4.9.3. Функции банков по кассовому исполнению бюджета по расходам
Под исполнением государственного бюджета по расходам понимается определенный Министерством финансов Республики Беларусь порядок финансирования распорядителей
средств, получающих средства из республиканского бюджета через территориальные органы государственного казначейства (управления государственного казначейства по области и г. Минску, отделения и представительства государственного казначейства) и из местных бюджетов.
В системе бюджетного финансирования выделяют главных распорядителей средств и нижестоящих. Главный распорядитель средств — это прямой получатель бюджетных средств (министерства, другие органы государственного управления), который имеет право распределять бюджетные средства между подчиненными ему распорядителями средств, осуществлять их финансирование. Распорядитель средств — это бюджетные организации (министерства, органы государственного управления, организации, юридические лица), финансируемые из бюджета на основании бюджетной сметы и имеющие текущий счет в банке. Главные распорядители средств несут солидарную с распорядителями средств ответственность за расходование бюджетных средств.
Учет исполнения республиканского бюджета по расходам в системе государственного казначейства ведется централизованно — с использованием программно-технического комплекса государственного казначейства в разрезе распорядителей средств. Зарегистрированному в системе государственного казначейства распорядителю средств присваивается учетный номер казначейства (УНК), открывается лицевой счет по установленной форме с отражением в нем подразделений бюджетной классификации (глава, раздел, подраздел, статья, подстатья), а также выдается распоряжение на открытие (или переоформление) счетов в банке. Распоряжение представляется распорядителем средств в обслуживающий его банк (с представлением документов, предусмотренных Инструкцией открытия банками счетов клиентов в Республике Беларусь).
Функции банков по исполнению государственного бюджета связаны с выполнением ими операций по зачислению бюджетных средств на текущие (бюджетные) счета их распорядителей, а также по перечислению (списанию) бюджетных средств с текущих (бюджетных) счетов на основании платежных поручений (требований-поручений) распорядителей средств.
Распорядители средств, финансируемые через территориальные органы государственного казначейства, осуществляют перечисление средств с принадлежащих им текущих (бюджетных) счетов иным получателям и банкам только после согласования предстоящих платежей с соответствующим органом государственного казначейства.
Платежи считаются согласованными при получении распорядителем средств от соответствующего органа казначейства письменного разрешения на проведение конкретных платежей с указанием срока действия такого разрешения.
Исполнение республиканского бюджета через территориальные органы государственного казначейства осуществляется посредством оплаты обязательств распорядителей средств с текущих счетов органов государственного казначейства на счета ( поставщиков товаров (работ, услуг), получателей средств, минуя счета распорядителей средств.
Перечисление средств с текущего счета территориального органа государственного казначейства осуществляется в пределах сметных назначений распорядителя средств по предъявленным им платежным поручениям на счета:
• поставщиков — за поставленные товары, оказанные услуги, выполненные работы;
• получателей — по обязательным расчетам и нетоварным операциям (платежам в бюджет, переводам из заработной платы и т.д.);
• распорядителей средств — для получения наличных денежных средств, расчетов по предъявленным расчетным документам.
Оформление платежных поручений на перечисление средств с текущих счетов территориальных органов государственного казначейства осуществляется в соответствии с Инструкцией о банковском переводе. При этом в поле «Плательщик» заполняются реквизиты территориального органа государственного казначейства (например, Управление государственного казначейства по г. Гомелю); в поле «Бенефициар» — данные получателя исходя из документов, подтверждающих обоснованность платежа (например, Центр оборудования при НИИ ПФП РБ); в поле «Назначение платежа» — УНК и наименование распорядителя средств, чьи расходы оплачиваются, сумма расходов — в соответствии с бюджетной классификацией (например, УНК 75037, Гомельский дорожностроительный техникум. За изготовление проектно-сметной документации, р. 14, п. 05, ст.10 10 01).
Для получения наличных денежных средств распорядители средств (например, Гомельское областное телерадиообъединение) накануне дня платежа представляют в территориальный орган государственного казначейства (например, Управление государственного казначейства по Гомельской области) платежные поручения (вместе с чеком) для зачисления средств на текущие счета с указанием в поле «Назначение платежа» номера и даты чека (например, УНК 13705, Гомельское областное телерадиообъединение. Для получения денежных средств по чеку ВБ № 020792 от 21.07.2006).
После регистрации в автоматизированной системе государственного казначейства платежные поручения (с отметкой органа государственного казначейства) представляются в обслуживающий банк для перевода средств на счета получателей, для заявки наличных денежных средств.
