6.2.2. Способы определения величины обязательных резервов.
Величина обязательных резервов может определяться двумя способами:
по отношению к банковским пассивам (они являются резервной базой);
по отношению к банковским активам.
Суть первого способа состоит в том, что коммерческие банки должны резервировать на счетах в центральном банке часть привлеченных депозитов клиентов. В подавляющем большинстве стран применяется именно этот способ определения объема резервных требований.
Появление новых видов банковских обязательств или рост значения уже существующих может служить обоснованием для включения соответствующих статей пассивов в базу исчисления резервных требований. Применение подобного подхода позволяет центральным банкам стимулировать или ограничивать развитие тех или иных видов депозитных операций коммерческих банков.
Разновидностью метода определения резервных требований по отношению к банковским пассивам является метод установления минимальных резервов к изменению объема совокупных пассивов банков, т.е. к увеличению или уменьшению их сальдо за определенный период времени (сальдо формируется в результате поступлений денег на основные корреспондентские счета и выдач с них денежных средств).
Второй способ определения величины обязательных резервов по отношению к банковским активам (кредитам) считается чисто французским «изобретением» и на практике применяется значительно реже. Сущность его заключается в лимитировании (количественном ограничении) кредитных вложений посредством установления верхних пределов общей суммы кредитов или их прироста. Кредитные лимиты устанавливаются в индивидуальном порядке для каждого банка. За их нарушение коммерческие банки подвергаются санкциям со стороны центрального банка в виде уплаты высокого учетного процента или обязательного перечисления на беспроцентный счет ЦБ суммы, равной превышению этих лимитов. В данном случае центральный банк регулирует темпы роста денежной массы, используя технику кредитных ограничений.
У каждого способа определения резервной базы есть свои преимущества и недостатки.
При первом способе улучшается банковская ликвидность, однако установление обязательных резервов по пассивным операциям ведет к снижению размера выдаваемых банковских ссуд из-за удорожания ресурсов. По своему характеру метод установления обязательных резервов к банковским пассивам ближе к косвенным методам денежно-кредитного регулирования, чем кредитные ограничения. Он менее жестко воздействует на состояние экономики и денежного обращения, а также на ликвидность банковской системы.
Основанные на активных кредитных операциях нормы обязательных резервов выступают в качестве прямого ограничителя осуществления инвестиций, способствуя в целом поддержанию умеренных процентных ставок. Но кредитные ограничения - это самая жесткая форма воздействия на объем кредита. Такая практика приводит к снижению деловой активности в стране, ухудшает функционирование банковской системы, затрудняет доступ к кредиту. Поэтому центральные банки прибегают к данной форме определения резервной базы в периоды усиления инфляции или кризисов платежного баланса. В Германии подобные ограничения вообще не практиковались. Они широко применялись во Франции, Италии, Швеции, Японии. Лишь на короткие промежутки времени кредитные ограничения вводились в США (1980 г.) и Великобритании (до 1971 г). В 80-е годы центральные банки развитых стран отказались в своей денежно-кредитной политике от метода количественных ограничений.
Нормы обязательных резервов дифференцируются, как правило, по отдельным видам депозитов, что обусловлено различной степенью «денежности» (ликвидности) различных компонентов денежной массы. Это необходимо для управления динамикой различных видов депозитов. Как правило, на депозиты до востребования устанавливаются более высокие нормы резервных требований по сравнению с нормами по срочным и сберегательным депозитам. Так, например, в США и Германии - более высокая норма резервов по депозитам до востребования, а в Великобритании, Италии и Южной Корее установлены единые нормы обязательных резервов.
Согласно сложившейся практике наиболее приемлемыми активами, используемыми для установления резервных требований, являются высоколиквидные средства. Состав их различен: это могут быть наличные средства в кассах банков, наиболее ликвидные виды активов, государственные ценные бумаги, а в некоторых странах (США, Германия, Швеция) - иностранная валюта на счетах центрального банка. В любом случае они должны быть максимально ликвидными, обеспечивая тем самым возможность использования резервных требований как инструмента воздействия на денежное обращение.
