7.4. Переход банковской системы республики беларусь на международные стандарты финансовой отчетности
Вторая половина XX и начало XXI в. характеризуются международной специализацией и разделением труда, кооперированием производства практически между всеми государствами и континентами. Национальные экономики стали интегрироваться в единый мировой экономический организм. Интернационализация экономик вызвала потребность в сопоставимости учетных данных, получаемых в различных странах, и в конечном итоге потребовала ввести международную стандартизацию национальных систем бухгалтерского учета. Беларусь, являясь европейским государством, не может оставаться в стороне от общемировых тенденций интеграции, несмотря на то, что экономические процессы в нашей республике и других государствах с переходной экономикой отличаются от аналогичных процессов в развитых индустриальных странах. Особое внимание и значение при этом уделяется интеграционным процессам в условиях глобализации рынков капитала, прежде всего — соблюдению международных норм составления и публикации финансовой отчетности в национальной системе бухгалтерского учета.
На современном этапе задачу унификации отчетности разных государств выполняют международные стандарты финансовой отчетности, создаваемые специализированными международными организациями. Сегодня в мире лидирующие позиции занимают две системы стандартов: американская — US GAAP (США ГААП) и Международные стандарты финансовой отчетности — IAS/IFRS (МСФО), разрабатываемые Советом по международным стандартам финансовой отчетности (Лондон). В настоящее время соблюдение МСФО требуется или разрешено приблизительно в 100 странах мира, включая государства Европейского союза (ЕС), Содружество Независимых Государств (СНГ), Китай, Канаду, Индию, Корею, Австралию, Новую Зеландию, ЮАР, Гонконг.
По своей юридической форме МСФО не имеют статуса законодательного акта. Они не являются международными соглашениями, принятыми правительствами группы стран. Это набор правил рекомендательного характера, цель которых состоит в унификации принципов, используемых компаниями, банками, предприятиями, биржами разных государств для формирования и представления финансовой отчетности. Хотя стандарты носят рекомендательный характер, их сила и значение в том, что без их применения участникам рынка трудно и практически невозможно устанавливать взаимные партнерские отношения, привлекать инвестиции, выходить на мировые фондовые и валютные биржи. Вот почему в различных странах так много внимания уделяется процессу унификации национального законодательства в области бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов. В Республике Беларусь процесс вступления на путь международной гармонизации бухгалтерского учета и отчетности начался еще в начале 90-х гг. Советом Министров были утверждены Постановление от 30.03.1992 г. № 174 «О переходе Республики Беларусь на принятую в международной практике систему учета и статистики» и Республиканская программа от 27.08.1992 г. № 523 к постановлению. В Программе отмечалось, что существующая до 1992 г. система учета и статистики формировалась в условиях действия административно-командных методов управления экономикой и находилась в прямой зависимости от централизованного планирования, а «методология системы учета и статистики оторвана от мировой практики, что осложняет анализ экономического положения республики, процессов ее интеграции в международное сообщество. Все это требует существенной переработки учета и статистики в Республике Беларусь и приведения ее в соответствие с международными правилами». Программа предусматривала решение целого ряда задач, среди которых перестройке бухгалтерского и банковского учета отводилось первостепенное значение: «Бухгалтерский и банковский учет — фундамент, «низовое» звено формирования новой системы статистической информации, от которого зависит осуществление всей Программы перехода Беларуси на новую систему учета и статистики».
С принятием Правительством Республики Беларусь такого решения Национальный банк начал осуществлять процесс реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе государства. Началом реформ стала разработка Планов счетов бухгалтерского учета (один — для Национального банка и единый — для всех белорусских банков), в основу содержания которых были заложены международные принципы учета и формирования отчетности. Переход банковской системы на новые планы счетов (и соответственно серьезные потрясения для всех клиентов белорусских банков в связи с присвоением им новых текущих (расчетных) и иных счетов) был осуществлен 1 января 1996 г. Среди стран СНГ банковская система Республики Беларусь первой перешла на новые планы счетов бухгалтерского учета, что стало серьезным шагом в процессе получения от банковского сектора экономики информации нового качества. В настоящее время для белорусских банков План счетов — не просто нормативный документ, которым следует руководствоваться при отражении операций в бухгалтерском учете, а инструмент, с помощью которого банки получают оперативную информацию по различным видам своей деятельности, анализируют ее, готовят отчеты, представляют их руководству банка и заинтересованным пользователям, принимают решения.
С принятием в 1998 г. Советом Министров Республики Беларусь Постановления от 04.05.1998 г. № 694 «О государственной программе перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь» банковская система продолжила процесс гармонизации национальной системы бухгалтерского учета и отчетности с международной путем внедрения в практику банков международных стандартов финансовой отчетности.
В силу полномочий, предоставленных Банковским кодексом Республики Беларусь и Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» по осуществлению методологического руководства бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью в банковской системе, в 2000 г. Национальным банком было принято решение о поэтапном переходе на МСФО путем разработки национальных стандартов финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и их применения.
