6.5.1. Сущность и значение механизма рефинансирования.
Рефинансирование банков - один из основных инструментов предоставления дополнительной ликвидности банковской системе.
Под рефинансированием Центральным банком коммерческих банков понимают предоставление им заимствований, когда банки исчерпали свои ресурсы или не имеют возможности пополнить их из других источников. Процесс рефинансирования состоит в восстановлении портфеля собственных ресурсов коммерческих банков и средств, вложенных в кругооборот капитала предприятий различных отраслей народного хозяйства.
Кредиты рефинансирования выдаются, как правило, только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. Выполняя функцию рефинансирования, Центральный Банк России в соответствии со статьями 4 и 40 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» выступает в качестве кредитора последней инстанции или банка банков.
Кредиты рефинансирования классифицируют в зависимости от:
формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые путем проведения аукционов);
сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 месяца и краткосрочные - на 1 или несколько дней);
целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).
Механизмы рефинансирования служат для коммерческих банков в качестве последних инструментов регулирования их ликвидности. Банки вынуждены обращаться к рефинансированию, когда исчерпаны возможности увеличения ликвидности на межбанковском и открытом рынках, и тогда Центральный банк становится кредитором последней инстанции.
Практикой центральных банков зарубежных стран установлено, что эффективным механизм регулирования ликвидности банков может быть только при установлении по кредитам рефинансирования и депозитам штрафных процентных ставок: самых низких при депонировании средств (соответствующих самому низкому уровню процентных ставок по депозитам денежного рынка) и самых высоких — при кредитовании банков (соответствующих максимальному уровню по отношению к ставкам денежного рынка). Это позволяет центральному банку избежать роли брокера межбанковского рынка.
Рефинансовые механизмы в зарубежных странах имеют относительно короткий срок. Долгосрочные операции нарушают принцип оперативного, гибкого управления ликвидностью. На длительные сроки банки привлекают средства на открытом рынке.
Значение операций рефинансирования в экономически развитых странах постепенно снижается с развитием денежных и финансовых рынков. Высокая стоимость ломбардных кредитов и развитие рынков ценных бумаг привели к тому, что с 80-х годов значение ломбардных кредитов в большинстве европейских стран практически сведено к нулю. Не изменится их роль и с созданием Европейского Центрального банка. Они используются только в исключительных случаях малым числом банков для краткосрочного регулирования банковской ликвидности на срок в несколько дней, как правило, в конце года.
2.Формы рефинансирования, применяемые Банком России в 90-е годы, изменялись в соответствии с целями проводимой денежно-кредитной политики и степенью развития рыночных методов регулирования экономики.
В начале 90-х годов Банк России осуществлял прямое рефинансирование коммерческих банков, т.е. выдавал прямые кредиты из централизованных ресурсов по мере поступления заявок от коммерческих банков. Основными целями предоставления подобных кредитов являлись: финансирование сельского хозяйства, топливно-энергетического комплекса, завоза товаров в районы крайнего Севера, а также выполнение важнейших государственных мероприятий.
Начиная с 1995 г., Центральный банк прекратил прямое кредитование коммерческих банков из централизованных источников, причиной чего стало образование огромной непогашенной задолженности по централизованным кредитам. В связи с отсутствием возможности у кредитуемых отраслей погасить задолженность, она была переоформлена по состоянию на 1 апреля 1995 г. в долг Министерству финансов Российской Федерации. На сумму задолженности были выпущены векселя со сроком погашения в течение 10 лет, начиная с 1998 г., из расчета 10% годовых. Идя навстречу просьбам многих коммерческих банков о досрочном выкупе векселей, Банк России скупил основную их часть. Векселя Министерства финансов Российской Федерации составляют часть государственного внутреннего долга, которая на 1.10.98 г. оценивается в 25,0 млрд. руб. Следующим этапом развития рефинансирования стало использование с 1995 г. по май 1996 г. рыночного по форме способа рефинансирования - кредитных аукционов при распределении централизованных ресурсов. Всего состоялось 28 аукционов, последний из них был проведен в апреле 1996 г. Кредиты выдавались по решению Правительственной комиссии по вопросам кредитной политики на срок 2 месяца без установления минимальной суммы. Аукционные кредиты, в отличие от прямых, погашались в основном своевременно.
