14.1. Международный валютный фонд
Историческая справка: Международный валютный фонд был создан в июле 1944 г. по решению конференции ООН, проходившей в Бреттон-Вудсе, США. Устав МВФ был подписан 29 странами и вступил в силу в декабре 1945 г., а с марта 1947 г. МВФ начал функционировать. Местонахождение его — Вашингтон.
С самого начала МВФ стал важнейшей организацией, призванной обеспечивать нормальное функционирование послевоенной международной валютной системы. Главными целями МВФ в этот период, согласно уставу, были следующие: содействовать международному валютному сотрудничеству, способствовать развитию мировой торговли, регулировать валютные курсы, оказывать помощь в становлении многосторонней системы платежей и устранении валютных ограничений, а также предоставлять странам — членам МВФ средства в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.
По мере развития международной валютной системы устав МВФ трижды изменялся. Первый пересмотр устава МВФ (1968-1969 гг.) был вызван введением СДР (специальные правозаимствования); второй пересмотр (1976—1978 гг.) был связан со становлением Ямайской международной валютной системы; третий пересмотр (начало 90-х годов) произошел из-за приостановления прав должников, имеющих серьезную задолженность, оплатить которую они не в состоянии.
Капитал МВФ создается за счет взносов государств-членов в соответствии с установленной для каждого из них квотой. Величина квоты определяется уровнем экономического развития страны (объемом ВНП) и ее ролью в мировом хозяйстве и международной торговле. Размер квот пересматривается каждые 5 лет и может либо увеличиваться, либо уменьшаться в зависимости от потребностей МВФ и экономического положения страны. От количества взносов-квот зависит и количество голосов стран-членов в руководящих органах МВФ. В настоящее время США принадлежит 17,7% голосов в руководящих органах МВФ, а вместе с западными союзниками — подавляющее большинство голосов.
Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, в котором все страны-члены представлены своими министрами финансов или руководителями центральных банков. Сессия Совета управляющих происходит раз в год. Исполнительным органом является Директорат, в состав которого входят 6 членов, назначаемых странами с наибольшими квотами, и 16 членов, избираемых по географическому признаку.
Со временем в международной валютной системе произошли изменения, которые отразились и в задачах, функциях, направлениях деятельности МВФ. Но одно из направлений его деятельности — предоставление кредитов странам-участницам, остается неизменным и одним из главных. МВФ — крупнейший кредитор мира. И это обстоятельство заставляет большинство государств вступать в члены МВФ. В настоящее время в его состав входят около 200 стран, т.е. почти все страны мирового сообщества.
Кредиты МВФ предоставляются в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов государств-членов. Для получения кредита страна должна соблюсти определенные условия по изменению своей экономики и политики, которые предъявляются ей МВФ. Так называемые «программы стабилизации экономики» сроком от одного до трех лет, которые разрабатывает страна при содействии МВФ, служат доказательством платежеспособности данной страны. Если страна — член Фонда нарушает некоторые взятые на себя обязательства, то МВФ пересматривает условия предоставления кредита (его объем, сроки получения заемщиком и т.д.).
В случае отказа страны выполнить условия, предъявляемые ей МВФ, она лишается доступа к мировому рынку капиталов. Государства, вступившие в МВФ, обязаны систематически информировать Фонд о состоянии своей экономики: размерах золотого запаса и валютных резервов, платежном балансе, денежном обращении, уровне зарубежных инвестиций, а страны с переходной экономикой, кроме того, о ходе приватизации, развитии частного сектора и пр.
После своей более чем 50-летней деятельности в настоящее время МВФ выполняет следующие функции:
• осуществляет надзор за международной валютной системой;
• содействует стабилизации курсов валют и упорядочению валютных отношений между членами фонда;
• оказывает помощь всем своим членам, как промышленно развитым, так и развивающимся странам, которые испытывают трудности с платежными балансами, давая им краткосрочные и долгосрочные кредиты;
• пополняет запасы валюты своих стран-членов путем выпуска и распределения СДР;
• создает свои финансовые ресурсы преимущественно за счет квот-взносов стран-участниц.
В настоящее время перед МВФ встает ряд проблем, которые требуют более оперативного решения. Тем не менее ныне Международный валютный фонд — это наиболее авторитетная международная организация в сфере валютно-финансовых отношений. Россия с 1992 г. является членом МВФ и пользуется его кредитами.
ЦБ РФ и МВФ
Регулярно проводятся встречи ЦБ с представителями МВФ, рассматриваются вопросы реализации намеченных мер в области денежно-кредитной политики, развития финансовых рынков, совершенствования системы банковского надзора и реформирования банковского сектора, проведения валютной политики и совершенствования платежной системы.
Обсуждение данных проблем и подтверждение выполнения Россией намеченной программы играет большую роль в деле поддержания позитивного имиджа страны перед международным финансовым сообществом.
