logo
Книга Бух

7.4. Переход банковской системы республики беларусь на международные стандарты финансовой отчетности

Вторая половина XX и начало XXI в. характеризуются меж­дународной специализацией и разделением труда, коопериро­ванием производства практически между всеми государствами и континентами. Национальные экономики стали интегриро­ваться в единый мировой экономический организм. Интерна­ционализация экономик вызвала потребность в сопо­ставимости учетных данных, получаемых в различных странах, и в конечном итоге потребовала ввести международную стан­дартизацию национальных систем бухгалтерского учета. Бела­русь, являясь европейским государством, не может оставаться в стороне от общемировых тенденций интеграции, несмотря на то, что экономические процессы в нашей республике и дру­гих государствах с переходной экономикой отличаются от ана­логичных процессов в развитых индустриальных странах. Осо­бое внимание и значение при этом уделяется интеграционным процессам в условиях глобализации рынков капитала, прежде всего — соблюдению международных норм составления и пуб­ликации финансовой отчетности в национальной системе бух­галтерского учета.

На современном этапе задачу унификации отчетности раз­ных государств выполняют международные стандарты финан­совой отчетности, создаваемые специализированными между­народными организациями. Сегодня в мире лидирующие по­зиции занимают две системы стандартов: американская — US GAAP (США ГААП) и Международные стандарты финан­совой отчетности — IAS/IFRS (МСФО), разрабатываемые Со­ветом по международным стандартам финансовой отчетности (Лондон). В настоящее время соблюдение МСФО требуется или разрешено приблизительно в 100 странах мира, включая государства Европейского союза (ЕС), Содружество Независимых Государств (СНГ), Китай, Канаду, Индию, Корею, Австра­лию, Новую Зеландию, ЮАР, Гонконг.

По своей юридической форме МСФО не имеют статуса за­конодательного акта. Они не являются международными со­глашениями, принятыми правительствами группы стран. Это набор правил рекомендательного характера, цель которых со­стоит в унификации принципов, используемых компаниями, банками, предприятиями, биржами разных государств для фор­мирования и представления финансовой отчетности. Хотя стандарты носят рекомендательный характер, их сила и значе­ние в том, что без их применения участникам рынка трудно и практически невозможно устанавливать взаимные партнерские отношения, привлекать инвестиции, выходить на мировые фон­довые и валютные биржи. Вот почему в различных странах так много внимания уделяется процессу унификации национально­го законодательства в области бухгалтерского учета и отчетнос­ти в соответствии с требованиями международных стандартов. В Республике Беларусь процесс вступления на путь между­народной гармонизации бухгалтерского учета и отчетности на­чался еще в начале 90-х гг. Советом Министров были утвержде­ны Постановление от 30.03.1992 г. № 174 «О переходе Респуб­лики Беларусь на принятую в международной практике систе­му учета и статистики» и Республиканская программа от 27.08.1992 г. № 523 к постановлению. В Программе отмеча­лось, что существующая до 1992 г. система учета и статистики формировалась в условиях действия административно-команд­ных методов управления экономикой и находилась в прямой зависимости от централизованного планирования, а «методо­логия системы учета и статистики оторвана от мировой прак­тики, что осложняет анализ экономического положения рес­публики, процессов ее интеграции в международное сообщест­во. Все это требует существенной переработки учета и статистики в Республике Беларусь и приведения ее в соответствие с международными правилами». Программа предусматривала решение целого ряда задач, среди которых перестройке бухгал­терского и банковского учета отводилось первостепенное значение: «Бухгалтерский и банковский учет — фундамент, «низовое» звено формирования новой системы статистической информации, от которого зависит осуществление всей Програм­мы перехода Беларуси на новую систему учета и статистики».

С принятием Правительством Республики Беларусь такого решения Национальный банк начал осуществлять процесс реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе государства. Началом реформ стала разра­ботка Планов счетов бухгалтерского учета (один — для Нацио­нального банка и единый — для всех белорусских банков), в ос­нову содержания которых были заложены международные принципы учета и формирования отчетности. Переход банков­ской системы на новые планы счетов (и соответственно серь­езные потрясения для всех клиентов белорусских банков в свя­зи с присвоением им новых текущих (расчетных) и иных сче­тов) был осуществлен 1 января 1996 г. Среди стран СНГ банков­ская система Республики Беларусь первой перешла на новые планы счетов бухгалтерского учета, что стало серьезным ша­гом в процессе получения от банковского сектора экономики информации нового качества. В настоящее время для белорус­ских банков План счетов — не просто нормативный документ, которым следует руководствоваться при отражении операций в бухгалтерском учете, а инструмент, с помощью которого бан­ки получают оперативную информацию по различным видам своей деятельности, анализируют ее, готовят отчеты, представ­ляют их руководству банка и заинтересованным пользовате­лям, принимают решения.

С принятием в 1998 г. Советом Министров Республики Бе­ларусь Постановления от 04.05.1998 г. № 694 «О государствен­ной программе перехода на международные стандарты бухгал­терского учета в Республике Беларусь» банковская система продолжила процесс гармонизации национальной системы бухгалтерского учета и отчетности с международной путем внедрения в практику банков международных стандартов фи­нансовой отчетности.

