4.9.1. Кассовое исполнение республиканского бюджета по доходам
Под исполнением республиканского бюджета по доходам понимается порядок зачисления в доход республиканского бюджета налогов, сборов (пошлин) и иных платежей (далее — платежи в бюджет), уплачиваемых плательщиками в белорусских рублях и иностранной валюте, а также их возврата и распределения регулирующих и иных доходов, поступивших в бюджет.
Исполнение республиканского бюджета по доходам возложено Министерством финансов на органы взыскания и уполномоченные органы (которые получили название «клиенты казначейства»). К органам взыскания относятся: Министерство по налогам и сборам (МНС), таможни, городские, районные и районные в городах отделы областных, Минского городского управления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — отделы ФСЗН). К уполномоченным органам относятся республиканские органы государственного управления, кроме органов взыскания, Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь и иные организации, осуществляющие в соответствии с законодательством прием отдельных платежей в доход республиканского бюджета. Распределение регулирующих и иных доходов производит Главное государственное казначейство в соответствии с нормативами их отчислений: в бюджеты областей и г. Минска — установленные законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год; в районные и городские бюджеты (бюджеты базового уровня), а также сельские и поселковые бюджеты (нижестоящие бюджеты) - установленные решением местных Советов депутатов при утверждении соответствующих бюджетов.
Операции по платежам в бюджет (уплата, возврат и распределение платежей в бюджет) могут осуществляться путем перевода денежных средств на счета (со счетов) в банках, предназначенных для учета доходов и средств республиканского бюджета, или посредством проведения зачета (взаимозачета) без перевода денежных средств через счета в банках, которые осуществляют кассовое исполнение бюджета.
Под кассовым исполнением бюджета понимается прием банками и аккумуляция бюджетных средств, их распределение, хранение и выдача на цели, предусмотренные бюджетом, а также учет операций, связанных с поступлением (распределением) доходов и использованием бюджетных и внебюджетных средств.
Платежи в бюджет, контроль за уплатой которых осуществляет Министерство финансов, зачисляются на текущие (расчетные) счета, открываемые Министерством финансов в белорусских рублях и иностранной валюте в Национальном банке на балансовом счете 3600 «Средства бюджета на текущих (расчетных) счетах Министерства финансов, его территориальных органов и местных финансовых органов» (далее — счет республиканского бюджета). Счет республиканского бюджета имеет структуру:
3600ВОХХХZZZК,
где В — признак бюджета, который для республиканского бюджета обозначается цифрой «9»; XXX — код Министерства финансов; ZZZ — порядковый номер счета; К — ключ счета.
Платежи в бюджет, контроль над уплатой которых осуществляется клиентами казначейства, зачисляются на транзитные счета, открываемые управлением государственного казначейства в филиалах, операционном управлении (далее — филиалы) открытого акционерного общества «Сберегательный банк «Беларусбанк» (далее - АСБ «Беларусбанк») на балансовом счете 3602 «Средства доходов бюджета на транзитных счетах Министерства финансов, его территориальных управлений».
Транзитные счета управлениям государственного казначейства открываются:
а) для зачисления платежей в бюджет:
• в белорусских рублях — отдельно по каждому клиенту казначейства по месту их нахождения. Данные счета имеют следующую структуру:
36029СDDDZZZК,
где СDDD соответствует номеру лицевого счета клиента казначейства (С - признак вышестоящего органа клиента казначейства, DDD - внутриведомственный номер клиента казначейства);
• в иностранной валюте - по Департаменту и отдельно каждой таможне по месту их нахождения. Данные счета имеют следующую структуру:
36029СDDDZZZК,
где СDDD соответствует номеру лицевого счета Департамента и таможни;
• в иностранной валюте — общей для иных клиентов казначейства. Данные счета имеют следующую структуру:
360290ХХХZZZК,
где XXX соответствует коду управления государственного казначейства;
б) для осуществления операций по возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей в белорусских рублях. Данные счета имеют следующую структуру:
360290 ХХХZZZК,
где XXX соответствует коду управления государственного казначейства.
