1.3. Государственные финансы
В финансовой системе страны ведущее место занимают государственные финансы. Государственные финансы представляют собой экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования государственных фондов денежных средств.
В составе государственных финансов выделяются отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет свои специфические функции. Составными частями государственных финансов являются государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных организаций и учреждений. Последняя часть представляет собой децентрализованные финансы.
При функционировании государственных финансов возникают два взаимосвязанных процесса: мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государства и их использование на государственные нужды. Первый из этих процессов находит свое выражение в понятии государственных доходов, второй — в государственных расходах. Совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государственных функций представляет собой финансовую политику государства.
Централизация значительной части государственных доходов в бюджетах разного уровня дает возможность проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение финансовых ресурсов, решать государственные задачи.
Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство мобилизует необходимые денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются взимание налогов, привлечение займов и эмиссии. Соотношение между ними в разные исторические периоды неодинаково и определяется уровнем экономического развития, проводимой финансовой политикой, остротой социальных проблем и другими факторами.
Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги. В условиях рыночной экономики налоговая форма становится преобладающей в общей системе финансовых взаимосвязей. Налоги являются главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части финансовых ресурсов при формировании как бюджетных, так и внебюджетных фондов. Виды налоговых поступлений, механизм взимания каждого из них определяются в законодательном порядке и закрепляются за соответствующими органами государственного управления.
Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение. Обеспечивая государство необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Вместе с тем, механизм исчисления налогов, их виды, размеры, применяемые налоговые льготы могут влиять на развитие производства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, стимулирование тех или иных видов деятельности, т. е. иметь экономическое значение. С помощью налогов решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, устанавливаются налоговые льготы исходя из требований социальной политики, освобождаются от налогов определенные лица и виды деятельности, затраты и т.п.
Вторым по фискальному значению доходом являются государственные займы. Они используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики. Существенно возрастает значение займов в периоды кризисного состояния экономики, когда усиливается финансовая напряженность разных звеньев финансовой системы. В период экономических кризисов займы могут даже превалировать над налогами, поскольку последние в силу недостаточной эластичности не способны быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы. Займы находят применение в разных звеньях государственных финансов: при формировании бюджетов различных уровней, при формировании внебюджетных фондов, в составе привлеченных средств государственных корпораций.
Третьим методом мобилизации государственных доходов является денежно-кредитная эмиссия, которая выступает в двух видах – бумажно-денежной и кредитной. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. Эмиссии, как бумажно-денежные, так и кредитные, если они не связаны с потребностями хозяйственного оборота, являются негативными моментами, поскольку ведут к усилению инфляционных процессов в экономике. Страны с развитым рыночным хозяйством стремятся не прибегать к кредитной эмиссии, заменяя ее выпуском займов.
Содержание и характер государственных расходов определяется функциями государства: экономической, социальной, управленческой, военной и другими. В рыночных условиях экономическая функция государства значительно сужается. Однако государственные расходы на экономику имеют очень важное значение. Они способствуют структурной перестройке производства, модернизации и техническому переоснащению предприятий. Кроме того, есть такие сферы экономики, финансировать которые, кроме государства, никто не в состоянии. Значительную долю в государственных расходах занимают расходы, обусловленные выполнением социальной функции государства.
Функционирование государственных расходов базируется на определенных принципах. К важнейшим принципам государственных расходов относятся:
целевое направление средств,
безвозвратность расходования государственных ресурсов,
соблюдение режима экономии.
Целевое направление средств означает, что госрасходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования. Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование государственных расходов, не нуждаются в обязательном их возмещении. Такой режим расходования существенно отличается от использования кредитных средств. Достижению наибольшей результативности в процессе осуществления госрасходов отвечает такой принцип их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предлагает наиболее целесообразное их осуществление.
В системе государственных финансов ведущее место занимает государственный бюджет. Он воплощает главные доходы и расходы государства. Обычно, под государственным бюджетом понимается основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Так, государственный бюджет Российской Федерации оформляется в виде федерального закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства, а по социально-экономической сущности – инструмент перераспределения национального дохода.
Государственный бюджет выполняет следующие основные функции:
- перераспределение национального дохода;
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение социальной политики;
- контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Функционирование бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов. Доходы бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов государства. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей и поступлений в бюджет.
Главным источником доходов бюджета являются налоги (80 – 85 %). В налоговых доходах бюджета основную долю составляют прямые и косвенные налоги. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество. К ним относятся, например, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество. Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара и оплачиваются потребителем. Наиболее значительными косвенными налогами являются налог на добавленную стоимость и акцизы. К налоговым доходам бюджета относятся также таможенные пошлины. Взимание в доход бюджета каких-либо налогов, сборов, пошлин производится только на основании закона.
