3.3. Дебетовые переводы
В основе дебетовых переводов лежат расчеты с использованием платежных требований.
Переводы, осуществляемые на основании платежных требований. Платежное требование — это платежная инструкция, в которой содержится требование получателя денежных средств (бенефициара) к плательщику об уплате определенной суммы через банк (см. приложение 3.3). Платежное требование может быть предусмотрено в письменной форме или в форме электронного документа.
Использование платежного требования должно быть оговорено в договоре между плательщиком и получателем средств, за исключением случаев, когда денежные средства списываются со счета плательщика в бесспорном порядке.
В основе данной формы расчетов лежит банковская операция инкассо. Инкассо представляет собой операцию, при которой банк на основании полученных от клиента инструкций в виде платежных требований истребует указанную денежную сумму у плательщика и зачисляет ее на счет бенефициара. Инкассо может иметь акцептную или безакцептную форму.
Акцептная форма предполагает, что плательщик должен совершить акцепт суммы, указанной в расчетном документе. Данная форма используется:
• при расчетах за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
• при расчетах по обязательствам, возникшим в результате проведения банковских операций;
• в других случаях, предусмотренных нормативными документами.
Безакцептная форма применяется при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке в случаях, когда право бенефициара на это установлено законодательством, например при взыскании в бюджет не уплаченных в срок налогов и т. д.
Бенефициар оформляет платежное требование по установленной форме. Платежное требование, заполненное бенефициаром, должно содержать следующие обязательные реквизиты:
• наименование расчетного документа;
• дату и номер платежного требования;
• сумму цифрами и прописью и наименование валюты перевода;
• наименование плательщика, присвоенный ему УНП, номер его счета;
• наименование, код и местонахождение банка-отправителя;
• наименование, местонахождение и код банка-получателя;
• наименование бенефициара, номер его счета и присвоенный УНП;
• назначение платежа, наименование, номера и даты документов, на основании которых должен быть совершен платеж, в установленных случаях также очередность платежа;
• другие реквизиты, определенные законодательством.
Заполненное платежное требование бенефициар представляет в обслуживающий банк на инкассо вместе с реестром в течение 10 дней. Первый экземпляр требования должен быть заверен оттиском печати и подписями должностных лиц бенефициара. При приеме на инкассо платежного требования работник банка проверяет правильность оформления документа. Так, платежные требования не принимаются банком-получателем в следующих случаях:
• платежное требование заполнено с подчистками и исправлениями;
• платежное требование не содержит все обязательные реквизиты;
• подписи и оттиск печати в расчетном документе не соответствуют заявленным образцам;
• данные, указанные в реестре, не соответствуют данным, приведенным в платежном требовании.
На всех экземплярах принятого платежного требования ответственный исполнитель проставляет фактическую дату приема, на первом и втором экземплярах — штамп банка. На всех экземплярах реестра ответственный исполнитель указывает дату фактического представления документов в банк и заверяет их своей подписью, на втором экземпляре проставляется также штамп банка. Первый экземпляр реестра остается в банке-получателе, второй экземпляр возвращается бенефициару в подтверждение приема документов.
Принятые на инкассо платежные требования банк бенефициара направляет в банк плательщика для оплаты. При поступлении документов в банк-отправитель работник банка осуществляет проверку на предмет правильности их заполнения. Платежные требования не принимаются банком плательщика в следующих случаях:
• в расчетных документах имеются исправления и подчистки;
• требование не содержит все обязательные реквизиты;
• на платежном требовании отсутствует штамп банка.
Если платежные требования не приняты банком плательщика по названным причинам, документы направляются в банк-получатель для выдачи бенефициару. При этом возвращаемые платежные требования регистрируются в специальном журнале, где указываются наименование и номер счета бенефициара, номер, дата и сумма требования, наименование банка-получателя и причина возврата расчетных документов.
В случае, когда банк плательщика находит полученные документы соответствующими предъявляемым требованиям, на всех экземплярах принятых к исполнению платежных требований ответственный исполнитель проставляет дату его поступления в банк.