С нюня 1996 года Россия приняла на себя обязательства но статье VIII Устава Международного валютного фонда, предусматривающие отмену ограничений но текущим операциям с нерезидентами. В соответствии с этим Правительство и ЦБ РФ провели работу по внесению изменений в систему валютного регулирования страны, сняв ограничения на валютные операции по текущим платежам.
Это решение сделало российский рубль конвертируемым по всем текущим операциям, подтвердив ориентацию страны на развитие рыночной экономики, соответствующих ей методов и средств хозяйственного управления.
МВФ предоставляет России кредиты, был реализован трехлетний займ ЕFF (кредит расширенного заимствования), общая сумма которого составляла 10,2 млрд. долларов США.
ЦБ РФ в сотрудничестве с экспертами МВФ провел работу, направленную на приближение используемой системы показателей денежно-кредитной статистики к международным стандартам, адаптацию статистической отчетности к новому Плану счетов бухгалтерского учета, совершенствование механизма сбора и формирования статистической отчетности в банковской системе, а также формированию статистической базы, в том числе для международной компьютерной сети Интернет. Это позволило начать публикацию с апреля 1996 года страницы Российской Федерации в официальном ежемесячном издании МВФ "Международная финансовая статистика". Благодаря этому статистические данные по экономике России впервые представлены в сопоставимом с международной статистикой виде, что свидетельствует о повышении степени открытости российской экономики и способствует укреплению доверия к Российской Федерации со стороны международного финансового сообщества.
На встречах с миссиями МВФ рассматривается ход реализации программы мер в области денежно-кредитной и валютной политики, развития финансовых рынков, реформирования банковского сектора, включая совершенствование системы банковского надзора и платежной системы. Эти меры отражались в ежегодных Заявлениях Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о среднесрочной стратегии и экономической политике на соответствующий год.
Сотрудничество ЦБ и МВФ осуществлялось также и в рамках программы технического содействия Банку России, проводились консультации с фондом по проблемам резервных требований, управления ликвидностью, консолидированного банковского надзора, нового плана счетов для коммерческих банков, информатизации и др.
В 1998 г. в связи с мировым кризисом на регулярных встречах с миссиями МВФ рассматривались вопросы реструктуризации российской банковской системы, динамики денежно-кредитной сферы, реструктуризации ГКО, показатели денежной программы на 1998 год, политика валютного курса, количественные аспекты моратория на выплату внешнего долга и динамика платежного баланса, управление золотовалютными резервами.
Фонду предоставлялись отчетная информация и иные данные, предусмотренные договоренностями между Россией и МВФ. Банк России совместно с Правительством РФ проводил работу по присоединению России к Специальному стандарту распространения данных МВФ, увеличению квоты РФ в капитале Фонда. Совместно с Институтом МВФ проводилась работа по подготовке семинара по финансовому программированию и макроэкономической политике для сотрудников российских финансово-экономических ведомств. Сотрудники Банка России участвовали в учебных семинарах, проводимых Фондом.
В 1999, следующем за роковым для России годом, ЦБ РФ участвовал в переговорах Правительства с МВФ о согласовании российской экономической программы на 1999—2000 годы. В июле было принято решение о выделении кредитных ресурсов полиции МВФ. Фактически России была предоставлена лишь одна часть кредита из согласованной с МВФ программы кредитования в размере 640 млн. долларов США.
В 1999 г. МВФ был принят Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике. Россия относится к числу стран, согласившихся на оценку соответствия своей практики распространения информации новым современным требованиям и последующую публикацию полученных результатов. Банк России организовал самостоятельную предварительную оценку существующей практики распространения информации о своей деятельности и обсуждение полученных результатов со специалистами МВФ. Вопросы обеспечения прозрачности в деятельности центральных банков были предметом обсуждения в декабре на региональном консультативном совещании, организованном МВФ и Банком России. Экспертами МВФ было признано, что Банк России проводит относительно прозрачную денежно-кредитную политику.
Важным этапом в работе Банка России с МВФ и МБРР были заседания Временного комитета Совета управляющих МВФ и Комитета по развитию МВФ и МБРР в апреле 1999 года, на которых обсуждались проблемы предотвращения финансовых кризисов и укрепления архитектуры международной финансовой системы.
В 2000 году в связи с инициативой МВФ по подготовке "экспериментальных отчетов о прозрачности" Банк России и МВФ провели работу по оценке соблюдения Россией Кодекса надлежащей практики по обеспечению прозрачности в сфере денежно-кредитной и финансовой политики, деятельность Банка России в указанных областях получила положительную оценку.
Банк России продолжал предоставлять информацию по согласованному составу показателей для публикации в изданиях МВФ ("Международная финансовая статистика") и ОЭСР ("Основные экономические показатели по странам с переходной экономикой").
В 2000 г. Банк России участвовал в заседаниях Международного валютно-финансового комитета Совета управляющих МВФ, в деятельности экспертных групп по подготовке проектов методологических документов МВФ, по вопросам составления данных по потокам капитала к внешнему долгу, составлению денежно-кредитной и финансовой статистики, по оценке качества данных, распространяемых центральными банками, оценке стоимости долговых финансовых инструментов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 1. Роль Центрального Банка в экономике.
