6.5.2. Кредиты, обеспеченные залогом ценных бумаг
Ломбардные кредиты
Термин «ломбардный кредит» происходит от названия местности в Италии — Ломбардии, на территории которой в средние века менялы предоставляли краткосрочные кредиты под залог легкореализуемого движимого имущества. В XVII — XVIII веках ломбардные кредиты предоставлялись банкам. Обеспечением ломбардных кредитов стали служить драгоценные металлы и товары.
В широком смысле слова ломбардные кредиты представляют собой ссуды под залог депонированных в банке ценных бумаг. В узком понимании термин «ломбардные кредиты» означает краткосрочные кредиты, предоставляемые Центральным банком кредитным организациям под залог ценных бумаг для удовлетворения их временных потребностей в заемных средствах. Цель их предоставления — регулирование банковской ликвидности.
Обеспечением ломбардных кредитов в практике деятельности центральных банков являются те ценные бумаги, которые имеют официальную котировку и принимаются к учету в центральном банке. Это государственные ценные бумаги и ценные бумаги, гарантированные государством, первоклассные коммерческие векселя, обращаемые на бирже акции и облигации крупных промышленных компаний и банков и проч. Центральные банки разрабатывают перечень принимаемых в залог ценных бумаг.
Существуют определенные правила ломбардного кредитования, которых придерживаются все центральные банки:
стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардных кредитов;
право собственности на депонированные ценные бумаги переходит к центральному банку, в случае, если кредиты не погашаются в срок;
центральные банки применяют поправочные коэффициенты к номинальной стоимости ценных бумаг в целях избежания потерь при снижении их рыночной стоимости (поправочный коэффициент выше по тем ценным бумагам, которые включены в Ломбардный перечень);
ломбардные кредиты предоставляются на платной основе. Ломбардная ставка изменяется одновременно со ставкой рефинансирования и всегда выше учетной ставки;
ломбардные кредиты предоставляются центральными банками зарубежных стран на срок от одного дня до четырех месяцев.
Ломбардное кредитование в России.
Предоставление обеспеченных кредитов Банка России производится в соответствии с Положением "О порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам" от 13 марта 1996 г. № 36 и Положением "О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченным залогом государственных ценных бумаг" от 6 марта 1998 г. № 19-П с последующими изменениями и дополнениями.
С 19 июня 1998 г. Банк России ввел в действие новый порядок рефинансирования для крупных банков Московского региона и банков Санкт-Петербурга, предоставив им возможность пользоваться ломбардными, внутридневными кредитами и кредитами "овернайт" под залог (блокировку) государственных ценных бумаг. Новый порядок предоставления обеспеченных кредитов Банка России предусматривает заключение Генерального кредитного договора, что упрощает и ускоряет процедуру предоставления кредитов и их оформление.
В целом за 1998 г. Банк России предоставил ломбардных кредитов и кредитов «овернайт» 170 банкам 44 регионов на общую сумму 135,7 млрд. руб., что в 1,2 раза больше, чем в 1997 г., из них 127,4 млрд. руб. или 93,9% погашено в установленный срок. В 1998 г. ломбардные кредиты явились основным механизмом предоставления краткосрочной ликвидности банкам. Наиболее активно пользовались ими банки Московского региона, Свердловской, Самарской, Кемеровской, Вологодской областей и Республики Башкортостан.
Кредиты ЦБ Российской Федерации предоставляются банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. По кредитам рефинансирования устанавливаются лимиты. Основными принципами кредитования являются обеспеченность, срочность, возвратность и платность.
Обеспечением кредитов Банка России является залог (блокировка) государственных ценных бумаг, включенных в ломбардный список, утверждаемый Советом директоров и официально публикуемый в «Вестнике Банка России».
Телеграммой ЦБ Российской Федерации от 04.09.98 г. № 343-У было установлено, что, начиная с 14 сентября 1998 г. в обеспечение кредитов Банка России принимаются государственные ценные бумаги, не попавшие под реструктуризацию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.98 г № 1007 «О погашении государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа с постоянным и переменным купонным доходом со сроком погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г.». Таким образом, в ломбардный список были включены облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом, срок погашения которых наступает после 31 декабря 1999 г., а также облигации Банка России. Не принимались в обеспечение ГКО и ОФЗ со сроком погашения до 31 декабря 1999 г. включительно.
