logo
МЭСИ, шпоры, банк, ивестиц, страх

10. Рынок банковских услуг и его сегментация. Конкурентоспособность банковского продукта

Рынок   банковских   услуг  представляет собой сложную область формирования спроса и предложения на производные  банковской  деятельности, которые относятся к товарному типу денежно-кредитных и финансовых отношении, характеризующихся свободным выбором партнеров и наличием конкуренции. Развитие этих отношений способствует увеличению спроса и предложения на услуги банков, стимулирует операции по расширению структурных элементов ассортимента и качества услуг.

Важнейшей задачей банковского маркетинга является анализ, оценка, выбор тех сегментов рынка, где:

1) банк может занять большую долю рынка за счет увеличения емкости растущего рынка, или лучшего продвижения своих услуг, нежели это делает банк-конкурент; 2) банк предлагает новую услугу  и  должен проверить реакцию рынка с последующим ее продвижением при положительном отклике;

3) банк желает привлечь круг потенциальных клиентов для чего  ему  необходима информация как эти клиенты работают с конкурирующими финучреждениями и т.п.

Основными целями сбора информации о рынке являются выявление, анализ и прогнозирование основных рыночных факторов, которые могут повлиять на банк в рассматриваемый (планируемый) период. Термин «рынок» используется в широком смысле, то есть доступный всем финансовым институтам, а рыночный сегмент: это часть общего рынка, которая может быть рассмотрена отдельно; обслуживаемый рынок: это тот сегмент рынка, в котором банк конкурирует.

Сбор информации о рынке включает в себя исследование рынка во всем его многообразии. Общий рынок можно начать оценить после получения ответов на такие вопросы как: 1) каков размер общего рынка? он растет или уменьшается?

2) происходят ли важные изменения? ожидаются ли важные изменения? какие и когда, каковы важные характеристики рынка? 3) что является движущими силами внутри рынка? какие воздействия угрожают общему рынку со стороны окружающей среды?

4) может ли общий рынок быть реально разделен на сегменты?

Конкурентоспособность   банковского   продукта  - это его способность конкурировать с аналогичными продуктами других банков на финрынке в данное время на основании присущих ему качественных и стоимостных характеристик, обеспечивающих удовлетворение потребностей клиентов. Наиболее общими критериями конкурентоспособности  банковских   продуктов  можно считать два параметра: их цену и качество. Оценка  конкурентоспособности   банковских   продуктов и эффективное управление ею предполагают одновременное воздействие на оба вышеуказанных фактора в целях нахождения наиболее оптимальной их комбинации для кредитной организации и клиента. При этом в отечественной научной и практической литературе проблема комплексного управления  конкурентоспособностью  товаров и услуг (в частности, банковских   продуктов ) пока не исследована в достаточной степени, в отличие от частных аспектов данного вопроса - ценообразования и управления качеством. Ценовые факторы  конкурентоспособности  банковского   продукта  включают как уровень прямых затрат, связанных с его изготовлением (издержки по привлечению ресурсов, з/пл. сотрудникам и т.д.), так и величину косвенных затрат банка (реклама, консультационные услуги, расходы по обучению сотрудников и т.д.).