4.1. Организация и учет кассовых операций банка
Под кассовыми операциями понимают операции банков по приему и выдаче наличных денежных средств, связанные с удовлетворением потребностей в наличных деньгах клиентов банка — предприятий, предпринимателей и граждан, а также потребностей самого банка. Необходимость в таких операциях обусловлена в первую очередь наличием экономических отношений государства и субъектов хозяйствования с населением, в результате которых формируются денежные доходы физических лиц или происходит их расходование. В гораздо меньшей степени наличные деньги используют предприятия и организации во взаимоотношениях между собой, что связано с действующим порядком организации расчетов и платежей в экономике.
Взаимосвязь кассовых операций с другими операциями банков прослеживается, главным образом, в тех направлениях работы банковских учреждений, которые связаны с обслуживанием населения. Так, наличным путем чаще всего происходит прием/выдача депозитов физических лиц и уплата процентов по ним, выдача наличными потребительских кредитов (в пределах сумм, установленных законодательством), выдача наличных средств по карт-счетам с использованием банкоматов и пунктов выдачи наличных, совершение валютно-обменных операций, покупка-продажа ценных бумаг населению и т.д.
В зависимости от направления движения наличных денежных средств можно выделить приходные и расходные кассовые операции. Приходные предполагают поступление средств в кассу банков, расходные кассовые операции означают выдачу денежных средств из кассы. Кроме того, можно выделить операции по кассовому обслуживанию клиентов (например, выдача средств клиентам на заработную плату, зачисление торговой выручки предприятия на текущий счет) и кассовые операции, связанные с удовлетворением потребностей самого банка (например, выдача средств на командировочные цели, пополнение операционной кассы и т.д.).
Учет кассовых операций банка осуществляется по счетам класса 1 «Денежные средства, драгоценные металлы и межбанковские операции», группы счетов 10 «Денежные средства»:
1010 «Денежные средства в кассе»;
1011 «Денежные средства в кассах вне кассового узла»; 1020 «Денежные средства в обменных пунктах»;
1030 «Денежные средства в кассе с режимом работы «продленный день»;
1040 «Денежные средства в банкоматах»;
1050 «Инкассированные денежные знаки»;
1051 «Инкассированные чеки»;
1060 «Денежные средства для подготовки авансов»; 1080 «Денежные средства в пути»;
1090 «Прочие средства платежа»;
1091 «Прочие средства платежа в пути».
Все счета данной группы являются активными. По дебету счетов отражается поступление наличных денежных средств в кассу банка, банкоматы, обменные пункты, пункты инкассации и т.п.; по кредиту — их выдача из кассы банка (обменных пунктов, пунктов инкассации, банкоматов и т.д.).
Правила организации кассовой работы в банках устанавливает Национальный банк Республики Беларусь. Обычно такими правилами определен порядок работы с ценностями, в том числе правила осуществления кассовых операций, определения признаков платежности наличных денег, инкассации и перевозки денежной наличности и других ценностей.
В настоящее время Правилами организации кассовых операций предъявляются следующие требования к банкам в части организации кассовой работы:
• банки обязаны соблюдать законодательство Республики Беларусь;
• банки обязаны обеспечить безусловную сохранность ценностей, находящихся в банке, а также своевременное, правильное и полное оприходование и зачисление на соответствующие счета клиентов банка денежной наличности, поступившей в кассы банка;
• банки обязаны сортировать денежную наличность на годную к обращению и ветхую, осуществлять прием и обмен поврежденных банкнот.
Для осуществления кассового обслуживания клиентов банка, а также выполнения операций с денежной наличностью и другими ценностями банки создают у себя кассовые узлы, устройство и оборудование которых должны соответствовать определенным техническим требованиям и обеспечивать нормальные условия для работы персонала и обслуживания клиентов, а также сохранность ценностей, документов и безопасность работников. Кассовый узел включает в себя приходную, расходную, валютную и другие кассы в зависимости от потребностей банка и клиентов, а также кладовую (хранилище). Кладовая должна быть самым укрепленным местом кассового узла.
Требования к планировке и построению кассовых узлов предполагают отсутствие доступа в кассовый узел лиц, не совершающих операций с ценностями, компактность помещений, чтобы максимально сократить путь перемещения ценностей из одного помещения в другое, оборудование кабин таким образом, чтобы имелась возможность осуществления зрительного контроля за работой кассиров. Существуют также рекомендации к рабочему месту кассира, выполнение которых позволит четко, быстро и эффективно выполнять обязанности по обслуживанию клиентов и т.д. Все производимые в кассовом узле операции должны выполняться с максимальным использованием средств автоматизации и механизации кассовой работы.
Для комплексного обслуживания клиентов и обработки денежной наличности банки создают у себя приходные, расходные, приходно-расходные, валютные, вечерние кассы, кассы по подготовке авансов, кассы пересчета денежной наличности, кассы банка при предприятиях, операционные кассы банка вне кассового узла за пределами здания банка. Кассы банка при предприятиях могут создаваться только при наличии у банка лицензии на инкассацию денежной наличности, валютных и других ценностей, выданной Национальным банком Республики Беларусь. Банки могут устанавливать банкоматы или другие платежно-расчетные терминалы.