Исполнение платежного требования банком осуществляется на основании полученного от плательщика акцепта, за исключением случаев, когда списание средств производится без согласия плательщика. Акцепт оформляется заявлением плательщика, которое представляется в банк в двух экземплярах по форме, разработанной банком. Все экземпляры заявления заверяются оттиском печати и подписями должностных лиц.
Акцепт может быть предварительным или последующим. Предварительный акцепт — это такой акцепт, когда плательщик дает согласие на совершение платежа до поступления расчетных документов в банк. В этом случае такое согласие оформляется заявлением, представляемым плательщиком в обслуживающий банк. В заявлении указываются наименование плательщика, номер его счета, наименование бенефициара, номер и дата заключенного договора, на основании которого оплата платежного требования производится в день поступления в банк, другая информация. На обоих экземплярах заявления работник банка проставляет свою подпись, дату фактического приема, штамп банка. Первый экземпляр остается в банке, второй возвращается плательщику.
Предварительный акцепт предполагает оплату платежных требований в день поступления.
Оплата платежного требования в день поступления отражается стандартной проводкой:
Дебет счет плательщика, Кредит счет бенефициара.
В случае отсутствия либо недостаточности средств на текущем счете плательщика для оплаты платежного требования оно помещается в картотеку к внебалансовому счету 99814 «Расчетные документы, не оплаченные в срок».
Схематично документооборот при совершении расчетов на основании платежных требований, оплачиваемых в порядке предварительного акцепта, представлен на рис. 3.3.
Поставщик (бенефициар) Плательщик
4 12 1 9
Банк поставщика (банк-получатель) 5, 11 Банк плательщика (банк-отправитель) 2,7,8
10
Рис. 3.3. Схема документооборота и учета операций при расчетах платежными требованиями, оплачиваемыми в порядке предварительного акцепта:
1 — заявление на предварительный акцепт, содержащее инструкции своему банку оплачивать платежные требования в указанный срок; 2 — прием заявления на предварительный акцепт банком; 3 — товары, работы, услуги;
4 - представление платежного требования и реестра в обслуживающий банк;
5 — прием документов на инкассо; 6 — принятые расчетные документы пересылаются в банк плательщика; 7 — прием банком-отправителем платежных требований к исполнению (возврат платежных требований, не отвечающих требованиям банка, без исполнения); 8 — оплата платежных требований в соответствии с заявлением клиента (операция 1) или оприходование их в картотеку к счету 99814 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» из-за отсутствия денежных средств; 9 — уведомление о помещении платежного требования в картотеку к счету 99814; 10 — перевод денежных средств в банк бенефициара или уведомление о помещении платежного требовния в картотеку; 11 - зачисление средств в установленном порядке на текущий, другой счет бенефициара; 12 — уведомление бенефициара о поступлении на его счет денежных средств или о неоплате платежного требования
Пример 3.3. ООО «Оливия» (счет 3012756000001) представило в обслуживающий банк заявление на предварительный акцепт платежных требований. Указаны следующие сведения о бенефициарах;
1. УП «Хладокомбинат № 5», счет 3012074635786 в том же банке, договор № 657 от 06.06.200__г.
2. АО «Мирта», счет 3012786549349 в другом банке, договор № 41 от
25.01.200___г.
Указано также, что платежные требования, поступившие от названных бенефициаров, оплачиваются в день поступления.
В банк, обслуживающий ООО «Оливия», поступают платежные
инструкции:
платежное требование № 18 в сумме 670 000 р. Бенефициар по данному требованию - УП «Хладокомбинат № 5 ». Реквизиты в требовании совпадают со сведениями, указанными в заявлении на акцепт,
платежное требование № 295 в сумме 900 500 р. Бенефициар по данному требованию - АО «Мирта». Реквизиты в требовании совпадают со сведениями, указанными в заявлении на акцепт.
В данном случае платежные требования № 18 и № 295 приняты банком к исполнению в день поступления.
При оплате платежного требования № 18 в банке плательщика составляется проводка:
Дебет 3012756000001 (текущий счет ООО «Оливия»),
Кредит 3012074635786 (текущий счет УП «Хладокомбинат № 5») - на сумму
670 000 р.
При оплате платежного требования № 295 составляется проводка:
Дебет 3012756000001 (текущий счет ООО «Оливия»),
Кредит 3012786549349 (текущий счет АО «Мирта») - на сумму 900 500 р.
