logo
КУРС_ЦБ_2012

12.4. Понятие оборотной кассы и резервных фондов.

Во всех банковских учреждениях, совершающих кредитные, расчетные, кассовые и др. операции, создается оборотная касса. Весь оборот наличных денег (поступ-ление и выдача) совершается с обязательным использованием оборотной кассы.

Масса денег , находящихся в кассах банка в части ее принятой на баланс и готовой к выдаче (деньги пересчитаны, упакованные и формированные в определенном порядке), образует оборотную кассу банка. Седоват-но, в оборотной кассе не чис-лятся деньги в кассах пересчета и вечерней кассе до их обработки и зачисления на счета клиентов. От оборотной кассы следует отличать резервные фонды. Рез. фон-ды- это запасы ден. билетов и металлич. монеты, предназначенные для дополни-тельного выпуска денег в обращение, обновления ден. массы, улучшения ее валют-ного и купюрного строения, а также хранения изъятых из обращения ден. знаков.

Благодаря системе резервных фондов становится возможным без излишних перевозок реализовать принцип централизованного управления при децентрализации конкретного осуществления эмиссионной операции, т.е. передача денег в соответствии с эмиссионным разрешением центра из резервных фондов в оборотную кассу (выпуск денег в обращение) либо обратное вложение денег из оборотной кассы в резервные фонды (изъятие денег из обращения). В нашей стране действует система централизованного эмиссионно-кассового регулирования. Ее черты:

1. выпуск денег в обращение осуществляется по эмиссионным разрешениям, выдаваемым правлением ЦБ в пределах эмиссионного права.

2. удовлетворение потребностей клиентов банков прежде всего за счет текущих поступлений денег в кассы банка, а также остатка ден. средств в оборотной кассе банка на начало операционного дня.

3.лимитирование остатка ден. средств в оборотной кассе банка.

4.автоматический режим текущего изъятия денег из обращения в сочетании с действием специально устанавливаемых заданий на вложение денег в резервные фонды.

Автоматический режим изъятия заключается в том, что если на конец операцион-ного дня фактический остаток денег в оборотной кассе банка превышает установленный ему лимит, то вся сверхлимитная сумма в тот же день подлежит изъятию из оборотной кассы в резервные фонды.

Механизм эмиссионно-кассового регулирования в нашей стране базируется на показателях кассового плана и имеет своей целью безусловное соблюдение утвер-жденного на период ( на каждый конкретный месяц) эмиссионного результата. Следует иметь в виду:

1. в условиях фактически складывающейся неравномерности поступления денег в кассы банка и выдач их клиентам банки при организации кассового обслуживания не могут обходиться только текущими поступлениями. Может быть излишек или недостаток кассовой наличности. Этим объясняется существование наряду с понятием эмиссионного результата (выпуска или изъятия денег на территории за период) понятия “эмиссионное право”. Оно выражает предельную сумму выпуска денег в обращение на протяжении месяца, определенного в территориальном разрезе как суммы утвержденного эмиссионного результата и экономии возможных вложений денег в фонды на протяжении месяца.

2. получение каждым учреждением банка утвержденной сверху эмиссионной директивы на квартал с помесяц. разбивкой не дает им, однако, права на свободный дополнительный выпуск денег в обращение даже в пределах установленного результата.

В современных условиях централизованного эмиссионно-кассового регулирования Правление ЦБ держит в едином центре предоставленное ему право эмиссии, раз-решая конторам ЦБ на местах его исполнение в соответствующей доле на каждую из предстоящих календарных пятидневок.

В настоящее время существуют проблемы, связанные с планированием и регулированием ден. обращения:

1) Переход от жесткого директивного планирования....

Сейчас составляют прогнозные планы, ориентиры, контрольные цифры.

Переход к прогнозному планированию в ряде случаев вреден. Баланс ден. доходов и расходов населения утратил директивность. Предприятия и организации пере-стали составлять и предоставлять в банки собственные кассовые планы. КБ не обладают необходимой информационной базой, чтобы составлять обоснованные собственные планы кассовых оборотов.

2) Ряд экономистов предлагают перейти полностью к планированию и регулированию ден. массы, основываясь на расчете монетарных агрегатов, исключив баланс и кассовые планы.

3) В рамках макроэкономики у нас в стране возможности по реальному планированию и регулированию ден. обращения значительно сужены по сравнению с дореформенной системой. Причины (общеэкономические):

- отход от составления общегос. планов экономического и социального развития страны на 5-летку;

- невозможность проведения той централизованной политики, которая существовала в условиях монобанковской системы;

- реорганизация системы управления экономикой (структурные изменения);

- инфляция;

Перспективы:

при условии стабилизации ден. обращения значимость планов будет возрастать и будет более действенный контроль.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4