1.1 Сущность, значение и организация бухгалтерского учета в банке
Бухгалтерский учет — система непрерывного и сплошного документального отражения информации о состоянии и движении имущества и обязательств организации методом ее двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Базой бухгалтерского учета в банках являются разнообразные банковские операции. Операция банка — действие или событие (банковские и иные операции), вследствие которых происходят изменения в активах, обязательствах и собственном капитале банка и которые отражаются по балансовым счетам, а также действие или событие, которые отражаются по внебалансовым счетам банка.
Операции, выполняемые банками в процессе уставной деятельности, связаны с обслуживанием юридических и физических лиц (ведением счетов), привлечением денежных средств на депозиты (во вклады), размещением привлеченных средств (от своего имени и за свой счет) на условиях возвратности, платности и срочности и т.п., а также с формированием собственного капитала банка, проведением затрат по осуществлению своей хозяйственной деятельности (содержание зданий, оборудования, персонала, расходы на рекламу и т.п.).
Обслуживание клиентов заключается в приеме, проверке и оформлении расчетно-кассовых документов, поступивших от клиентов и других банков. Совершение расчетно-кассовых операций самим банком заключается в составлении расчетно-кассовых документов в банке, в контроле над их оформлением. На основании документов операции отражаются по счетам бухгалтерского учета. Все банковские операции, совершенные за день, считаются завершенными, если они отражены в банковском бухгалтерском учете. Только при своевременном и полном учете всех операций можно осуществлять кредитование, расчеты, регулирование денежного обращения, кассовое исполнение государственного бюджета, т.е. выполнять функции, возложенные на банки Республики Беларусь.
Организация бухгалтерского учета в банках строится на общих подходах, основными из которых являются:
ведение бухгалтерского учета с момента создания банка до его реорганизации или ликвидации;
государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
строгое документальное оформление и отражение в бухгалтерском учете каждой совершаемой операции методом двойной записи на балансовых счетах (дебет, кредит) и методом односторонней записи на внебалансовых счетах (приход или расход);
учет активов, обязательств и операций в белорусских рублях;
систематизация, группировка полученной информации для составления отчетности;
обеспечение сопоставимости данных аналитического учета с данными синтетического учета с целью формирования полной и оперативной информации, своевременного предупреждения негативных явлений, контроля за показателями деятельности банка и ее конечными результатами;
публикация отчетности;
независимая проверка и подтверждение финансовой отчетности аудиторскими организациями (аудитором — индивидуальным предпринимателем).
Соблюдение этих подходов в бухгалтерском учете обеспечивает выполнение следующих задач:
своевременное и точное отражение в учете поступающих расчетно-денежных документов;
оперативное и качественное расчетное обслуживание клиентов;
формирование полной и достоверной информации об операциях банка;
предупреждение возникновения ошибок, негативных явлений, незаконных действий;
облегчение наведения справок и последующей проверки законности и правильности совершаемых банком операций.
Рациональная организация и четкая постановка учетной работы банка имеет важное значение для выполнения уставной деятельности банка.
От постановки учета в банке зависит своевременное и правильное отражение в учете процессов хозяйственно-финансовой деятельности обслуживаемых клиентов. Ошибки в банковском учете могут отразиться на деятельности клиентов. Так, неправильное (ошибочное) зачисление денежных средств на счет клиента, не являющегося их владельцем, может привести к тому, что у настоящего владельца возникнут затруднения в расчетах с поставщиками, бюджетом, банком, рабочими.
Особенностями банковского учета являются:
• оперативность бухгалтерского учета. Банкам при выполнении ими функций, связанных с обслуживанием клиентов, необходимы ежедневные данные о наличии средств на текущих (расчетных) счетах обслуживаемых клиентов. Это определяет оперативность банковского учета, быстроту реагирования на процессы, происходящие в экономике.
Оперативность бухгалтерского учета в банках проявляется и в том, что отражение операций в учете производится в день их совершения. Правильность ведения ежедневного учета контролируется балансом. Так, банк ежедневно может убедиться в равенстве сумм, затронутых проводками методом двойной записи, по активу и пассиву балансовых счетов. Не будь этой ежедневной проверки невозможно было бы обеспечить точность и четкость учета;
• особая доказательная сила данных банковского учета. Это обусловлено действующим порядком документального оформления совершаемых операций, контроля над их проведением, документооборота, хранения документов. Он обеспечивает формирование полной, непрерывной и достоверной информации о состоянии расчетов, обязательств, резервов, ценных бумаг, финансовых результатов и прочего, которая необходима не только банку, но и его учредителям, инвесторам, налоговым службам, другим заинтересованным организациям и лицам.
