1.3. Первичная банковская документация, документооборот и внутренний контроль
Все операции отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов, в которых содержится необходимая информация о характере совершаемых операций. Первичные учетные документы по характеру отражаемых операций делятся на:
• расчетные документы;
• кассовые документы;
• мемориальные ордера;
• внебалансовые ордера.
Расчетными документами производится оформление безналичных операций банка и его клиентов. К ним относятся: платежные поручения, платежные требования, платежные требования-поручения, поручения-реестры,
Кассовые документы используются при оформлении приходных и расходных кассовых операций. К ним относятся: по приходным операциям — объявления на взнос наличными, комплект квитанций, приходные (кассовые) ордера, извещения; по расходным операциям — денежные чеки, расходные ордера по выдаче вкладов физическим лицам, расходные кассовые ордера.
Мемориальные документы применяются при совершении внутрибанковских операций и операций банка и клиентов по безналичному перечислению средств в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.
Внебалансовыми ордерами (приходными и расходными) оформляются все операции по внебалансовым счетам.
Оформление расчетно-кассовых документов требует соблюдения определенных условий:
• для составления документов используются стандартные бланки установленной формы, изготовленные типографским способом или составленные с применением технических средств, но с соблюдением установленной формы и реквизитов;
• расчетные документы оформляются в соответствии с требованиями нормативных актов Национального банка по осуществлению безналичных расчетов;
• денежные чеки и первые экземпляры расчетных документов оформляются подписями уполномоченных лиц и оттиском печати, согласно представленной в банк карточке с образцами подписей и оттиска печати;
• исправления в расчетно-кассовых документах не допускаются;
• количество экземпляров документов должно быть достаточным для совершения бухгалтерских записей по всем затронутым этой операцией счетам;
• документы по кассовым операциям должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов Национального банка по ведению кассовых операций в банках;
• документы по валютным операциям оформляются в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка по ведению валютных операций.
Расчетно-кассовые документы, на основании которых совершаются бухгалтерские записи, должны иметь:
• контировку, т.е. указание номеров счетов по дебету и кредиту;
• дату проводки;
• подпись ответственного исполнителя, оформившего документ и совершившего операцию, а в необходимых случаях — подпись контролирующего работника. Электронные мемориальные документы подписываются электронной цифровой подписью.
Предоставление права подписи работникам банка на документах оформляется приказом (распоряжением) руководителя банка, в котором указывается:
• фамилия, имя, отчество должностного лица;
• наименование должности;
• характер предоставленного права подписи.
На основании приказа (распоряжения) оформляются образцы подписей, которые заверяются руководителем, главным бухгалтером и оттиском печати банка.
По характеру предоставленного права подписи в зависимости от выполняемых функций и совершаемых операций она может быть единоличной и контрольной.
Право единоличной подписи на расчетно-кассовых документах предоставляется всем ответственным исполнителям, которые ведут счета и отражают операции в бухгалтерском учете.
Право контрольной подписи могут иметь руководитель, главный бухгалтер, их заместители или лица, ими уполномоченные, а также ответственные исполнители (контролеры).
Должностное лицо банка несет ответственность за правильность совершения бухгалтерской операции по документу, который он подписал.
В случае предоставления права контрольной подписи ответственному исполнителю, который выполняет определенный круг операций, осуществление им контрольных функций производится по операциям, выполняемым другими ответственными исполнителями.
Лица, подписавшие расчетно-кассовый документ, не имея на то прав или с превышением своих полномочий, несут ответственность за это в дисциплинарном порядке, а при наличии в их действиях состава преступления привлекаются к уголовной ответственности.
Работники банка, проверяющие и отражающие в бухгалтерском учете документы, обеспечиваются образцами подписей с указанием характера подписи и используют в работе только свои экземпляры образцов подписей. Один комплект образцов подписей работников банка находится у главного бухгалтера, который обеспечивает своевременное внесение в них изменений.
Документы по совершенным операциям, хранящиеся в банке, а также предназначенные для выдачи в качестве приложений к выписке по лицевым счетам и пересылаемые в другие банки по межбанковским расчетам, в обязательном порядке оформляются подписью ответственного исполнителя.
Организация документооборота предполагает регулирование потоков документов, регламентирование времени поступления документов в банк и их обработку по установленному графику. Для обеспечения ритмичности работы разрабатываются график документооборота со строгой регламентацией времени передачи документов по всем стадиям обработки и ввода информации для обработки, а также график обслуживания клиентов, которые утверждаются приказом руководителя банка.
График документооборота устанавливает порядок прохождения документов по всем стадиям обработки с целью равномерной передачи информации на межбанковский расчетный центр.
В графике указываются стадии обработки документов и время. Обработка документов начинается с их поступления в банк через предприятия связи или через межбанковский расчетный центр, который осуществляет обмен и доставку корреспонденции. На документах, поступивших в банк, ставится дата поступления и производится сортировка по ответственным исполнителям, обслуживающим клиентов. Ответственные исполнители проверяют поступившие документы, производят их обработку и осуществляют бухгалтерские проводки по отражению операций в бухгалтерском учете по соответствующим счетам. Документы, предназначенные для отсылки в другие банки, передаются в подразделение, занимающееся сортировкой и пересылкой корреспонденции.