В балансах обоих банков будут затронуты их корреспондентские счета, если клиенты обслуживаются разными банками.
Пример 3 4 УП «Торговое оборудование» (счет 3012576898753) представило в обслуживающий банк заявление на предварительный акцепт в котором указано, что платежные требования, поступившие от 000 «Престо» (счет 3012006061285 в том же банке), оплачиваются в порядке предварительного акцепта с оплатой в день поступления. В заявлении дана ссылка на договор № 67 от 05.04.200_ г.
В банк-отправитель поступили платежные требования, выписанные 000 «Престо» за отгруженные товары:
• № 18 на сумму 855 000 р.;
• № 19 на сумму 3 040 440 р.
При проверке требований № 18 банком установлено, что в нем не заполнены все обязательные реквизиты, в связи с чем оно отослано (без исполнения) в банк-получатель.
Платежное требование № 19 оплачено частично, так как остаток на текущем счете УП «Торговое оборудование» на момент платежа составляет 2 000 000 р. В этом случае совершаются проводки:
Дебет 3012576898753 (текущий счет УП «Торговое оборудование»),
Кредит 3012006061285 (текущий счет ООО «Престо») - на сумму 2 000 000 р. (на основании мемориального ордера);
Приход 99814 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» — на сумму 1 040 440 р.
В отличие от предварительного акцепта, который плательщик дает до поступления требований в банк, (последующий акцепт совершается после поступления документов в банк плательщика. При поступлении требований в банк плательщика на всех экземплярах документов проставляется срок совершения акцепта. Третий экземпляр платежного требования выдается плательщику для акцепта. Акцепт должен быть совершен в течение 5 банковских дней, не считая дня поступления документов в банк. В банке плательщика платежные требования помещаются в картотеку к счету 99812 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» до его исполнения (полностью или частично) или возврата без исполнения. Совершается внебалансовая проводка:
Приход 99812 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» — на сумму, указанную в платежном требовании.
В течение указанного срока плательщику необходимо представить в банк заявление на последующий акцепт. Заявление представляется в двух экземплярах. При этом платежные требования могут быть акцептованы полностью или частично. Если плательщик не акцептует требование в течение установленного срока, оно изымается из картотеки и возвращается без оплаты.
При приеме заявления на последующий акцепт ответственный исполнитель проставляет на обоих экземплярах заявления дату поступления заявления в банк, свою подпись и штамп банка Первый экземпляр заявления остается в банке, второй возвращается плательщику. В заявлении указываются: наименование плательщика и номер его счета; номер, дата, сумма требования; сумма, акцептованная плательщиком (цифрами и прописью); наименование и номер счета получателя средств; срок акцепта; срок платежа (в пределах установленного срока акцепта); другая существенная информация.
Принятые к исполнению платежные требования, указанные в заявлении на акцепт, при наступлении срока оплаты, а также платежные требования, возвращаемые без оплаты, изымаются из картотеки к счету 99812 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты». При этом составляется проводка:
Расход 99812 «Расчетные документы, ожидающие акцепта
для оплаты» - в сумме платежного требования. Списание средств со счета плательщика отражается в учете следующей проводкой:
Дебет счет плательщика (текущий или счет по учету кредитной задолженности),
Кредит счет бенефициара (текущий, счет по учету кредитной задолженности, другой указанный счет) -в сумме, акцептованной плательщиком. (При оплате частично акцептованного платежного требования ответственным исполнителем банка первоначальная сумма на обоих экземплярах платежного требования зачеркивается и рядом проставляется сумма, в которой платежное требование подлежит оплате. Исправление суммы заверяется подписью ответственного исполнителя.
В случае отсутствия или недостаточности средств на счете плательщика документы приходуются в неоплаченной сумме в картотеку к внебалансовому счету 99814 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» Составляется проводка:
Приход 99814 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» - в неоплаченной сумме платежного требования.
Схематично порядок расчетов платежными требованиями с последующим акцептом представлен на рис. 3.4.