Работник банка, уполномоченный оформлять, подписывать (единоличная подпись) и отражать в бухгалтерском учете первичные учетные документы по определенным операциям банка или осуществлять дополнительный (текущий) контроль таких документов независимо от того, в каком структурном подразделении банка он работает, называется ответственным исполнителем.
Полномочия и ответственность ответственных исполнителей определяется банком самостоятельно. Перечень лиц (ответственных исполнителей), имеющих право подписи первичных учетных документов, на основании которых осуществляются записи по счетам бухгалтерского учета, должен быть согласован с главным бухгалтером и утвержден руководителем банка.
Перечень лиц, имеющих право на подписание первичных учетных документов, а также образцы их подписей с указанием характера подписи (единоличной, контрольной), оформленных в соответствии с локальными нормативными правовыми актами банка, и образцы подписей и оттиска печати, предоставляемых клиентами, передаются ответственным исполнителям, проверяющим документы по операциям банка и клиентов, а также осуществляющий их бухгалтерский учет.
Организация бухгалтерского учета и отчетности в банках включает:
1) организацию операционного дня. Операционный день — деятельность банка в течении рабочего дня, которая связана с приемом, оформлением, контролем первичных учетных документов клиентов и банка (см. параграф 1.3), отражением их в бухгалтерском учете, завершением обработки информации и формированием ежедневного баланса. При этом часть операционного дня, в течение которого происходит обслуживание клиентов и структурных подразделений банка (прием (оформление), контроль первичных учетных документов клиентов и банка, отражение их в бухгалтерском учете), получила название «банковский день». Время начала и окончания банковского дня устанавливается приказом (распоряжением) руководителя банка с учетом работы платежных систем и доводится до сведения клиентов.
Основными составляющими организации операционного дня в банке являются:
обеспечение единого подхода к срокам отражения операций, совершенных в течение операционного дня, в регистрах бухгалтерского учета;
прием (оформление), контроль первичных учетных документов при осуществлении операций и отражении их в бухгалтерском учете;
распределение обязанностей и полномочий между ответственными исполнителями по приему (оформлению), контролю первичных учетных документов при осуществлении операций и отражению их в бухгалтерском учете, формированию отчетности;
соблюдение установленного банком документооборота с учетом требований нормативных правовых актов Национального банка Республики Беларусь, учетной политики банка в целях снижения операционного риска.
Все операции по расчетным и/или кассовым документам клиентов, поступившим в течение банковского дня, отражаются в бухгалтерском учете в тот же операционный день. Расчетные и/или кассовые документы, поступившие в банк по истечении банковского дня, отражаются в бухгалтерском учете не позднее следующего операционного дня. Операции, осуществленные в выходные дни, объявленные банком или установленные законодательством рабочими днями, отражаются в бухгалтерском учете в порядке, определенном для рабочих дней. Операции, осуществленные в обычный выходной день, отражаются в бухгалтерском учете в первый рабочий день, следующий за ним. Иной срок исполнения документов может быть предусмотрен законодательством или соответствующим договором банковского счета.
Оплата всех расчетных и/или кассовых документов с текущих (расчетных) счетов производится за счет средств на этих счетах на начало операционного дня (за исключением овердрафтного кредитования) с соблюдением очередности платежей, установленной законодательством. Порядок использования денежных средств, поступивших на текущие (расчетные) счета в течение операционного дня, определяется банком и клиентом в договоре банковского счета с учетом требования законодательства.
Рабочий день в банке должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить своевременную обработку и оформление поступающих документов, отражение их в бухгалтерском учете и формирование ежедневного баланса, который должен быть составлен не позднее начала следующего операционного дня. Для выполнения этих условий необходимо установить порядок прохождения документов по всем стадиям обработки, т.е. организовать документооборот (см. параграф 1.3).
Рабочий день каждого ответственного исполнителя бухгалтерии начинается с проверки записей в лицевых счетах и оформления выписок из них. Проверка записей в лицевых счетах производится на основании расчетно-кассовых документов. Ответственные исполнители обязаны проверить полноту поступлений приложений к выписке и соответствие по принадлежности зачисленных и списанных сумм. Выписки из лицевых счетов, предназначенные для выдачи клиентам, заверяются штампом банка и вместе с приложениями к ним выдаются представителям клиента или через абонентский ящик в порядке, установленном в договоре. Поступившие в банк документы, предназначенные для оплаты со счетов клиентов, проверяются ответственным исполнителем на возможность списания средств со счета исходя из остатка средств на счете, с точки зрения законности совершаемых операций и наличия и правильности заполнения реквизитов в соответствии с нормативными документами Национального банка. Ответственные исполнители проверяют на платежных поручениях и чеках на получение наличных денег наличие подписей и оттиска печати и соответствие их заявленным образцам, соответствие номеров чеков на получение наличных денег номерам, зарегистрированным в карточке с образцами подписей. На документах, поступивших от других ответственных исполнителей, по образцам подписей проверяется наличие и соответствие подписей этих ответственных исполнителей, а также, в необходимых случаях, подписей контролирующих работников. Ответственные исполнители ведут картотеки документов, ожидающих акцепта для оплаты, и документов, не оплаченных в срок. При наличии и достаточности средств на счете клиента ответственные исполнители в установленные сроки производят оплату предъявленных к счету клиента документов с соблюдением действующей очередности платежей.
