logo
Uchebnik_FKS

18.4. Особенности предоставления сведений, составляющих банковскую тайну отдельным государственным органам

Наибольшие споры на практике вызывает вопрос об объеме сведений, предоставляемых банками соответствующим органам и лицам. Исчерпывающе этот вопрос решен в отношениях банков с уполномоченным органом, осуществляющим меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. На этот счет статья 26 Закона о банках дает прямую ссылку на соответствующий федеральный закон. По поводу всех остальных органов и лиц он упоминает некие «справки по операциям и счетам» юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и «справки по счетам и вкладам» физических лиц.

Отдельного законодательного определения понятия «справка» применительно к Закону о банках или к Гражданскому Кодексу РФ не существует. Однако в ст.71 ГПК РФ и в ст.75 АПК РФ понятие «справка» трактуется как вид письменных документов, содержащих сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, выполненных в форме цифровой, графической записи, в том числе полученных посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным позволяющим установить достоверность документа способом.

Таким образом, под справкой «по операциям и счетам» либо «по счетам и вкладам» в контексте статье 26 Закона о банках понимается любой выданный и удостоверенный банком документ, содержащий следующую информацию:

а) о наличии в банке счетов юридических и физических лиц в значении понятия «счет», содержащегося в ст.845 ГК РФ, то есть счетов, на которых учитываются средства клиентов и по которым по их распоряжению проводятся расчетные операции;

б) о привлеченных банком во вклад средствах физических лиц в значении понятия «вклад», содержащегося в ст.834 ГК РФ;

в) о совершаемых юридическими и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, операциях принятия и зачисления средств на счет, перечисления и выдачи средств со счета в контексте п.1 ст.845 и ст.849 ГК РФ.

Иная информация о клиентах понятием справки «по операциям и счетам» либо «по счетам и вкладам» не охватывается, а понятие «справка» в данном случае не подлежит расширительному толкованию. Соответственно, банк, относя любую информацию о клиентах к информации, защищенной банковской тайной в соответствии со ст.857 ГК РФ и Законом о банках, не обязан предоставлять ее по запросам иных лиц и органов, если это прямо не предписано соответствующим законом, как это сделано, например, в отношении уполномоченного органа, осуществляющего меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Согласно Положению ЦБ РФ «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 5 декабря 2002 г № 205-П счета, открываемые банками клиентам, учитываются в виде отдельных лицевых счетов в балансе банка, на которых отражаются приходные и расходные операции клиентов, проходящих по данному счету. Экземпляры лицевых счетов с отражением всех операций по счету (отпечатанные в машинописном виде) являются выписками по клиентским счетам. Содержание этих выписок отвечает всем требованиям, предъявляемым к письменным справкам о счетах, операциях и вкладах. Соответственно на практике указанные выписки используются банками в качестве справок о счетах, вкладах и операциях клиентов, предоставляемых банками иным лицам в соответствии со статьей 26 Закона о банках.

В то же время органы, имеющие право на получение от банков информации, относящейся к банковской тайне, нередко помимо указанных справок о счетах, вкладах и операциях требуют предоставления иных документов, относящихся к деятельности клиентов, в том числе учредительных, регистрационных, договорных, платежных документов, и т.д. Между тем следует заметить, что ни один из имеющихся в банке документов, относящихся к деятельности клиента, кроме выписки с его лицевого счета, не подпадает под понятие справки о счетах, вкладах и операциях клиента. Следовательно, в обязанности банков не входит предоставление иным лицам в качестве справок каких-либо иных документов, кроме выписок с лицевых счетов клиентов.

Таким образом, обязанность банков выдавать иным лицам справки о счетах, вкладах и операциях своих клиентов ограничивается предоставлением выписок по расчетным (текущим) счетам юридических лиц, а также предоставлением сообщений о наличии счетов и вкладов физических лиц.

Следует заметить, что обязанность банков предоставлять сведения об операциях клиентов распространяется только на клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На физических лиц это требование не распространяется. Поэтому банк в отношении таких клиентов обязан ограничиться только сведениями о наличии в банке их счетов и сумм вкладов.

Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну судам

Судами общей юрисдикции по гражданским делам справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, могут истребоваться на основании ст.57 ГПК РФ, как доказательства, имеющие значение по делу. При этом сведения, составляющие банковскую тайну, как доказательства на основании ст.57 ГПК РФ не могут истребоваться судом самостоятельно, а только лишь по ходатайству лиц, участвующих в деле, и в случае, когда представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно.

В ходатайстве лица, участвующего в деле, об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указано, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место нахождения доказательства. На основании ходатайства лица, участвующего в деле, суд выдает стороне запрос для получения доказательства или запрашивает доказательство непосредственно.

Уголовно-процессуальный Кодекс РФ не содержит ясного порядка истребования доказательств судом по уголовным делам, хотя ст.86 УПК РФ указывает, что собирание доказательств может осуществляться в ходе уголовного судопроизводства не только дознавателем, следователем, прокурором, но и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий.

Также ст.234 УПК РФ указывает, что ходатайство стороны защиты об истребовании дополнительных доказательств или предметов подлежит удовлетворению, если данные доказательства и предметы имеют значение для уголовного дела, т.е. подразумевается, что сторона защиты вправе ходатайствовать перед судом об истребовании доказательств. Кроме того, ст.286 УПК РФ также говорит о том, что в ходе судебного следствия документы могут истребоваться судом.

Следовательно, в ходе уголовного судопроизводства суд вправе истребовать какие-либо сведения у кредитных организаций (в т.ч. и сведения, составляющие банковскую тайну) как самостоятельно, так и на основании ходатайства стороны защиты.

Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну налоговым и таможенным органам. Согласно статье 26 Закона о банках справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдаются кредитной организацией налоговым и таможенным органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.

В соответствии со статьей 86 Налогового Кодекса РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение 5 дней после мотивированного запроса налогового органа. Правовой смысл ст.86 НК РФ не предполагает представление конкретных подлинных документов (или копий с них). Речь в статье идет исключительно о справочной информации. Когда же налоговые органы приходят к выводу, что в банке могут быть необходимые им документы, то эти документы действительно могут быть истребованы у банка, но на основании проводимой в отношении его проверки (встречной).

В соответствии со статьей 403 Таможенного Кодекса РФ к основным функциям таможенных органов относится таможенный контроль. Кроме того, ст.408 ТК РФ дает достаточно широкие полномочия таможенным органам, в том числе и по получению информации, необходимой для выполнения своих функций и в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений (при осуществлении оперативно-розыскной деятельности).

Таможенный кодекс прямо упоминает о том, что таможенные органы вправе накапливать информацию, включающую сведения не только о регистрации, имуществе, местонахождении, платежеспособности юридических лиц, но и об открытых банковских счетах, - что, несомненно, затрагивает информацию, составляющую банковскую тайну. При упоминании таможенных органов при рассмотрении вопросов, касающихся банковской тайны, необходимо также обратиться к Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г № 173-ФЗ (стт.11,12,15), где таможенным органам также дается право получать от банков информацию о субъектах предпринимательской деятельности, составляющую банковскую тайну.

Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну органам предварительного следствия. Согласно статье 26 Закона о банках справки по операциям и счетам любых лиц выдаются кредитной организацией органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве при наличии согласия прокурора.

В соответствии со ст.151 УПК РФ предварительное следствие проводится органами прокуратуры, органами внутренних дел, Федеральной службы безопасности, которые и являются органами предварительного следствия. Согласно ст.151 УПК РФ дознание также проводится органами прокуратуры, органами внутренних дел, Федеральной службы безопасности и другими, которые являются органами дознания.

В соответствии со ст.5 УПК РФ дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Таким образом, при проведении предварительного расследования может осуществляться как предварительное следствие, так и дознание. Разница между ними заключается в том, что дознание проводится по менее общественно опасным преступлениям. Например, расследование такого преступления, как незаконное предпринимательство, проводится органами внутренних дел как органом дознания, но если это преступление совершено организованной группой или причинило особо крупный ущерб, то производится предварительное следствие теми же органами внутренних дел, но как органами предварительного следствия. Можно привести еще множество других примеров. Таким образом, дознание и предварительное следствие являются формами предварительного расследования и могут проводиться одними и теми же уполномоченными органами.