В силу полномочий, предоставленных Банковским кодек­сом Республики Беларусь и Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» по осуществлению методологического руковод­ства бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью в бан­ковской системе, в 2000 г. Национальным банком было приня­то решение о поэтапном переходе на МСФО путем разработки национальных стандартов финансовой отчетности для Нацио­нального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и их применения.

Основные нормативные правовые акты, определяющие пе­реход банковской системы на МСФО, следующие.

Государственная программа перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь от 04.05.1998 г. № 694. Цель программы: приведение националь­ной системы бухгалтерского учета в соответствие с междуна­родными принципами учета и стандартами финансовой отчет­ности. Программой установлен срок перехода организаций (в том числе банков) и индивидуальных предпринимателей на МСФО — до 1 января 2008 г. определена необходимость выпол­нения следующих задач:

• формирование системы стандартов учета и отчетности, необходимых для внешних пользователей;

• обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в рес­публике с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

• оказание методической помощи предприятиям как в по­нимании, так и во внедрении системы управленческого учета.

Программа развития банковского сектора экономики Респуб­лики Беларусь на 2006-2010 гг. Приоритетным направлением совершенствования бухгалтерского учета в банках, установлен­ным Программой, является переход банковской системы на Международные стандарты финансовой отчетности, который будет осуществляться путем:

• внедрения в банковскую практику Национальных стан­дартов финансовой отчетности, соответствующих междуна­родным стандартам;

• совершенствования методологического обеспечения бан­ковских операций на основе международных принципов бух­галтерского учета;

• оказания методологической помощи банковскому секто­ру по внедрению реформированной модели бухгалтерского

учета.

Основные направления денежно-кредитной политики Респуб­лики Беларусь на 2002-2008 гг. Основные направления денеж­но-кредитной политики Республики Беларусь начиная с 2002 г. предусматривали внедрение в банковской системе Междуна­родных стандартов финансовой отчетности посредством раз­работки национальных стандартов, совершенствования пра­вил и принципов, направленных на формирование достовер­ного учета и отчетности, повышение требований к объему, ка­честву, периодичности публикуемой информации. Основными направлениями на каждый год утверждались конкретные мероприятия, направленные на поэтапный переход банков на МСФО.

Национальные стандарты разрабатываются в соответствии с международными и с учетом требований законодательства нашей страны, т.е. НСФО по своему содержанию максимально приближены к международным и при этом имеют статус офи­циального нормативного документа. Им присваиваются те же названия и номера, что и международным. Из 37 действующих МСФО Национальным банком выбраны и разработаны 20 наи­более значимых для банковской деятельности. НСФО приме­няются банками при составлении финансовой отчетности об­щего назначения (индивидуальной) и консолидированной.

Ниже представлен перечень МСФО, утвержденных Советом по международным стандартам и рекомендованных к примене­нию, и соответствующих им НСФО, разработанных Националь­ным банком, для обязательного применения банковской систе­мой Республики Беларусь (данные на 1 января 2008 г.).

Наличие отдельных пока еще не реализованных международ­ных принципов и стандартов не может остановить процесс уста­новления банками сотрудничества с разными группами партне­ров, интерес которых напрямую зависит от полноты и реалистич­ности раскрытия финансовой информации о деятельности бело­русских банков в соответствии с международными нормами.

В целях создания условий для повышения инвестиционной привлекательности национальной банковской системы, пред­ставления заинтересованным пользователям информации, не­обходимой в процессе принятия экономических решений, обес­печения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчет­ности белорусских банков с финансовой отчетностью кредит­ных организаций иностранных государств, в рамках положе­ний Государственной программы перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 мая 1998 г. № 694, Национальный банк Республи­ки Беларусь принял постановление от 27 сентября 2007 г. № 185 «О составлении и представлении Национальным банком Рес­публики Беларусь, банками Республики Беларусь финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности», в соответствии с которым Нацио­нальный банк и банки Республики Беларусь за 2008 г. и после­дующие годы составляют два вида финансовой отчетности:

• бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь;

• бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с требованиями МСФО. Финансовая отчетность по МСФО со­ставляется на базе бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной согласно требованиям законодательства Респуб­лики Беларусь, путем применения метода трансформации (пе­регруппировки) статей бухгалтерского баланса и отчета о при­были и убытках, внесения необходимых корректировок и при­менения профессиональных суждений.

Банки представляют в Национальный банк годовую финан­совую отчетность по МСФО до 1 июля года, следующего за от­четным. К отчетности прилагается аудиторское заключение, подтверждающее ее достоверность. Национальный банк будет использовать финансовую отчетность по МСФО в целях фор­мирования наиболее полного представления об организации управления финансовыми и нефинансовыми рисками, струк­туре собственности, операциях со связанными сторонами и других аспектах деятельности банков.

ПРИЛОЖЕНИЕ