logo search
Книга Бух

4.1. Организация и учет кассовых операций банка

Под кассовыми операциями понимают операции банков по приему и выдаче наличных денежных средств, связанные с удов­летворением потребностей в наличных деньгах клиентов банка — предприятий, предпринимателей и граждан, а также потреб­ностей самого банка. Необходимость в таких операциях обу­словлена в первую очередь наличием экономических отноше­ний государства и субъектов хозяйствования с населением, в результате которых формируются денежные доходы физиче­ских лиц или происходит их расходование. В гораздо меньшей степени наличные деньги используют предприятия и органи­зации во взаимоотношениях между собой, что связано с действующим порядком организации расчетов и платежей в экономике.

Взаимосвязь кассовых операций с другими операциями банков прослеживается, главным образом, в тех направлениях работы банковских учреждений, которые связаны с обслужива­нием населения. Так, наличным путем чаще всего происходит прием/выдача депозитов физических лиц и уплата процентов по ним, выдача наличными потребительских кредитов (в пре­делах сумм, установленных законодательством), выдача налич­ных средств по карт-счетам с использованием банкоматов и пунктов выдачи наличных, совершение валютно-обменных операций, покупка-продажа ценных бумаг населению и т.д.

В зависимости от направления движения наличных денеж­ных средств можно выделить приходные и расходные кассовые операции. Приходные предполагают поступление средств в кас­су банков, расходные кассовые операции означают выдачу де­нежных средств из кассы. Кроме того, можно выделить опера­ции по кассовому обслуживанию клиентов (например, выдача средств клиентам на заработную плату, зачисление торговой выручки предприятия на текущий счет) и кассовые операции, связанные с удовлетворением потребностей самого банка (на­пример, выдача средств на командировочные цели, пополне­ние операционной кассы и т.д.).

Учет кассовых операций банка осуществляется по счетам класса 1 «Денежные средства, драгоценные металлы и межбан­ковские операции», группы счетов 10 «Денежные средства»:

1010 «Денежные средства в кассе»;

1011 «Денежные средства в кассах вне кассового узла»; 1020 «Денежные средства в обменных пунктах»;

1030 «Денежные средства в кассе с режимом работы «про­дленный день»;

1040 «Денежные средства в банкоматах»;

1050 «Инкассированные денежные знаки»;

1051 «Инкассированные чеки»;

1060 «Денежные средства для подготовки авансов»; 1080 «Денежные средства в пути»;

1090 «Прочие средства платежа»;

1091 «Прочие средства платежа в пути».

Все счета данной группы являются активными. По дебету счетов отражается поступление наличных денежных средств в кассу банка, банкоматы, обменные пункты, пункты инкасса­ции и т.п.; по кредиту — их выдача из кассы банка (обменных пунктов, пунктов инкассации, банкоматов и т.д.).

Правила организации кассовой работы в банках устанавли­вает Национальный банк Республики Беларусь. Обычно таки­ми правилами определен порядок работы с ценностями, в том числе правила осуществления кассовых операций, определе­ния признаков платежности наличных денег, инкассации и пе­ревозки денежной наличности и других ценностей.

В настоящее время Правилами организации кассовых опе­раций предъявляются следующие требования к банкам в части организации кассовой работы:

• банки обязаны соблюдать законодательство Республики Беларусь;

• банки обязаны обеспечить безусловную сохранность цен­ностей, находящихся в банке, а также своевременное, правиль­ное и полное оприходование и зачисление на соответствующие счета клиентов банка денежной наличности, поступившей в кассы банка;

• банки обязаны сортировать денежную наличность на год­ную к обращению и ветхую, осуществлять прием и обмен по­врежденных банкнот.

Для осуществления кассового обслуживания клиентов бан­ка, а также выполнения операций с денежной наличностью и другими ценностями банки создают у себя кассовые узлы, устройство и оборудование которых должны соответствовать определенным техническим требованиям и обеспечивать нор­мальные условия для работы персонала и обслуживания клиен­тов, а также сохранность ценностей, документов и безопас­ность работников. Кассовый узел включает в себя приходную, расходную, валютную и другие кассы в зависимости от потреб­ностей банка и клиентов, а также кладовую (хранилище). Кла­довая должна быть самым укрепленным местом кассового узла.

Требования к планировке и построению кассовых узлов предполагают отсутствие доступа в кассовый узел лиц, не со­вершающих операций с ценностями, компактность помеще­ний, чтобы максимально сократить путь перемещения ценнос­тей из одного помещения в другое, оборудование кабин таким образом, чтобы имелась возможность осуществления зритель­ного контроля за работой кассиров. Существуют также реко­мендации к рабочему месту кассира, выполнение которых поз­волит четко, быстро и эффективно выполнять обязанности по обслуживанию клиентов и т.д. Все производимые в кассовом узле операции должны выполняться с максимальным исполь­зованием средств автоматизации и механизации кассовой ра­боты.

