logo
Uchebnik_FKS

5.3. Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг

Особый порядок выпуска предусмотрен для государственных и муниципальных ценных бумаг. Он регулируется Федеральным законом РФ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 года № 136-ФЗ. В соответствии с ним указанные ценные бумаги выпускаются в виде облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг. Их эмитентами выступают Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований.

Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг состоит из следующих этапов:

  1. утверждение Генеральных условий эмиссии и обращения;

  2. утверждение Условий эмиссии и обращения;

  3. государственная регистрация выпуска ценных бумаг;

  4. принятие решения об эмиссии отдельного выпуска ценных бумаг;

  5. раскрытие информации об эмиссии ценных бумаг;

  6. размещение выпуска ценных бумаг;

  7. отчет об итогах эмиссии ценных бумаг.

Генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг утверждаются в форме нормативных правовых актов соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Они должны включать указание на:

– вид ценных бумаг;

– форму выпуска ценных бумаг;

– срочность данного вида ценных бумаг (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);

– валюту обязательств;

– особенности исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента;

– ограничения (при наличии таковых) оборотоспособности ценных бумаг, а также ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве.

В соответствии с Генеральными условиями эмитент (например, Министерство финансов РФ) принимает документ в форме нормативного правового акта, содержащий Условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг. Они должны включать указание на:

– вид ценных бумаг;

– минимальный и максимальный сроки обращения ценных бумаг (отдельные выпуски ценных бумаг могут иметь разные сроки обращения);

– номинальную стоимость одной ценной бумаги в рамках одного выпуска;

– порядок размещения ценных бумаг;

– порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами;

– размер дохода или порядок его расчета;

– иные существенные условия эмиссии.

Условия эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг дополнительно должны содержать информацию:

– о бюджете заемщика на год выпуска ценных бумаг с разбивкой на бюджет развития и текущий бюджет;

– о суммарной величине долга заемщика на момент выпуска ценных бумаг;

– об исполнении бюджета заемщика за последние три завершенных финансовых года.

Условия эмиссии ценных бумаг Российской Федерации подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Условия эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг подлежат государственной регистрации в Министерстве финансов РФ. При этом ценным бумагам присваивается государственный регистрационный номер.

В соответствии с Генеральными условиями и условиями эмиссии эмитент принимает Решение об эмиссии отдельного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг. Решение о выпуске должно включать следующие обязательные условия:

– наименование эмитента;

– дату начала размещения ценных бумаг;

– дату или период размещения;

– форму выпуска ценных бумаг;

– указание на вид ценных бумаг;

– номинальную стоимость одной ценной бумаги;

– количество ценных бумаг данного выпуска;

– дату погашения ценных бумаг;

– наименование регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг или указание на депозитарии, которые осуществляют учет прав владельцев ценных бумаг данного выпуска;

– иные условия, имеющие значение для размещения и обращения ценных бумаг.

Решение о выпуске должно быть заверено печатью эмитента и подписано руководителем эмитента.

Раскрытие информации о государственных и муниципальных ценных бумагах осуществляется путем опубликования Генеральных условий и Условий эмиссии; информации, содержащейся в решении о выпуске (не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения) и информации, связанной с решением о выпуске. Помимо раскрытия вышеуказанной информации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны ежеквартально опубликовывать отчеты об исполнении своих бюджетов.

Размещение государственных и муниципальных ценных бумаг может осуществляться отдельными выпусками. В рамках выпуска могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг. Решением о выпуске может быть установлено деление выпуска на транши. Транш – это часть ценных бумаг данного выпуска, размещаемая в любую дату, не совпадающую с датой первого размещения. Возможен дополнительный выпуск, отличающийся от одного из существующих выпусков указанных ценных бумаг только датой выпуска. Ценные бумаги дополнительного выпуска предоставляют их владельцам тот же объем прав, что и ценные бумаги основного.

По завершении размещения эмитенты принимают нормативный правовой акт, содержащий отчет об итогах эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг.

Рассматривая выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, необходимо упомянуть о государственных и муниципальных гарантиях по ценным бумагам.

Государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств третьих лиц, возникших в результате осуществления ими займа путем эмиссии ценных бумаг, в силу которого Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование (гарант) дает обязательство отвечать за исполнение обязательств третьих лиц (принципалов) полностью или в части перед владельцами этих ценных бумаг (бенефициарами).

Решение о выдаче гарантии принимается Правительством РФ (на федеральном уровне) или исполнительными органами, осуществляющими управление государственным (муниципальным) долгом. Ценные бумаги, эмитированные третьими лицами, по которым дана государственная или муниципальная гарантия, не являются государственными или муниципальными ценными бумагами.

Государственная или муниципальная гарантия должна быть дана в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет ее недействительность. В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны:

– гарант (Российская Федерация, ее субъект, муниципальное образование), а также орган, выдавший гарантию от имени гаранта;

– сумма, на которую выдана гарантия;

– срок гарантии (определяется сроком исполнения обязательств по ценным бумагам третьих лиц).

Принадлежащее бенефициару по государственной или муниципальной гарантии право требования к гаранту считается переданным с момента перехода к этому бенефициару права собственности на ценные бумаги. Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность по гарантированному им обязательству. Гарант имеет право отказать бенефициару в удовлетворении его требования в случае, если последний в соответствии с законодательством не имеет права на осуществление прав по ценным бумагам.

Предусмотренное государственной или муниципальной гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. Гарант, исполнивший обязательство по ценным бумагам вместо принципала, имеет право потребовать от последнего в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по государственной или муниципальной гарантии.