По окончании банковского дня ответственные исполнители оформляют и подготавливают к оплате документы, поступившие после завершения банковского дня, производят оформление и оприходование документов, поступивших в течение банковского дня, в картотеки расчетных документов, ожидающих акцепта для оплаты, и расчетных документов, не оплаченных в срок, производят проверку и оформление поступивших в течение банковского дня приложений к выпискам из лицевых счетов;
2) организация внутреннего контроля — текущего и последующего (параграф 1.3). Текущий контроль — внутренний контроль, осуществляемый в течение операционного дня банка в процессе исполнения ответственным исполнителем возложенных на него обязанностей. Последующий контроль — внутренний контроль, осуществляемый после совершения операции банка и отражения ее в бухгалтерском учете;
3) ведение регистров бухгалтерского учета. Регистры бухгалтерского учета (параграф 1.4) предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых первичных учетных документах, отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета составляются на бумажных или машинных носителях информации по типовым формам регистров бухгалтерского учета. Допускается составление регистров бухгалтерского учета по формам, отличающимся от типовых, если они разработаны с соблюдением общих методологических принципов бухгалтерского учета;
4) организация работы по ведению лицевых счетов (параграф 1.4);
5) формирование и хранение документов. Банк должен обеспечить формирование первичных учетных документов, на основании которых совершены записи, за каждый рабочий день не позднее следующего рабочего дня. Формирование кассовых документов осуществляется в сроки и в порядке, установленные нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь по организации кассовой работы в банках. Порядок формирования, сверки и хранения первичных учетных документов банк определяет самостоятельно в локальных нормативных правовых актах с учетом законодательства;
6) составление отчетности. Банк формирует отчетность с соблюдением законодательства. Она составляется на основании данных аналитического и синтетического учета, должна подтверждаться первичными учетными и другими документами и содержать показатели финансовой деятельности банка. Отчетность должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером банка, если иное не установлено законодательством;
7) формирование учетной политики. Учетная политика банка формируется и утверждается банком самостоятельно с учетом требований законодательства и Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета и отчетности в Национальном банке и банках Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. № 198. Основу учетной политики банка составляют принципы ведения бухгалтерского учета и отчетности, установленные законодательством. В учетной политике должны быть предусмотрены:
принципы признания активов, обязательств, доходов и расходов; способы и методы оценки активов и обязательств; применение принципа начисления доходов и расходов; порядок создания и использования резервов; применяемые банком регистры бухгалтерского учета; формы первичных учетных документов, разработанные банком самостоятельно; правила документооборота по операциям, совершаемым банком; порядок проведения инвентаризации и признания в учете ее результатов; порядок расчетов между филиалами (отделениями) и структурными подразделениями банка, его филиалов (отделений); другие вопросы, необходимые для организации бухгалтерского учета и отчетности.
Банк определяет систему организации бухгалтерского учета и отчетности в зависимости от своей структуры, объемов и видов проводимых им операций, развития информационных технологий и других условий исходя из локальных нормативных правовых актов с учетом требований законодательства и Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета и отчетности в Национальном банке и банках Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. № 198.