Целесообразность создания тех или иных касс, их количество, режим работы, виды производимых в них операций, численность кассовых работников, а также установка банкоматов определяются руководством банка и оформляются приказом или распоряжением по банку.
Инкассацию денежной выручки предприятий и предпринимателей, перевозку ценностей, доставку наличности и ценностей клиентам осуществляет служба инкассации.
Отметим, что такая служба может быть создана в банке только при наличии специальной лицензии Национального банка Республики Беларусь. В случае отсутствия лицензии банки заключают договоры на перевозку ценностей с Национальным банком или другими банками, имеющими лицензию на инкассацию.
Для оформления кассовых операций с денежной наличностью банки используют различные расчетно-кассовые документы — объявление на взнос наличными, приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, денежный чек, извещение и др. Расчетно-кассовые документы, которыми оформляются те или иные кассовые операции в банке, определяются банком самостоятельно по согласованию с главным бухгалтером, о чем издается соответствующий приказ по банку, который доводится до сведения всех филиалов и отделений банка. Банк также самостоятельно устанавливает документооборот исходя из используемых видов денежных документов, распределения должностных обязанностей и т.д. Общим правилом является то, что передача приходных и расходных кассовых документов через клиентов, а также выдача клиентам оплаченных и исполненных кассовых документов запрещаются.
Кассовый документ составляется в количестве экземпляров, достаточном для совершения операции по всем затронутым ею счетам.
Кассиры приходных, расходных, приходно-расходных и валютных касс должны быть обеспечены образцами подписей лиц, имеющих право подписания расчетно-кассовых документов в соответствии с требованиями нормативного правового акта Национального банка Республики Беларусь по организации бухгалтерского учета и отчетности в банках Республики Беларусь.
Большое внимание в организации кассовых операций банка уделяется вопросам компетентности и профессионализма работников кассы банка. Такие работники должны сдать зачет по знанию правил организации кассовой работы, других нормативных правовых актов Национального банка Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь, относящихся к их служебным обязанностям.
С каждым работником, осуществляющим операции с денежной наличностью и другими ценностями, заключаются договоры о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Кассиры несут полную материальную ответственность за недостачу денежной наличности и других ценностей в сформированных ими пачках, корешках или другой упаковке с их клише (пломбами) и кодами, а также за обнаруженные среди отсортированной и упакованной ими денежной наличности неплатежные и сомнительные банкноты и иные недостатки в работе, причинившие ущерб банку. Инкассаторы несут полную материальную ответственность за сохранность ценностей, принятых ими для доставки по назначению.
Персональную ответственность за организацию кассовой работы в банке несет руководитель банка, солидарную — его заместитель, начальники структурных подразделений. В их обязанности входит: организовывать надлежащее хранение и обеспечивать полную сохранность ценностей, находящихся в банке; создавать необходимые условия труда кассовых и инкассаторских работников, обеспечивающие четкое выполнение установленных правил работы с ценностями; проводить необходимые мероприятия по правильной расстановке, подготовке и повышению квалификации кассовых и инкассаторских работников, своевременно доводить до их сведения нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь по кассовой и инкассаторской работе; разрабатывать и проводить мероприятия по рационализации, компьютеризации и автоматизации кассовой работы, обеспечивающие повышение производительности труда кассовых работников; расследовать каждый случай просчета, хищения и других злоупотреблений, принимая установленные законодательством Республики Беларусь меры по взысканию с виновных лиц причиненного ущерба и привлечению их к ответственности, а также проводить необходимые мероприятия по недопущению подобных случаев; обеспечивать своевременное устранение недостатков, вскрываемых ревизиями (проверками), и выполнение письменных предписаний проверяющих.
Правилами организации кассовой работы банка с наличными белорусскими рублями установлены единые требования к порядку приема и передачи ценностей в банке, организации работы приходной, расходной, вечерней кассы и кассы пересчета, обработке, формированию и упаковке денежной наличности, порядку предварительной подготовки денежной наличности, порядку работы с денежной наличностью при использовании банкоматов, порядку работы с неплатежными, фальшивыми и сомнительными банкнотами, порядку работы, заключения и подкрепления операционной кассы, порядку формирования папки с кассовыми документами.
Порядок приема и передачи ценностей в банке. Выдачу наличных денег и других ценностей кассирам осуществляет заведующий операционной кассой. Передача денег кассирам производится под расписку в книге учета принятых и выданных ценностей, листы которой должны быть пронумерованы, прошнурованы, а последний лист подписан должностными лицами банка и скреплен печатью банка.
Кассиры (кроме кассиров обменных пунктов) должны своевременно отражать полученные (переданные) ими (им) ценности в своих именных книгах учета принятых и выданных ценностей или контрольных листах. Документ, по которому осуществляется передача ценностей, определяется руководителем кассового подразделения. Все контрольные листы кассиров хранятся в течение 10 рабочих дней (кассиров операционных касс — у заведующего операционной кассой, кассиров кассы пересчета — у работника, возглавляющего кассу пересчета), после чего уничтожаются.