Получение денежных средств на выплату заработной платы, стипендий должно осуществляться распорядителем средств в установленные сроки выплаты. Одновременно с чеком на выплату заработной платы распорядитель средств представляет поручения на перечисление по назначению удержаний из заработной платы, а также начисленных и подлежащих перечислению обязательных платежей и отчислений по расчетам (с бюджетом по подоходному налогу, с ФСЗН, по профсоюзным взносам, по обязательному страхованию; по алиментам, кредитам и другим средствам, удержанным из заработной платы).
Получение денежных средств на выплату командировочных расходов должно производиться при наличии приказа, подписанного руководителем учреждения, копия которого представляется в территориальный орган государственного казначейства (вместе с чеком).
Получение наличных денежных средств на хозяйственные и прочие расходы контролируется банком в пределах лимитов по данным расходам, установленных для каждого распорядителя средств.
Выписки из текущего (бюджетного) счета учреждения банков представляют обслуживающим территориальным органам государственного казначейства. Органы казначейства формируют выписки из лицевых счетов по распорядителям (открытым в казначействе) для отражения операций во внутриведомственном бухгалтерском учете. Выписки из лицевых счетов передаются распорядителям средств с приложением к ним копий платежных поручений, исполненных органами казначейства.
В процессе исполнения местных бюджетов банки производят перечисления на текущие (расчетные) счета распорядителей средств, на счета вышестоящих (например, областных) и нижестоящих (районных, городских, поселковых и сельских) бюджетов (на основании платежных поручений распорядителей средств), а также осуществляют отражение в учете расходов, производимых распорядителями средств. В учреждениях АСБ «Беларусбанк» организован программный учет операций с денежными средствами местных бюджетов. Информация о движении денежных средств по счетам местных бюджетов ежедневно (по модемной связи) передается финансовым органам, счета которых обслуживаются учреждениями данного банка. Порядок формирования и передачи финансовым органам выписок из лицевых счетов определяется Министерством финансов по согласованию с АСБ «Беларусбанк».
Списание с текущих (бюджетных) счетов бюджетных средств может производиться банком в бесспорном порядке — по платежным требованиям, оформленным взыскателями на основании исполнительных документов (постановлений общего или хозяйственного суда, органов взыскания и т.п.).
В день получения платежного требования, предъявленного взыскателем к текущему (бюджетному) счету бюджетной организации для списания бюджетных средств в бесспорном порядке ответственный исполнитель банка-отправителя осуществляет следующие действия:
• на всех экземплярах платежного требования в поле «Срок представления акцепта» проставляет дату платежа;
• приходует платежное требование в картотеку к внебалансовому счету 99812 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты»;
• направляет бюджетной организации третий экземпляр платежного требования без приложения исполнительного документа.
Бюджетная организация, получив от банка третий экземпляр платежного требования, обязана: дать распоряжение банку об оплате платежного требования с текущего (бюджетного) счета и (или) с текущего (расчетного) счета по внебюджетным средствам (для списания его в расход счета 99812) или о ее возврате; подать заявку на получение необходимого финансирования (при его отсутствии).
Распоряжение оформляется бюджетной организацией в письменном виде. В нем указываются: дата и номер распоряжения; наименование бюджетной организации; наименование банка-отправителя; наименование взыскателя; дата и номер платежного требования, предъявленного взыскателем; сумма взыскиваемого платежа; содержание распоряжения: либо исполнить и оплатить платежное требование, либо возвратить его взыскателю без исполнения. Распоряжение представляется в банк не позднее 10 банковских дней, не считая дня поступления платежного требования в банк. Оно заверяется оттиском печати и подписями лиц бюджетной организации согласно образцам, представленным в банк. Распоряжения представляются в банк в одном экземпляре при решении бюджетной организации об оплате платежного требования в полной сумме и в двух экземплярах — при решении о частичной оплате или о возврате без исполнения.
В случае принятия решения бюджетной организацией о возврате платежного требования без исполнения (на полную сумму или частичную) в распоряжении обязательно указываются наименование главного распорядителя средств, номер его банковского счета, наименование банка, в котором находится счет главного распорядителя средств, сумма неисполненного платежа, обоснование возврата.
При исполнении банком-отправителем распоряжения бюджетной организации об оплате платежного требования с текущего (расчетного) счета по внебюджетным средствам ответственный исполнитель исправляет номер счета плательщика, проверяет получение финансирования.
При исполнении распоряжения об оплате платежного требования за счет средств, находящихся на текущем (бюджетном) счете и на текущем (расчетном) счете по внебюджетным средствам, в платежном требовании делается запись о сумме платежа с каждого счета, которая заверяется подписью ответственного исполнителя.
После оплаты платежного требования в полной сумме первый экземпляр платежного требования с распоряжением помещается в документы дня, второй экземпляр направляется в банк-получатель для выдачи взыскателю. Исполнительный документ направляется бюджетной организации с выпиской из его лицевого счета.