К неналоговым доходам бюджета относятся: доходы от использования государственного имущества, доходы от приватизации, доходы от внешнеэкономической деятельности.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Они выражают экономические отношения по использованию средств бюджета по различным направлениям. По разделам функциональной классификации расходов федерального бюджета выделяются следующие группы расходов:
1. Государственное управление – включает финансирование главы государства, законодательных и исполнительных органов власти, финансовых и налоговых органов и прочие расходы на общегосударственное управление.
2. Международная деятельность – объединяет расходы по международному сотрудничеству, реализации межгосударственных договоров, экономической и гуманитарной помощи, миротворческой деятельности.
3. Национальная оборона – расходы на строительство и содержание Вооруженных Сил, военные программы, обеспечение мобилизационной подготовки, социальную защиту военнослужащих и членов их семей.
4. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства включает расходы на органы внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции, пограничной службы, прокуратуры, юстиции, внутренние войска, уголовно-исполнительную систему и противопожарную службу.
5. Финансирование народного хозяйства включает расходы на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, поддержку топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства, транспорта и связи, охрану окружающей природной среды и природных ресурсов.
6. Финансирование социально-культурной сферы – это расходы на образование, культуру, искусство, средства массовой информации, здравоохранение и физическую культуру, социальную политику.
7. Обслуживание государственного долга – расходы по выплате процентов и основного долга по внешним и внутренним заимствованиям государства.
Прочие расходы включают резервные фонды Президента и Правительства Российской Федерации, бюджетные ссуды, проведение выборов и другие расходы.
Кроме функциональной классификации расходов, в бюджете расписывается ведомственная структура расходов. По каждому министерству, федеральной службе и агентству указывается общий объем финансирования и конкретные направления расходов. Дополнительно, помимо указанных групп расходов, в федеральном бюджете выделяются затраты на финансирование федеральных целевых программ.
Государственный бюджет строится на основе балансового метода, т. е. исходя из предполагаемых доходов определяются расходы. Формирование и расходование средств федерального бюджета осуществляется через Федеральное казначейство, контроль за исполнением федерального бюджета возложен на Счетную палату Российской Федерации.
Внебюджетные фонды представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении государства и имеющих строго целевое назначение. Создание их является одним из методов перераспределения национального дохода для финансирования целевых мероприятий.
В зависимости от целевого назначения могут формироваться социальные, экономические, природоохранные и другие внебюджетные фонды. Порядок образования и использования средств этих фондов определяется законодательством. Основными источниками доходов этих фондов выступают специальные налоги и сборы, а также средства из бюджета и займы. В настоящее время большинство специальных фондов, за исключением социального назначения, консолидировано в бюджете с сохранением целевого характера их использования.
К социальным фондам относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. В общем объеме государственных финансов эти фонды занимают значительное место. По своим размерам в совокупности они сопоставимы с государственным бюджетом.
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления и физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, либо кредитора, либо гаранта.
Государственный кредит как экономическая категория объединяет в себе финансовые и кредитные отношения. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства.
Государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую. Фискальная функция государственного кредита состоит в формировании централизованных денежных фондов государства путем займа. Взятые взаймы денежные средства поступают на финансирование государственных расходов (в том числе, при необходимости, и на покрытие дефицита бюджета).
Реализация фискальной функции госкредита ведет к образованию государственного долга. Он подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты. Текущий государственный долг составляют суммы погашения обязательств, срок оплаты которых наступил, и начисленные проценты.
Регулирующая функция государственного кредита проявляется путем воздействия на денежное обращение, уровень ставок на финансовом рынке, на другие макроэкономические показатели экономики. Размещая займы среди различных групп инвесторов, государство тем самым сжимает их платежеспособный спрос, отвлекает денежные средства с других сегментов финансового рынка.
Выступая в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства, и, соответственно, растет цена кредита. Выбрасывая на финансовый рынок денежные средства в виде ссуд, государство также влияет на денежную массу в обращении, на платежеспособный спрос и другие экономические индикаторы.
Государственный кредит может выступать в различных формах: наиболее распространенными являются: государственные займы, безоблигационные займы и кредиты, бюджетные ссуды и кредиты, гарантированные займы.
