2.2. Юридический статус цб рф.
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законом, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключение в Банк России.
Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.
В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 1. Роль Центрального Банка в экономике.
- Исторические аспекты возникновения института центрального банка.
- 1.2. Основные вехи становления и развития Центрального Банка России.
- 1. Государственный банк Российской Империи.
- Народный банк рсфср.
- Государственный банк ссср
- Руководители Государственного банка рсфср – Государственного банка ссср
- 1.3. Из истории Главного управления Банка России по Ульяновской области
- 1866 - 1917 Годы
- 1917 - 1920 Годы
- 1921 - 1943 Годы
- 1943 - 1990 Годы
- 1991 - 2001 Годы
- 1.4. История обретения цб присущих ему функций:
- 1.5. Надзор за банковской системой и финансовым рынком как специальная государственная функция. Роль цб.
- Ревизионный метод.
- 1.6. Взаимодействие цб с органами государственной власти. Независимость цб как способ обеспечения выполнения его основных задач.
- Тема 2 Правовые и экономические основы деятельности Центрального банка Российской Федерации.
- Формы организации банка России:
- 2.2. Юридический статус цб рф.
- 2.3.Подотчетность цб Государственной думе.
- 2.4. Обеспечение экономической и политической независимости бр
- 2.5. Экономические основы деятельности цб рф.
- Тема 3. Задачи, структура и функции цб рф.
- 3.1. Задачи и функции Банка России
- 3.2. Органы управления Банком России, порядок их формирования, функции и ответственность.
- 3.1. Задачи и функции Банка России
- 3.2. Органы управления Банком России, порядок их формирования, функции и ответственность.
- Тема 4. Денежно кредитная политика Банка России, ее основные задачи.
- 4.1. Денежно-кредитная политика как составная часть экономической политики государства.
- 4.2. Типы денежно-кредитного регулирования: рестрикционная и экспансионистская.
- 4.3. Цели дкп. Конечные и промежуточные цели денежно-кредитной политики
- 4.4. Задачи, порядок и сроки разработки и утверждения «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики».
- Тема 5. Инструменты и методы денежно- кредитного регулирования
- 5.1. Понятие методов и инструментов денежно-кредитного регулирования.
- 5.2. Административные инструменты денежно-кредитного регулирования.
- 2. Ограничение объема кредитов, предоставляемых кредитными организациями.
- 5.3. Экономические (рыночные, косвенные) инструменты денежно-кредитного регулирования.
- Тема 6. Операции Банка России на внутреннем финансовом рынке.
- 6.1. Содержание и значение процентной политики центрального банка.
- 6.2.1. Общая характеристика и механизм действия обязательных резервных требований
- 6.2.2. Способы определения величины обязательных резервов.
- 6.2.3. Современных тенденций использования механизма обязательных резервных требований.
- 6.3.1. Сущность и значение операций на открытом рынке
- 8.4. Операции репо: понятие и сущность.
- 6.4. Депозитные операции как инструмент Денежно-кредитного регулирования.
- 6.5.1. Сущность и значение механизма рефинансирования.
- 6.5.2. Кредиты, обеспеченные залогом ценных бумаг
- Кредиты "овернайт"
- 6.5.3. Сущность и значение учетных (дисконтных) кредитов центральных банков
- Тема 7. Взаимосвязь валютной политики и денежно-кредитного регулирования.
- 7.1. Валютная политика как составная часть денежно-кредитной политики.
- 7.3. Валютный рынок, основные характеристики его функционирования.
- Тема 8. Управление официальными золотовалютными резервами
- 8.1.Функции и структура международных ликвидных резервов.
- 8.2. Управление международной валютной ликвидностью.
- 8.3. Выбор между отдельными компонентами резервов и установление оптимального соотношения между ними
- Тема9. Механизм установления и методы регулирования валютного курса
- 9.1. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование.
- 9.2. Установление режима валютного курса.
- Тема 10. Обслуживание бюджетно- налоговой системы.
- 10.1. Кредитование государства
- 10.2. Управление государственным долгом.
- 10.3. Кассовое исполнение бюджета.
- 10.1. Кредитование государства
- 10.2. Управление государственным долгом.
- 10.3. Кассовое исполнение бюджета.
- Тема 11. Организация системы расчетов.
- 11.1. Понятие платежной системы.
- 11.2. Правовое регулирование межбанковских расчетов.
- 11.3. Межбанковский клиринг
- 11.4. Система валовых расчетов.
- Тема 12 Организация денежного обращения.
- 12.1. Принципы организации денежного обращения в России:
- 12.2.Задачи планирования и регулирования ден. Обращения:
- 12.3. Порядок выпуска в обращение банкнот.
- 12.4. Понятие оборотной кассы и резервных фондов.
- Тема 13. Взаимодействие Банка России с банковскими ассоциациями.
- Тема 14. Взаимодействие Банка России с международными финансовыми организациями
- 14.1. Международный валютный фонд
- 14.2. Мбрр
- 14.3. Европейским банком реконструкции и развития
- 14.4. Большая Восьмерка.