При частичной оплате платежного требования один экземпляр распоряжения с первым экземпляром частично оплаченного платежного требования помещается в документы дня, а второй экземпляр распоряжения со вторым экземпляром частично оплаченного платежного требования и исполнительным документом направляется в банк-получатель для выдачи взыскателю. В исполнительном документе банк-отправитель должен сделать отметку о сумме частичной оплаты.
При возврате неисполненного платежного требования в полной сумме один экземпляр распоряжения со вторым экземпляром платежного требования помещается в документы дня, второй экземпляр распоряжения вместе с первым экземпляром неисполненного платежного требования и исполнительным документом направляется в банк-получатель для выдачи взыскателю.
При неполучении распоряжения от бюджетной организации банк-отправитель при наступлении даты платежа исполняет платежное требование за счет средств, находящихся на текущем (бюджетном) счете, а при их отсутствии — помещает в Картотеку к внебалансовому счету 99814 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Платежные требования при безакцептной форме инкассо оплачиваются (списываются в расход счета 99814) по мере поступления средств на счет бюджетной организации. Срок нахождения расчетных документов в картотеке определяется Национальным банком (по счетам бюджетных организаций он увеличен с одного до шести месяцев).
Платежные требования (при безакцептной форме инкассо) могут быть отозваны в полной сумме или частично по заявлению взыскателя.
Если исполнительный документ предусматривает взыскание с двух или нескольких плательщиков без указания на то, что взыскание производится солидарно, взыскатель должен представить в обслуживающий банк платежные требования, составленные отдельно на каждого плательщика с приложением исполнительного документа на каждого плательщика. Исполнение платежных требований, предъявленных к счетам каждого плательщика, производится в рассмотренном выше порядке.
Исполнение платежных требований, предъявленных взыскателем к текущему (бюджетному) счету главного распорядителя средств в порядке субсидарной ответственности, осуществляется на основании распоряжения об оплате платежного требования, представляемого в банк главным распорядителем
(не позднее тридцати календарных дней, не считая дня поступления в банк платежного требования). В верхней части платежного требования, оформленного взыскателем на списание средств с текущего (бюджетного) счета главного распорядителя, должна быть произведена надпись «Субсидарный ответчик». Извещение о помещении платежного требования в картотеку ответственный исполнитель банка-отправителя направляет взыскателю. Главному распорядителю средств вручается третий экземпляр платежного требования.
При отсутствии в текущем периоде остатка средств плановых назначений, соответствующего целям, указанным в платежном требовании, либо доходов от предпринимательской (внебюджетной) деятельности главный распорядитель средств в течение 3 рабочих дней со дня получения от банка третьего экземпляра платежного требования обязан внести предложения в Министерство финансов либо соответствующий финансовый орган об уточнении ему плановых назначений. Министерство финансов либо финансовый орган (в течение 15 рабочих дней со дня получения предложения главного распорядителя средств) должен: внести изменения в бюджетную роспись республиканского или местного бюджета; довести до главного распорядителя средств, соответствующего органа казначейства сведения о размере выделенных плановых назначений; зачислить бюджетные средства на текущий (бюджетный) счет главного распорядителя средств.
Главный распорядитель средств не позднее дня, следующего за днем получения бюджетных средств на свой текущий (бюджетный) счет, обязан дать распоряжение банку-отправителю об оплате платежного требования.
Исполнение платежных требований, оформленных на основании исполнительных документов Министерства финансов, органов государственного казначейства, финансовых органов и предъявленных к текущим (бюджетным) счетам иных распорядителей средств, не являющихся бюджетными организациями, осуществляется банками в соответствии с Инструкцией о банковском переводе.