Государственный займ представляет собой заимствование средств юридических и физических лиц путем выпуска облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
Государственные займы классифицируются по ряду признаков. По эмитентам они делятся на федеральные, субъектов федерации и муниципальные. В зависимости от сферы размещения можно выделить внутренние и внешние займы. С точки зрения характера обращения на рынке существуют рыночные и нерыночные займы. Инструменты рыночных займов свободно покупаются и продаются на рынке ценных бумаг, а на нерыночные накладываются определенные ограничения. По признаку держателей заемных инструментов государственные займы делятся на размещаемые только среди физических лиц или только среди юридических лиц и на универсальные.
Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Если первые сопровождаются эмиссией ценных бумаг, то безоблигационные кредиты – оформляются соглашениями, договорами, выдачей особых свидетельств без выпуска государственных ценных бумаг.
Бюджетные ссуды и кредиты выражают отношения оказания финансовой помощи субъектам хозяйствования за счет бюджета на условиях срочности, платности и возвратности. В отличие от банковских кредитов, бюджетные ссуды не преследуют коммерческих целей, выдаются на льготных условиях для решения общественно значимых задач.
Еще одной формой государственного кредита являются гарантированные ссуды. Они представляют собой ссуды субъектам федерации, органам местного самоуправления, коммерческим организациям и другим экономическим структурам со стороны внешних и внутренних кредиторов под гарантию государственных или муниципальных органов.
- В.С. Чеботарев
- Финансово-кредитная система современной россии учебник
- Оглавление
- Глава 1 общая характеристика финансово-кредитной системы 9
- Глава 2 общая характеристика российского рынка ценных бумаг 27
- Глава 3 инструменты рынка ценных бумаг 39
- 2. По субъектам прав, удостоверенных ценной бумагой: 41
- 8. По способу номинирования: 43
- Глава 4 векселя и чеки 70
- Глава 5 эмиссионная деятельность на рынке ценных бумаг 105
- Глава 6 профессиональные участники рынка ценных бумаг 124
- Тема 20 основы страховой деятельности 554
- 20.1. Сущность и классификация страхования 554
- 20.2. Участники страхования и надзор за их деятельностью 560
- 20.3. Финансы страховых организаций 566
- Введение
- Глава 1 общая характеристика финансово-кредитной системы
- 1.1. Финансы и финансовый рынок
- 1.2. Структура финансово-кредитной системы
- 1.3. Государственные финансы
- Вопросы и задания для самоконтроля по Главе 1
- Глава 2 общая характеристика российского рынка ценных бумаг
- 2.1. Рынок ценны бумаг, его виды и элементы
- 2.2. Регулирование рынка ценных бумаг
- Вопросы и задания для самоконтроля по Главе 2
- Глава 3 инструменты рынка ценных бумаг
- 3.1. Сущность и классификация инструментов рынка ценных бумаг
- 2. По субъектам прав, удостоверенных ценной бумагой:
- 8. По способу номинирования:
- 3.2. Акция: виды, права акционеров и обращение
- Права владельцев голосующих акций
- Операции с акциями в акционерном обществе
- 3.3. Долговые ценные бумаги
- 3.4. Производные инструменты и ценные бумаги
- Вопросы и задания для самоконтроля по Главе 3
- Глава 4 векселя и чеки
- 4.1. Понятие и виды векселей
- 4.2. Правила составления векселей
- 4.3. Правила вексельного обращения
- 4.4. Правонарушения с векселями
- Дефекты формы и содержания векселя
- 4.5. Чек и чековое обращение
- Вопросы и задания для самоконтроля по Главе 4
- Глава 5 эмиссионная деятельность на рынке ценных бумаг
- 5.1. Общие понятия об эмиссии ценных бумаг
- 5.3. Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг
- Вопросы и задания для самоконтроля по Главе 5
- Глава 6 профессиональные участники рынка ценных бумаг
- 6.1. Организационно-правовые основы деятельности профессиональных участников
- 6.2. Финансовые посредники рынка ценных бумаг
- 6.3. Депозитарная деятельность на рынке ценных бумаг
- 6.4. Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг
- 6.5. Торговые и расчетные институты рынка ценных бумаг
- Различия между типами фондовых бирж
- 6.6. Профессиональные участники и проблемы противодействия легализации незаконных доходов
- Вопросы и задания для самоконтроля по Главе 6
- Глава 7 инвестиционная деятельность на рынке ценных бумаг
- 7.1. Виды и принципы деятельности инвесторов, защита их законных интересов
- Виды портфельных инвесторов