Организация работы приходной кассы. Для приема денежной наличности от клиентов в течение банковского дня в банке создаются приходные кассы.
Прием денежной наличности от клиентов в кассу банка производится по следующим основным документам:
• объявление на взнос наличными, представляющее собой комплект документов, состоящий из объявления, ордера и квитанции;
• приходный ордер;
• комплект документов, состоящий из извещения и квитанции;
• приходный кассовый ордер.
Документооборот по приходным кассовым операциям должен быть организован таким образом, чтобы выдача квитанций клиентам и зачисление сумм на их счета производились только после фактического поступления денег в кассу. Как было сказано выше, документооборот в разных банках может различаться. Приведем порядок документооборота, характерный для большинства банков.
Приходный кассовый документ заполняет клиент и передает контролеру (ответственному исполнителю, администратору).
Контролер проверяет правильность заполнения документа, ставит свою подпись и заносит данные документа в приходный кассовый журнал — номер документа, номер счета клиента, сумму (общую и частные), символ отчетности.
Затем контролер передает приходный кассовый документ кассиру. Кассир, получив приходный кассовый документ, проверяет наличие и тождественность подписей ответственных исполнителей банка и лиц, имеющих право контрольной подписи, имеющимся у него образцам, сверяет соответствие указанных в них сумм цифрами и прописью, а в объявлении на взнос наличными и комплекте квитанций, кроме того, — тождественность суммы, указанной в составных частях комплекта этих документов.
После проверки приходных кассовых документов кассир вызывает вносителя денежной наличности и принимает ее полистным пересчетом. После пересчета денежной наличности кассир сверяет сумму, указанную в приходном кассовом документе, с суммой, фактически оказавшейся при пересчете. При соответствии сумм кассир подписывает приходный кассовый документ, ставит печать кассы на втором экземпляре приходного кассового ордера или квитанции (если приходным кассовым документом служит объявление на взнос наличными, комплект квитанций или извещение) и выдает вносителю денежной наличности.
Объявление из комплекта объявлений на взнос наличными, уведомление из комплекта квитанций или первый экземпляр приходного кассового ордера кассир оставляет у себя. Ордер к объявлению на взнос наличными, ордер из комплекта квитанций, приходный ордер, третий экземпляр приходного кассового ордера, а также извещение передаются соответствующему ответственному исполнителю. Если у вносителя денежной наличности установлено расхождение (недостача или излишек) между суммой сдаваемой денежной наличности и суммой, указанной в приходном кассовом документе, а также если обнаружены неплатежные и сомнительные банкноты, кассир возвращает вносителю денежную наличность (за исключением неплатежных и сомнительных банкнот) и предлагает заново заполнить приходный кассовый документ на фактически вносимую сумму. Первоначальный документ кассир перечеркивает, на оборотной стороне квитанции к этому документу или второго экземпляра приходного кассового ордера указывает фактически предъявленную сумму и удостоверяет это своей подписью.
Приходные кассовые документы передаются ответственному исполнителю (контролеру, администратору) для внесения соответствующих изменений и оформления документов на фактически предъявленную сумму.
Если клиентом денежная наличность в кассу не была внесена, приходные кассовые документы кассир возвращает ответственному исполнителю.
В конце рабочего дня на основании приходных кассовых документов кассир составляет отчетную справку о кассовых оборотах за день и остатках ценностей (далее — отчетную справку) и сверяет сумму по этой справке с суммой фактически принятой денежной наличности. Отчетная справка подписывается кассиром, и указанные в ней кассовые обороты сверяются с записями в кассовом журнале контролера (ответственного исполнителя, администратора). Сверка оформляется подписями кассира в кассовом журнале, ответственного исполнителя — на отчетной справке.
На основании приходного кассового документа после фактического внесения денежной наличности в кассу составляются проводки:
Дебет 1010 «Денежные средства в кассе» или другой счет по учету наличных денежных средств,
Кредит счета по учету денежных средств (например, текущий счет клиента).
Организация работы расходной кассы. Для выдачи денежной наличности клиентам в течение банковского дня в банке создаются расходные кассы.
Выдача денежной наличности из кассы банка осуществляется по следующим документам:
• чеки из денежных чековых книжек установленных форм (далее — денежные чеки);
• расходный ордер;
• расходный кассовый ордер.
Для совершения расходных операций кассир получает от заведующего операционной кассой под отчет необходимую сумму денежной наличности. Все полученные в течение банковского дня под отчет суммы денежной наличности, количество и суммы расходных документов, а также остаток подотчетных сумм денежной наличности, сдаваемый им обратно под расписку заведующему операционной кассой, кассир записывает в свою книгу учета принятых и выданных ценностей или контрольный лист.