Поставщик (бенефициар) Плательщик
2 11 6 7
Банк поставщика (банк-получатель) 3,10 Банк плательщика (банк-отправитель) 5,8
9
Рис. 3.4. Схема документооборота и учета операций при расчетах платежными требованиями, оплачиваемыми в порядке последующего акцепта:
1 — товары, работы, услуги; 2 - представление платежного требования и реестра в обслуживающий банк; 3 — прием документов на инкассо; 4 — пересылка принятых расчетных документов в банк плательщика; 5 — прием банком-отправителем платежных требований. Ответственный исполнитель проверяет правильность оформления платежных требований и приходует их в картотеку к внебалансовому счету 99812 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты»; 6 — выдача плательщику третьего экземпляра требования для совершения акцепта в установленные сроки; 7 — заявление на последующий акцепт, содержащее инструкции своему банку оплачивать платежные требования, в котором указаны срок и сумма акцепта, срок платежа; 8 — прием заявления на последующий акцепт банком. Платежное требование изымается из картотеки к счету 99812 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» и оплачивается в сумме, указанной плательщиком; при отсутствии (недостаточности) средств на счете плательщика перемещается в картотеку к внебалансовому счету 99814 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты»); 9 — перевод денежных средств в банк бенефициара; 10 — зачисление денежных средств на счет бенефициара; 11 — уведомление бенефициара о поступлении на его счет денежных средств
Пример 3.5. ОДО «Светлана» представило в обслуживающий банк на инкассо платежное требование № 167 в сумме 570 940 р. Документ содержит требование к индивидуальному предпринимателю Иванову И.И. оплатить поставленные товары. Текущий счет плательщика открыт в этом же учреждении банка. Требование оплачивается с последующим акцептом.
При приеме требования на инкассо ответственный исполнитель, обслуживающий счет ОДО «Светлана», произвел проверку правильности заполнения документов, проставил дату приема на всех экземплярах, штамп банка на первом и втором экземплярах и передал расчетный документ исполнителю, обслуживающему счет индивидуального предпринимателя Иванова И.И. Принятое требование в тот же день помещено в картотеку к счету 99812 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты»:
Приход 99812 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» — на сумму 570 940 р.
Плательщику выдается для акцепта третий экземпляр требования. Акцепт должен быть совершен плательщиком в течение 5 рабочих дней, не считая дня поступления требования в банк. Индивидуальный предприниматель Иванов И.И. акцептует требование частично в сумме 500 000 р. На основании заявления на акцепт в банке совершаются проводки:
Расход 99812 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» — на сумму 570 940 р.;
Дебет 3013003678446 (текущий счет индивидуального предпринимателя),
Кредит 3012048578341 (текущий счет ОДО «Светлана») - на сумму 500 000 р.
- Глава 1. Организация бухгалтерского учета в банках.............................................5
- Глава 2. Организация и учет межбанковских расчетов........................................43
- Глава 3. Учет и контроль расчетных операций банков........................................65
- Глава 4. Учет операций банка................................................................................105
- Глава 5. Учет операций банков в иностранной валюте .....................................307
- Глава 6. Учет внутрибанковских операций ........................................................350
- Глава 7. Отчетность банков...............................................................................402
- Глава 1 организация бухгалтерского учета в банках
- 1.1 Сущность, значение и организация бухгалтерского учета в банке
- 1.2. План счетов бухгалтерского учета в банках
- 1.3. Первичная банковская документация, документооборот и внутренний контроль
- 1.4. Аналитический и синтетический учет в банках
- 1.4.1. Регистры аналитического учета
- 1.4.2. Порядок регистрации и нумерации лицевых Счетов
- 1.4.3. Регистры синтетического учета
- 1.4.4. Исправление ошибочных записей
- 1.5. Хранение документов
- Глава 2 организация и учет межбанковских расчетов