После погашения в феврале 1999 г. облигаций Банка России в ломбардный список были внесены изменения в соответствии с Указаниями от 14.04.99 г. № 544-У «О списке ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России». В настоящее время в ломбардный список включены:
» ГКО, выпущенные в обращение после 14 декабря 1998 г.;
» ОФЗ-ФД со сроками погашения после 31 декабря 1999 г;
Следует, однако, иметь в виду, что согласно Указаниям ЦБ Российской Федерации от 26.11.99 г. № 689-У по решению Совета директоров Банка России в обеспечение кредитов могут приниматься и ценные бумаги, не входящие в ломбардный список Организация и проведение операций ломбардного кредитования возложены на Сводный экономический департамент Банка России. Кредиты банкам предоставляются от имени Банка России его уполномоченными учреждениями (под ними понимаются территориальные учреждения Банка России и их расчетные подразделения - ГРГЦ, РКЦ, ОПЕРУ).
Экономическое управление в составе Главного управления (Национального банка) непосредственно проводит операции по предоставлению коммерческим банкам ломбардных кредитов по Положению № 36. В частности, рассматриваются заявки банков, проверяется достаточность обеспечения залога, заключаются договоры, контролируется полнота выполнения обязательств банками-заемщиками. Территориальное учреждение ведет учет выделенных Главному управлению (Национальному банку) лимитов кредитных ресурсов, контролирует их возврат; осуществляет контроль за полнотой и своевременностью начисления и перечисления процентов, пени расчетными подразделениями ГУ (НБ) ЦБ Российской Федерации.
При кредитовании банков в соответствии с Положением № 19-П Главное управление (Национальный банк), являясь уполномоченным учреждением Банка России, рассматривает заявки кредитных организаций о предоставлении им кредитов под залог ценных бумаг, готовит запросы в Сводный экономический департамент о выделении лимита кредитования, заключает с банком от имени Банка России Генеральный кредитный договор и дополнительные соглашения к нему. Проверка обеспечения кредитов, предоставляемых по Положению № 19-П проводится в Банке России. Право на получение кредитов Банка России имеет банк, который отвечает определенным критериям:
заключил с ЦБ Российской Федерации следующие договоры:
* генеральный кредитный договор, в соответствии с которым банк самостоятельно выбирает, какими видами кредитов он будет пользоваться. Получение внутридневного кредита возможно только при условии заключения Генерального кредитного договора и на предоставление кредита «овернайт»;
* дополнительное соглашение к Договору корреспондентского счета о предоставлении Банку России права на списание не погашенной в срок задолженности по кредитам, суммы платы за пользование внутридневными кредитами и о проведении в течение дня списания средств с корсчета по расчетным документам при получении внутридневных кредитов;
имеет счет депо в уполномоченном депозитарии;
заключил дополнительное соглашение к Депозитарному договору с Депозитарием, которое предусматривает:
открытие раздела «Блокировано Банком России» на счете депо банка;
право Банка России открывать следующие разделы на счете депо банка: «Блокировано под кредитный аукцион Банка России», «Блокировано в залоге под ломбардные кредиты Банка России», «Блокировано для торгов по реализации ценных бумаг, заложенных под ломбардные кредиты Банка России», «Блокировано в залоге под кредиты "овернайт" Банка России», «Блокировано для торгов по реализации ценных бумаг, заложенных по кредитам "овернайт" Банка России»;
ценные бумаги должны отвечать следующим требованиям:
должны быть включены в ломбардный список;
учитываться на счете депо банка;
принадлежать банку на праве собственности и не быть обремененными другими обязательствами банка;
иметь срок погашения не ранее, чем через 10 календарных дней после наступления срока погашения предоставленного кредита Банка России;
не допускались случаи ареста ценных бумаг на счете депо банка в Депозитарии в течение последних 90 календарных дней;
На момент предоставления кредита, банк должен отвечать следующим требованиям:
иметь достаточное обеспечение по кредиту;
в полном объеме выполнять обязательные резервные требования;
не иметь просроченную задолженность по кредитам, ранее предоставленным Банком России, и процентам по ним, а также другие просроченные денежные обязательства перед Банком России в течение последних 90 календарных дней;
иметь 1-2 классификационные группы (исходя из критериев, установленных письмом ЦБ Российской Федерации от 28.05.97 г. № 457) на последние 3 отчетные даты;
не иметь случаев ареста денежных средств на корсчете (субсчете) банка в расчетных подразделениях Банка России в течение последних 90 календарных дней.