Несмотря на возможные различия в документообороте в разных банках, существует общее требование того, что кассовые расходные операции, выполняемые ответственными исполнителями, централизованно контролируются контролером. Контроль кассовых расходных операций должен быть организован так, чтобы была исключена возможность:
• оплаты неправильно оформленных документов;
• оплаты чеков с подписями и оттиском печати, не соответствующими заявленным образцам, и чеков, выписанных из чековой книжки, не принадлежащей данному клиенту;
• поступления в кассу чеков и других кассовых расходных документов, минуя соответствующих ответственных исполнителей и контролера банка;
• внесения исправлений и дописок в кассовые документы и журналы.
Рассмотрим порядок документооборота и контроля по кассовым расходным операциям, который является наиболее характерным для банков Республики Беларусь.
Для получения денежной наличности клиенты банка или работник банка (например, при выдаче средств гражданину с депозитного счета) оформляют расходный кассовый документ. Заполненный клиентом документ предъявляется ответственному исполнителю, который ведет счет клиента.
Ответственный исполнитель, принявший денежный чек или другой расходный денежный документ, убеждается в законности операции и возможности ее совершения исходя из состояния счета; проверяет оформление документа в соответствии с правилами совершения данной операции; сличает подписи и оттиск печати клиента на денежном чеке, а также номер денежного чека, с номером, записанным в карточке образцов подписей и оттиска печати по счету чекодателя; подписывает документ; выдает получателю денег контрольную марку от денежного чека или отрывной талон от расходного кассового ордера для предъявления в кассу; направляет документ ответственному исполнителю, на которого возложен контроль кассовых расходных операций.
Контролер проверяет правильность заполнения денежного чека или расходного кассового ордера; соответствие подписей и оттиска печати клиента образцам, представленным банку, соответствие номера представленного
денежного чека номерам, указанным в карточке с образцами подписей и оттиска печати; наличие на оборотной стороне денежного чека разрешительной подписи на оплату денежного чека ответственного исполнителя и соответствие данной подписи образцам подписей работников банка, наличие подписи получателя денег; подписывает документ; регистрирует документ в кассовом журнале по расходу; передает документ в кассу.
Порядок направления контролером кассовых расходных документов в кассу для оплаты (под роспись кассира в разносной книге или кассовом журнале) устанавливается главным бухгалтером банка.
Клиент (гражданин) или представитель клиента (предприятия или предпринимателя), получающий денежную наличность, предъявляет кассиру расходной кассы контрольную марку от денежного чека или отрывной талон от расходного кассового ордера.
Получив от ответственных исполнителей денежный чек, расходный ордер или расходный кассовый ордер (далее — расходный кассовый документ), кассир обязан проверить наличие подписей ответственных исполнителей и лиц, имеющих право контрольной подписи, а также тождественность этих подписей имеющимся образцам; сверить сумму, проставленную на расходном кассовом документе цифрами, с суммой, указанной прописью; проверить, есть ли расписка в получении денежной наличности на расходном кассовом документе; проверить наличие данных документа, удостоверяющего и подтверждающего личность (паспорт, удостоверение беженца, вид на жительство) получателя денежной наличности, на расходном кассовом документе (исключение составляют работники банка); подготовить сумму денежной наличности, указанную в расходном кассовом документе. Затем кассир вызывает получателя денежной наличности по номеру расходного кассового документа и спрашивает у него получаемую сумму; сверяет номер контрольной марки или отрывного талона с номером на расходном кассовом документе и приклеивает контрольную марку или талон соответственно к денежному чеку или ордеру; выдает наличность получателю и подписывает расходный кассовый документ.
В конце банковского дня кассир сверяет сумму денежной наличности, принятой под отчет, с суммой расходных кассовых документов и остатком
денежной наличности, после чего составляет отчетную справку, подписывает ее и приведенные в ней кассовые обороты сверяет с записями в кассовых журналах ответственных исполнителей. Сверка оформляется подписями кассира в кассовых журналах и ответственных исполнителей на справке кассира.
В случае расхождения между фактическим наличием ценностей и данными отчетных документов кассир сообщает об этом руководителю кассового подразделения. При подтверждении излишка или недостачи составляется акт произвольной формы, а кассир представляет объяснительную записку руководителю кассового подразделения, которая в последующем рассматривается руководителем банка или его заместителем.
Остаток денежной наличности, сформированный в соответствии с установленными требованиями, кассир вместе с расходными кассовыми документами за день и отчетной справкой сдает под расписку в книге учета принятых и выданных ценностей заведующему операционной кассой, который, проверив отчетную справку, подписывает ее и направляет в кассовые документы дня.
Фактически совершенные расходно-кассовые операции ответственный исполнитель отражает в бухгалтерском учете банка:
Дебет счета по учету денежных средств (например, вкладной счет физического лица),
Кредит 1010 «Денежные средства в кассе».
Организация работы вечерней кассы. Вечерняя касса может быть открыта в банке для приема денежной выручки от предприятий, имеющих постоянную денежную выручку, и предпринимателей, а также для приема валютных и других ценностей обменных пунктов после завершения банковского дня. Единым требованием к организации работы вечерней кассы является то, что прием денежной наличности в вечерней кассе производится кассиром под контролем бухгалтера-контролера, имеющего право контрольной подписи на приходных кассовых документах. Бухгалтер-контролер проставляет на приходных кассовых документах, принятых вечерней кассой, оттиск штампа «Вечерняя касса».