Необходимость использования рыночных механизмов рефинансирования вызвала переход с апреля 1996 г. к регулированию ликвидности банков путем предоставления ломбардных кредитов, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг. Нормативной базой осуществления ломбардного кредитования стало Положение «О порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам» от 13 марта 1996 г. № 36.
За 1997 г. Банком России было предоставлено ломбардных кредитов 210 банкам 44 регионов России на общую сумму 109,9 трлн. руб. По сравнению с 1996 г. ьобъем этих кредитов увеличился на 96,0 трлн. руб., или почти в восемь раз. Наиболее часто пользовались ломбардными кредитами банки Московского региона, которым предоставлено около 80% от общего объема указанных кредитов. Активно пользовались ломбардными кредитами банки Свердловской, Самарской и Кемеровской областей, Приморского края.
В 1996 г. появилась новая форма рефинансирования - предоставление однодневных расчетных кредитов крупнейшим стабильным банкам Московского региона, являющимся первичными дилерами на рынке ГКО. В соответствии с Положением от 9 июля 1996 г. № 296 «О порядке предоставления Центральным банком Российской Федерации однодневных расчетных кредитов банкам» целью их введения явилось обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Однодневные кредиты не имели обеспечения, однако, за право пользования ими взималась ежемесячная плата в размере 0,1% от объема лимита кредитования, который устанавливался по каждому конкретному банку в пределах лимита, определенного Советом директоров ЦБ Российской Федерации (до 50 млн. руб.). Предоставление однодневного расчетного кредита означало осуществление платежей с корсчета банка при временном отсутствии или недостаточности на нем денежных средств.
Дальнейшее совершенствование методов рефинансирования связано с распространением принципа обеспеченности на все виды предоставляемых Банком России кредитов. Так, 6 марта 1998 г. ЦБ Российской Федерации издал Положение «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченным залогом государственных ценных бумаг» № 19-П. Данное Положение вводится поэтапно по мере готовности региональных расчетных подразделений Банка России на основании соответствующих приказов ЦБ Российской Федерации. Кредитами рефинансирования, предоставляемыми под залог ценных бумаг, становятся: внутридневные кредиты, однодневные расчетные кредиты (кредиты "овернайт") и ломбардные кредиты (на срок от 3 до 30 дней).
Тяжелый финансовый кризис в России в 1998 г. вызвал изменения как в порядке выделения кредитов, обеспеченных залогом ценных бумаг, так и в формах рефинансирования банковской системы. Необходимостью поддержания ликвидности банков, понесших значительные потери ликвидности в связи с падением рынка ГКО-ОФЗ, продиктован возврат к нерыночным методам рефинансирования. Так, в 1998 г. Банк России предоставлял стабилизационные кредиты, кредиты на поддержание ликвидности, банкам-санаторам, осуществляющим мероприятия по санации проблемных кредитных организаций, кредиты в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками и по повышению финансовой устойчивости банков.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Тема 1. Роль Центрального Банка в экономике.
- Исторические аспекты возникновения института центрального банка.
- 1.2. Основные вехи становления и развития Центрального Банка России.
- 1. Государственный банк Российской Империи.
- Народный банк рсфср.
- Государственный банк ссср
- Руководители Государственного банка рсфср – Государственного банка ссср
- 1.3. Из истории Главного управления Банка России по Ульяновской области
- 1866 - 1917 Годы
- 1917 - 1920 Годы
- 1921 - 1943 Годы
- 1943 - 1990 Годы
- 1991 - 2001 Годы
- 1.4. История обретения цб присущих ему функций:
- 1.5. Надзор за банковской системой и финансовым рынком как специальная государственная функция. Роль цб.
- Ревизионный метод.
- 1.6. Взаимодействие цб с органами государственной власти. Независимость цб как способ обеспечения выполнения его основных задач.