Проверка достаточности обеспечения кредитов производится Банком России перед каждой выдачей ломбардного кредита, или кредита «овернайт», или внутридневного кредита.
Ценные бумаги, учитываемые в разделе «Блокировано Банком России» счета депо банка и отобранные в обеспечение кредита для перевода в разделы «Блокировано под кредитный аукцион», «Блокировано в залоге под ломбардные кредиты Банка России» или «Блокировано в залоге под кредиты "овернайт" Банка России», составляют залоговый портфель ценных бумаг.
Залоговый портфель формируется по принципу отбора ценных бумаг, учитываемых в разделе «Блокировано Банком России», имеющих минимальный срок до погашения. В случае равенства сроков до погашения отбираются ценные бумаги, имеющие минимальную рыночную стоимость.
Обеспечение кредита считается достаточным, если рыночная стоимость ценных бумаг, входящих в залоговый портфель, скорректированная на установленный Банком России поправочный коэффициент, равна или превышает сумму испрашиваемого кредита, включая начисленные проценты за период пользования им.
При проверке достаточности обеспечения кредита должно соблюдаться неравенство:
Для участия в ломбардном кредитном аукционе банки направляют в Экономическое Управление ГУ (НБ) ЦБ Российской Федерации до 17.00 московского времени заявку. Правильность оформления заявки проверяется работниками Управления и при положительном результате проверки производится расчет достаточности обеспечения запрашиваемой суммы кредита.
При наличии необходимого обеспечения Банк России допускает коммерческий банк к ломбардному кредитному аукциону. При этом уполномоченное подразделение Банка России формирует залоговый портфель ценных бумаг, подготавливает и направляет в Депозитарий поручения «депо» на открытие раздела «Блокировано под кредитный аукцион Банка России» и перевод в него ценных бумаг из раздела «Блокировано Банком России».
В день проведения ломбардного кредитного аукциона осуществляются следующие действия: с 10.00 московского времени Кредитный комитет Банка России анализирует поступившие от банков заявки и принимает окончательное решение об объеме кредита, выставленного на данный аукцион. Уполномоченное подразделение Банка России проводит ломбардный кредитный аукцион, который должен быть завершен к 11.00 московского времени.
По итогам проведения аукциона для банков, заявки которых удовлетворены (полностью или частично) уполномоченное подразделение Банка России подготавливает и направляет в Депозитарий поручения «депо» на открытие разделов «Блокировано в залоге под ломбардные кредиты», а также на осуществление депозитарных переводов в них ценных бумаг из раздела «Блокировано под кредитный аукцион Банка России» и соответственно на закрытие разделов «Блокировано под кредитный аукцион Банка России» на счетах депо банков. В Экономическое Управление ГУ (НБ) ЦБ Российской Федерации передается сообщение о предоставлении ломбардного кредита банкам.
Расчетное подразделение ГУ (НБ) ЦБ Российской Федерации зачисляет сумму предоставленного ломбардного кредита на корсчет коммерческого банка.
После проведения аукциона Банк России публикует его итоги с указанием ставки отсечения в «Вестнике Банка России».
Погашение ломбардного кредита и уплата процентов по нему производятся путем направления банком-заемщиком двух поручений (одного на уплату процентов, другого - на погашение кредита на списание средств с корсчета банка в расчетное подразделение ГУ (НБ) ЦБ Российской Федерации (в электронном виде или на бумажном носителе). В первую очередь уплачиваются проценты по кредиту, затем -сумма основного долга.