- Глава 1. Организация бухгалтерского учета в банках.............................................5
- Глава 2. Организация и учет межбанковских расчетов........................................43
- Глава 3. Учет и контроль расчетных операций банков........................................65
- Глава 4. Учет операций банка................................................................................105
- Глава 5. Учет операций банков в иностранной валюте .....................................307
- Глава 6. Учет внутрибанковских операций ........................................................350
- Глава 7. Отчетность банков...............................................................................402
- Глава 1 организация бухгалтерского учета в банках
- 1.1 Сущность, значение и организация бухгалтерского учета в банке
- 1.2. План счетов бухгалтерского учета в банках
- 1.3. Первичная банковская документация, документооборот и внутренний контроль
- 1.4. Аналитический и синтетический учет в банках
- 1.4.1. Регистры аналитического учета
- 1.4.2. Порядок регистрации и нумерации лицевых Счетов
- 1.4.3. Регистры синтетического учета
- 1.4.4. Исправление ошибочных записей
- 1.5. Хранение документов
- Глава 2 организация и учет межбанковских расчетов
- 2.1. Сущность межбанковских расчетов и назначение корреспондентских счетов
- 2.2. Порядок открытия корреспондентских счетов и учета межбанковских расчетов
- 2.3. Осуществление межбанковских расчетов по крупным и срочным денежным переводам
- Национальный банк Республики Беларусь
- Система biss
- Клиринговая система прочих платежей
- Национальный банк Республики Беларусь
- 2.4. Осуществление межбанковских расчетов по прочим денежным переводам
- 3.1. Текущие (расчетные) счета
- 3.2. Кредитовые переводы
- 3.3. Дебетовые переводы
- 3.4. Порядок проведения операций с использованием чеков
- 3.5. Расчеты с использованием банковских пластиковых карточек
- Глава 4 учет операций банка
- 4.1. Организация и учет кассовых операций банка
- 4.2. Учет операций с бланками строгой отчетности
- 4.3. Учет вкладных (депозитных) операций
- 4.3.1. Организация учета вкладных (депозитных) операций
- 4.3.2. Оформление и учет вкладных (депозитных) операций юридических лиц
- 4.3.3. Оформление и учет вкладных (депозитных) операций физических лиц
- 4.3.4. Операции с драгоценными металлами и памятными (юбилейными) монетами
- 4.4. Учет операций по кредитованию
- 4.4.1. Организация учета кредитных операций
- 4.4.2. Оформление и учет краткосрочных кредитов
- 4.5. Учет операций факторинга
- 4.6. Учет лизинговых операций
- 4.7. Учет операций с ценными бумагами
- 4.7.1. Выпуск акций и учет операций по формированию уставного фонда банка. Операции банка с акциями на вторичном рынке
- 4.7.2. Учет операций с собственными долговыми ценными бумагами
- 4.7.2.1. Учет операций банка по выпуску векселей
- 4.7.2.2. Учет операций с облигациями, выпущенными банком
- 4.7.2.3. Учет операций с депозитными и сберегательными сертификатами
- 4.7.3.2. Принципы отражения в учете стоимости приобретаемых ценных бумаг
- 4.7.3.3. Учет ценных бумаг по цене приобретения
- 4.7.3.4. Учет ценных бумаг по справедливой стоимости
- 4.7.3.5. Учет сделок репо
- 4.7.3.6. Учет посреднических операций с ценными бумагами
- 4.7.3.7. Учет расчетов по операциям с ценными бумагами на бирже
- 4.8. Учет операций доверительного управления имуществом
- 4.9. Операции по кассовому исполнению бюджета
- 4.9.1. Кассовое исполнение республиканского бюджета по доходам
- 4.9.2. Кассовое исполнение местных бюджетов по доходам
- 4.9.3. Функции банков по кассовому исполнению бюджета по расходам
- Глава5 учет операций банков в иностранной валюте
- 5.1. Учет и оформление операций по международным расчетам
- 5.2. Особенности учета операций в иностранной валюте
- 5.3. Оформление и учет валютно-обменных операций, совершаемых субъектами хозяйствования на внутреннем валютном рынке
- 5.4. Правила осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц
- 5.5. Порядок оформления и учета операций с платежными документами в иностранной валюте и операций инкассо
- Глава 6 учет внутрибанковских операций
- 6.1. Учет основных средств и капитальных вложений
- 6.1.1. Учет основных средств банка
- 6.1.2. Учет операций по приобретению основных средств
- 6.1.3. Начисление и учет амортизации основных средств
- 6.1.4. Учет операций по выбытию и перемещению основных средств
- 6.1.5. Переоценка основных средств и отражение в учете ее результатов
- 6.1.6. Учет капитальных вложений банка
- 6.2. Учет материалов
- 6.3. Учет нематериальных активов
- 6.4. Инвентаризация основных средств, материалов и отражение ее результатов в учете
- 6.5. Учет доходов и расходов банка, определение результатов его деятельности
- Связанные с начислением и выплатой средств по оплате труда работникам банка
- Глава7 отчетность банков
- 7.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность банка: характеристика, классификация,
- Элементы отчетности, принципы формирования, состав
- 7.2. Бухгалтерский баланс банка
- Раздел I. Балансовые счета.
- Раздел II. В не балансовые счета.
- Раздел III. Счета по учету доверительного управления.
- Раздел I. Балансовые счета
- Раздел II. В не балансовые счета
- Раздел III. Счета по учету доверительного управления
- 7.3. Годовой отчет
- Бухгалтерский баланс
- Раздел I. За год, предшествующий отчетному.
- Раздел II. За отчетный год.
- 7.4. Переход банковской системы республики беларусь на международные стандарты финансовой отчетности
- Методологические аспекты учетной политики