Предприятия и предприниматели могут сдавать денежную выручку в вечернюю кассу как самостоятельно, через своих представителей, так и через работников службы инкассации.
Кассиры обменных пунктов сдают сумки с валютными и другими ценностями только через работников службы инкассации.
Прием денежной наличности, доставленной в вечернюю кассу через представителя предприятия (предпринимателя), осуществляется только по объявлениям на взнос наличными (см. приложение 4.1), при этом принятая денежная наличность должна быть зачислена на соответствующие счета не позднее следующего рабочего дня. Порядок отражения операций в бухгалтерском учете соответствует в этом случае порядку отражения приходных кассовых операций, рассмотренному выше.
В случае, когда денежная наличность была доставлена службой инкассации, инкассатор-сборщик предъявляет бухгалтеру-контролеру накладные к сумкам (мешкам) с денежной выручкой, при сдаче сумок с валютными и другими ценностями — препроводительную ведомость к сумке с валютными и другими ценностями и явочные карточки на сдаваемые в кассу сумки.
Бухгалтер-контролер проверяет правильность заполнения и соответствие записей в накладных (препроводительных ведомостях) и явочных карточках, а также наличие подписей должностных лиц предприятия или предпринимателя, кассира обменного пункта на накладных (препроводительных ведомостях). После приема сумок с денежной выручкой и другими ценностями по каждому маршруту кассир, бухгалтер-контролер и все инкассаторы бригады подписывают оба экземпляра журнала учета принятых сумок с ценностями и порожних сумок. Бухгалтер-контролер выдает старшему бригады инкассаторов второй экземпляр журнала, который затем сдается для проверки начальнику службы инкассации (дежурному инкассатору). Документы, на основании которых производился прием сумок, вкладываются вместе с ними в хранилище вечерней кассы. Утром следующего рабочего дня кассир и бухгалтер-контролер вечерней кассы сдают сумки с проинкассированной денежной выручкой, в том числе дефектные сумки, а также порожние сумки в кассу пересчета по журналу учета принятых сумок с ценностями и порожних сумок и справке о принятых вечерней кассой сумках. Накладные к сумкам с проинкассированной денежной выручкой сдают ответственным исполнителям для предварительного зачисления денежной выручки на счета предприятий и предпринимателей.
Для отражения в учете проинкассированной денежной выручки выполняется следующая проводка:
Дебет 105Х «Денежные средства в службах инкассации»,
Кредит счета по учету денежных средств (например, текущий счет клиента).
После пересчета составляется проводка по зачислению денежных средств в кассу банка:
Дебет 1010 «Денежные средства в кассе банка»,
Кредит 105Х «Денежные средства в службах инкассации».
Аналитический учет ведется по счетам 1050 «Инкассированные денежные знаки» и 1051 «Инкассированные чеки» по каждому клиенту.
Организация работы кассы пересчета. Для пересчета проинкассированной денежной выручки в кассовом подразделении банка организуется касса пересчета. Количество кассиров в кассе пересчета определяется исходя из объема поступающей в кассу денежной выручки и оснащения кассы техническими средствами обработки денежной наличности.
На следующий рабочий день после инкассации ценностей кассиры кассы пересчета пересчитывают фактически имеющиеся в инкассаторских сумках (мешках) денежную наличность и чеки и сообщают контролеру результаты. Контролер сверяет суммы, названные кассиром, с суммами, указанными на лицевой и оборотной сторонах препроводительной ведомости.
В случае равенства сумм, названных кассиром и указанных в препроводительной ведомости, контролер передает для подписи кассиру препроводительную ведомость. После этого контролер скрепляет препроводительную ведомость своей подписью и заносит суммы в контрольную или сводную ведомость. При недостаче или излишке составляется акт за подписью контролера и кассира.
Обработка, формирование и упаковка денежной наличности. Национальным банком Республики Беларусь установлен единый порядок обработки, формирования и упаковки денежной наличности банками. В соответствии с этим порядком кассиры обязаны сортировать принятую ими в кассу денежную наличность по достоинствам, а затем на годную к обращению и ветхую. Рассортированные по достоинствам годные и ветхие банкноты кассир формирует и упаковывает отдельно.
Каждые 100 листов банкнот одного и того же достоинства формируются в полные корешки и обандероливаются.
На бандеролях должны быть проставлены наименование банка, код банка по межбанковским расчетам, дата упаковки и код (именной штамп и подпись) кассира, производившего сортировку и пересчет денежной наличности, а на нестандартной бандероли — также достоинство банкнот и год выпуска. На бандеролях ветхой денежной наличности кроме вышеуказанных реквизитов проставляется дополнительно штамп «Ветхие». Каждые 10 корешков банкнот одного и того же достоинства формируются в пачку по 1000 листов, которая снабжается верхней и нижней накладками. Стандартная верхняя накладка имеет следующие реквизиты: «Билеты Национального банка Республики Беларусь», достоинство банкнот, год выпуска, сумма вложения и «При получении пересчитывать».