В то же время статья 26 Закона о банках разделяет органы дознания и предварительного следствия, предоставляя одним право на получение информации, составляющей банковскую тайну (органам предварительного следствия), а другим нет (органам дознания). Если, например, осуществляется предпринимательская деятельность без регистрации и это деяние сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то органами внутренних дел проводится дознание, а если то же деяние сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере, то теми же органами внутренних дел проводится предварительное следствие. При этом при проведении дознания органы внутренних дел не имеют права требования на предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, а в случае, если проводится предварительное следствие, - имеют. Между тем граница между дознанием и предварительным следствием очень условна, т.к. согласно ст.150 УПК РФ дознание может проводиться по письменному указанию прокурора и по другим уголовным делам, прямо не отнесенным к подследственности органов дознания, а предварительное следствие - по уголовным делам, не отнесенным к подследственности органов предварительного следствия.

Таким образом, в части разделения органов, проводящих предварительное расследование, на органы предварительного следствия и органы дознания норма статьи 26 Закона о банках неудачна и нуждается в изменении.

Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну органам внутренних дел. Согласно статье 26 Закона о банках справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдаются кредитной организацией органы внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С одной стороны, содержащееся здесь понятие «в соответствии с законодательством Российской Федерации» делает отсылку к содержащимся в Федеральных законах «О милиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности» правам органов внутренних дел на получение информации. С другой стороны, указанная норма содержит нижеследующие ограничения по кругу предмета и оснований запроса информации - функции по выявлению, предупреждению и пресечению только налоговых преступлений и ограничения по кругу запрашивающих субъектов – подразделения МВД РФ, в обязанности которого входят указанные функции.

Статьей 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» функции выявления, предупреждения и пресечения преступлений относятся к задачам оперативно-розыскной деятельности.

Налоговыми преступлениями являются преступления, составы которых предусмотрены статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного Кодекса РФ, отнесенные к категории преступлений в сфере экономической деятельности.

Указом Президента РФ в структуре МВД России образована Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП). В соответствии с п.п. 22, 29 Положения о Главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями ФСЭНП, утвержденного Приказом МВД России от 13 августа 2003 г № 634, оперативно-розыскная деятельность по преступлениям в сфере экономической деятельности относится к функциям данного управления.

Таким образом, указанные в статье 26 Закона о банках функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений относятся к сфере Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России.

В связи с этим представляется уместным привести вывод из консультации, данной Правовым департаментом Ассоциации российских банков по порядку применения ч. 3 статьи 26 Закона о банках. В соответствии с указанной консультацией поступивший в банк запрос органа внутренних дел о предоставлении информации, содержащей банковскую тайну, в рамках ч. 3 ст. 26 Закона о банках, должен:

- быть направлен в банк подразделением ФСНП МВД РФ и подписан его руководителем либо лицом, исполняющим функции руководителя данного подразделения;

- быть оформлен в соответствии с п.17 Инструкции по делопроизводству и порядку работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России, утвержденной Приказом МВД РФ от 1 марта 1999 г;

- содержать ссылки на статьи 2 и 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а также на статью 11 Закона «О милиции»;

- содержать ссылку на письменное указание начальника органа внутренних дел на проведение проверки сведений о налоговом преступлении (проведение в отношении их оперативно-розыскных мероприятий) и на номер, присвоенный данным сведениям, в соответствии с п.п. 2.2 и 24 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, утвержденной Приказом МВД РФ от 13 марта 2003 г.

Помимо указанных требований к запросу органа внутренних дел, представляется, что в связи с ограниченностью круга правонарушений, при выявлении, предупреждении и пресечении которых банки должны выдавать информацию, относящуюся к банковской тайне, такие запросы также должны содержать обязательную ссылку на соответствующие статьи УК РФ, содержащие состав налоговых преступлений (198, 199, 199.1, 199.2).