- 7.2. Инвестиционные фонды
- 7.3. Специализированные фонды
- Вопросы и задания для самоконтроля по Главе 7
- Глава 8 общая характеристика банковской системы россии
- 8.1. Экономическая сущность банка и банковской системы
- 8.2. Современная банковская система России
- Вопросы и задания для самоконтроля по Главе 8:
- Глава 9 организационно-правовые основы деятельности кредитных организаций
- 9.1. Кредитная организация, как субъект банковской деятельности
- 9.2. Особенности создания и реорганизации кредитных организаций
- 9.3. Особенности ликвидации и банкротства кредитных организаций
- Вопросы и задания для самоконтроля по Главе 9:
- Глава 10 центральный банк российской федерации
- 10.1. Правовое положение, функции и операции Центрального банка Российской Федерации
- 10.2. Структура Центрального банка Российской Федерации
- 10.3. Денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации
- Вопросы и задания для самоконтроля по Главе 10:
- Глава 11 основы учетно-операционной работы в банках
- 11.1. Основные положения бухгалтерского учета в банках
- 11.2. Аналитический и синтетический учет в банках. Банковские счета клиентов
- 11.3. Организация учетно-операционной работы в банке
- Вопросы и задания для самоконтроля по Главе 11:
- Глава 12 наличное денежное обращение и кассовые операции кредитных организаций
- 12.1. Денежная система Российской Федерации
- 12.2. Организация наличного денежного обращения
- 12.3. Незаконное обналичивание денежных средств
- 12.4. Кассовые операции кредитных организаций
- Вопросы и задания для самоконтроля по Главе 12:
- Глава 13 организация безналичного платежного оборота
- 13.1. Назначение и принципы безналичных расчетов
- 13.2. Формы безналичных расчетов
- Расчеты платежными поручениями
- Расчеты по инкассо
- Расчеты по аккредитиву
- Чековая форма расчетов
- 13.3. Банковские платежные карты
- 13.4. Межбанковские расчеты
- 13.5. Преступления в сфере безналичного платежного оборота
- Хищение средств со счетов по подложным документам клиентов
- Хищение денежных средств и товаров при мнимых сделках
- Вопросы и задания для самоконтроля по Главе 13:
- Глава 14 пассивные операции банков
- 14.1. Собственные средства (капитал) банка
- Финансовые ресурсы банка и источники их формирования
- Структура собственного капитала банка
- 14.2. Депозитные операции банков
- 14.3. Страхование банковских вкладов физических лиц
- 14.4. Пассивно-ссудные операции (межбанковское кредитование)
- Вопросы и задания для самоконтроля по Главе 14:
- Глава 15 банковское кредитование
- 15.1. Банковские кредиты: принципы, виды и риски
- 15.2. Организация банковского кредитования
- 15.3. Особенности потребительского банковского кредитования
- 15.4. Обеспечение возвратности кредитов
- 15.5. Преступления в сфере банковского кредитования
- Фиктивное обеспечение кредита
- Вопросы и задания для самоконтроля по Главе 15:
- Глава 16 лизиновые и факторинговые операции банков
- 16.1. Сущность лизинга
- 16.2. Объекты и субъекты лизинговых сделок
- 16.3 Виды лизинговых отношений
- Особенности оперативного лизинга
- Сервисные услуги, оказываемые лизингополучателю на различных этапах производственного цикла имущества лизинга
- 16.4. Факторинговые операции банков
- Сравнительная характеристика факторинга, кредита и овердрафта
- Вопросы и задания для самоконтроля по Главе 16:
- Глава 17 валютные операции банков
- 17.1. Экономико-правовые основы валютных операций
- 17.2. Валютные операции и валютные счета
- Виды валютных операций
- 17.3. Операции банков с драгоценными металлами
- Вопросы и задания для самоконтроля по Главе 17
- Тема 18 раскрытие и защита банковской информации
- 18.1. Информация о банковской деятельности и ее раскрытие
- 18.2. Институт банковской тайны
- 18.3.Кредитные истории
- 18.4. Особенности предоставления сведений, составляющих банковскую тайну отдельным государственным органам
- Вопросы и задания для самоконтроля по Главе 18:
- Глава 19 безопасность банковских систем
- 19.1. Понятие, содержание и сущность безопасности
- 19.2. Концепция безопасности банка
- 19.3. Правовые основы безопасности банковских систем
- Вопросы и задания для самоконтроля по Главе 19:
- Тема 20 основы страховой деятельности
- 20.1. Сущность и классификация страхования
- 20.2. Участники страхования и надзор за их деятельностью
- 20.3. Финансы страховых организаций
- Вопросы и задания для самоконтроля по Главе 20:
- Глоссарий
- Рекомендуемая литература