График обслуживания клиентов составляется с целью равномерного получения документов от клиентов в течение банковского дня. В нем указываются наименование клиента, номера его счетов и время обслуживания. Прием документов от клиентов производится в течение всего рабочего дня.
Каждое учреждение банка должно организовывать и осуществлять внутренний контроль при открытии счета, приеме расчетно-кассовых документов к исполнению, а также на всех этапах обработки учетной информации и совершения операций и отражения их в бухгалтерском учете. Контроль должен быть направлен на:
• обеспечение сохранности денежных средств и ценностей;
• соблюдение клиентами требований по оформлению первичных учетных документов;
• своевременное исполнение платежных инструкций клиентов на перечисление денежных средств;
• перечисление и зачисление денежных средств в точном соответствии с реквизитами, указанными в платежных инструкциях, принимаемых к исполнению.
Совершение отдельных операций в банке осуществляется с дополнительным контролем. Их перечень банк определяет самостоятельно. К таким операциям относятся, например, операции с ценными бумагами; операции по текущим (расчетным) счетам, счетам по учету кредитной задолженности и другим счетам физических лиц; операции по приему денежных средств во вклады (на депозиты) и их возврату; операции по списанию суммы неустойки (штрафа, пени), не взысканной
одновременно с основным платежом; операции с бланками строгой отчетности; операции по доходам; операции по расходам, в том числе будущих периодов; операции с банковскими пластиковыми карточками; другие операции в соответствии с отдельными решениями банка.
По операциям, требующим дополнительного контроля, не допускается их единоличное совершение одним ответственным исполнителем.
Контрольную подпись главного бухгалтера или лица, им уполномоченного, должны иметь расчетно-кассовые документы по операциям: с фондами банка; с иностранной валютой; с драгоценными металлами, драгоценными камнями; использования прибыли; списания долгов в убыток; закрытия текущих (расчетных) счетов; исправления ошибок в бухгалтерском учете.
Основные правила документооборота и контроля предусматривают соблюдение определенного порядка проверки документов и их оплаты при совершении безналичных банковских операций. Ответственный исполнитель, обслуживающий клиентов, принимая документы, производит проверку:
• правильности оформления документа;
• соответствия подписи и оттиска печати заявленным образцам на платежных поручениях и чеках;
• соответствия первого экземпляра документа его копиям;
• наличия достаточной суммы средств на счете для совершения операции.
После проверки ответственный исполнитель подписывает документ и его копии и осуществляет бухгалтерскую проводку.
Расходные (а по усмотрению банка и приходные) кассовые операции контролируются централизованно специально назначенными работниками (контролерами). При этом и ответственный исполнитель и контролер обязаны не допустить оплаты неправильно оформленных чеков; чеков с подписями и оттиском печати, не соответствующими заявленным образцам; чеков, выписанных из книжки, не принадлежащей клиенту. Кроме того, контроль по кассовым операциям должен быть организован так, чтобы исключить возможность поступления кассовых документов в кассу, минуя ответственных исполнителей и контролера.
Контроль осуществляется на всех этапах обработки расчетно-кассовых документов и производится путем визуальной проверки.
Главный бухгалтер обязан обеспечить организацию контроля и повседневное наблюдение за его осуществлением на всех участках учетно-операционной работы.
Контроль осуществляется и в процессе последующих проверок, которые производятся специальными работниками банка. При последующем контроле проверяется правильность отражения операций в бухгалтерском учете и оформление совершенных операций надлежащими документами. При последующих проверках устанавливаются причины выявленных нарушений и принимаются меры к устранению недостатков. Периодичность и тематика последующих проверок устанавливается главным бухгалтером, а их результаты оформляются справками. Справки рассматриваются руководством банка, после чего принимаются меры для устранения недостатков, выявленных при проверках. Главный бухгалтер осуществляет контроль за устранением недостатков, выявленных проверками, и при необходимости организует повторную проверку.