В большинстве стран обязательные резервы коммерческих банков хранятся в центральном банке на одном беспроцентном текущем счете, который получил название «основной корреспондентский счет или резервный счето». На счете, помимо обязательных резервов, хранятся собственные капиталы банков: уставный, страховой и другие. В дни регулирования центральным банком основных корреспондентских счетов банки обязаны иметь на них необходимые обязательные резервы. В периоды между регулировками резервных счетов банки вправе использовать остатки денежных средств на указанных счетах для проведения своих кредитных и иных активных операций. Однако в определенные центральным банком дни банки должны поддерживать на основных корреспондентских счетах сверх обязательных дополнительные (или избыточные) резервы. Их размер поддерживается на уровне, обеспечивающем бесперебойность платежей вкладчикам, другим банкам-корреспондентам, финансово-налоговым органам.
Все большее количество стран отказывается от принципа раздельного, обособленного хранения в центральных банках на отдельных счетах обязательных резервов банков, разрешая последним временно использовать средства резервов.
Поддержание банками средств в необходимых размерах на резервных счетах в ЦБ- весьма непростая задача в силу следующих причин:
размер остатков средств на этих счетах постоянно колеблется в связи с осуществлением расчетов и переводов денежных сумм. Причем с развитием системы электронных переводов и электронного клиринга стало особенно трудно точно прогнозировать объем депозитов в банках на конец операционного дня;
происходит непрерывный приток и отток средств на депозитных счетах в самих банках. Поэтому даже при неизменной норме обязательных резервов их абсолютная сумма должна систематически корректироваться;
банки стремятся свести к минимуму свои обязательные резервы, являющиеся бездоходными активами, и прибыльно разместить высвободившиеся ресурсы.
В этой связи центральными банками применяется «классическая» схема усреднения обязательных резервов, которая предусматривает размещение банками депозитов в центральном банке на уровне, установленном как средний за определенный период (расчетный период). Эта схема характерна для Австрии, Испании, США, Франции, Германии, Швейцарии и Японии. Отсутствует процедура усреднения в Италии.
Как правило, расчетный период составляет 1 месяц (в Японии, Франции, России и других странах), однако в США он составляет 2 недели.
Для того, чтобы механизм обязательных резервов выполнял функцию инструмента денежно-кредитного регулирования, необходимо периодическое регулирование величины остатка средств, подлежащих резервированию. Такое регулирование заключается в следующем. Коммерческий банк составляет расчет величины средств, подлежащих резервированию, путем умножения привлеченных средств клиентов на норматив обязательных резервов. Полученный результат сравнивается с ранее зарезервированной величиной средств в центральном банке. Если величина средств, подлежащих резервированию, больше ранее зарезервированной, то образовавшийся по результатам регулирования недовзнос перечисляется центральному банку. В противном случае центральный банк возвращает коммерческому банку излишне внесенную на данный момент сумму.
Регулирование обязательных резервов осуществляется центральным банком совместно с банками один раз в месяц по состоянию на конкретную дату (например, на 1-е число месяца или на каждое 5-е число и т.д.). При этом используется понятие «период хранения», которое означает период выполнения (поддержания) банками обязательств перед центральным банком, в течение которого необходимые суммы обязательных резервов должны храниться на резервных счетах. На практике период хранения соответствует дате регулирования обязательных резервов.
Важное значение имеет временной интервал между расчетным периодом и периодом хранения. Так как нормы резервных требований определяются на основании предыдущего расчетного периода, то чем больше временной интервал между расчетным периодом и периодом хранения, тем меньше связь реальной величины резервов с состоянием в данный момент денежно-кредитной сферы, и следовательно, ниже эффективность регулирующих мер центрального банка. Временной разрыв расчетного периода и периода хранения имеет большое значение для коммерческих банков: если он составляет 1 месяц, то они имеют достаточно времени для использования резервных активов и их ликвидность возрастает; при более коротких периодах - до 1 дня - устанавливается жесткий контроль центрального банка над денежной массой. Как свидетельствует мировая практика, интервал между расчетным периодом и периодом хранения не превышает 2 недель.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 1. Роль Центрального Банка в экономике.
- Исторические аспекты возникновения института центрального банка.
- 1.2. Основные вехи становления и развития Центрального Банка России.
- 1. Государственный банк Российской Империи.
- Народный банк рсфср.
- Государственный банк ссср
- Руководители Государственного банка рсфср – Государственного банка ссср
- 1.3. Из истории Главного управления Банка России по Ульяновской области
- 1866 - 1917 Годы
- 1917 - 1920 Годы
- 1921 - 1943 Годы
- 1943 - 1990 Годы
- 1991 - 2001 Годы
- 1.4. История обретения цб присущих ему функций:
- 1.5. Надзор за банковской системой и финансовым рынком как специальная государственная функция. Роль цб.
