logo search
Книга Бух

Элементы отчетности, принципы формирования, состав

Составление отчетности является завершающим этапом всего учетного процесса. Отчетность обобщает и представляет информацию о деятельности банка в виде определенного на­бора отчетных форм и показателей.

Банковская отчетность классифицируется на две группы:

• бухгалтерская (финансовая);

• статистическая.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность структурирован­ное представление информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности банка. Отчетность стро­ится на основе данных бухгалтерского учета (синтетического и аналитического), подтверждается первичными учетными и другими документами и содержит показатели финансовой дея­тельности банка. Целью бухгалтерской (финансовой) отчет­ности является представление такой информации, которая бу­дет полезна для широкого крута пользователей при принятии ими управленческих решений.

Статистическая отчетность система агрегированных показателей, определяющих деятельность банка и банковского сектора экономики. Отчетность строится на основе количест­венных и качественных показателей, измерение и обобщение которых не характерны для бухгалтерского учета.

Относительно изучаемого предмета «Бухгалтерский учет в банках» в учебном пособии представлены материалы по бух­галтерской (финансовой) отчетности.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность является главной частью (ядром) информационной системы банка. Используя сформированную в рамках бухгалтерского учета и представ­ленную в бухгалтерской отчетности информацию, банки выра­батывают стратегию и тактику финансового развития, оцени­вают возможные риски деятельности, выбирают наиболее

привлекательные сферы для инвестиций, устойчивых в финан­совом отношении партнеров.

Бухгалтерская отчетность, при­знанная важнейшим источником информации, служит для прогноза, оценки и анализа ресурсной базы банка, объемов ак­тивных операций, доходов, расходов, прибыли. На основе ин­формации, представленной в отчетности, пользователи — юри­дические и физические лица принимают решения, заключают сделки, оценивают платежеспособность и финансовую состоя­тельность клиентов и возможные риски предпринимательства. Бухгалтерская отчетность позволяет принимать управленче­ские решения на макро- и микроуровне.

Бухгалтерская отчетность составляется за определенные пе­риоды и за отчетный период. Отчетным периодом признается финансовый год — с 1 января по 31 декабря. Отчетность бело­русских банков составляется на русском языке в валюте Респуб­лики Беларусь — в белорусских рублях. Руководитель и главный бухгалтер несут ответственность за составление отчетности.

Формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности строится на соблюдении основных подходов:

• полнота отражения за отчетный период всех операций банка и результатов инвентаризации активов и обязательств;

• тождество данных аналитического учета данным синтети­ческого учета за отчетный период.

Классификация отчетности. Бухгалтерскую (финансовую) отчетность можно классифицировать по различным призна­кам: по периодичности, по охвату, по назначению.

По периодичности:

• годовая отчетность (составляется за отчетный финансо­вый год);

• промежуточная отчетность (составляется за период коро­че полного отчетного года: за день, неделю, месяц, квартал, по­лугодие, девять месяцев).

По охвату:

• индивидуальная отчетность — характеризует финансовое состояние и финансовые результаты деятельности отдельного хозяйствующего субъекта — банка. Составляется банком на ос­новании данных его подразделений и филиалов, не являющих­ся самостоятельными юридическими лицами;

• консолидированная отчетность — характеризует финансо­вое состояние и финансовые результаты деятельности банков­ской группы и/или банковского холдинга. Составляется банком с учетом его дочерних, зависимых и совместно контроли­руемых юридических лиц.

По назначению (представлению пользователям):

• внутренняя отчетность — удовлетворяет информацион­ные потребности менеджеров и руководителей самого банка в процессе принятия ими управленческих решений;

• внешняя отчетность — служит источником информации для внешних пользователей о финансовой устойчивости, ре­зультатах финансовой и хозяйственной деятельности, плате­жеспособности экономического субъекта. Внешняя отчет­ность подлежит обязательной публикации в средствах массо­вой информации, специальных изданиях и буклетах и называ­ется публичной. Перед опубликованием отчетность подвергает­ся обязательной аудиторской проверке, цель которой состоит в подтверждении достоверности отчетных данных.

