органа и кредитного института по предотвра­щению и устранению возникающих проблем. Основным инструментом, сопровождающим контроль, являются про­верки кредитного института на месте.

Основные задачи банковского надзора:

  1. контроль за своевременностью, полнотой и достоверностью отчетности, ее анализ;

  2. контроль за соблюдением коммерческими банками законодательства;

  3. систематический анализ кредитных портфелей банков с целью выявления ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов (вкладчиков), стабильности банковской системы в целом.

Методы надзора определяют специфику контактного и бесконтактного надзора, т.е. надзора, опирающегося на изучение состояния соответствующего кредитного института непосредственно на месте, и надзора, осущест­вляемого методом внешнего наблюдения.

Использование первого метода лежит в основе контакт­ного надзора, использование второго — в основе дистан­ционного надзора.

Условиями реализации этих методов являются:

■ наличие у надзорного органа права и инструментов сбора, оценки и анализа отчетности и статистической информации, поступающей от банков;

■ наличие у надзорного органа инструментов незави­симой оценки надзорной информации путем про­верки на местах или с помощью внешних аудиторов;

■ разработка надзорным органом и доведение до бан­ков пруденциальных норм и требований, наличие полномочий придавать своим решениям обязатель­ный характер;

■ хорошее представление органами банковского над­зора сути банковской деятельности

При проведении надзорной деятельности соответству­ющий орган, прежде всего, опирается на дистанционный надзор, дополняемый в дальнейшем контактным надзором.

Механизм надзора как совокупность действий надзор­ного органа можно рассматривать в разных аспектах.

С точки зрения направлений надзорной деятельности выделяются:

■ лицензирование и государственная регистрация бан­ковской деятельности;

■ дистанционный надзор;

■ контактный надзор.

БИЛЕТ 4