Платежи в бюджет, контроль над уплатой которых осуществляется уполномоченными органами, не являющимися клиентами казначействами, зачисляются на текущие (расчетные) счета, открываемые в белорусских рублях и иностранной валюте уполномоченным органом в филиалах
АСБ «Беларусбанк» на балансовом счете 3603 «Средства доходов бюджета на текущих (расчетных) счетах уполномоченных органов». Данные счета имеют следующую структуру:
360390РРРZZZК,
где РРР соответствует коду уполномоченного органа.
Для зачисления денежных средств с транзитных счетов управлений государственного казначейства, предназначенных для зачисления платежей в бюджет, на счет республиканского бюджета Министерству финансов в операционном управлении АСБ «Беларусбанк» открывается субсчет республиканского бюджета в белорусских рублях на балансовом счете 3600 «Средства бюджета на текущих (расчетных) счетах Министерства финансов, его территориальных органов и местных финансовых органов». Структура субсчета соответствует структуре счета республиканского бюджета.
Открытие счета (субсчета) республиканского бюджета осуществляется банками на основание документов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Открытие транзитного счета осуществляется филиалом АСБ «Беларусбанк» по представлению управлением государственного казначейства заявления на открытие счета с указанием номера лицевого счета казначейства и кода управления государственного казначейства, дубликата извещения о присвоении учетного номера плательщика (УНП), выданного на имя главного управления Министерства финансов по области и г. Минску (далее — главное управление), карточки с образцами подписей и оттиска печати, подлинность которых удостоверена главным управлением.
Открытие текущего (расчетного) счета уполномоченному органу осуществляется филиалом АСБ «Беларусбанк» на основании документов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, а также распоряжения, выданного Главным государственным казначейством, с указанием срока его действия и кода уполномоченного органа.
Сведения о счете республиканского бюджета и транзитных счетах с указанием их реквизитов Главное государственное казначейство направляет МНС, ГТК, ФСЗН, Департаменту и иным уполномоченным органам в письменном и электронном виде не позднее чем за 10 дней до начала их функционирования.
Плательщикам сведения о транзитных счетах и УНП плательщиков клиентов казначейства сообщают клиенты казначейства.
Денежные средства в белорусских рублях и иностранной валюте, изъятые (кроме денежных средств в уплату платежей в бюджет), арестованные органами или другими организациями, уполномоченными производить изъятие, арест имущества, а также вносимые юридическими и физическими лицами в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, залога, подлежат зачислению на текущие (расчетные) счета указанных государственных органов, открываемые им в банках на балансовом счете 3642 «Прочие средства распорядителей (получателей) бюджетных средств до востребования». Денежные средства, поступившие на счет 3642, в дальнейшем (при наступлении условий обращения их в республиканский бюджет) инспекции МНС и таможни перечисляют на соответствующие транзитные счета, а иные государственные органы — на счет республиканского бюджета.
Уплата платежей в бюджет осуществляется в безналичном порядке и наличными денежными средствами.
Взимание наличных денег в уплату платежей в бюджет осуществляется клиентами казначейства в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Прием наличных денег в кассу банка, отделение связи в уплату платежей в бюджет, а также перечисление (списание) денежных средств со счетов плательщиков в уплату платежей в бюджет осуществляются по следующим документам:
• платежное поручение;
• платежное требование;
• извещение;
• объявление на взнос наличными;
• приходный валютный ордер, оформленный на основании заявления на взнос наличной иностранной валюты.