Основные нормативные правовые акты, определяющие переход банковской системы на МСФО, следующие.
Государственная программа перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь от 04.05.1998 г. № 694. Цель программы: приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными принципами учета и стандартами финансовой отчетности. Программой установлен срок перехода организаций (в том числе банков) и индивидуальных предпринимателей на МСФО — до 1 января 2008 г. определена необходимость выполнения следующих задач:
• формирование системы стандартов учета и отчетности, необходимых для внешних пользователей;
• обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в республике с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
• оказание методической помощи предприятиям как в понимании, так и во внедрении системы управленческого учета.
Программа развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006-2010 гг. Приоритетным направлением совершенствования бухгалтерского учета в банках, установленным Программой, является переход банковской системы на Международные стандарты финансовой отчетности, который будет осуществляться путем:
• внедрения в банковскую практику Национальных стандартов финансовой отчетности, соответствующих международным стандартам;
• совершенствования методологического обеспечения банковских операций на основе международных принципов бухгалтерского учета;
• оказания методологической помощи банковскому сектору по внедрению реформированной модели бухгалтерского
учета.
Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2002-2008 гг. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь начиная с 2002 г. предусматривали внедрение в банковской системе Международных стандартов финансовой отчетности посредством разработки национальных стандартов, совершенствования правил и принципов, направленных на формирование достоверного учета и отчетности, повышение требований к объему, качеству, периодичности публикуемой информации. Основными направлениями на каждый год утверждались конкретные мероприятия, направленные на поэтапный переход банков на МСФО.
Национальные стандарты разрабатываются в соответствии с международными и с учетом требований законодательства нашей страны, т.е. НСФО по своему содержанию максимально приближены к международным и при этом имеют статус официального нормативного документа. Им присваиваются те же названия и номера, что и международным. Из 37 действующих МСФО Национальным банком выбраны и разработаны 20 наиболее значимых для банковской деятельности. НСФО применяются банками при составлении финансовой отчетности общего назначения (индивидуальной) и консолидированной.
Ниже представлен перечень МСФО, утвержденных Советом по международным стандартам и рекомендованных к применению, и соответствующих им НСФО, разработанных Национальным банком, для обязательного применения банковской системой Республики Беларусь (данные на 1 января 2008 г.).
Наличие отдельных пока еще не реализованных международных принципов и стандартов не может остановить процесс установления банками сотрудничества с разными группами партнеров, интерес которых напрямую зависит от полноты и реалистичности раскрытия финансовой информации о деятельности белорусских банков в соответствии с международными нормами.
В целях создания условий для повышения инвестиционной привлекательности национальной банковской системы, представления заинтересованным пользователям информации, необходимой в процессе принятия экономических решений, обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности белорусских банков с финансовой отчетностью кредитных организаций иностранных государств, в рамках положений Государственной программы перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 мая 1998 г. № 694, Национальный банк Республики Беларусь принял постановление от 27 сентября 2007 г. № 185 «О составлении и представлении Национальным банком Республики Беларусь, банками Республики Беларусь финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности», в соответствии с которым Национальный банк и банки Республики Беларусь за 2008 г. и последующие годы составляют два вида финансовой отчетности:
• бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь;
• бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с требованиями МСФО. Финансовая отчетность по МСФО составляется на базе бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной согласно требованиям законодательства Республики Беларусь, путем применения метода трансформации (перегруппировки) статей бухгалтерского баланса и отчета о прибыли и убытках, внесения необходимых корректировок и применения профессиональных суждений.
Банки представляют в Национальный банк годовую финансовую отчетность по МСФО до 1 июля года, следующего за отчетным. К отчетности прилагается аудиторское заключение, подтверждающее ее достоверность. Национальный банк будет использовать финансовую отчетность по МСФО в целях формирования наиболее полного представления об организации управления финансовыми и нефинансовыми рисками, структуре собственности, операциях со связанными сторонами и других аспектах деятельности банков.