Предоставление банками информации, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Банковская сфера во всем мире является наиболее привлекательным каналом для самых разнообразных махинаций с денежными средствами – от сокрытия средств от налогообложения до отмывания «грязных» денег и транспортировки капиталов по нелегальным путям. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что денежные потоки, проходящие через банковские каналы, должны подвергаться тщательному отслеживанию со стороны органов финансового контроля и правоохранительных органов.

В Российской Федерации контроль за финансовыми операциями клиентов банков регламентируется Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма» от 7 августа 2001 г № 115-ФЗ (далее – Закон о противодействии легализации).

Согласно статье 6 Закона о противодействии легализации, операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

  1. операции с денежными средствами в наличной форме:

- снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

- покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

- приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

- получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

- обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

- внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством России;

3) операции по банковским счетам (вкладам):

- размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

- открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

- перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

- зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

4) иные сделки с движимым имуществом:

- помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

- выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

- получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

- переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;

- скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

- получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

- предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.

Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их участии в экстремистской деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации.

Основаниями для включения организации или физического лица в указанный перечень являются:

- вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с осуществлением ею экстремистской деятельности;

- вступивший в законную силу приговор суда Российской Федерации о признании физического лица виновным в совершении преступления террористического характера;

- решение Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора о приостановлении деятельности организации в связи с его обращением в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности за террористическую деятельность;

- постановление следователя или прокурора о возбуждении уголовного дела в отношении лица, совершившего преступление террористического характера;

- составляемые международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанные Российской Федерацией перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами;

- признаваемые в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами приговоры (решения) судов и решения иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность.

В случае если операция с денежными средствами или иным имуществом осуществляется в иностранной валюте, ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения такой операции.

Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.

Информацию по вышеуказанным операциям кредитные организации обязаны предоставлять в Федеральную Службу по финансовому мониторингу (ФСФМ).

Сегодня только банки передают в ФСФМ ежедневно до 8 тыс. сообщений о подозрительных сделках своих клиентов. Помимо этого, ФСФМ – это совершенный и единственный в своем роде механизм для отслеживания и анализа адресных финансовых потоков, и уже только поэтому эта структура является важнейшим источником информации для принятия экономических и политических решений на высшем государственном уровне. Таким образом, ФСФМ, подотчетная Министерству финансов РФ, является своего рода передаточным звеном, накопителем не простой информации, а банковской и коммерческой тайны.

Вся информация передается в ФСФМ через территориальные учреждения Банка России. Кредитная организация направляет отчет, содержащий указанные выше сведения в виде электронного документа (ОЭД). Таким образом, Банк России создает и ведет электронный справочник видов операций, сведения о которых затем предоставляются в ФСФМ.

Данные меры направлены на возможность реализации ФСФМ России своих основных функций по:

сбору, обработке и анализу информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю;

созданию единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

направлению соответствующей информации в правоохранительные органы;

осуществлению в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств, в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и др.

В соответствии с Законом о противодействии легализации банки обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, а так же принимать иные внутренние организационные меры в целях противодействия отмыванию «грязных» денег и финансированию терроризма.

У кредитных организаций, так же существует и обязанность идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании у банка. Под идентификацией физического лица в данном случае понимаются действия сотрудников банка, направленные на установление принадлежности документов тому лицу, которое предъявляет эти документы в удостоверение своей личности и своих правомочий при установлении клиентских отношений с банком. Если же клиентом является юридическое лицо, то задача сотрудников банка значительно усложняется. Идентификация юридического лица заключается в проверке и оценке документов, представленных в удостоверение его правового статуса и подтверждающих его государственную регистрацию, в установлении владельцев этого предприятия, а также в действиях, направленных на получение достоверной информации о цели и предполагаемом характере деловых отношений. Документы должны оцениваться на предмет их действительности, отсутствия внутренних противоречий и явных признаков подделки. Важное значение при идентификации клиента - юридического лица имеет идентификация физических лиц, осуществляющих, в конечном счете, реальный контроль над этим юридическим лицом, а также тех лиц, которые выступают представителями юридического лица в отношениях с банком.