При этом должны выполняться следующие требования к оформлению документов:
1) при оформлении платежного поручения, платежного требования на перевод денежных средств на счет республиканского бюджета, транзитные счета платежей в бюджет указываются:
• в поле «Плательщик» — УНП плательщика или значение 511111111, если плательщик физическое лицо и не имеет УНП;
• в полях «Бенефициар» и «Получатель» — наименование бенефициара (Министерство финансов, управление государственного
казначейства), номер счета бенефициара (получателя), УНП Министерства финансов (при переводе денежных (средств на счет республиканского бюджета), клиента казначейства, осуществляющего контроль за уплатой платежа в бюджет;
в поле «Назначение платежа»:
- УНП и наименование юридического лица (фамилия и [инициалы физического лица), за которое производится уплата [платежей в бюджет. УНП не заполняется, если платежи в бюджет уплачиваются плательщиком самостоятельно;
— наименование платежа в бюджет;
— срок (период), за который производится уплата;
— номер и дата акта проверки, описи и оценки обращенного в доход государства имущества (указываются при необходимости);
— в платежных требованиях указываются номер и дата исполнительного документа, банковский идентификационный
код (БИК), наименование банка и номер договора (о приеме платежных требований на инкассо);
— код платежа в бюджет (пятизначное число «ХРРПП», в котором «X» — вид платежа, принимающий следующие значения: О — основные платежи; 1 — пени; 2 — экономические санкции (штрафы); 3 — проценты за использование налоговым кредитом; 4 — возврат платежей, 5 — проценты за предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате платежей; 6 — платежи по налоговому кредиту и т.п.; РРПП — код раздела и подраздела бюджетной классификации (например, 0201 — налог на прибыль коммерческих организаций, 0202 — налог на прибыль некоммерческих организаций, 0502 — налог на доходы граждан, 1409 - акцизы на ковры и ковровые изделия, 3001 - поступления от биржевых операций и т.п.);
2) при оформлении плательщиком извещения на уплату платежей в бюджет наличными денежными средствами в кассу банка с последующим перечислением их на транзитный счет указываются:
• в поле «Получатель платежа» — наименование управления государственного казначейства и УНП клиента казначейства, осуществляющего контроль за уплатой платежа в бюджет;
• в поле «УНП» - УНП плательщика, который принимает значение «511111111», если плательщик — физическое лицо и не имеет УНП;
• в поле «Вид платежа» — код платежа в бюджет, его наименование и срок платежа;
3) при оформлении клиентом казначейства объявления на взнос наличными или заявления на взнос наличной иностранной валюты, принятых (взысканных) им от плательщика в уплату платежей в бюджет, указываются:
• в поле «От кого» — наименование клиента казначейства;
• в поле «Получатель» — УНП клиента казначейства и наименование получателя — управления государственного казначейства;
• в поле «Назначение взноса» — код платежа в бюджет, наименование платежа.
Объявление на взнос наличными или заявление на взнос наличной иностранной валюты оформляются на общую сумму принятых клиентом казначейства денежных средств по каждому коду платежа.
Ответственность за правильность заполнения документов по уплате (взысканию) платежей в бюджет возлагается на плательщика (орган взыскания).
В случае если код платежа в бюджет, указанный в платежных инструкциях плательщика (взыскателя), отсутствует в справочнике кодов платежей или код платежа в бюджет в платежной инструкции не указан, банк-отправитель возвращает без исполнения:
• плательщику — платежное поручение, извещение, объявление на взнос наличными, заявление на взнос наличной иностранной валюты;
• банку, принявшему на инкассо (банку-получателю) — платежное требование.
Перечисление денежных средств, принятых в кассу банка в уплату платежей в бюджет, может производиться банком-отправителем платежным поручением или мемориальным ордером по каждой принятой сумме либо на общую сумму принятых от нескольких плательщиков средств по конкретному коду платежа с приложением реестра. При перечислении денежных средств с приложением реестра в поле «Назначение платежа» платежного поручения, мемориального ордера указываются номер и дата реестра, код платежа в бюджет; УНП и срок (период) уплаты не указываются.
В реестре делается запись: «Приложение к платежному поручению, мемориальному ордеру №_____от «__»_____200 г.»,
по каждому плательщику указываются УНП плательщика, фамилия и инициалы, сумма платежа, номер и дата извещения
или платежного поручения. Реестр перечислений платежей подписывается ответственным исполнителем банка-отправителя.
Перечисление денежных средств, принятых отделениями связи в уплату платежей в бюджет, осуществляется платежными поручениями.