При формировании полной пачки банкнот на верхней накладке проставляются наименование банка, код банка по межбанковским расчетам, дата упаковки и код (именной штамп и подпись) кассира, производившего пересчет и формирование денежной наличности в пачки. На верхних накладках пачек ветхой денежной наличности кроме вышеуказанных реквизитов проставляется дополнительно штамп «Ветхие» с правой стороны накладки.
Оставшаяся денежная наличность разных достоинств, из которой нельзя сформировать полные корешки, упаковывается в сборную пачку, которая может храниться без объединения не более 10 календарных дней со дня формирования.
Порядок предварительной подготовки денежной наличности в банке. По заявкам клиентов — предприятий или предпринимателей, а также своих филиалов и отделений банки могут производить предварительную подготовку денежной наличности. Предварительная подготовка и упаковка денежной наличности, предназначенной для клиентов банка, осуществляется на основании полученных от них заявок за один рабочий день до дня выдачи денежных чеков, для филиалов и отделений банка — на основании письменных заявок. Форму заявок банки определяют самостоятельно.
Предварительная подготовка денежной наличности может осуществляться специально выделенным кассиром под контролем заведующего операционной кассой или одного из кассовых работников.
Порядок работы с денежной наличностью при использовании банкоматов. Для обслуживания банкомата письменным распоряжением руководителя банка или его заместителя назначаются ответственные работники банка, за которыми закрепляются ключи от банкомата. Подкрепление банкомата денежной наличностью (загрузка банкнот в кассеты) производится по мере необходимости на основании письменной заявки работника, ответственного за обслуживание банкомата (оператора). Заявка передается заведующему операционной кассой.
Подготовка кассет с денежной наличностью для загрузки их в банкомат осуществляется предварительно специально выделенным кассиром. Загрузка банкнот в кассеты производится кассиром в соответствии с маркировкой каждой кассеты. Кассеты, загруженные денежной наличностью, кассир возвращает заведующему операционной кассой под расписку в книге учета принятых и выданных ценностей или контрольном листе. Доставка кассет с денежной наличностью для загрузки их в банкомат производится инкассаторами.
Утром дня, следующего за днем подготовки кассет с денежной наличностью, заведующий операционной кассой выдает инкассатору предварительно подготовленные кассеты для загрузки их в банкомат под расписку в расходном кассовом ордере на перевозку денежной наличности. Инкассатор при приеме кассет проверяет целость опломбированной кассеты и наличие на ярлыке необходимых реквизитов.
Выгрузка кассет из банкомата и загрузка нового комплекта кассет производятся инкассатором и оператором банкомата. Оператор выводит из банкомата распечатку о сумме денежной наличности, выданной клиентам из банкомата и находящейся в банкомате на момент вскрытия, и передает ее инкассатору. После введения оператором в банкомат данных о достоинстве банкнот и сумме денежной наличности, загруженной в кассеты, банкомат выдает распечатку, подтверждающую факт вложения денежной наличности. Обе распечатки банкомата с расходным и приходным кассовыми ордерами подшиваются в кассовые документы дня.
При установке банкоматов в здании банка допускается загрузка/выгрузка кассет с денежной наличностью оператором и кассиром, который выполняет в этом случае обязанности инкассатора.
Проводки составляются на основании приходных и расходных кассовых ордеров. При подкреплении банкоматов денежной наличностью совершается проверка:
Дебет 1040 «Денежные средства в банкоматах»,
Кредит 1010 «Денежные средства в кассе».
При выдаче (списании) денежной наличности счет 1040 «Денежные средства в банкоматах» кредитуется.
Порядок подкрепления операционной кассы. Для оприходования всей поступающей денежной наличности и выполнения расходных кассовых операций в банке создается операционная касса.
При отсутствии или недостаточности в операционной кассе банка (его филиала или отделения) суммы денежной наличности в размере, необходимом для удовлетворения потребностей клиентов и самого банка, с учетом прогноза поступления денежной наличности, банк может подкрепить операционную кассу в Национальном банке Республики Беларусь или приобрести денежную наличность у других банков.
Для подкрепления операционной кассы в Национальном банке банк представляет в Главное управление (отделение) Национального банка Республики Беларусь заявку на подкрепление денежной наличностью операционной кассы банка (приложение 4.7), которая составляется в двух экземплярах с учетом ведомости учета выдач наличных денег на заработную плату, стипендии, пенсии, пособия, доходы предпринимателей, частных нотариусов согласно требованиям нормативного правового акта Национального банка Республики Беларусь по организации наличного денежного оборота.
В случае когда банк приобретает денежную наличность у другого банка, подкрепление операционной кассы банка осуществляется на основе договоров, заключенных между банками. Банк выдает денежную наличность для подкрепления другому банку по распоряжению руководителя (заместителя руководителя) банка.
Подкрепление операционной кассы отражается в бухгалтерском учете следующими проводками.
