2. Ограничение объема кредитов, предоставляемых кредитными организациями.
В целях сдерживания чрезмерной кредитной экспансии центральные банки зарубежных стран прибегают к установлению так называемых «кредитных потолков», т.е. предельной суммы кредитования или ограничений прироста кредитования, и осуществляют контроль за соблюдением установленных нормативов.
Как правило, кредитные потолки устанавливаются персонально для каждого кредитного института и по каждому виду кредитов. Например, «потолок» может быть установлен по ссудам, предоставляемым физическим лицам, но не по ссудам фирмам, или он может налагаться только на ссуды для спекулятивного использования. В результате установления центральным банком ограничений объемов банковских кредитов или темпов их прироста коммерческие банки вынуждены сохранять определенную часть депозитов в виде неработающих активов, что для них крайне невыгодно.
При введении или ужесточении кредитных ограничений на организованных финансовых рынках наблюдается тенденция переориентации заемщиков на неформальные рынки в целях удовлетворения своих потребностей в ссудах. В связи с этим использование лимитов банковского кредитования обычно сопровождается повышением уровня процентных ставок на неорганизованных денежных рынках. Другое негативное последствие использования данного метода регулирования - необходимость введения жестких ограничений в области движения капиталов. При отсутствии таких ограничений по мере приближения к лимиту банки во все больших масштабах экспортируют привлекаемые ресурсы за рубеж, размещая депозиты в иностранных банках или предоставляя кредиты зарубежным заемщикам.
В Германии подлежит регулированию общий объем кредита. В частности, установлено жесткое соотношение между размерами собственного капитала банков и общей суммой ликвидности, по которому сумма выдаваемых кредитов не должна превышать собственный капитал банков более чем в 18 раз. Нормативно контролируется объем и структура ликвидности.
Банк Англии уделяет особое внимание структуризации ликвидности по ее качеству. При этом активы делятся на две категории: первоклассные активы (наличные деньги, казначейские векселя, банковские векселя, застрахованные Банком Англии) и первоклассные ценные бумаги с погашением в течение 1-5- лет, банковские депозитные сертификаты и межбанковские требования сроком до 8 дней.
Прямое ограничение размеров банковских кредитов может применяться в форме установления предельных лимитов по учету векселей для отдельных банковских учреждений. Например, в Японии за сверхлимитный учет векселей с банков взимается штраф. В Нидерландах и Швейцарии установлен лимит темпов роста кредитных операций.
В современной банковской практике имеет место контроль по отдельным видам кредитов (или избирательный контроль за кредитом). Например, В США Федеральная резервная система может устанавливать маржу с целью регулирования выдачи ссуд под залог биржевых ценных бумаг, так, при установленной марже, равной 80%, некий хозяйственный агент может получить ссуду лишь в 200$ при покупке 1000$ акции.
Банк России не прибегает к практике установления «кредитных потолков», используя лимитирование объема кредитов рефинансирования, переучетных кредитов, предоставляемых коммерческим банкам, что косвенно ограничивает и кредиты экономике. Кроме того, выполняя требования Базельского комитета по банковскому регулированию, Банк России широко использует ряд коэффициентов для регулирования кредитоспособности и ликвидности банков. В соответствии с законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам банков и иных кредитных организаций. О предстоящем изменении нормативов и методик их расчета ЦБ Российской Федерации официально объявляет не позднее чем за месяц до их введения в действие.
Учитывая недостатки методов административного регулирования и в целом отрицательное влияние на развитие рыночных отношений, в законе «О Центральном банке Российской Федерации» подчеркнуто, что Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.
3. Селективная кредитная политика. Она реализуется с помощью следующих инструментов:
Установление количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли;
Создание специализированных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам и пользующихся льготами при переучете векселей в центральном банке;
Распространение различных льгот на банковские учреждения, предоставляющие кредиты преимущественно приоритетным сферам экономики.
Селективная кредитная политика активно используется в развивающихся странах. В некоторых из них от 20 до 80% банковских кредитов направляется на финансирование определенных отраслей экономики. Широкое применение подобной политики связано прежде всего со слабым развитием финансовых рынков, не способных обеспечить эффективное распределение денежных средств для блага экономики в целом. Такая политика, с одной стороны, способствует существенному изменению кредитных потоков (расширению кредитования мелких предприятий, жилищного строительства, экспортных отраслей промышленности, сельского хозяйства), а с другой стороны имеет ряд недостатков. В частности, льготные процентные ставки по кредитам, предоставляемым приоритетным отраслям, вызывают необходимость их субсидирования за счет бюджетных средств, кредитов международных кредитно-финансовых организаций. Это порождает проблемы со сбалансированием бюджета государства. Кроме того, отрицательным последствием является избыточный спрос на дешевые кредиты, которые приобретают характер безвозмездных ссуд. Не следует забывать и о том, что накачивание экономики дешевыми кредитными ресурсами приводит к быстрому росту объема денежной массы в обращении, спроса на иностранную валюту, давления на официальные золотовалютные резервы.
4. Портфельные ограничения, обязывающие коммерческие банки инвестировать часть их ресурсов в государственные ценные бумаги.
5. Валютные ограничения, означающие административное регулирование валютного курса.
Валютные ограничения - это совокупность мероприятий и нормативных правил, направленных на поддержание курса национальной валюты. Они используются при хроническом и крупном дефиците платежного баланса.
Формы валютных ограничений:
требование продажи части валютной выручки от экспорта товаров и услуг центральному банку по официальному курсу;
лицензирование продажи иностранной валюты импортерам;
запрет на ввоз или вывоз валютных ценностей без специальных разрешений;
ограничение прав физических лиц на владение и распоряжение иностранной валютой;
ограничение операций коммерческих банков по купле-продаже валюты на внутреннем валютном рынке.