- Ревизионный метод.
- 1.6. Взаимодействие цб с органами государственной власти. Независимость цб как способ обеспечения выполнения его основных задач.
- Тема 2 Правовые и экономические основы деятельности Центрального банка Российской Федерации.
- Формы организации банка России:
- 2.2. Юридический статус цб рф.
- 2.3.Подотчетность цб Государственной думе.
- 2.4. Обеспечение экономической и политической независимости бр
- 2.5. Экономические основы деятельности цб рф.
- Тема 3. Задачи, структура и функции цб рф.
- 3.1. Задачи и функции Банка России
- 3.2. Органы управления Банком России, порядок их формирования, функции и ответственность.
- 3.1. Задачи и функции Банка России
- 3.2. Органы управления Банком России, порядок их формирования, функции и ответственность.
- Тема 4. Денежно кредитная политика Банка России, ее основные задачи.
- 4.1. Денежно-кредитная политика как составная часть экономической политики государства.
- 4.2. Типы денежно-кредитного регулирования: рестрикционная и экспансионистская.
- 4.3. Цели дкп. Конечные и промежуточные цели денежно-кредитной политики
- 4.4. Задачи, порядок и сроки разработки и утверждения «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики».
- Тема 5. Инструменты и методы денежно- кредитного регулирования
- 5.1. Понятие методов и инструментов денежно-кредитного регулирования.
- 5.2. Административные инструменты денежно-кредитного регулирования.
- 2. Ограничение объема кредитов, предоставляемых кредитными организациями.
- 5.3. Экономические (рыночные, косвенные) инструменты денежно-кредитного регулирования.
- Тема 6. Операции Банка России на внутреннем финансовом рынке.
- 6.1. Содержание и значение процентной политики центрального банка.
- 6.2.1. Общая характеристика и механизм действия обязательных резервных требований
- 6.2.2. Способы определения величины обязательных резервов.
- 6.2.3. Современных тенденций использования механизма обязательных резервных требований.
- 6.3.1. Сущность и значение операций на открытом рынке
- 8.4. Операции репо: понятие и сущность.
- 6.4. Депозитные операции как инструмент Денежно-кредитного регулирования.
- 6.5.1. Сущность и значение механизма рефинансирования.
- 6.5.2. Кредиты, обеспеченные залогом ценных бумаг
- Кредиты "овернайт"
- 6.5.3. Сущность и значение учетных (дисконтных) кредитов центральных банков
- Тема 7. Взаимосвязь валютной политики и денежно-кредитного регулирования.
- 7.1. Валютная политика как составная часть денежно-кредитной политики.
- 7.3. Валютный рынок, основные характеристики его функционирования.
- Тема 8. Управление официальными золотовалютными резервами
- 8.1.Функции и структура международных ликвидных резервов.
- 8.2. Управление международной валютной ликвидностью.
- 8.3. Выбор между отдельными компонентами резервов и установление оптимального соотношения между ними
- Тема9. Механизм установления и методы регулирования валютного курса
- 9.1. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование.
- 9.2. Установление режима валютного курса.
- Тема 10. Обслуживание бюджетно- налоговой системы.
- 10.1. Кредитование государства
- 10.2. Управление государственным долгом.
- 10.3. Кассовое исполнение бюджета.
- 10.1. Кредитование государства
- 10.2. Управление государственным долгом.
- 10.3. Кассовое исполнение бюджета.
- Тема 11. Организация системы расчетов.
- 11.1. Понятие платежной системы.
- 11.2. Правовое регулирование межбанковских расчетов.
- 11.3. Межбанковский клиринг
- 11.4. Система валовых расчетов.
- Тема 12 Организация денежного обращения.
- 12.1. Принципы организации денежного обращения в России:
- 12.2.Задачи планирования и регулирования ден. Обращения:
- 12.3. Порядок выпуска в обращение банкнот.
- 12.4. Понятие оборотной кассы и резервных фондов.
- Тема 13. Взаимодействие Банка России с банковскими ассоциациями.
- Тема 14. Взаимодействие Банка России с международными финансовыми организациями
- 14.1. Международный валютный фонд
- 14.2. Мбрр
- 14.3. Европейским банком реконструкции и развития
- 14.4. Большая Восьмерка.