Для комплексного обслуживания клиентов и обработки де­нежной наличности банки создают у себя приходные, расход­ные, приходно-расходные, валютные, вечерние кассы, кассы по подготовке авансов, кассы пересчета денежной наличности, кассы банка при предприятиях, операционные кассы банка вне кассового узла за пределами здания банка. Кассы банка при предприятиях могут создаваться только при наличии у банка лицензии на инкассацию денежной наличности, валют­ных и других ценностей, выданной Национальным банком Рес­публики Беларусь. Банки могут устанавливать банкоматы или другие платежно-расчетные терминалы.

Целесообразность создания тех или иных касс, их количест­во, режим работы, виды производимых в них операций, чис­ленность кассовых работников, а также установка банкоматов определяются руководством банка и оформляются приказом или распоряжением по банку.

Инкассацию денежной выручки предприятий и предприни­мателей, перевозку ценностей, доставку наличности и ценнос­тей клиентам осуществляет служба инкассации.

Отметим, что такая служба может быть создана в банке только при наличии специальной лицензии Национального банка Республики Бе­ларусь. В случае отсутствия лицензии банки заключают дого­воры на перевозку ценностей с Национальным банком или другими банками, имеющими лицензию на инкассацию.

Для оформления кассовых операций с денежной налич­ностью банки используют различные расчетно-кассовые доку­менты — объявление на взнос наличными, приходный кассо­вый ордер, расходный кассовый ордер, денежный чек, извеще­ние и др. Расчетно-кассовые документы, которыми оформля­ются те или иные кассовые операции в банке, определяются банком самостоятельно по согласованию с главным бухгалте­ром, о чем издается соответствующий приказ по банку, кото­рый доводится до сведения всех филиалов и отделений банка. Банк также самостоятельно устанавливает документооборот исходя из используемых видов денежных документов, распре­деления должностных обязанностей и т.д. Общим правилом является то, что передача приходных и расходных кассовых до­кументов через клиентов, а также выдача клиентам оплачен­ных и исполненных кассовых документов запрещаются.

Кассовый документ составляется в количестве экземпля­ров, достаточном для совершения операции по всем затрону­тым ею счетам.

Кассиры приходных, расходных, приходно-расходных и ва­лютных касс должны быть обеспечены образцами подписей лиц, имеющих право подписания расчетно-кассовых докумен­тов в соответствии с требованиями нормативного правового акта Национального банка Республики Беларусь по организа­ции бухгалтерского учета и отчетности в банках Республики Беларусь.

Большое внимание в организации кассовых операций бан­ка уделяется вопросам компетентности и профессионализма работников кассы банка. Такие работники должны сдать зачет по знанию правил организации кассовой работы, других нор­мативных правовых актов Национального банка Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Бела­русь, относящихся к их служебным обязанностям.

С каждым работником, осуществляющим операции с де­нежной наличностью и другими ценностями, заключаются до­говоры о полной индивидуальной или коллективной матери­альной ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Кассиры несут полную материальную ответственность за недостачу денежной наличности и других ценностей в сформированных ими пачках, корешках или дру­гой упаковке с их клише (пломбами) и кодами, а также за обна­руженные среди отсортированной и упакованной ими денеж­ной наличности неплатежные и сомнительные банкноты и иные недостатки в работе, причинившие ущерб банку. Инкасса­торы несут полную материальную ответственность за сохран­ность ценностей, принятых ими для доставки по назначению.

Персональную ответственность за организацию кассовой работы в банке несет руководитель банка, солидарную — его за­меститель, начальники структурных подразделений. В их обя­занности входит: организовывать надлежащее хранение и обес­печивать полную сохранность ценностей, находящихся в бан­ке; создавать необходимые условия труда кассовых и инкасса­торских работников, обеспечивающие четкое выполнение уста­новленных правил работы с ценностями; проводить необходи­мые мероприятия по правильной расстановке, подготовке и повышению квалификации кассовых и инкассаторских работ­ников, своевременно доводить до их сведения нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь по кассовой и инкассаторской работе; разрабатывать и проводить мероприятия по рационализации, компьютеризации и автома­тизации кассовой работы, обеспечивающие повышение произ­водительности труда кассовых работников; расследовать каж­дый случай просчета, хищения и других злоупотреблений, при­нимая установленные законодательством Республики Беларусь меры по взысканию с виновных лиц причиненного ущерба и привлечению их к ответственности, а также проводить необхо­димые мероприятия по недопущению подобных случаев; обес­печивать своевременное устранение недостатков, вскрываемых ревизиями (проверками), и выполнение письменных предписа­ний проверяющих.

