logo
Книга Бух

7.3. Годовой отчет

Годовой отчет банка занимает особое место среди различ­ных видов отчетности. Это главный финансовый отчет, фикси­рующий активы и обязательства банка по состоянию на конец года; прибыль или убыток, заработанную или понесенную в те­чение года; изменения в капитале банка, произошедшие в от­четном году; потоки денежных средств по деятельности банка за отчетный год. Целью финансового отчета (финансовой от­четности) является представление такой информации, которая будет полезна для широкого круга пользователей при приня­тии ими управленческих решений. Финансовая отчетность банка отражает финансовые результаты операций и других со­бытий, объединяя их в широкие категории в соответствии с их экономическими характеристиками. Эти категории представ­лены элементами финансовой отчетности: активы, обязатель­ства, капитал, доходы, расходы.

Годовой отчет составляется банками за период, начинаю­щийся с 1 января отчетного года и заканчивающийся 31 декаб­ря отчетного года с учетом всех своих филиалов (отделений) и представительств независимо от места их нахождения.

Отдельные банки имеют следующие особенности при со­ставлении годового отчета:

• банки, реорганизованные путем слияния или разделения в отчетном году, составляют годовой отчет в полном объеме за период с начала отчетного года до момента реорганизации;

• банк, реорганизованный путем преобразования из одной организационно-правовой формы в банк другой организаци­онно-правовой формы, составляет годовой отчет в полном объ­еме за полный отчетный год;

• банки, в отношении которых принято решение о ликвида­ции либо у которых Национальным банком отозваны лицен­зии на осуществление банковской деятельности, но фактиче­ски ликвидация на 1 января следующего за отчетным года не завершена, составляют годовой отчет в объеме бухгалтерского баланса и пояснительной записки;

• банки, вновь созданные в течение отчетного года, состав­ляют годовой отчет в полном объеме за период со дня их госу­дарственной регистрации по 31 декабря отчетного года.

Годовой отчет составляется в валюте Республики Беларусь — в белорусских рублях. Все активы и обязательства в иностран­ной валюте отражаются в национальной валюте по официальному курсу, установленному Национальным банком Республи­ки Беларусь к соответствующей иностранной валюте на отчет­ную дату. Отчет составляется в миллионах рублей с одним де­сятичным знаком после запятой.

Законодательные и нормативные правовые акты, регулиру­ющие составление годового отчета банка:

• Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и от­четности» от 18 октября 1994 г. № 3321-ХП;

• Инструкция по ведению бухгалтерского учета в банках, расположенных на территории Республики Беларусь, от 19.09.2005 г. № 283;

• Инструкция по составлению годового отчета банками Республики Беларусь от 27.11.2006 г. № 323;

• Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов в Национальном банке и банках Республики Беларусь от 23.11.2005г. №350;

• Национальные стандарты финансовой отчетности (НСФО);

• иные нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь.

В состав годового отчета входят:

1. Бухгалтерский баланс (форма 1);

2. Отчет о прибыли и убытках (форма 2);

3. Отчет об изменении капитала (форма 3);

4. Отчет о движении денежных средств (форма 4);

5. Примечания, включая краткое описание существенных элементов учетной политики, и прочие пояснения.

Каждая форма финансовой отчетности банка должна иметь следующую обязательную информацию: наименование банка; отчетную дату или период, охватываемый финансовой отчетностью; валюту представления отчетности; уровень точ­ности, использованный при представлении сумм в финансо­вой отчетности.

Финансовая отчетность составляется с учетом применения принципов, изложенных в НСФО 1 «Представление финансо­вой отчетности»:

• достоверное представление финансовой отчетности;

• непрерывность деятельности;

• принцип начисления;

• последовательность представления;

• принцип существенности;

• взаимозачет.

• сравнительная информация.

Обязательным условием формирования всех четырех форм годового отчета является представление сравнительной ин­формация за отчетный и предыдущий периоды.