- Глава 1. Организация бухгалтерского учета в банках.............................................5
- Глава 2. Организация и учет межбанковских расчетов........................................43
- Глава 3. Учет и контроль расчетных операций банков........................................65
- Глава 4. Учет операций банка................................................................................105
- Глава 5. Учет операций банков в иностранной валюте .....................................307
- Глава 6. Учет внутрибанковских операций ........................................................350
- Глава 7. Отчетность банков...............................................................................402
- Глава 1 организация бухгалтерского учета в банках
- 1.1 Сущность, значение и организация бухгалтерского учета в банке
- 1.2. План счетов бухгалтерского учета в банках
- 1.3. Первичная банковская документация, документооборот и внутренний контроль
- 1.4. Аналитический и синтетический учет в банках
- 1.4.1. Регистры аналитического учета
- 1.4.2. Порядок регистрации и нумерации лицевых Счетов
- 1.4.3. Регистры синтетического учета
- 1.4.4. Исправление ошибочных записей
- 1.5. Хранение документов
- Глава 2 организация и учет межбанковских расчетов
- 2.1. Сущность межбанковских расчетов и назначение корреспондентских счетов
- 2.2. Порядок открытия корреспондентских счетов и учета межбанковских расчетов
- 2.3. Осуществление межбанковских расчетов по крупным и срочным денежным переводам
- Национальный банк Республики Беларусь
- Система biss
- Клиринговая система прочих платежей
- Национальный банк Республики Беларусь
- 2.4. Осуществление межбанковских расчетов по прочим денежным переводам
- 3.1. Текущие (расчетные) счета
- 3.2. Кредитовые переводы
- 3.3. Дебетовые переводы
- 3.4. Порядок проведения операций с использованием чеков
- 3.5. Расчеты с использованием банковских пластиковых карточек
- Глава 4 учет операций банка
- 4.1. Организация и учет кассовых операций банка
- 4.2. Учет операций с бланками строгой отчетности
- 4.3. Учет вкладных (депозитных) операций
- 4.3.1. Организация учета вкладных (депозитных) операций
- 4.3.2. Оформление и учет вкладных (депозитных) операций юридических лиц
- 4.3.3. Оформление и учет вкладных (депозитных) операций физических лиц
- 4.3.4. Операции с драгоценными металлами и памятными (юбилейными) монетами
- 4.4. Учет операций по кредитованию
- 4.4.1. Организация учета кредитных операций
- 4.4.2. Оформление и учет краткосрочных кредитов
- 4.5. Учет операций факторинга
- 4.6. Учет лизинговых операций
- 4.7. Учет операций с ценными бумагами
- 4.7.1. Выпуск акций и учет операций по формированию уставного фонда банка. Операции банка с акциями на вторичном рынке
- 4.7.2. Учет операций с собственными долговыми ценными бумагами
- 4.7.2.1. Учет операций банка по выпуску векселей
- 4.7.2.2. Учет операций с облигациями, выпущенными банком
- 4.7.2.3. Учет операций с депозитными и сберегательными сертификатами
- 4.7.3.2. Принципы отражения в учете стоимости приобретаемых ценных бумаг
- 4.7.3.3. Учет ценных бумаг по цене приобретения
- 4.7.3.4. Учет ценных бумаг по справедливой стоимости
- 4.7.3.5. Учет сделок репо
- 4.7.3.6. Учет посреднических операций с ценными бумагами
- 4.7.3.7. Учет расчетов по операциям с ценными бумагами на бирже
- 4.8. Учет операций доверительного управления имуществом
- 4.9. Операции по кассовому исполнению бюджета
- 4.9.1. Кассовое исполнение республиканского бюджета по доходам
- 4.9.2. Кассовое исполнение местных бюджетов по доходам
- 4.9.3. Функции банков по кассовому исполнению бюджета по расходам
- Глава5 учет операций банков в иностранной валюте
- 5.1. Учет и оформление операций по международным расчетам
- 5.2. Особенности учета операций в иностранной валюте
- 5.3. Оформление и учет валютно-обменных операций, совершаемых субъектами хозяйствования на внутреннем валютном рынке
- 5.4. Правила осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц
- 5.5. Порядок оформления и учета операций с платежными документами в иностранной валюте и операций инкассо
- Глава 6 учет внутрибанковских операций
- 6.1. Учет основных средств и капитальных вложений
- 6.1.1. Учет основных средств банка
- 6.1.2. Учет операций по приобретению основных средств
- 6.1.3. Начисление и учет амортизации основных средств
- 6.1.4. Учет операций по выбытию и перемещению основных средств
- 6.1.5. Переоценка основных средств и отражение в учете ее результатов
- 6.1.6. Учет капитальных вложений банка
- 6.2. Учет материалов
- 6.3. Учет нематериальных активов
- 6.4. Инвентаризация основных средств, материалов и отражение ее результатов в учете
- 6.5. Учет доходов и расходов банка, определение результатов его деятельности
- Связанные с начислением и выплатой средств по оплате труда работникам банка
- Глава7 отчетность банков
- 7.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность банка: характеристика, классификация,
- Элементы отчетности, принципы формирования, состав
- 7.2. Бухгалтерский баланс банка
- Раздел I. Балансовые счета.
- Раздел II. В не балансовые счета.
- Раздел III. Счета по учету доверительного управления.
- Раздел I. Балансовые счета
- Раздел II. В не балансовые счета
- Раздел III. Счета по учету доверительного управления
- 7.3. Годовой отчет
- Бухгалтерский баланс
- Раздел I. За год, предшествующий отчетному.
- Раздел II. За отчетный год.
- 7.4. Переход банковской системы республики беларусь на международные стандарты финансовой отчетности
- Методологические аспекты учетной политики