Правилами организации кассовой работы банка с наличны­ми белорусскими рублями установлены единые требования к порядку приема и передачи ценностей в банке, организации работы приходной, расходной, вечерней кассы и кассы пере­счета, обработке, формированию и упаковке денежной налич­ности, порядку предварительной подготовки денежной налич­ности, порядку работы с денежной наличностью при использо­вании банкоматов, порядку работы с неплатежными, фальшивыми и сомнительными банкнотами, порядку работы, заклю­чения и подкрепления операционной кассы, порядку форми­рования папки с кассовыми документами.

Порядок приема и передачи ценностей в банке. Выдачу налич­ных денег и других ценностей кассирам осуществляет заведу­ющий операционной кассой. Передача денег кассирам произ­водится под расписку в книге учета принятых и выданных цен­ностей, листы которой должны быть пронумерованы, прошну­рованы, а последний лист подписан должностными лицами банка и скреплен печатью банка.

Кассиры (кроме кассиров обменных пунктов) должны свое­временно отражать полученные (переданные) ими (им) цен­ности в своих именных книгах учета принятых и выданных ценностей или контрольных листах. Документ, по которому осуществляется передача ценностей, определяется руководите­лем кассового подразделения. Все контрольные листы касси­ров хранятся в течение 10 рабочих дней (кассиров операцион­ных касс — у заведующего операционной кассой, кассиров кас­сы пересчета — у работника, возглавляющего кассу пересчета), после чего уничтожаются.

Организация работы приходной кассы. Для приема денежной наличности от клиентов в течение банковского дня в банке соз­даются приходные кассы.

Прием денежной наличности от клиентов в кассу банка производится по следующим основным документам:

• объявление на взнос наличными, представляющее собой комплект документов, состоящий из объявления, ордера и кви­танции;

• приходный ордер;

• комплект документов, состоящий из извещения и квитан­ции;

• приходный кассовый ордер.

Документооборот по приходным кассовым операциям дол­жен быть организован таким образом, чтобы выдача квитан­ций клиентам и зачисление сумм на их счета производились только после фактического поступления денег в кассу. Как бы­ло сказано выше, документооборот в разных банках может раз­личаться. Приведем порядок документооборота, характерный для большинства банков.

Приходный кассовый документ заполняет клиент и переда­ет контролеру (ответственному исполнителю, администратору).

Контролер проверяет правильность заполнения докумен­та, ставит свою подпись и заносит данные документа в приход­ный кассовый журнал — номер документа, номер счета клиен­та, сумму (общую и частные), символ отчетности.

Затем контролер передает приходный кассовый документ кассиру. Кассир, получив приходный кассовый документ, про­веряет наличие и тождественность подписей ответственных исполнителей банка и лиц, имеющих право контрольной под­писи, имеющимся у него образцам, сверяет соответствие ука­занных в них сумм цифрами и прописью, а в объявлении на взнос наличными и комплекте квитанций, кроме того, — тож­дественность суммы, указанной в составных частях комплекта этих документов.

После проверки приходных кассовых документов кассир вызывает вносителя денежной наличности и принимает ее по­листным пересчетом. После пересчета денежной наличности кассир сверяет сумму, указанную в приходном кассовом доку­менте, с суммой, фактически оказавшейся при пересчете. При соответствии сумм кассир подписывает приходный кассовый документ, ставит печать кассы на втором экземпляре приход­ного кассового ордера или квитанции (если приходным кассо­вым документом служит объявление на взнос наличными, комплект квитанций или извещение) и выдает вносителю де­нежной наличности.

Объявление из комплекта объявлений на взнос наличными, уведомление из комплекта квитанций или первый экземпляр приходного кассового ордера кассир оставляет у себя. Ордер к объявлению на взнос наличными, ордер из комплекта квитан­ций, приходный ордер, третий экземпляр приходного кассово­го ордера, а также извещение передаются соответствующему ответственному исполнителю. Если у вносителя денежной на­личности установлено расхождение (недостача или излишек) между суммой сдаваемой денежной наличности и суммой, ука­занной в приходном кассовом документе, а также если обнару­жены неплатежные и сомнительные банкноты, кассир возвра­щает вносителю денежную наличность (за исключением не­платежных и сомнительных банкнот) и предлагает заново за­полнить приходный кассовый документ на фактически вноси­мую сумму. Первоначальный документ кассир перечеркивает, на оборотной стороне квитанции к этому документу или вто­рого экземпляра приходного кассового ордера указывает фактически предъявленную сумму и удостоверяет это своей под­писью.