Расчетные документы по платежам в бюджет в иностранной валюте оформляются в порядке, рассмотренном при оформлении платежей в бюджет в белорусских рублях. При этом при исполнении платежного поручения плательщика, платежного требования Министерства финансов или органа взыскания банк-отправитель направляет платежное поручение в банк-получатель вне зависимости от того, в каком банке-корреспонденте открыт счет банка-получателя. Банком-получателем является Национальный банк Республики Беларусь в случае, когда перевод денежных средств по платежам в бюджет осуществляется непосредственно на счет республиканского ; бюджета, или банк, ведущий транзитные счета, в случае когда перевод денежных средств по платежам в бюджет осуществляется на транзитные счета.
Денежные средства, зачисленные на транзитные счета в уплату платежей в бюджет, подлежат перечислению на счет республиканского бюджета в следующем порядке.
Денежные средства в белорусских рублях с транзитных счетов 36029СDDDZZZК в течение банковского дня перечисляются на счет республиканского бюджета через субсчет республиканского бюджета. Наличие остатка денежных средств на транзитных счетах и субсчете республиканского бюджета на конец операционного дня не допускается.
Денежные средства в иностранной валюте с транзитных счетов 36029СDDDZZZК и 360290ХХХZZZК перечисляются на счет республиканского бюджета на следующий банковский день в сумме остатка денежных средств на данных счетах на начало дня.
Перечисление денежных средств с транзитных счетов осуществляется обслуживающим банком на основании постоянно действующего платежного поручения управления государственного казначейства, а с субсчета — на основании постоянно действующего платежного поручения Министерства финансов.
Перечисление денежных средств с транзитных счетов на субсчет и счет республиканского бюджета, а также с субсчета на счет республиканского бюджета осуществляется обслуживающим банком мемориальным ордером, оформляемым на общую сумму остатка денежных средств на транзитном счете, субсчете с указанием кода платежа «09990».
Списание денежных средств с транзитных счетов, субсчета и счета республиканского бюджета в бесспорном порядке не допускается.
Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, за исключением таможенных платежей, производится в той валюте, в которой законодательством предусмотрена уплата этих платежей, на основании платежных поручений Главного государственного казначейства. Перевод излишне уплаченных (взысканных) платежей осуществляется со счета республиканского бюджета:
• в иностранной валюте — на текущий (расчетный) счет плательщика (иного получателя). По каждому коду платежа оформляется отдельное платежное поручение;
• в белорусских рублях — на транзитный счет 360290ХХХZZZК управления государственного казначейства (предназначенного для осуществления операций по возврату). Платежное поручение оформляется на общую сумму возврата. Возврат излишне уплаченных сумм производится также платежным поручением (по каждому плательщику).
- Глава 1. Организация бухгалтерского учета в банках.............................................5
- Глава 2. Организация и учет межбанковских расчетов........................................43
- Глава 3. Учет и контроль расчетных операций банков........................................65
- Глава 4. Учет операций банка................................................................................105
- Глава 5. Учет операций банков в иностранной валюте .....................................307
- Глава 6. Учет внутрибанковских операций ........................................................350
- Глава 7. Отчетность банков...............................................................................402
- Глава 1 организация бухгалтерского учета в банках
- 1.1 Сущность, значение и организация бухгалтерского учета в банке
- 1.2. План счетов бухгалтерского учета в банках
- 1.3. Первичная банковская документация, документооборот и внутренний контроль
- 1.4. Аналитический и синтетический учет в банках
- 1.4.1. Регистры аналитического учета
- 1.4.2. Порядок регистрации и нумерации лицевых Счетов
- 1.4.3. Регистры синтетического учета
- 1.4.4. Исправление ошибочных записей
- 1.5. Хранение документов
- Глава 2 организация и учет межбанковских расчетов