Элементы финансовой отчетности. Бухгалтерская (финансо­вая) отчетность банка отражает финансовые результаты опера­ций и других событий, объединяя их в широкие категории в со­ответствии с их экономическими характеристиками. Эти кате­гории представляются элементами отчетности: активы, обяза­тельства, капитал, доходы, расходы.

Активы — это ресурсы и имущество, которые контролиру­ются банком в результате операций и событий отчетного или прошлых периодов и от которых банк ожидает экономической выгоды в будущем. Под будущей экономической выгодой сле­дует понимать поступление (прямо или косвенно) денежных средств или их эквивалентов.

Обязательства — это текущая задолженность банка, возник­шая в отчетном или прошлых периодах, урегулирование кото­рой приведет к оттоку из банка ресурсов, содержащих эконо­мическую выгоду.

Капитал - это остаточная величина активов, на которую могут претендовать владельцы после погашения всех обяза­тельств банка. Капитал банка подразделяется на статьи: устав­ный капитал, резервный фонд, иные фонды, нераспределен­ная прибыль, фонды переоценки.

Доходы — это увеличение экономических выгод (или акти­вов) в течение отчетного периода или уменьшение обяза­тельств, что приводит к увеличению капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала.

Расходы — это уменьшение экономических выгод (или акти­вов) в течение отчетного периода или увеличение обязательств, что приводит к уменьшению капитала, не связанного с его распределением между участниками акционерного капитала.

Элементы, составляющие бухгалтерский баланс банка и от­ражающие финансовое положение банка, включают активы, обязательства, капитал.

Элементы, составляющие отчет о прибылях и убытках и отражающие финансовые результаты деятельности банка за отчетный период, включают доходы и расходы.

Принципы формирования отчетности. Составление бухгалтер­ской (финансовой) отчетности производится на основе приме­нения следующих принципов.

• Достоверное представление финансовой отчетности — требует правдивости при представлении операций, событий, условий в соответствии с критериями признания для активов, обязательств, доходов, расходов, предусмотренными законода­тельством и учетной политикой банка.

• Непрерывность деятельности — при составлении отчет­ности руководство банка обязано оценить способность банка продолжить свою деятельность в обозримом будущем. В слу­чае возникновения предпосылок к ликвидации или прекраще­нию определенного вида деятельности активы и обязательства должны быть оценены с учетом возможных потерь при их предстоящей реализации, и эти факты должны в обязательном порядке раскрываться в финансовой отчетности.

• Принцип начисления — все доходы и расходы, относящи­еся к отчетному периоду, должны найти отражение в бухгалтер­ском учете и финансовой отчетности на счетах доходов и рас­ходов в этом периоде независимо от фактического времени их поступления или оплаты.

• Последовательность представления — представление и классификация статей в финансовой отчетности в обязатель­ном порядке должны сохраняться от одного периода к следую­щему, за исключением случаев, когда изменения приведут к бо­лее достоверному представлению информации.

• Принцип существенности — отсутствие или искажение статей, которые могут каждая по отдельности или в совокуп­ности повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе финансовой отчетности.

• Взаимозачет — не подлежат взаимозачету активы и обяза­тельства, доходы и расходы, за исключением случаев, когда это разрешено законодательством.

• Сравнительная информация - должна представляться по всем суммам, показанным в финансовой отчетности, за отчет­ный и предыдущий период.

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Полный комплект финансовой отчетности включает:

1. Бухгалтерский баланс;

2. Отчет о прибыли и убытках;

3. Отчет об изменении капитала;

4. Отчет о движении денежных средств;

5. Примечания, включая краткое описание существенных элементов учетной политики, и прочие пояснительные приме­чания.

Банк может представлять пользователям помимо финансо­вой отчетности и другие виды отчетов или финансовые обзо­ры, в которых описываются и объясняются основные характе­ристики финансовых результатов деятельности банка и его финансового положения.