logo
шпоры на печать

Конкуренция и ее виды. Российское антимонопольное законодательство.

Конкуренция представляет собой столкновение интересов, соперничество за наилучшие условия производственной деятельности, покупки и продажи товаров, возникающее между участниками на рынке.

Виды конкуренции зависят от следующей классификации критериев.

1. Экономическое поведение производителя (продавца): 1) олигополистическая конкуренция, т. е. соперничество с несколькими конкурентами одновременно; 2) полиполическая конкуренция, т. е. соперничество между всеми участниками на рынке.

2. Степень свободы нахождения конкуренции в каждой отдельной отрасли: 1) открытая; 2) закрытая конкуренция.

3. Степень дифференциации продукции:

1) без дифференциации продукции: однородная, или гомогенная, конкуренция; 2) с дифференциацией продукции: разнородная, или гетерогенная, конкуренция.

4. Степень использующихся действий:

1) ценовая конкуренция; 2) неценовая конкуренция; 3) эффективная конкуренция.

Выделяют два вида конкуренции:

1) совершенную - осуществляется на рынке, где большое количество предприятий реализует стандартную продукцию. Отдельно каждое предприятие поставляет на рынок совершенной конкуренции небольшую долю предложения продукции из совокупного общего объема, таким способом, оно не имеет возможности воздействовать на уровень стоимости данной продукции. При совершенной конкуренции наблюдается свободный вход для новых предприятий в любую отрасль, а также и свободный выход из нее.

2) несовершенную. Одним из видов этой конкуренции является чистая монополия. Существование чистой, или абсолютной, монополии определяется функционированием одного крупнейшего предприятия, которое считается единственным производителем товара, не имеющего аналог. Монополист, определяющий стоимость, контролирует ее, у него отсутствуют соперники, т. к. их появлению препятствуют экономические и технические преграды, т. е. свободный вход в отрасль других предприятий закрыт.

Антимонопольное законодательство - комплекс правовых актов в странах с

рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды,

противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и