- 2.1. Сущность межбанковских расчетов и назначение корреспондентских счетов
- 2.2. Порядок открытия корреспондентских счетов и учета межбанковских расчетов
- 2.3. Осуществление межбанковских расчетов по крупным и срочным денежным переводам
- Национальный банк Республики Беларусь
- Система biss
- Клиринговая система прочих платежей
- Национальный банк Республики Беларусь
- 2.4. Осуществление межбанковских расчетов по прочим денежным переводам
- 3.1. Текущие (расчетные) счета
- 3.2. Кредитовые переводы
- 3.3. Дебетовые переводы
- 3.4. Порядок проведения операций с использованием чеков
- 3.5. Расчеты с использованием банковских пластиковых карточек
- Глава 4 учет операций банка
- 4.1. Организация и учет кассовых операций банка
- 4.2. Учет операций с бланками строгой отчетности
- 4.3. Учет вкладных (депозитных) операций
- 4.3.1. Организация учета вкладных (депозитных) операций
- 4.3.2. Оформление и учет вкладных (депозитных) операций юридических лиц
- 4.3.3. Оформление и учет вкладных (депозитных) операций физических лиц
- 4.3.4. Операции с драгоценными металлами и памятными (юбилейными) монетами
- 4.4. Учет операций по кредитованию
- 4.4.1. Организация учета кредитных операций
- 4.4.2. Оформление и учет краткосрочных кредитов
- 4.5. Учет операций факторинга
- 4.6. Учет лизинговых операций
- 4.7. Учет операций с ценными бумагами
- 4.7.1. Выпуск акций и учет операций по формированию уставного фонда банка. Операции банка с акциями на вторичном рынке
- 4.7.2. Учет операций с собственными долговыми ценными бумагами
- 4.7.2.1. Учет операций банка по выпуску векселей
- 4.7.2.2. Учет операций с облигациями, выпущенными банком
- 4.7.2.3. Учет операций с депозитными и сберегательными сертификатами
- 4.7.3.2. Принципы отражения в учете стоимости приобретаемых ценных бумаг
- 4.7.3.3. Учет ценных бумаг по цене приобретения
- 4.7.3.4. Учет ценных бумаг по справедливой стоимости
- 4.7.3.5. Учет сделок репо
- 4.7.3.6. Учет посреднических операций с ценными бумагами
- 4.7.3.7. Учет расчетов по операциям с ценными бумагами на бирже
- 4.8. Учет операций доверительного управления имуществом
- 4.9. Операции по кассовому исполнению бюджета
- 4.9.1. Кассовое исполнение республиканского бюджета по доходам
- 4.9.2. Кассовое исполнение местных бюджетов по доходам
- 4.9.3. Функции банков по кассовому исполнению бюджета по расходам
- Глава5 учет операций банков в иностранной валюте
- 5.1. Учет и оформление операций по международным расчетам
- 5.2. Особенности учета операций в иностранной валюте
- 5.3. Оформление и учет валютно-обменных операций, совершаемых субъектами хозяйствования на внутреннем валютном рынке
- 5.4. Правила осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц
- 5.5. Порядок оформления и учета операций с платежными документами в иностранной валюте и операций инкассо
- Глава 6 учет внутрибанковских операций
- 6.1. Учет основных средств и капитальных вложений
- 6.1.1. Учет основных средств банка
- 6.1.2. Учет операций по приобретению основных средств
- 6.1.3. Начисление и учет амортизации основных средств
- 6.1.4. Учет операций по выбытию и перемещению основных средств
- 6.1.5. Переоценка основных средств и отражение в учете ее результатов
- 6.1.6. Учет капитальных вложений банка
- 6.2. Учет материалов
- 6.3. Учет нематериальных активов
- 6.4. Инвентаризация основных средств, материалов и отражение ее результатов в учете
- 6.5. Учет доходов и расходов банка, определение результатов его деятельности
- Связанные с начислением и выплатой средств по оплате труда работникам банка
- Глава7 отчетность банков
- 7.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность банка: характеристика, классификация,
- Элементы отчетности, принципы формирования, состав
- 7.2. Бухгалтерский баланс банка
- Раздел I. Балансовые счета.
- Раздел II. В не балансовые счета.
- Раздел III. Счета по учету доверительного управления.
- Раздел I. Балансовые счета
- Раздел II. В не балансовые счета
- Раздел III. Счета по учету доверительного управления
- 7.3. Годовой отчет
- Бухгалтерский баланс
- Раздел I. За год, предшествующий отчетному.
- Раздел II. За отчетный год.
- 7.4. Переход банковской системы республики беларусь на международные стандарты финансовой отчетности
- Методологические аспекты учетной политики