Приходные кассовые документы передаются ответ­ственному исполнителю (контролеру, администратору) для внесения соответствующих изменений и оформления докумен­тов на фактически предъявленную сумму.

Если клиентом денежная наличность в кассу не была внесе­на, приходные кассовые документы кассир возвращает ответ­ственному исполнителю.

В конце рабочего дня на основании приходных кассовых документов кассир составляет отчетную справку о кассовых оборотах за день и остатках ценностей (далее — отчетную справку) и сверяет сумму по этой справке с суммой фактиче­ски принятой денежной наличности. Отчетная справка подпи­сывается кассиром, и указанные в ней кассовые обороты све­ряются с записями в кассовом журнале контролера (ответ­ственного исполнителя, администратора). Сверка оформляет­ся подписями кассира в кассовом журнале, ответственного ис­полнителя — на отчетной справке.

На основании приходного кассового документа после фак­тического внесения денежной наличности в кассу составляют­ся проводки:

Дебет 1010 «Денежные средства в кассе» или другой счет по учету наличных денежных средств,

Кредит счета по учету денежных средств (например, теку­щий счет клиента).

Организация работы расходной кассы. Для выдачи денежной наличности клиентам в течение банковского дня в банке созда­ются расходные кассы.

Выдача денежной наличности из кассы банка осуществля­ется по следующим документам:

• чеки из денежных чековых книжек установленных форм (далее — денежные чеки);

• расходный ордер;

• расходный кассовый ордер.

Для совершения расходных операций кассир получает от заведующего операционной кассой под отчет необходимую сумму денежной наличности. Все полученные в течение банков­ского дня под отчет суммы денежной наличности, количе­ство и суммы расходных документов, а также остаток подот­четных сумм денежной наличности, сдаваемый им обратно под расписку заведующему операционной кассой, кассир записывает в свою книгу учета принятых и выданных ценностей или контрольный лист.

Несмотря на возможные различия в документообороте в разных банках, существует общее требование того, что кассо­вые расходные операции, выполняемые ответственными ис­полнителями, централизованно контролируются контролером. Контроль кассовых расходных операций должен быть органи­зован так, чтобы была исключена возможность:

• оплаты неправильно оформленных документов;

• оплаты чеков с подписями и оттиском печати, не соответ­ствующими заявленным образцам, и чеков, выписанных из че­ковой книжки, не принадлежащей данному клиенту;

• поступления в кассу чеков и других кассовых расходных документов, минуя соответствующих ответственных исполни­телей и контролера банка;

• внесения исправлений и дописок в кассовые документы и журналы.

Рассмотрим порядок документооборота и контроля по кас­совым расходным операциям, который является наиболее ха­рактерным для банков Республики Беларусь.

Для получения денежной наличности клиенты банка или работник банка (например, при выдаче средств гражданину с депозитного счета) оформляют расходный кассовый доку­мент. Заполненный клиентом документ предъявляется ответ­ственному исполнителю, который ведет счет клиента.

Ответственный исполнитель, принявший денежный чек или другой расходный денежный документ, убеждается в за­конности операции и возможности ее совершения исходя из состояния счета; проверяет оформление документа в соответ­ствии с правилами совершения данной операции; сличает под­писи и оттиск печати клиента на денежном чеке, а также но­мер денежного чека, с номером, записанным в карточке образ­цов подписей и оттиска печати по счету чекодателя; подписы­вает документ; выдает получателю денег контрольную марку от денежного чека или отрывной талон от расходного кассово­го ордера для предъявления в кассу; направляет документ ответ­ственному исполнителю, на которого возложен контроль кассовых расходных операций.

Контролер проверяет правильность заполнения денежного чека или расходного кассового ордера; соответствие подписей и оттиска печати клиента образцам, представленным банку, соответствие номера представленного

денежного чека номерам, указанным в карточке с образцами подписей и оттиска печати; наличие на оборотной стороне денежного чека разрешитель­ной подписи на оплату денежного чека ответственного испол­нителя и соответствие данной подписи образцам подписей ра­ботников банка, наличие подписи получателя денег; подписы­вает документ; регистрирует документ в кассовом журнале по расходу; передает документ в кассу.

Порядок направления контролером кассовых расходных документов в кассу для оплаты (под роспись кассира в разнос­ной книге или кассовом журнале) устанавливается главным бухгалтером банка.