Жесткость валютных ограничений зависит от конкретной валютной ситуации в стране. Развитые страны в последнее время отходят от практики валютных ограничений, в то время как развивающиеся их активно используют. В условиях финансового кризиса Банк России широко применяет валютные ограничения.
Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что административные меры денежно-кредитного регулирования сыграли определенную положительную роль в условиях отсутствия высокоразвитых финансовых рынков, однако не привели к желаемому результату - снижению инфляции. С другой стороны, развитие финансовых рынков ослабило действенность средств административного регулирования. В связи с этим центральные банки стали постепенно отказываться от них и в 80-е годы перешли на использование преимущественно рыночных (экономических) методов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 1. Роль Центрального Банка в экономике.
- Исторические аспекты возникновения института центрального банка.
- 1.2. Основные вехи становления и развития Центрального Банка России.
- 1. Государственный банк Российской Империи.
- Народный банк рсфср.
- Государственный банк ссср
- Руководители Государственного банка рсфср – Государственного банка ссср
- 1.3. Из истории Главного управления Банка России по Ульяновской области
- 1866 - 1917 Годы
- 1917 - 1920 Годы
- 1921 - 1943 Годы
- 1943 - 1990 Годы
- 1991 - 2001 Годы
- 1.4. История обретения цб присущих ему функций:
- 1.5. Надзор за банковской системой и финансовым рынком как специальная государственная функция. Роль цб.
- Ревизионный метод.
- 1.6. Взаимодействие цб с органами государственной власти. Независимость цб как способ обеспечения выполнения его основных задач.
- Тема 2 Правовые и экономические основы деятельности Центрального банка Российской Федерации.
- Формы организации банка России:
- 2.2. Юридический статус цб рф.
- 2.3.Подотчетность цб Государственной думе.
- 2.4. Обеспечение экономической и политической независимости бр
- 2.5. Экономические основы деятельности цб рф.
- Тема 3. Задачи, структура и функции цб рф.
- 3.1. Задачи и функции Банка России
- 3.2. Органы управления Банком России, порядок их формирования, функции и ответственность.
- 3.1. Задачи и функции Банка России
- 3.2. Органы управления Банком России, порядок их формирования, функции и ответственность.
- Тема 4. Денежно кредитная политика Банка России, ее основные задачи.
- 4.1. Денежно-кредитная политика как составная часть экономической политики государства.
- 4.2. Типы денежно-кредитного регулирования: рестрикционная и экспансионистская.
- 4.3. Цели дкп. Конечные и промежуточные цели денежно-кредитной политики
- 4.4. Задачи, порядок и сроки разработки и утверждения «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики».
- Тема 5. Инструменты и методы денежно- кредитного регулирования
- 5.1. Понятие методов и инструментов денежно-кредитного регулирования.
- 5.2. Административные инструменты денежно-кредитного регулирования.
- 2. Ограничение объема кредитов, предоставляемых кредитными организациями.
- 5.3. Экономические (рыночные, косвенные) инструменты денежно-кредитного регулирования.
- Тема 6. Операции Банка России на внутреннем финансовом рынке.
- 6.1. Содержание и значение процентной политики центрального банка.
- 6.2.1. Общая характеристика и механизм действия обязательных резервных требований
- 6.2.2. Способы определения величины обязательных резервов.
- 6.2.3. Современных тенденций использования механизма обязательных резервных требований.
- 6.3.1. Сущность и значение операций на открытом рынке
- 8.4. Операции репо: понятие и сущность.
- 6.4. Депозитные операции как инструмент Денежно-кредитного регулирования.
- 6.5.1. Сущность и значение механизма рефинансирования.
- 6.5.2. Кредиты, обеспеченные залогом ценных бумаг
- Кредиты "овернайт"
- 6.5.3. Сущность и значение учетных (дисконтных) кредитов центральных банков
- Тема 7. Взаимосвязь валютной политики и денежно-кредитного регулирования.
- 7.1. Валютная политика как составная часть денежно-кредитной политики.
- 7.3. Валютный рынок, основные характеристики его функционирования.
- Тема 8. Управление официальными золотовалютными резервами
- 8.1.Функции и структура международных ликвидных резервов.
- 8.2. Управление международной валютной ликвидностью.
- 8.3. Выбор между отдельными компонентами резервов и установление оптимального соотношения между ними
- Тема9. Механизм установления и методы регулирования валютного курса
- 9.1. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование.
- 9.2. Установление режима валютного курса.
- Тема 10. Обслуживание бюджетно- налоговой системы.
- 10.1. Кредитование государства
- 10.2. Управление государственным долгом.
- 10.3. Кассовое исполнение бюджета.
- 10.1. Кредитование государства
- 10.2. Управление государственным долгом.
- 10.3. Кассовое исполнение бюджета.
- Тема 11. Организация системы расчетов.
- 11.1. Понятие платежной системы.
- 11.2. Правовое регулирование межбанковских расчетов.
- 11.3. Межбанковский клиринг
- 11.4. Система валовых расчетов.
- Тема 12 Организация денежного обращения.
- 12.1. Принципы организации денежного обращения в России:
- 12.2.Задачи планирования и регулирования ден. Обращения:
- 12.3. Порядок выпуска в обращение банкнот.
- 12.4. Понятие оборотной кассы и резервных фондов.
- Тема 13. Взаимодействие Банка России с банковскими ассоциациями.
- Тема 14. Взаимодействие Банка России с международными финансовыми организациями
- 14.1. Международный валютный фонд
- 14.2. Мбрр
- 14.3. Европейским банком реконструкции и развития
- 14.4. Большая Восьмерка.