logo search
Книга Бух

4.9.3. Функции банков по кассовому исполнению бюджета по расходам

Под исполнением государственного бюджета по расходам понимается определенный Министерством финансов Респуб­лики Беларусь порядок финансирования распорядителей

средств, получающих средства из республиканского бюджета через территориальные органы государственного казначей­ства (управления государственного казначейства по области и г. Минску, отделения и представительства государственного казначейства) и из местных бюджетов.

В системе бюджетного финансирования выделяют главных распорядителей средств и нижестоящих. Главный распоряди­тель средств — это прямой получатель бюджетных средств (ми­нистерства, другие органы государственного управления), ко­торый имеет право распределять бюджетные средства между подчиненными ему распорядителями средств, осуществлять их финансирование. Распорядитель средств — это бюджетные организации (министерства, органы государственного управ­ления, организации, юридические лица), финансируемые из бюджета на основании бюджетной сметы и имеющие текущий счет в банке. Главные распорядители средств несут солидар­ную с распорядителями средств ответственность за расходова­ние бюджетных средств.

Учет исполнения республиканского бюджета по расходам в системе государственного казначейства ведется централизо­ванно — с использованием программно-технического комплек­са государственного казначейства в разрезе распорядителей средств. Зарегистрированному в системе государственного казначейства распорядителю средств присваивается учетный номер казначейства (УНК), открывается лицевой счет по уста­новленной форме с отражением в нем подразделений бюджет­ной классификации (глава, раздел, подраздел, статья, подстатья), а также выдается распоряжение на открытие (или пе­реоформление) счетов в банке. Распоряжение представляется распорядителем средств в обслуживающий его банк (с пред­ставлением документов, предусмотренных Инструкцией открытия банками счетов клиентов в Республике Беларусь).

Функции банков по исполнению государственного бюдже­та связаны с выполнением ими операций по зачислению бюд­жетных средств на текущие (бюджетные) счета их распоряди­телей, а также по перечислению (списанию) бюджетных средств с текущих (бюджетных) счетов на основании платеж­ных поручений (требований-поручений) распорядителей средств.

Распорядители средств, финансируемые через территори­альные органы государственного казначейства, осуществляют перечисление средств с принадлежащих им текущих (бюджетных) счетов иным получателям и банкам только после согласо­вания предстоящих платежей с соответствующим органом государственного казначейства.

Платежи считаются согласованными при получении распо­рядителем средств от соответствующего органа казначейства письменного разрешения на проведение конкретных платежей с указанием срока действия такого разрешения.

Исполнение республиканского бюджета через территориальные органы государственного казначейства осуществляется посредством оплаты обязательств распорядителей средств с текущих счетов органов государственного казначейства на счета ( поставщиков товаров (работ, услуг), получателей средств, минуя счета распорядителей средств.

Перечисление средств с текущего счета территориального органа государственного казначейства осуществляется в пределах сметных назначений распорядителя средств по предъяв­ленным им платежным поручениям на счета:

• поставщиков — за поставленные товары, оказанные услуги, выполненные работы;

• получателей — по обязательным расчетам и нетоварным операциям (платежам в бюджет, переводам из заработной платы и т.д.);

• распорядителей средств — для получения наличных де­нежных средств, расчетов по предъявленным расчетным доку­ментам.

Оформление платежных поручений на перечисление средств с текущих счетов территориальных органов государ­ственного казначейства осуществляется в соответствии с Инструкцией о банковском переводе. При этом в поле «Пла­тельщик» заполняются реквизиты территориального органа государственного казначейства (например, Управление государ­ственного казначейства по г. Гомелю); в поле «Бенефициар» — данные получателя исходя из документов, подтверждающих обоснованность платежа (например, Центр оборудования при НИИ ПФП РБ); в поле «Назначение платежа» — УНК и наиме­нование распорядителя средств, чьи расходы оплачиваются, сумма расходов — в соответствии с бюджетной классификаци­ей (например, УНК 75037, Гомельский дорожностроительный техникум. За изготовление проектно-сметной документации, р. 14, п. 05, ст.10 10 01).

Для получения наличных денежных средств распорядители средств (например, Гомельское областное телерадиообъединение) накануне дня платежа представляют в территориальный орган государственного казначейства (например, Управление государственного казначейства по Гомельской области) пла­тежные поручения (вместе с чеком) для зачисления средств на текущие счета с указанием в поле «Назначение платежа» номе­ра и даты чека (например, УНК 13705, Гомельское областное телерадиообъединение. Для получения денежных средств по чеку ВБ № 020792 от 21.07.2006).