Клиент (гражданин) или представитель клиента (предприя­тия или предпринимателя), получающий денежную налич­ность, предъявляет кассиру расходной кассы контрольную марку от денежного чека или отрывной талон от расходного кассового ордера.

Получив от ответственных исполнителей денежный чек, расходный ордер или расходный кассовый ордер (далее — рас­ходный кассовый документ), кассир обязан проверить наличие подписей ответственных исполнителей и лиц, имеющих право контрольной подписи, а также тождественность этих подпи­сей имеющимся образцам; сверить сумму, проставленную на расходном кассовом документе цифрами, с суммой, указанной прописью; проверить, есть ли расписка в получении денежной наличности на расходном кассовом документе; проверить на­личие данных документа, удостоверяющего и подтверждающе­го личность (паспорт, удостоверение беженца, вид на житель­ство) получателя денежной наличности, на расходном кассо­вом документе (исключение составляют работники банка); подготовить сумму денежной наличности, указанную в расход­ном кассовом документе. Затем кассир вызывает получателя денежной наличности по номеру расходного кассового доку­мента и спрашивает у него получаемую сумму; сверяет номер контрольной марки или отрывного талона с номером на рас­ходном кассовом документе и приклеивает контрольную мар­ку или талон соответственно к денежному чеку или ордеру; вы­дает наличность получателю и подписывает расходный кассо­вый документ.

В конце банковского дня кассир сверяет сумму денежной наличности, принятой под отчет, с суммой расходных кассовых документов и остатком

денежной наличности, после чего составляет отчетную справку, подписывает ее и приведенные в ней кассовые обороты сверяет с записями в кассовых журна­лах ответственных исполнителей. Сверка оформляется подпи­сями кассира в кассовых журналах и ответственных исполни­телей на справке кассира.

В случае расхождения между фактическим наличием цен­ностей и данными отчетных документов кассир сообщает об этом руководителю кассового подразделения. При подтверж­дении излишка или недостачи составляется акт произвольной формы, а кассир представляет объяснительную записку руко­водителю кассового подразделения, которая в последующем рассматривается руководителем банка или его заместителем.

Остаток денежной наличности, сформированный в соответ­ствии с установленными требованиями, кассир вместе с рас­ходными кассовыми документами за день и отчетной справ­кой сдает под расписку в книге учета принятых и выданных ценностей заведующему операционной кассой, который, про­верив отчетную справку, подписывает ее и направляет в кассо­вые документы дня.

Фактически совершенные расходно-кассовые операции ответ­ственный исполнитель отражает в бухгалтерском учете банка:

Дебет счета по учету денежных средств (например, вклад­ной счет физического лица),

Кредит 1010 «Денежные средства в кассе».

Организация работы вечерней кассы. Вечерняя касса может быть открыта в банке для приема денежной выручки от пред­приятий, имеющих постоянную денежную выручку, и пред­принимателей, а также для приема валютных и других ценнос­тей обменных пунктов после завершения банковского дня. Единым требованием к организации работы вечерней кассы является то, что прием денежной наличности в вечерней кассе производится кассиром под контролем бухгалтера-контролера, имеющего право контрольной подписи на приходных кассо­вых документах. Бухгалтер-контролер проставляет на приход­ных кассовых документах, принятых вечерней кассой, оттиск штампа «Вечерняя касса».

Предприятия и предприниматели могут сдавать денежную выручку в вечернюю кассу как самостоятельно, через своих представителей, так и через работников службы инкассации.

Кассиры обменных пунктов сдают сумки с валютными и другими ценностями только через работников службы инкас­сации.

Прием денежной наличности, доставленной в вечернюю кассу через представителя предприятия (предпринимателя), осуществляется только по объявлениям на взнос наличными (см. приложение 4.1), при этом принятая денежная налич­ность должна быть зачислена на соответствующие счета не позднее следующего рабочего дня. Порядок отражения опе­раций в бухгалтерском учете соответствует в этом случае по­рядку отражения приходных кассовых операций, рассмотрен­ному выше.

В случае, когда денежная наличность была доставлена службой инкассации, инкассатор-сборщик предъявляет бухгал­теру-контролеру накладные к сумкам (мешкам) с денежной вы­ручкой, при сдаче сумок с валютными и другими ценностями — препроводительную ведомость к сумке с валютными и другими ценностями и явочные карточки на сдаваемые в кассу сумки.