- Исторические аспекты возникновения института центрального банка.
- 1.2. Основные вехи становления и развития Центрального Банка России.
- 1. Государственный банк Российской Империи.
- Народный банк рсфср.
- Государственный банк ссср
- Руководители Государственного банка рсфср – Государственного банка ссср
- 1.3. Из истории Главного управления Банка России по Ульяновской области
- 1866 - 1917 Годы
- 1917 - 1920 Годы
- 1921 - 1943 Годы
- 1943 - 1990 Годы
- 1991 - 2001 Годы
- 1.4. История обретения цб присущих ему функций:
- 1.5. Надзор за банковской системой и финансовым рынком как специальная государственная функция. Роль цб.
- Ревизионный метод.
- 1.6. Взаимодействие цб с органами государственной власти. Независимость цб как способ обеспечения выполнения его основных задач.
- Тема 2 Правовые и экономические основы деятельности Центрального банка Российской Федерации.
- Формы организации банка России:
- 2.2. Юридический статус цб рф.
- 2.3.Подотчетность цб Государственной думе.
- 2.4. Обеспечение экономической и политической независимости бр
- 2.5. Экономические основы деятельности цб рф.
- Тема 3. Задачи, структура и функции цб рф.
- 3.1. Задачи и функции Банка России
- 3.2. Органы управления Банком России, порядок их формирования, функции и ответственность.
- 3.1. Задачи и функции Банка России
- 3.2. Органы управления Банком России, порядок их формирования, функции и ответственность.
- Тема 4. Денежно кредитная политика Банка России, ее основные задачи.
- 4.1. Денежно-кредитная политика как составная часть экономической политики государства.
- 4.2. Типы денежно-кредитного регулирования: рестрикционная и экспансионистская.
- 4.3. Цели дкп. Конечные и промежуточные цели денежно-кредитной политики
- 4.4. Задачи, порядок и сроки разработки и утверждения «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики».
- Тема 5. Инструменты и методы денежно- кредитного регулирования
- 5.1. Понятие методов и инструментов денежно-кредитного регулирования.
- 5.2. Административные инструменты денежно-кредитного регулирования.
- 2. Ограничение объема кредитов, предоставляемых кредитными организациями.
- 5.3. Экономические (рыночные, косвенные) инструменты денежно-кредитного регулирования.
- Тема 6. Операции Банка России на внутреннем финансовом рынке.
- 6.1. Содержание и значение процентной политики центрального банка.
- 6.2.1. Общая характеристика и механизм действия обязательных резервных требований
- 6.2.2. Способы определения величины обязательных резервов.
- 6.2.3. Современных тенденций использования механизма обязательных резервных требований.
- 6.3.1. Сущность и значение операций на открытом рынке
- 8.4. Операции репо: понятие и сущность.
- 6.4. Депозитные операции как инструмент Денежно-кредитного регулирования.
- 6.5.1. Сущность и значение механизма рефинансирования.
- 6.5.2. Кредиты, обеспеченные залогом ценных бумаг
- Кредиты "овернайт"
- 6.5.3. Сущность и значение учетных (дисконтных) кредитов центральных банков
- Тема 7. Взаимосвязь валютной политики и денежно-кредитного регулирования.
- 7.1. Валютная политика как составная часть денежно-кредитной политики.
- 7.3. Валютный рынок, основные характеристики его функционирования.
- Тема 8. Управление официальными золотовалютными резервами
- 8.1.Функции и структура международных ликвидных резервов.
- 8.2. Управление международной валютной ликвидностью.
- 8.3. Выбор между отдельными компонентами резервов и установление оптимального соотношения между ними
- Тема9. Механизм установления и методы регулирования валютного курса
- 9.1. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование.
- 9.2. Установление режима валютного курса.
- Тема 10. Обслуживание бюджетно- налоговой системы.
- 10.1. Кредитование государства
- 10.2. Управление государственным долгом.
- 10.3. Кассовое исполнение бюджета.
- 10.1. Кредитование государства
- 10.2. Управление государственным долгом.
- 10.3. Кассовое исполнение бюджета.
- Тема 11. Организация системы расчетов.
- 11.1. Понятие платежной системы.
- 11.2. Правовое регулирование межбанковских расчетов.
- 11.3. Межбанковский клиринг
- 11.4. Система валовых расчетов.
- Тема 12 Организация денежного обращения.
- 12.1. Принципы организации денежного обращения в России:
- 12.2.Задачи планирования и регулирования ден. Обращения:
- 12.3. Порядок выпуска в обращение банкнот.
- 12.4. Понятие оборотной кассы и резервных фондов.
- Тема 13. Взаимодействие Банка России с банковскими ассоциациями.
- Тема 14. Взаимодействие Банка России с международными финансовыми организациями
- 14.1. Международный валютный фонд
- 14.2. Мбрр
- 14.3. Европейским банком реконструкции и развития
- 14.4. Большая Восьмерка.