После регистрации в автоматизированной системе государ­ственного казначейства платежные поручения (с отметкой ор­гана государственного казначейства) представляются в обслу­живающий банк для перевода средств на счета получателей, для заявки наличных денежных средств.

Получение денежных средств на выплату заработной пла­ты, стипендий должно осуществляться распорядителем средств в установленные сроки выплаты. Одновременно с че­ком на выплату заработной платы распорядитель средств представляет поручения на перечисление по назначению удер­жаний из заработной платы, а также начисленных и подлежа­щих перечислению обязательных платежей и отчислений по расчетам (с бюджетом по подоходному налогу, с ФСЗН, по профсоюзным взносам, по обязательному страхованию; по алиментам, кредитам и другим средствам, удержанным из зара­ботной платы).

Получение денежных средств на выплату командировоч­ных расходов должно производиться при наличии приказа, подписанного руководителем учреждения, копия которого представляется в территориальный орган государственного казначейства (вместе с чеком).

Получение наличных денежных средств на хозяйственные и прочие расходы контролируется банком в пределах лимитов по данным расходам, установленных для каждого распоряди­теля средств.

Выписки из текущего (бюджетного) счета учреждения бан­ков представляют обслуживающим территориальным органам государственного казначейства. Органы казначейства форми­руют выписки из лицевых счетов по распорядителям (откры­тым в казначействе) для отражения операций во внутриведом­ственном бухгалтерском учете. Выписки из лицевых счетов передаются распорядителям средств с приложением к ним копий платежных поручений, исполненных органами казначейства.

В процессе исполнения местных бюджетов банки производят перечисления на текущие (расчетные) счета распорядите­лей средств, на счета вышестоящих (например, областных) и нижестоящих (районных, городских, поселковых и сельских) бюджетов (на основании платежных поручений распорядителей средств), а также осуществляют отражение в учете расхо­дов, производимых распорядителями средств. В учреждениях АСБ «Беларусбанк» организован программный учет операций с денежными средствами местных бюджетов. Информация о движении денежных средств по счетам местных бюджетов ежедневно (по модемной связи) передается финансовым орга­нам, счета которых обслуживаются учреждениями данного банка. Порядок формирования и передачи финансовым орга­нам выписок из лицевых счетов определяется Министерством финансов по согласованию с АСБ «Беларусбанк».

Списание с текущих (бюджетных) счетов бюджетных средств может производиться банком в бесспорном порядке — по платежным требованиям, оформленным взыскателями на основании исполнительных документов (постановлений обще­го или хозяйственного суда, органов взыскания и т.п.).

В день получения платежного требования, предъявленного взыскателем к текущему (бюджетному) счету бюджетной орга­низации для списания бюджетных средств в бесспорном по­рядке ответственный исполнитель банка-отправителя осуще­ствляет следующие действия:

• на всех экземплярах платежного требования в поле «Срок представления акцепта» проставляет дату платежа;

• приходует платежное требование в картотеку к внебалан­совому счету 99812 «Расчетные документы, ожидающие акцеп­та для оплаты»;

• направляет бюджетной организации третий экземпляр платежного требования без приложения исполнительного до­кумента.

Бюджетная организация, получив от банка третий экземп­ляр платежного требования, обязана: дать распоряжение банку об оплате платежного требования с текущего (бюджетного) счета и (или) с текущего (расчетного) счета по внебюджетным средствам (для списания его в расход счета 99812) или о ее возврате; подать заявку на получение необходимого финанси­рования (при его отсутствии).

Распоряжение оформляется бюджетной организацией в письменном виде. В нем указываются: дата и номер распоря­жения; наименование бюджетной организации; наименование банка-отправителя; наименование взыскателя; дата и номер платежного требования, предъявленного взыскателем; сумма взыскиваемого платежа; содержание распоряжения: либо ис­полнить и оплатить платежное требование, либо возвратить его взыскателю без исполнения. Распоряжение представляется в банк не позднее 10 банковских дней, не считая дня поступле­ния платежного требования в банк. Оно заверяется оттиском печати и подписями лиц бюджетной организации согласно об­разцам, представленным в банк. Распоряжения представляют­ся в банк в одном экземпляре при решении бюджетной орга­низации об оплате платежного требования в полной сумме и в двух экземплярах — при решении о частичной оплате или о возврате без исполнения.

В случае принятия решения бюджетной организацией о возврате платежного требования без исполнения (на полную сумму или частичную) в распоряжении обязательно указыва­ются наименование главного распорядителя средств, номер его банковского счета, наименование банка, в котором нахо­дится счет главного распорядителя средств, сумма неисполнен­ного платежа, обоснование возврата.