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Глава 1. Организация бухгалтерского учета в банках.............................................5
- Глава 2. Организация и учет межбанковских расчетов........................................43
- Глава 3. Учет и контроль расчетных операций банков........................................65
- Глава 4. Учет операций банка................................................................................105
- Глава 5. Учет операций банков в иностранной валюте .....................................307
- Глава 6. Учет внутрибанковских операций ........................................................350
- Глава 7. Отчетность банков...............................................................................402
- Глава 1 организация бухгалтерского учета в банках
- 1.1 Сущность, значение и организация бухгалтерского учета в банке
- 1.2. План счетов бухгалтерского учета в банках
- 1.3. Первичная банковская документация, документооборот и внутренний контроль
- 1.4. Аналитический и синтетический учет в банках
- 1.4.1. Регистры аналитического учета
- 1.4.2. Порядок регистрации и нумерации лицевых Счетов
- 1.4.3. Регистры синтетического учета
- 1.4.4. Исправление ошибочных записей
- 1.5. Хранение документов
- Глава 2 организация и учет межбанковских расчетов
- 2.1. Сущность межбанковских расчетов и назначение корреспондентских счетов
- 2.2. Порядок открытия корреспондентских счетов и учета межбанковских расчетов
- 2.3. Осуществление межбанковских расчетов по крупным и срочным денежным переводам
- Национальный банк Республики Беларусь
- Система biss
- Клиринговая система прочих платежей
- Национальный банк Республики Беларусь
- 2.4. Осуществление межбанковских расчетов по прочим денежным переводам
- 3.1. Текущие (расчетные) счета
- 3.2. Кредитовые переводы
- 3.3. Дебетовые переводы
- 3.4. Порядок проведения операций с использованием чеков
- 3.5. Расчеты с использованием банковских пластиковых карточек
- Глава 4 учет операций банка
- 4.1. Организация и учет кассовых операций банка
- 4.2. Учет операций с бланками строгой отчетности
- 4.3. Учет вкладных (депозитных) операций
- 4.3.1. Организация учета вкладных (депозитных) операций
- 4.3.2. Оформление и учет вкладных (депозитных) операций юридических лиц
- 4.3.3. Оформление и учет вкладных (депозитных) операций физических лиц
- 4.3.4. Операции с драгоценными металлами и памятными (юбилейными) монетами
- 4.4. Учет операций по кредитованию
- 4.4.1. Организация учета кредитных операций
- 4.4.2. Оформление и учет краткосрочных кредитов
- 4.5. Учет операций факторинга
- 4.6. Учет лизинговых операций
- 4.7. Учет операций с ценными бумагами
- 4.7.1. Выпуск акций и учет операций по формированию уставного фонда банка. Операции банка с акциями на вторичном рынке
- 4.7.2. Учет операций с собственными долговыми ценными бумагами
- 4.7.2.1. Учет операций банка по выпуску векселей
- 4.7.2.2. Учет операций с облигациями, выпущенными банком
- 4.7.2.3. Учет операций с депозитными и сберегательными сертификатами
- 4.7.3.2. Принципы отражения в учете стоимости приобретаемых ценных бумаг
- 4.7.3.3. Учет ценных бумаг по цене приобретения
- 4.7.3.4. Учет ценных бумаг по справедливой стоимости
- 4.7.3.5. Учет сделок репо
- 4.7.3.6. Учет посреднических операций с ценными бумагами
- 4.7.3.7. Учет расчетов по операциям с ценными бумагами на бирже
- 4.8. Учет операций доверительного управления имуществом
- 4.9. Операции по кассовому исполнению бюджета
- 4.9.1. Кассовое исполнение республиканского бюджета по доходам
- 4.9.2. Кассовое исполнение местных бюджетов по доходам
- 4.9.3. Функции банков по кассовому исполнению бюджета по расходам
- Глава5 учет операций банков в иностранной валюте
- 5.1. Учет и оформление операций по международным расчетам
- 5.2. Особенности учета операций в иностранной валюте
- 5.3. Оформление и учет валютно-обменных операций, совершаемых субъектами хозяйствования на внутреннем валютном рынке
- 5.4. Правила осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц
- 5.5. Порядок оформления и учета операций с платежными документами в иностранной валюте и операций инкассо
- Глава 6 учет внутрибанковских операций
- 6.1. Учет основных средств и капитальных вложений
- 6.1.1. Учет основных средств банка
- 6.1.2. Учет операций по приобретению основных средств
- 6.1.3. Начисление и учет амортизации основных средств
- 6.1.4. Учет операций по выбытию и перемещению основных средств
- 6.1.5. Переоценка основных средств и отражение в учете ее результатов
- 6.1.6. Учет капитальных вложений банка
- 6.2. Учет материалов
- 6.3. Учет нематериальных активов
- 6.4. Инвентаризация основных средств, материалов и отражение ее результатов в учете
- 6.5. Учет доходов и расходов банка, определение результатов его деятельности
- Связанные с начислением и выплатой средств по оплате труда работникам банка
- Глава7 отчетность банков
- 7.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность банка: характеристика, классификация,
- Элементы отчетности, принципы формирования, состав
- 7.2. Бухгалтерский баланс банка
- Раздел I. Балансовые счета.
- Раздел II. В не балансовые счета.
- Раздел III. Счета по учету доверительного управления.
- Раздел I. Балансовые счета
- Раздел II. В не балансовые счета
- Раздел III. Счета по учету доверительного управления
- 7.3. Годовой отчет
- Бухгалтерский баланс
- Раздел I. За год, предшествующий отчетному.
- Раздел II. За отчетный год.
- 7.4. Переход банковской системы республики беларусь на международные стандарты финансовой отчетности
- Методологические аспекты учетной политики