- Тема 2 Правовые и экономические основы деятельности Центрального банка Российской Федерации.
- Формы организации банка России:
- 2.2. Юридический статус цб рф.
- 2.3.Подотчетность цб Государственной думе.
- 2.4. Обеспечение экономической и политической независимости бр
- 2.5. Экономические основы деятельности цб рф.
- Тема 3. Задачи, структура и функции цб рф.
- 3.1. Задачи и функции Банка России
- 3.2. Органы управления Банком России, порядок их формирования, функции и ответственность.
- 3.1. Задачи и функции Банка России
- 3.2. Органы управления Банком России, порядок их формирования, функции и ответственность.
- Тема 4. Денежно кредитная политика Банка России, ее основные задачи.
- 4.1. Денежно-кредитная политика как составная часть экономической политики государства.
- 4.2. Типы денежно-кредитного регулирования: рестрикционная и экспансионистская.
- 4.3. Цели дкп. Конечные и промежуточные цели денежно-кредитной политики
- 4.4. Задачи, порядок и сроки разработки и утверждения «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики».
- Тема 5. Инструменты и методы денежно- кредитного регулирования
- 5.1. Понятие методов и инструментов денежно-кредитного регулирования.
- 5.2. Административные инструменты денежно-кредитного регулирования.
- 2. Ограничение объема кредитов, предоставляемых кредитными организациями.
- 5.3. Экономические (рыночные, косвенные) инструменты денежно-кредитного регулирования.
- Тема 6. Операции Банка России на внутреннем финансовом рынке.
- 6.1. Содержание и значение процентной политики центрального банка.
- 6.2.1. Общая характеристика и механизм действия обязательных резервных требований
- 6.2.2. Способы определения величины обязательных резервов.
- 6.2.3. Современных тенденций использования механизма обязательных резервных требований.
- 6.3.1. Сущность и значение операций на открытом рынке
- 8.4. Операции репо: понятие и сущность.
- 6.4. Депозитные операции как инструмент Денежно-кредитного регулирования.
- 6.5.1. Сущность и значение механизма рефинансирования.
- 6.5.2. Кредиты, обеспеченные залогом ценных бумаг
- Кредиты "овернайт"
- 6.5.3. Сущность и значение учетных (дисконтных) кредитов центральных банков
- Тема 7. Взаимосвязь валютной политики и денежно-кредитного регулирования.
- 7.1. Валютная политика как составная часть денежно-кредитной политики.
- 7.3. Валютный рынок, основные характеристики его функционирования.
- Тема 8. Управление официальными золотовалютными резервами
- 8.1.Функции и структура международных ликвидных резервов.
- 8.2. Управление международной валютной ликвидностью.
- 8.3. Выбор между отдельными компонентами резервов и установление оптимального соотношения между ними
- Тема9. Механизм установления и методы регулирования валютного курса
- 9.1. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование.
- 9.2. Установление режима валютного курса.
- Тема 10. Обслуживание бюджетно- налоговой системы.
- 10.1. Кредитование государства
- 10.2. Управление государственным долгом.
- 10.3. Кассовое исполнение бюджета.
- 10.1. Кредитование государства
- 10.2. Управление государственным долгом.
- 10.3. Кассовое исполнение бюджета.
- Тема 11. Организация системы расчетов.
- 11.1. Понятие платежной системы.
- 11.2. Правовое регулирование межбанковских расчетов.
- 11.3. Межбанковский клиринг
- 11.4. Система валовых расчетов.
- Тема 12 Организация денежного обращения.
- 12.1. Принципы организации денежного обращения в России:
- 12.2.Задачи планирования и регулирования ден. Обращения:
- 12.3. Порядок выпуска в обращение банкнот.
- 12.4. Понятие оборотной кассы и резервных фондов.
- Тема 13. Взаимодействие Банка России с банковскими ассоциациями.
- Тема 14. Взаимодействие Банка России с международными финансовыми организациями
- 14.1. Международный валютный фонд
- 14.2. Мбрр
- 14.3. Европейским банком реконструкции и развития
- 14.4. Большая Восьмерка.