logo search
Uchebnik_FKS

Виды портфельных инвесторов

Вид инвестора

Цель инвестирования

Состав инвестиционного портфеля

Консервативный

Защита капитала от инфляции (низкий доход и низкий риск)

Государственные ценные бумаги (более 50%), ипотечные облигации, акции надежных эмитентов, инвестиционные паи

Прагматичный

Умеренный рост капитала (средний доход и средний риск)

Государственные ценные бумаги (менее 50%), акции и облигации различных эмитентов, банковские сертификаты

Агрессивный

Быстрый рост капитала (высокий доход и высокий риск)

Акции инновационных компаний, высокодоходные долговые обязательства, векселя

Спекулятивные инвестиции осуществляются с целью получения дохода от перепродажи ценных бумаг. Рыночные спекулянты могут быть отнесены к инвесторам лишь с известной долей приближения. Срок, на который они вкладывают денежные средства в фондовые инструменты, исчисляется днями, если не часами. Объектом их инвестирования зачастую являются не ценные бумаги, а опционные и фьючерсные контракты. Однако, они обеспечивают ликвидность рынка ценных бумаг, принимая на себя значительную часть рисков совершения операций и создавая условия для работы портфельных инвесторов. К тому же, спекулянты являются одной из наиболее многочисленных групп участников рынка.

Исходя из особенностей работы на рынке ценных бумаг, а также объема совершаемых операций, инвесторов подразделяют на индивидуальных и институциональных. К индивидуальным инвесторам можно отнести не только физических лиц, но и организации, не занимающиеся профессиональным инвестированием в ценные бумаги.

Институциональные инвесторы - это финансовые институты, аккумулирующие временно свободные денежные средства индивидуальных инвесторов (сберегателей, вкладчиков, акционеров, страхователей) и осуществляющие инвестиционную деятельность. Они являются формами реализации коллективных инвестиций.

В условиях наличия у организаций и физических лиц временно-свободных денежных средств, когда возникает потребность в сохранении и приумножении капитала, они обеспечивают наиболее эффективное и надежное вложение этих средств. Имея возможность использования активов для среднесрочных инвестиций, менеджеры организаций и граждане, как правило, не могут самостоятельно осуществлять эффективные операции на финансовых рынках. Причинами этого являются - недостаточная информированность потенциальных инвесторов, неизбежные накладные расходы и необходимость концентрации капитала для проведения высокодоходных операций.

Многие фирмы не могут позволить себе затраты на содержание лиц, которые могли бы, оценивая текущую конъюнктуру рынка, отдавать распоряжения профессиональным участникам о покупке-продаже для них ценных бумаг. Значительные слои населения не располагают ни временем, ни соответствующими познаниями и опытом для занятия аналогичной деятельностью. Доход от операций с ценными бумагами зависит от объема инвестиционного портфеля, чем больше объем, тем больше прибыль. Небольшой объем операций увеличивает издержки, что ведет к снижению доходности инвестиции. Кроме того, достаточный объем позволяет производить диверсификацию вложения, что уменьшает финансовый риск. Вышеозначенные причины побуждают индивидуальных инвесторов обращаться к профессионалам и с их помощью выбирать наиболее выгодные способы вложения средств.

Не у всех институциональных инвесторов вложения в ценные бумаги являются основной деятельностью. По этому критерию их можно разделить на универсальные и специализированные институты.

К универсальным институтам, относятся кредитные и страховые организации. Вложения в государственные и корпоративные ценные бумаги занимают значительную долю в активах российских банков. Они осуществляются как за счет собственных ресурсов банка, так и за счет привлеченных средств вкладчиков. Банки, в которых это направление размещения средств является преобладающим, могут быть названы инвестиционными банками. Инвестиционная деятельность, в том числе на рынке ценных бумаг, является основным источником получения прибыли для страховых организаций. Она осуществляется путем использования части средств страхового фонда, сформированного за счет взносов страхователей. Объектом вложения являются, как правило, государственные ценные бумаги. Деятельность универсальных институтов не будет являться предметом нашего рассмотрения. Другую группу институциональных инвесторов составляют специализированные институты, которые существуют в виде различных фондов. В настоящее время к специализированным институтам можно отнести: акционерный инвестиционный фонд, негосударственный пенсионный фонд, управляющую компанию паевого инвестиционного фонда.

Организационно-экономические и правовые основы деятельности специализированных инвестиционных институтов будут рассмотрены отдельно.

В зависимости от возможностей осуществления инвестиционной деятельности различают квалифицированных и неквалифицированных инвесторов.