В банке, получающем (покупающем) денежную наличность:
1) перечисление безналичного эквивалента на счет банка:
Дебет 1803 «Расчеты по операциям, связанным с подкреплением денежной наличностью»,
Кредит корреспондентский (субкорреспондентский) счет банка;
2) получение денежной наличности:
Дебет 1010 «Денежные средства в кассе»,
Кредит 1803 «Расчеты по операциям, связанным с подкреплением денежной наличностью»;
3) расходы по покупке денежной наличности:
Дебет 9299 «Прочие банковские расходы» (другой счет по усмотрению банка),
Кредит корреспондентский (субкорреспондентский) счет банка;
4) расходы по перевозке ценностей (в случае если доставку денежной наличности осуществляет банк, обеспечивающий подкрепление, или третья сторона):
Дебет 9271 «Расходы по перевозке»,
Кредит корреспондентский (субкорреспондентский) счет банка.
В случае когда банк подкрепляет операционную кассу в Национальном банке Республики Беларусь, подкрепление отражается в учете аналогичным образом.
В банке, обеспечивающем денежное подкрепление:
1) получение безналичного эквивалента:
Дебет корреспондентский (субкорреспондентский) счет банка,
Кредит 1813 «Расчеты по операциям, связанным с подкреплением денежной наличностью»;
2) отсылка денежных средств из кассы банка на основании расходного кассового ордера:
Дебет 1080 «Денежные средства в пути»,
Кредит. 1010 «Денежные средства в кассе»;
3) на основании документа, подтверждающего доставку денежной наличности:
Дебет 1813 «Расчеты по операциям, связанным с подкреплением денежной наличностью»,
Кредит 1080 «Денежные средства в пути»;
4) получение дохода от продажи денежной наличности:
Дебет корреспондентский (субкорреспондентский) счет банка,
Кредит 8299 «Прочие банковские доходы» (другой счет по усмотрению банка);
5) получение дохода за перевозку ценностей (в случае если доставку денежной наличности осуществляет банк, обеспечивающий подкрепление):
Дебет корреспондентский (субкорреспондентский) счет банка,
Кредит 8271 «Доходы по перевозке».
В Национальном банке Республики Беларусь учет подкрепления денежной наличностью осуществляется аналогично - с использованием счетов, определенных планом счетов бухгалтерского учета в учреждениях Национального банка.
Действующими правилами организации кассовых операций определено, что банк может осуществлять перераспределение денежной наличности между своими филиалами (отделениями). Однако при перераспределении денежной наличности между филиалами (отделениями) банка, расположенными в разных областях, банк обязан получить согласие Главного управления Национального банка Республики Беларусь по соответствующей области. Учет операций по перераспределению денежной наличности между филиалами осуществляется с использованием счетов 6165 и 6175 «Расчеты филиалов по операциям, связанным с подкреплением денежной наличностью».
Ревизия ценностей. Национальным банком Республики Беларусь установлены требования к организации и периодичности проведения ревизии ценностей. Так, в обязательном порядке ревизия ценностей операционной кассы, находящихся в кладовой и кассах банков, и проверка порядка их хранения производятся:
• ежегодно по состоянию на 1 января нового года;
• внезапно, но не реже одного раза в квартал;
• при смене руководителя банка, главного бухгалтера и лиц, ответственных за сохранность ценностей;
• при временной смене лиц, ответственных за сохранность ценностей.
В других случаях ревизия осуществляется по распоряжению руководителя головного учреждения банка.
Ревизия ценностей проводится комиссией в составе не менее 3 человек, назначаемых приказом руководителя банка, в присутствии лиц, ответственных за сохранность ценностей. Основной целью проведения ревизии является установление соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию ценностей в операционной кассе банка, а также проверка соблюдения требований к обеспечению сохранности ценностей.
По результатам проведенной ревизии составляется акт ревизии ценностей за подписями всех работников, проводивших ее, и лиц, ответственных за сохранность ценностей, присутствовавших при этом. При установлении недостачи или излишка денежной наличности и других ценностей, расхождения в учете или недостатков в обеспечении сохранности ценностей копия акта ревизии ценностей направляется головному учреждению банка. Акты ревизий ценностей операционной кассы, находящихся в кладовой, хранятся в течение одного года у главного бухгалтера, а затем передаются в архив.
Руководитель банка или его заместитель обязан в течение 5 рабочих дней рассмотреть результаты произведенных ревизий и проверок и принять меры к устранению выявленных недостатков.