Бухгалтер-контролер проверяет правильность заполнения и соответствие записей в накладных (препроводительных ведо­мостях) и явочных карточках, а также наличие подписей долж­ностных лиц предприятия или предпринимателя, кассира об­менного пункта на накладных (препроводительных ведомос­тях). После приема сумок с денежной выручкой и другими цен­ностями по каждому маршруту кассир, бухгалтер-контролер и все инкассаторы бригады подписывают оба экземпляра журна­ла учета принятых сумок с ценностями и порожних сумок. Бух­галтер-контролер выдает старшему бригады инкассаторов вто­рой экземпляр журнала, который затем сдается для проверки начальнику службы инкассации (дежурному инкассатору). До­кументы, на основании которых производился прием сумок, вкладываются вместе с ними в хранилище вечерней кассы. Ут­ром следующего рабочего дня кассир и бухгалтер-контролер вечерней кассы сдают сумки с проинкассированной денежной выручкой, в том числе дефектные сумки, а также порожние сумки в кассу пересчета по журналу учета принятых сумок с ценностями и порожних сумок и справке о принятых вечерней кассой сумках. Накладные к сумкам с проинкассированной де­нежной выручкой сдают ответственным исполнителям для предварительного зачисления денежной выручки на счета предприятий и предпринимателей.

Для отражения в учете проинкассированной денежной вы­ручки выполняется следующая проводка:

Дебет 105Х «Денежные средства в службах инкассации»,

Кредит счета по учету денежных средств (например, теку­щий счет клиента).

После пересчета составляется проводка по зачислению де­нежных средств в кассу банка:

Дебет 1010 «Денежные средства в кассе банка»,

Кредит 105Х «Денежные средства в службах инкассации».

Аналитический учет ведется по счетам 1050 «Инкассиро­ванные денежные знаки» и 1051 «Инкассированные чеки» по каждому клиенту.

Организация работы кассы пересчета. Для пересчета проин­кассированной денежной выручки в кассовом подразделении банка организуется касса пересчета. Количество кассиров в кассе пересчета определяется исходя из объема поступающей в кассу денежной выручки и оснащения кассы техническими средствами обработки денежной наличности.

На следующий рабочий день после инкассации ценностей кассиры кассы пересчета пересчитывают фактически имеющи­еся в инкассаторских сумках (мешках) денежную наличность и чеки и сообщают контролеру результаты. Контролер сверяет суммы, названные кассиром, с суммами, указанными на лице­вой и оборотной сторонах препроводительной ведомости.

В случае равенства сумм, названных кассиром и указанных в препроводительной ведомости, контролер передает для под­писи кассиру препроводительную ведомость. После этого контролер скрепляет препроводительную ведомость своей подписью и заносит суммы в контрольную или сводную ведо­мость. При недостаче или излишке составляется акт за под­писью контролера и кассира.

Обработка, формирование и упаковка денежной наличности. Национальным банком Республики Беларусь установлен еди­ный порядок обработки, формирования и упаковки денежной наличности банками. В соответствии с этим порядком касси­ры обязаны сортировать принятую ими в кассу денежную на­личность по достоинствам, а затем на годную к обращению и ветхую. Рассортированные по достоинствам годные и ветхие банкноты кассир формирует и упаковывает отдельно.

Каждые 100 листов банкнот одного и того же достоинства формируются в полные корешки и обандероливаются.

На бандеролях должны быть проставлены наименование банка, код банка по межбанковским расчетам, дата упаковки и код (имен­ной штамп и подпись) кассира, производившего сортировку и пересчет денежной наличности, а на нестандартной бандероли — также достоинство банкнот и год выпуска. На бандеролях вет­хой денежной наличности кроме вышеуказанных реквизитов проставляется дополнительно штамп «Ветхие». Каждые 10 ко­решков банкнот одного и того же достоинства формируются в пачку по 1000 листов, которая снабжается верхней и нижней накладками. Стандартная верхняя накладка имеет следующие реквизиты: «Билеты Национального банка Республики Бела­русь», достоинство банкнот, год выпуска, сумма вложения и «При получении пересчитывать».

При формировании полной пачки банкнот на верхней на­кладке проставляются наименование банка, код банка по меж­банковским расчетам, дата упаковки и код (именной штамп и подпись) кассира, производившего пересчет и формирование денежной наличности в пачки. На верхних накладках пачек ветхой денежной наличности кроме вышеуказанных реквизи­тов проставляется дополнительно штамп «Ветхие» с правой стороны накладки.

Оставшаяся денежная наличность разных достоинств, из которой нельзя сформировать полные корешки, упаковывает­ся в сборную пачку, которая может храниться без объединения не более 10 календарных дней со дня формирования.