- Глава 1. Организация бухгалтерского учета в банках.............................................5
- Глава 2. Организация и учет межбанковских расчетов........................................43
- Глава 3. Учет и контроль расчетных операций банков........................................65
- Глава 4. Учет операций банка................................................................................105
- Глава 5. Учет операций банков в иностранной валюте .....................................307
- Глава 6. Учет внутрибанковских операций ........................................................350
- Глава 7. Отчетность банков...............................................................................402
- Глава 1 организация бухгалтерского учета в банках
- 1.1 Сущность, значение и организация бухгалтерского учета в банке
- 1.2. План счетов бухгалтерского учета в банках
- 1.3. Первичная банковская документация, документооборот и внутренний контроль
- 1.4. Аналитический и синтетический учет в банках
- 1.4.1. Регистры аналитического учета
- 1.4.2. Порядок регистрации и нумерации лицевых Счетов
- 1.4.3. Регистры синтетического учета
- 1.4.4. Исправление ошибочных записей
- 1.5. Хранение документов
- Глава 2 организация и учет межбанковских расчетов
- 2.1. Сущность межбанковских расчетов и назначение корреспондентских счетов
- 2.2. Порядок открытия корреспондентских счетов и учета межбанковских расчетов
- 2.3. Осуществление межбанковских расчетов по крупным и срочным денежным переводам
- Национальный банк Республики Беларусь
- Система biss
- Клиринговая система прочих платежей
- Национальный банк Республики Беларусь
- 2.4. Осуществление межбанковских расчетов по прочим денежным переводам
- 3.1. Текущие (расчетные) счета
- 3.2. Кредитовые переводы
- 3.3. Дебетовые переводы
- 3.4. Порядок проведения операций с использованием чеков
- 3.5. Расчеты с использованием банковских пластиковых карточек
- Глава 4 учет операций банка
- 4.1. Организация и учет кассовых операций банка
- 4.2. Учет операций с бланками строгой отчетности
- 4.3. Учет вкладных (депозитных) операций
- 4.3.1. Организация учета вкладных (депозитных) операций
- 4.3.2. Оформление и учет вкладных (депозитных) операций юридических лиц
- 4.3.3. Оформление и учет вкладных (депозитных) операций физических лиц
- 4.3.4. Операции с драгоценными металлами и памятными (юбилейными) монетами
- 4.4. Учет операций по кредитованию
- 4.4.1. Организация учета кредитных операций
- 4.4.2. Оформление и учет краткосрочных кредитов
- 4.5. Учет операций факторинга
- 4.6. Учет лизинговых операций
- 4.7. Учет операций с ценными бумагами
- 4.7.1. Выпуск акций и учет операций по формированию уставного фонда банка. Операции банка с акциями на вторичном рынке
- 4.7.2. Учет операций с собственными долговыми ценными бумагами
- 4.7.2.1. Учет операций банка по выпуску векселей
- 4.7.2.2. Учет операций с облигациями, выпущенными банком
- 4.7.2.3. Учет операций с депозитными и сберегательными сертификатами
- 4.7.3.2. Принципы отражения в учете стоимости приобретаемых ценных бумаг
- 4.7.3.3. Учет ценных бумаг по цене приобретения
- 4.7.3.4. Учет ценных бумаг по справедливой стоимости
- 4.7.3.5. Учет сделок репо
- 4.7.3.6. Учет посреднических операций с ценными бумагами
- 4.7.3.7. Учет расчетов по операциям с ценными бумагами на бирже
- 4.8. Учет операций доверительного управления имуществом
- 4.9. Операции по кассовому исполнению бюджета
- 4.9.1. Кассовое исполнение республиканского бюджета по доходам
- 4.9.2. Кассовое исполнение местных бюджетов по доходам
- 4.9.3. Функции банков по кассовому исполнению бюджета по расходам
- Глава5 учет операций банков в иностранной валюте
- 5.1. Учет и оформление операций по международным расчетам
- 5.2. Особенности учета операций в иностранной валюте
- 5.3. Оформление и учет валютно-обменных операций, совершаемых субъектами хозяйствования на внутреннем валютном рынке
- 5.4. Правила осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц
- 5.5. Порядок оформления и учета операций с платежными документами в иностранной валюте и операций инкассо
- Глава 6 учет внутрибанковских операций
- 6.1. Учет основных средств и капитальных вложений
- 6.1.1. Учет основных средств банка
- 6.1.2. Учет операций по приобретению основных средств
- 6.1.3. Начисление и учет амортизации основных средств
- 6.1.4. Учет операций по выбытию и перемещению основных средств
- 6.1.5. Переоценка основных средств и отражение в учете ее результатов
- 6.1.6. Учет капитальных вложений банка
- 6.2. Учет материалов
- 6.3. Учет нематериальных активов
- 6.4. Инвентаризация основных средств, материалов и отражение ее результатов в учете
- 6.5. Учет доходов и расходов банка, определение результатов его деятельности
- Связанные с начислением и выплатой средств по оплате труда работникам банка
- Глава7 отчетность банков
- 7.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность банка: характеристика, классификация,
- Элементы отчетности, принципы формирования, состав
- 7.2. Бухгалтерский баланс банка
- Раздел I. Балансовые счета.
- Раздел II. В не балансовые счета.
- Раздел III. Счета по учету доверительного управления.
- Раздел I. Балансовые счета
- Раздел II. В не балансовые счета
- Раздел III. Счета по учету доверительного управления
- 7.3. Годовой отчет
- Бухгалтерский баланс
- Раздел I. За год, предшествующий отчетному.
- Раздел II. За отчетный год.
- 7.4. Переход банковской системы республики беларусь на международные стандарты финансовой отчетности
- Методологические аспекты учетной политики