- 2.1. Сущность межбанковских расчетов и назначение корреспондентских счетов
- 2.2. Порядок открытия корреспондентских счетов и учета межбанковских расчетов
- 2.3. Осуществление межбанковских расчетов по крупным и срочным денежным переводам
- Национальный банк Республики Беларусь
- Система biss
- Клиринговая система прочих платежей
- Национальный банк Республики Беларусь
- 2.4. Осуществление межбанковских расчетов по прочим денежным переводам
- 3.1. Текущие (расчетные) счета
- 3.2. Кредитовые переводы
- 3.3. Дебетовые переводы
- 3.4. Порядок проведения операций с использованием чеков
- 3.5. Расчеты с использованием банковских пластиковых карточек
- Глава 4 учет операций банка
- 4.1. Организация и учет кассовых операций банка
- 4.2. Учет операций с бланками строгой отчетности
- 4.3. Учет вкладных (депозитных) операций
- 4.3.1. Организация учета вкладных (депозитных) операций
- 4.3.2. Оформление и учет вкладных (депозитных) операций юридических лиц
- 4.3.3. Оформление и учет вкладных (депозитных) операций физических лиц
- 4.3.4. Операции с драгоценными металлами и памятными (юбилейными) монетами
- 4.4. Учет операций по кредитованию
- 4.4.1. Организация учета кредитных операций
- 4.4.2. Оформление и учет краткосрочных кредитов
- 4.5. Учет операций факторинга
- 4.6. Учет лизинговых операций
- 4.7. Учет операций с ценными бумагами
- 4.7.1. Выпуск акций и учет операций по формированию уставного фонда банка. Операции банка с акциями на вторичном рынке
- 4.7.2. Учет операций с собственными долговыми ценными бумагами
- 4.7.2.1. Учет операций банка по выпуску векселей
- 4.7.2.2. Учет операций с облигациями, выпущенными банком
- 4.7.2.3. Учет операций с депозитными и сберегательными сертификатами
- 4.7.3.2. Принципы отражения в учете стоимости приобретаемых ценных бумаг
- 4.7.3.3. Учет ценных бумаг по цене приобретения
- 4.7.3.4. Учет ценных бумаг по справедливой стоимости
- 4.7.3.5. Учет сделок репо
- 4.7.3.6. Учет посреднических операций с ценными бумагами
- 4.7.3.7. Учет расчетов по операциям с ценными бумагами на бирже
- 4.8. Учет операций доверительного управления имуществом
- 4.9. Операции по кассовому исполнению бюджета
- 4.9.1. Кассовое исполнение республиканского бюджета по доходам
- 4.9.2. Кассовое исполнение местных бюджетов по доходам
- 4.9.3. Функции банков по кассовому исполнению бюджета по расходам
- Глава5 учет операций банков в иностранной валюте
- 5.1. Учет и оформление операций по международным расчетам
- 5.2. Особенности учета операций в иностранной валюте
- 5.3. Оформление и учет валютно-обменных операций, совершаемых субъектами хозяйствования на внутреннем валютном рынке
- 5.4. Правила осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц
- 5.5. Порядок оформления и учета операций с платежными документами в иностранной валюте и операций инкассо
- Глава 6 учет внутрибанковских операций
- 6.1. Учет основных средств и капитальных вложений
- 6.1.1. Учет основных средств банка
- 6.1.2. Учет операций по приобретению основных средств
- 6.1.3. Начисление и учет амортизации основных средств
- 6.1.4. Учет операций по выбытию и перемещению основных средств
- 6.1.5. Переоценка основных средств и отражение в учете ее результатов
- 6.1.6. Учет капитальных вложений банка
- 6.2. Учет материалов
- 6.3. Учет нематериальных активов
- 6.4. Инвентаризация основных средств, материалов и отражение ее результатов в учете
- 6.5. Учет доходов и расходов банка, определение результатов его деятельности
- Связанные с начислением и выплатой средств по оплате труда работникам банка
- Глава7 отчетность банков
- 7.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность банка: характеристика, классификация,
- Элементы отчетности, принципы формирования, состав
- 7.2. Бухгалтерский баланс банка
- Раздел I. Балансовые счета.
- Раздел II. В не балансовые счета.
- Раздел III. Счета по учету доверительного управления.
- Раздел I. Балансовые счета
- Раздел II. В не балансовые счета
- Раздел III. Счета по учету доверительного управления
- 7.3. Годовой отчет
- Бухгалтерский баланс
- Раздел I. За год, предшествующий отчетному.
- Раздел II. За отчетный год.
- 7.4. Переход банковской системы республики беларусь на международные стандарты финансовой отчетности
- Методологические аспекты учетной политики