Порядок предварительной подготовки денежной наличности в банке. По заявкам клиентов — предприятий или предпринима­телей, а также своих филиалов и отделений банки могут произ­водить предварительную подготовку денежной наличности. Предварительная подготовка и упаковка денежной наличнос­ти, предназначенной для клиентов банка, осуществляется на основании полученных от них заявок за один рабочий день до дня выдачи денежных чеков, для филиалов и отделений банка — на основании письменных заявок. Форму заявок банки опреде­ляют самостоятельно.

Предварительная подготовка денежной наличности может осуществляться специально выделенным кассиром под конт­ролем заведующего операционной кассой или одного из кассо­вых работников.

Порядок работы с денежной наличностью при использовании банкоматов. Для обслуживания банкомата письменным распоряжением руководителя банка или его заместителя назначают­ся ответственные работники банка, за которыми закрепляются ключи от банкомата. Подкрепление банкомата денежной на­личностью (загрузка банкнот в кассеты) производится по мере необходимости на основании письменной заявки работника, ответственного за обслуживание банкомата (оператора). Заяв­ка передается заведующему операционной кассой.

Подготовка кассет с денежной наличностью для загрузки их в банкомат осуществляется предварительно специально вы­деленным кассиром. Загрузка банкнот в кассеты производится кассиром в соответствии с маркировкой каждой кассеты. Кас­сеты, загруженные денежной наличностью, кассир возвращает заведующему операционной кассой под расписку в книге уче­та принятых и выданных ценностей или контрольном листе. Доставка кассет с денежной наличностью для загрузки их в банкомат производится инкассаторами.

Утром дня, следующего за днем подготовки кассет с денеж­ной наличностью, заведующий операционной кассой выдает инкассатору предварительно подготовленные кассеты для за­грузки их в банкомат под расписку в расходном кассовом орде­ре на перевозку денежной наличности. Инкассатор при прие­ме кассет проверяет целость опломбированной кассеты и нали­чие на ярлыке необходимых реквизитов.

Выгрузка кассет из банкомата и загрузка нового комплекта кассет производятся инкассатором и оператором банкомата. Оператор выводит из банкомата распечатку о сумме денежной наличности, выданной клиентам из банкомата и находящейся в банкомате на момент вскрытия, и передает ее инкассатору. После введения оператором в банкомат данных о достоинстве банкнот и сумме денежной наличности, загруженной в кассе­ты, банкомат выдает распечатку, подтверждающую факт вло­жения денежной наличности. Обе распечатки банкомата с рас­ходным и приходным кассовыми ордерами подшиваются в кассовые документы дня.

При установке банкоматов в здании банка допускается за­грузка/выгрузка кассет с денежной наличностью оператором и кассиром, который выполняет в этом случае обязанности ин­кассатора.

Проводки составляются на основании приходных и расход­ных кассовых ордеров. При подкреплении банкоматов денеж­ной наличностью совершается проверка:

Дебет 1040 «Денежные средства в банкоматах»,

Кредит 1010 «Денежные средства в кассе».

При выдаче (списании) денежной наличности счет 1040 «Денежные средства в банкоматах» кредитуется.

Порядок подкрепления операционной кассы. Для оприходова­ния всей поступающей денежной наличности и выполнения расходных кассовых операций в банке создается операцион­ная касса.

При отсутствии или недостаточности в операционной кас­се банка (его филиала или отделения) суммы денежной налич­ности в размере, необходимом для удовлетворения потребнос­тей клиентов и самого банка, с учетом прогноза поступления денежной наличности, банк может подкрепить операционную кассу в Национальном банке Республики Беларусь или приоб­рести денежную наличность у других банков.

Для подкрепления операционной кассы в Национальном банке банк представляет в Главное управление (отделение) На­ционального банка Республики Беларусь заявку на подкрепле­ние денежной наличностью операционной кассы банка (при­ложение 4.7), которая составляется в двух экземплярах с уче­том ведомости учета выдач наличных денег на заработную пла­ту, стипендии, пенсии, пособия, доходы предпринимателей, частных нотариусов согласно требованиям нормативного пра­вового акта Национального банка Республики Беларусь по ор­ганизации наличного денежного оборота.

В случае когда банк приобретает денежную наличность у другого банка, подкрепление операционной кассы банка осу­ществляется на основе договоров, заключенных между банка­ми. Банк выдает денежную наличность для подкрепления дру­гому банку по распоряжению руководителя (заместителя руко­водителя) банка.

Подкрепление операционной кассы отражается в бухгалтер­ском учете следующими проводками.