При исполнении банком-отправителем распоряжения бюд­жетной организации об оплате платежного требования с теку­щего (расчетного) счета по внебюджетным средствам ответ­ственный исполнитель исправляет номер счета плательщика, проверяет получение финансирования.

При исполнении распоряжения об оплате платежного тре­бования за счет средств, находящихся на текущем (бюджет­ном) счете и на текущем (расчетном) счете по внебюджетным средствам, в платежном требовании делается запись о сумме платежа с каждого счета, которая заверяется подписью ответ­ственного исполнителя.

После оплаты платежного требования в полной сумме пер­вый экземпляр платежного требования с распоряжением поме­щается в документы дня, второй экземпляр направляется в банк-получатель для выдачи взыскателю. Исполнительный до­кумент направляется бюджетной организации с выпиской из его лицевого счета.

При частичной оплате платежного требования один экзе­мпляр распоряжения с первым экземпляром частично оплаченного платежного требования помещается в документы дня, а второй экземпляр распоряжения со вторым экземпляром частично оплаченного платежного требования и исполнительным документом направляется в банк-получатель для выдачи взыскателю. В исполнительном документе банк-отправитель должен сделать отметку о сумме частичной оплаты.

При возврате неисполненного платежного требования в полной сумме один экземпляр распоряжения со вторым экзе­мпляром платежного требования помещается в документы дня, второй экземпляр распоряжения вместе с первым экземп­ляром неисполненного платежного требования и исполнитель­ным документом направляется в банк-получатель для выдачи взыскателю.

При неполучении распоряжения от бюджетной организа­ции банк-отправитель при наступлении даты платежа исполня­ет платежное требование за счет средств, находящихся на теку­щем (бюджетном) счете, а при их отсутствии — помещает в Картотеку к внебалансовому счету 99814 «Расчетные докумен­ты, не оплаченные в срок». Платежные требования при безак­цептной форме инкассо оплачиваются (списываются в расход счета 99814) по мере поступления средств на счет бюджетной организации. Срок нахождения расчетных документов в карто­теке определяется Национальным банком (по счетам бюджет­ных организаций он увеличен с одного до шести месяцев).

Платежные требования (при безакцептной форме инкассо) могут быть отозваны в полной сумме или частично по заявле­нию взыскателя.

Если исполнительный документ предусматривает взыска­ние с двух или нескольких плательщиков без указания на то, что взыскание производится солидарно, взыскатель должен представить в обслуживающий банк платежные требования, составленные отдельно на каждого плательщика с приложени­ем исполнительного документа на каждого плательщика. Ис­полнение платежных требований, предъявленных к счетам каждого плательщика, производится в рассмотренном выше порядке.

Исполнение платежных требований, предъявленных взы­скателем к текущему (бюджетному) счету главного распоряди­теля средств в порядке субсидарной ответственности, осущес­твляется на основании распоряжения об оплате платежного требования, представляемого в банк главным распорядителем

(не позднее тридцати календарных дней, не считая дня поступ­ления в банк платежного требования). В верхней части платеж­ного требования, оформленного взыскателем на списание средств с текущего (бюджетного) счета главного распорядите­ля, должна быть произведена надпись «Субсидарный ответ­чик». Извещение о помещении платежного требования в кар­тотеку ответственный исполнитель банка-отправителя направ­ляет взыскателю. Главному распорядителю средств вручается третий экземпляр платежного требования.

При отсутствии в текущем периоде остатка средств плано­вых назначений, соответствующего целям, указанным в пла­тежном требовании, либо доходов от предпринимательской (внебюджетной) деятельности главный распорядитель средств в течение 3 рабочих дней со дня получения от банка третьего экземпляра платежного требования обязан внести предложе­ния в Министерство финансов либо соответствующий финан­совый орган об уточнении ему плановых назначений. Мини­стерство финансов либо финансовый орган (в течение 15 рабо­чих дней со дня получения предложения главного распоряди­теля средств) должен: внести изменения в бюджетную роспись республиканского или местного бюджета; довести до главного распорядителя средств, соответствующего органа казначей­ства сведения о размере выделенных плановых назначений; за­числить бюджетные средства на текущий (бюджетный) счет главного распорядителя средств.

Главный распорядитель средств не позднее дня, следующе­го за днем получения бюджетных средств на свой текущий (бюджетный) счет, обязан дать распоряжение банку-отправите­лю об оплате платежного требования.

Исполнение платежных требований, оформленных на осно­вании исполнительных документов Министерства финансов, органов государственного казначейства, финансовых органов и предъявленных к текущим (бюджетным) счетам иных распо­рядителей средств, не являющихся бюджетными организация­ми, осуществляется банками в соответствии с Инструкцией о банковском переводе.