Уполномоченное подразделение Банка России на основании информации о погашенных по итогам прошедшего дня ломбардных кредитах подготавливает и направляет в Депозитарий поручения «депо» на осуществление депозитарных переводов ценных бумаг из раздела «Блокировано в залоге под ломбардные кредиты Банка России» в раздел «Блокировано Банком России» либо в Основной раздел счетов депо банков и соответственно на закрытие разделов «Блокировано в залоге под ломбардные кредиты Банка России» на счетах депо банков, погасивших ломбардный кредит.
При неисполнении (ненадлежащем исполнении) банком обязательств по возврату кредита отсрочка платежа не производится, и Банк России реализует заложенные ценные бумаги. Залог выставляется на продажу на следующий рабочий день после установленного срока погашения кредита. Реализация залога производится на ОРЦБ в течение четырех торговых сессий подряд.
Банк России вправе реализовать только часть заложенных ценных бумаг, если сумма выручки от их реализации достаточна для удовлетворения всей суммы требований ЦБ Российской Федерации. При этом Банк России самостоятельно производит выбор конкретных видов и выпусков заложенных ценных бумаг.
За счет выручки от реализации заложенных ценных бумаг в первую очередь возмещаются расходы Банка России, связанные с их реализацией, затем погашается задолженность банка по процентам и задолженность по кредиту в сумме основного долга, в последнюю очередь - сумма неустойки (пени). Пеня начисляется на сумму просроченного основного долга за каждый календарный день просрочки в размере 0,3 ставки рефинансирования, деленной на фактическое число дней в текущем году (365 или 366).
Сумма выручки от реализации ценных бумаг, оставшаяся после удовлетворения всех требований Банка России, перечисляется на корсчет банка. Если выручка от реализации залога недостаточна для покрытия всех требований ЦБ Российской Федерации, то производится списание средств с корсчета банка на основании инкассового поручения уполномоченного учреждения Банка России.
В связи с обострением кризисных явлений в банковской системе в 1998 г. Банк России неоднократно вносил изменения в сроки и порядок предоставления ломбардных кредитов. Так, до середины июня 1998 г. Банк России предоставлял банкам ломбардные кредиты на срок до 30 дней включительно, с 1 июня 1998 г. — сроком до 20 дней по фиксированной ставке и до 30 дней - на аукционной основе. С 8 июня 1998 г. был сокращен срок пользования ломбардными кредитами до 7 дней, и они стали выдаваться только на аукционной основе. Ломбардные кредитные аукционы стали проводиться еженедельно по понедельникам и четвергам по "американскому способу".
После событий 17 августа 1998 г. Совет директоров Банка России оперативно принимал решения о внесении изменений в действующий механизм кредитования банков. В целях упорядочения процедуры проведения ломбардных аукционов и исключения завышения банками процентных ставок, начиная с 27 августа 1998 г. банки, имевшие возможность получения кредитов «овернайт», не допускались к участию в ломбардных кредитных аукционах Банка России.
В целом за январь-сентябрь 1998 г. ломбардные кредиты были предоставлены 160 банкам 44 регионов на общую сумму 62,1 млрд. руб. Динамика средневзвешенной ставки по выданным ломбардным кредитам соответствовала динамике ставки рефинансирования: 36% — в январе, 148,04% — в сентябре 1998 г.
Начиная с октября 1998 г., ломбардные кредиты банкам не предоставлялись, так как ломбардные аукционы признавались Банком России несостоявшимися. Основные причины такого положения — подача банками заявок, содержащих ставки, уровень которых не устраивал Банк России, или отсутствие заявок коммерческих банков.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Тема 1. Роль Центрального Банка в экономике.
- Исторические аспекты возникновения института центрального банка.
- 1.2. Основные вехи становления и развития Центрального Банка России.
- 1. Государственный банк Российской Империи.
- Народный банк рсфср.
- Государственный банк ссср
- Руководители Государственного банка рсфср – Государственного банка ссср
- 1.3. Из истории Главного управления Банка России по Ульяновской области
- 1866 - 1917 Годы
- 1917 - 1920 Годы
- 1921 - 1943 Годы
- 1943 - 1990 Годы
- 1991 - 2001 Годы
- 1.4. История обретения цб присущих ему функций:
- 1.5. Надзор за банковской системой и финансовым рынком как специальная государственная функция. Роль цб.
- Ревизионный метод.