Процесс формирования и представления годового финан­сового отчета состоит из отдельных (следующих один за дру­гим) этапов работ:

1-й этап — проведение подготовительных работ до начала формирования отчетности;

2-й этап — составление форм годового отчета (Бухгалтер­ского баланса, Отчета о прибыли и убытках, Отчета об измене­нии капитала, Отчета о движении денежных средств, Примеча­ний и пояснений к отчетности);

3-й этап — подтверждение достоверности годового отчета аудиторской организацией или аудитором — индивидуальным предпринимателем;

4-й этап — утверждение годового отчета;

5-й этап — публикация форм годового отчета;

6-й этап — представление годового отчета заинтересован­ным пользователям.

Представим характеристику каждого этапа.

Проведение подготовительных работ до начала формирования отчетности. До окончания отчетного финансового года банки проводят подготовительные работы, которые являются началь­ным звеном в цепочке формирования отчетности и от правиль­ного проведения которых зависит качество, достоверность и своевременность годового отчета.

В состав подготовительных работ входит:

• сверка данных аналитического учета с синтетическим;

• начисление и отражение в бухгалтерском учете доходов и расходов, относящихся к отчетному году;

• инвентаризация активов и обязательств;

• принятие мер по урегулированию дебиторской и кредитор­ской задолженности;

• при осуществлении строительства в порядке долевого участия сверка с генеральными застройщиками (подрядчика­ми) суммы остатков средств, направленных на эти цели;

• урегулирование суммы распределенной прибыли в случае превышения ею суммы полученной прибыли;

• получение подтверждения по всем счетам клиентов (за исключением счетов физических лиц) и счетам банков, откры­тым по состоянию на 1-е число нового года.

Составление форм годового отчета. После завершения под­готовительных работ и по окончании финансового года банки приступают к составлению форм годового отчета.

Бухгалтерский баланс. Годовой бухгалтерский баланс пред­ставляет собой совокупность показателей (линейных статей), характеризующих финансовое и хозяйственное положение бан­ка на отчетную дату — последний рабочий день отчетного года. Баланс формируется в разрезе трех элементов — активов, обязательств, капитала, а также требований и обязательств на в не балансовых счетах. Активы и пассивы в балансе группиру­ются по содержанию, по степени убывания ликвидности акти­вов и по степени востребованности пассивов.

Основой годового бухгалтерского баланса является еже­дневный баланс банка за последний рабочий день отчетного финансового года. Остатки денежных средств на балансовых счетах из ежедневного баланса группируются в линейные статьи, и отдельные группы счетов подлежат взаимозачету, т.е. активы и пассивы (обязательства и капитал) ежедневного ба­ланса уменьшаются. К ним относятся:

• ценные бумаги, удерживаемые до погашения; ценные бу­маги в наличии для продажи; кредиты и другие средства в бан­ках; кредиты клиентам — на сумму резервов на покрытие воз­можных убытков;

• прочие активы — на сумму резервов на покрытие возмож­ных убытков по дебиторской задолженности по хозяйственной

деятельности;

• долгосрочные финансовые вложения — на сумму резервов | на покрытие возможных убытков по долевым участиям и по I, вложениям в дочерние юридические лица;

• уставный фонд — на сумму собственных выкупленныакций;

• основные средства и нематериальные активы — на сумму начисленной амортизации по основным средствам и нематери­альным активам;-

• остатки балансовых счетов групп 61 «Межфилиальные сче­та», 633 «Клиринговые счета» взаимозачитываются по группе;

• остатки балансовых счетов группы 690 «Валютная пози­ция» и группы 691 «Рублевый эквивалент валютной позиции» зачитываются между собой.

Бухгалтерский баланс составляется по форме, определен­ной Инструкцией по составлению годового отчета банками Республики Беларусь от 27.11.2006 г. № 323:

Форма 1 годового отчета