В банке, получающем (покупающем) денежную наличность:

1) перечисление безналичного эквивалента на счет банка:

Дебет 1803 «Расчеты по операциям, связанным с подкрепле­нием денежной наличностью»,

Кредит корреспондентский (субкорреспондентский) счет банка;

2) получение денежной наличности:

Дебет 1010 «Денежные средства в кассе»,

Кредит 1803 «Расчеты по операциям, связанным с подкреп­лением денежной наличностью»;

3) расходы по покупке денежной наличности:

Дебет 9299 «Прочие банковские расходы» (другой счет по усмотрению банка),

Кредит корреспондентский (субкорреспондентский) счет банка;

4) расходы по перевозке ценностей (в случае если доставку денежной наличности осуществляет банк, обеспечивающий подкрепление, или третья сторона):

Дебет 9271 «Расходы по перевозке»,

Кредит корреспондентский (субкорреспондентский) счет банка.

В случае когда банк подкрепляет операционную кассу в На­циональном банке Республики Беларусь, подкрепление отра­жается в учете аналогичным образом.

В банке, обеспечивающем денежное подкрепление:

1) получение безналичного эквивалента:

Дебет корреспондентский (субкорреспондентский) счет банка,

Кредит 1813 «Расчеты по операциям, связанным с подкреп­лением денежной наличностью»;

2) отсылка денежных средств из кассы банка на основании расходного кассового ордера:

Дебет 1080 «Денежные средства в пути»,

Кредит. 1010 «Денежные средства в кассе»;

3) на основании документа, подтверждающего доставку де­нежной наличности:

Дебет 1813 «Расчеты по операциям, связанным с подкрепле­нием денежной наличностью»,

Кредит 1080 «Денежные средства в пути»;

4) получение дохода от продажи денежной наличности:

Дебет корреспондентский (субкорреспондентский) счет банка,

Кредит 8299 «Прочие банковские доходы» (другой счет по усмотрению банка);

5) получение дохода за перевозку ценностей (в случае если доставку денежной наличности осуществляет банк, обеспечи­вающий подкрепление):

Дебет корреспондентский (субкорреспондентский) счет банка,

Кредит 8271 «Доходы по перевозке».

В Национальном банке Республики Беларусь учет подкреп­ления денежной наличностью осуществляется аналогично - с использованием счетов, определенных планом счетов бухгалтер­ского учета в учреждениях Национального банка.

Действующими правилами организации кассовых опера­ций определено, что банк может осуществлять перераспреде­ление денежной наличности между своими филиалами (отде­лениями). Однако при перераспределении денежной налич­ности между филиалами (отделениями) банка, расположен­ными в разных областях, банк обязан получить согласие Глав­ного управления Национального банка Республики Беларусь по соответствующей области. Учет операций по перераспреде­лению денежной наличности между филиалами осуществляет­ся с использованием счетов 6165 и 6175 «Расчеты филиалов по операциям, связанным с подкреплением денежной налич­ностью».

Ревизия ценностей. Национальным банком Республики Бе­ларусь установлены требования к организации и периодичнос­ти проведения ревизии ценностей. Так, в обязательном поряд­ке ревизия ценностей операционной кассы, находящихся в кладовой и кассах банков, и проверка порядка их хранения производятся:

• ежегодно по состоянию на 1 января нового года;

• внезапно, но не реже одного раза в квартал;

• при смене руководителя банка, главного бухгалтера и лиц, ответственных за сохранность ценностей;

• при временной смене лиц, ответственных за сохранность ценностей.

В других случаях ревизия осуществляется по распоряже­нию руководителя головного учреждения банка.

Ревизия ценностей проводится комиссией в составе не ме­нее 3 человек, назначаемых приказом руководителя банка, в присутствии лиц, ответственных за сохранность ценностей. Основной целью проведения ревизии является установление соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию ценностей в операционной кассе банка, а также проверка соблюдения требований к обеспечению сохранности ценностей.

По результатам проведенной ревизии составляется акт ре­визии ценностей за подписями всех работников, проводивших ее, и лиц, ответственных за сохранность ценностей, присут­ствовавших при этом. При установлении недостачи или из­лишка денежной наличности и других ценностей, расхожде­ния в учете или недостатков в обеспечении сохранности цен­ностей копия акта ревизии ценностей направляется головному учреждению банка. Акты ревизий ценностей операционной кассы, находящихся в кладовой, хранятся в течение одного го­да у главного бухгалтера, а затем передаются в архив.

Руководитель банка или его заместитель обязан в течение 5 ра­бочих дней рассмотреть результаты произведенных ревизий и проверок и принять меры к устранению выявленных недостатков.