- Глава 1. Организация бухгалтерского учета в банках.............................................5
- Глава 2. Организация и учет межбанковских расчетов........................................43
- Глава 3. Учет и контроль расчетных операций банков........................................65
- Глава 4. Учет операций банка................................................................................105
- Глава 5. Учет операций банков в иностранной валюте .....................................307
- Глава 6. Учет внутрибанковских операций ........................................................350
- Глава 7. Отчетность банков...............................................................................402
- Глава 1 организация бухгалтерского учета в банках
- 1.1 Сущность, значение и организация бухгалтерского учета в банке
- 1.2. План счетов бухгалтерского учета в банках
- 1.3. Первичная банковская документация, документооборот и внутренний контроль
- 1.4. Аналитический и синтетический учет в банках
- 1.4.1. Регистры аналитического учета
- 1.4.2. Порядок регистрации и нумерации лицевых Счетов
- 1.4.3. Регистры синтетического учета
- 1.4.4. Исправление ошибочных записей
- 1.5. Хранение документов
- Глава 2 организация и учет межбанковских расчетов
- 2.1. Сущность межбанковских расчетов и назначение корреспондентских счетов
- 2.2. Порядок открытия корреспондентских счетов и учета межбанковских расчетов
- 2.3. Осуществление межбанковских расчетов по крупным и срочным денежным переводам
- Национальный банк Республики Беларусь
- Система biss
- Клиринговая система прочих платежей
- Национальный банк Республики Беларусь
- 2.4. Осуществление межбанковских расчетов по прочим денежным переводам
- 3.1. Текущие (расчетные) счета
- 3.2. Кредитовые переводы
- 3.3. Дебетовые переводы
- 3.4. Порядок проведения операций с использованием чеков
- 3.5. Расчеты с использованием банковских пластиковых карточек
- Глава 4 учет операций банка
- 4.1. Организация и учет кассовых операций банка
- 4.2. Учет операций с бланками строгой отчетности
- 4.3. Учет вкладных (депозитных) операций
- 4.3.1. Организация учета вкладных (депозитных) операций
- 4.3.2. Оформление и учет вкладных (депозитных) операций юридических лиц
- 4.3.3. Оформление и учет вкладных (депозитных) операций физических лиц
- 4.3.4. Операции с драгоценными металлами и памятными (юбилейными) монетами
- 4.4. Учет операций по кредитованию
- 4.4.1. Организация учета кредитных операций
- 4.4.2. Оформление и учет краткосрочных кредитов
- 4.5. Учет операций факторинга
- 4.6. Учет лизинговых операций
- 4.7. Учет операций с ценными бумагами
- 4.7.1. Выпуск акций и учет операций по формированию уставного фонда банка. Операции банка с акциями на вторичном рынке
- 4.7.2. Учет операций с собственными долговыми ценными бумагами
- 4.7.2.1. Учет операций банка по выпуску векселей
- 4.7.2.2. Учет операций с облигациями, выпущенными банком
- 4.7.2.3. Учет операций с депозитными и сберегательными сертификатами
- 4.7.3.2. Принципы отражения в учете стоимости приобретаемых ценных бумаг
- 4.7.3.3. Учет ценных бумаг по цене приобретения
- 4.7.3.4. Учет ценных бумаг по справедливой стоимости
- 4.7.3.5. Учет сделок репо
- 4.7.3.6. Учет посреднических операций с ценными бумагами
- 4.7.3.7. Учет расчетов по операциям с ценными бумагами на бирже
- 4.8. Учет операций доверительного управления имуществом
- 4.9. Операции по кассовому исполнению бюджета
- 4.9.1. Кассовое исполнение республиканского бюджета по доходам
- 4.9.2. Кассовое исполнение местных бюджетов по доходам
- 4.9.3. Функции банков по кассовому исполнению бюджета по расходам
- Глава5 учет операций банков в иностранной валюте
- 5.1. Учет и оформление операций по международным расчетам
- 5.2. Особенности учета операций в иностранной валюте
- 5.3. Оформление и учет валютно-обменных операций, совершаемых субъектами хозяйствования на внутреннем валютном рынке
- 5.4. Правила осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц
- 5.5. Порядок оформления и учета операций с платежными документами в иностранной валюте и операций инкассо
- Глава 6 учет внутрибанковских операций
- 6.1. Учет основных средств и капитальных вложений
- 6.1.1. Учет основных средств банка
- 6.1.2. Учет операций по приобретению основных средств
- 6.1.3. Начисление и учет амортизации основных средств
- 6.1.4. Учет операций по выбытию и перемещению основных средств
- 6.1.5. Переоценка основных средств и отражение в учете ее результатов
- 6.1.6. Учет капитальных вложений банка
- 6.2. Учет материалов
- 6.3. Учет нематериальных активов
- 6.4. Инвентаризация основных средств, материалов и отражение ее результатов в учете
- 6.5. Учет доходов и расходов банка, определение результатов его деятельности
- Связанные с начислением и выплатой средств по оплате труда работникам банка
- Глава7 отчетность банков
- 7.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность банка: характеристика, классификация,
- Элементы отчетности, принципы формирования, состав
- 7.2. Бухгалтерский баланс банка
- Раздел I. Балансовые счета.
- Раздел II. В не балансовые счета.
- Раздел III. Счета по учету доверительного управления.
- Раздел I. Балансовые счета
- Раздел II. В не балансовые счета
- Раздел III. Счета по учету доверительного управления
- 7.3. Годовой отчет
- Бухгалтерский баланс
- Раздел I. За год, предшествующий отчетному.
- Раздел II. За отчетный год.
- 7.4. Переход банковской системы республики беларусь на международные стандарты финансовой отчетности
- Методологические аспекты учетной политики