- 1.6. Взаимодействие цб с органами государственной власти. Независимость цб как способ обеспечения выполнения его основных задач.
- Тема 2 Правовые и экономические основы деятельности Центрального банка Российской Федерации.
- Формы организации банка России:
- 2.2. Юридический статус цб рф.
- 2.3.Подотчетность цб Государственной думе.
- 2.4. Обеспечение экономической и политической независимости бр
- 2.5. Экономические основы деятельности цб рф.
- Тема 3. Задачи, структура и функции цб рф.
- 3.1. Задачи и функции Банка России
- 3.2. Органы управления Банком России, порядок их формирования, функции и ответственность.
- 3.1. Задачи и функции Банка России
- 3.2. Органы управления Банком России, порядок их формирования, функции и ответственность.
- Тема 4. Денежно кредитная политика Банка России, ее основные задачи.
- 4.1. Денежно-кредитная политика как составная часть экономической политики государства.
- 4.2. Типы денежно-кредитного регулирования: рестрикционная и экспансионистская.
- 4.3. Цели дкп. Конечные и промежуточные цели денежно-кредитной политики
- 4.4. Задачи, порядок и сроки разработки и утверждения «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики».
- Тема 5. Инструменты и методы денежно- кредитного регулирования
- 5.1. Понятие методов и инструментов денежно-кредитного регулирования.
- 5.2. Административные инструменты денежно-кредитного регулирования.
- 2. Ограничение объема кредитов, предоставляемых кредитными организациями.
- 5.3. Экономические (рыночные, косвенные) инструменты денежно-кредитного регулирования.
- Тема 6. Операции Банка России на внутреннем финансовом рынке.
- 6.1. Содержание и значение процентной политики центрального банка.
- 6.2.1. Общая характеристика и механизм действия обязательных резервных требований
- 6.2.2. Способы определения величины обязательных резервов.
- 6.2.3. Современных тенденций использования механизма обязательных резервных требований.
- 6.3.1. Сущность и значение операций на открытом рынке
- 8.4. Операции репо: понятие и сущность.
- 6.4. Депозитные операции как инструмент Денежно-кредитного регулирования.
- 6.5.1. Сущность и значение механизма рефинансирования.
- 6.5.2. Кредиты, обеспеченные залогом ценных бумаг
- Кредиты "овернайт"
- 6.5.3. Сущность и значение учетных (дисконтных) кредитов центральных банков
- Тема 7. Взаимосвязь валютной политики и денежно-кредитного регулирования.
- 7.1. Валютная политика как составная часть денежно-кредитной политики.
- 7.3. Валютный рынок, основные характеристики его функционирования.
- Тема 8. Управление официальными золотовалютными резервами
- 8.1.Функции и структура международных ликвидных резервов.
- 8.2. Управление международной валютной ликвидностью.
- 8.3. Выбор между отдельными компонентами резервов и установление оптимального соотношения между ними
- Тема9. Механизм установления и методы регулирования валютного курса
- 9.1. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование.
- 9.2. Установление режима валютного курса.
- Тема 10. Обслуживание бюджетно- налоговой системы.
- 10.1. Кредитование государства
- 10.2. Управление государственным долгом.
- 10.3. Кассовое исполнение бюджета.
- 10.1. Кредитование государства
- 10.2. Управление государственным долгом.
- 10.3. Кассовое исполнение бюджета.
- Тема 11. Организация системы расчетов.
- 11.1. Понятие платежной системы.
- 11.2. Правовое регулирование межбанковских расчетов.
- 11.3. Межбанковский клиринг
- 11.4. Система валовых расчетов.
- Тема 12 Организация денежного обращения.
- 12.1. Принципы организации денежного обращения в России:
- 12.2.Задачи планирования и регулирования ден. Обращения:
- 12.3. Порядок выпуска в обращение банкнот.
- 12.4. Понятие оборотной кассы и резервных фондов.
- Тема 13. Взаимодействие Банка России с банковскими ассоциациями.
- Тема 14. Взаимодействие Банка России с международными финансовыми организациями
- 14.1. Международный валютный фонд
- 14.2. Мбрр
- 14.3. Европейским банком реконструкции и развития
- 14.4. Большая Восьмерка.