Квалифицированными инвесторами являются лица, указанные в статье 51.2 Закона «О рынке ценных бумаг», а также лица, признанные таковыми в надлежащем порядке. В соответствии с законом к квалифицированным инвесторам относятся: брокеры, дилеры и управляющие; кредитные и страховые организации; акционерные инвестиционные фонды; управляющие компании инвестиционных фондов; негосударственные пенсионные фонды; Центральный банк; государственные корпорации Банк развития и Агентство по страхованию вкладов; а также международные финансовые организации.

Иные лица могут быть признаны квалифицированными инвесторами, если они отвечают установленным требованиям. Для физического лица эти требования связаны с наличием опыта работы на рынке ценных бумаг, совершением определенного объема сделок с ценными бумагами или владением определенным объемом ценных бумаг. Для коммерческих организаций установлены требования по размерам собственного капитала, активов, выручки от реализации и, также по совершению определенного объема сделок с ценными бумагами.

Признание лица по его заявлению квалифицированным инвестором осуществляется брокерами и доверительными управляющими, которые ведут реестр соответствующих лиц. Лицо может быть признано квалифицированным инвестором в отношении одного вида или нескольких видов ценных бумаг и иных финансовых инструментов, одного вида или нескольких видов услуг, предназначенных для квалифицированных инвесторов. Профессиональный участник, признавший квалифицированного инвестора, обязан требовать от соответствующего юридического лица, подтверждения соблюдения требований, выполнение которых необходимо для признания инвестора квалифицированным, и осуществлять проверку их соблюдения. Такая проверка должна осуществляться не реже одного раза в год.

Как уже отмечалось ранее, функционирование рынка ценных бумаг определяется активностью инвесторов, которые являются источником инвестиционных средств. Однако они придут на рынок ценных бумаг только в том случае, если будут уверены, что «правила игры» на нем едины для всех и честно соблюдаются. Для этого необходимо наличие развитой системы защиты их прав и законных интересов.

Правовые основы системы защиты интересов инвесторов при эмиссии и обращении ценных бумаг заложены в законах РФ «О рынке ценных бумаг» и «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Главным образом эта система базируется на информированности инвесторов о состоянии рынка ценных бумаг, что дает им возможность принимать адекватные инвестиционные решения.

Система защиты интересов инвесторов включает следующие элементы:

– раскрытие информации эмитентами;

– раскрытие информации профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

– раскрытие информации инвесторами;

– информирование инвесторов федеральными органами исполнительной власти;

– ограничения на рекламу ценных бумаг;

– компенсация потерь инвесторов от недобросовестных действий участников рынка.

Под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации. Раскрытие информации в определенных случаях является обязанностью участников рынка ценных бумаг.

Эмитент обязан раскрывать информацию о своих ценных бумагах и своей финансово-хозяйственной деятельности в случае регистрации проспекта его ценных бумаг. Это раскрытие осуществляется в форме ежеквартального отчета эмитента и сообщениях о существенных фактах, затрагивающих его финансово-хозяйствен­ную деятельность. Требования к указанным документам содержатся в ст. 30 Закона РФ «О рынке ценных бумаг» и Постановлении ФКЦБ «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» от 2 июля 2003 года № 03-32.

Ежеквартальный отчет эмитента должен содержать, в частности, следующие данные:

– о финансово-хозяйственной деятельности (бухгалтерскую отчетность) эмитента;

– о фактах, повлекших увеличение чистой прибыли или убытков эмитента более чем на 20% в течение отчетного квартала по сравнению с предыдущим кварталом;

– о формировании и использовании резервного и других специальных фондов эмитента.

Ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого завершенного квартала не позднее 45 дней после его окончания. Он должен быть утвержден уполномоченным органом эмитента, подписан руководителем и главным бухгалтером.

Сообщениями о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента, признаются, например, сведения:

– о реорганизации эмитента, его дочерних и зависимых обществ;

– об изменении стоимости активов и/или результатов хозяйственной деятельности более чем на 10%;

– о выпуске эмитентом ценных бумаг, о начисленных и/или выплаченных доходах по ценным бумагам эмитента;

– о появлении в реестре эмитента лица, владеющего более чем 25% его эмиссионных ценных бумаг любого вида.

Сообщения о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента, должны направляться эмитентом в ФСФР, а также публиковаться в срок не более пяти рабочих дней с момента наступления этого факта.

Владелец обязан осуществлять раскрытие информации о своем владении эмиссионными ценными бумагами какого-либо эмитента (кроме неконвертируемых облигаций) в случаях, когда он:

– вступил во владение 20% ценных бумаг эмитента;

– увеличил/снизил свою долю владения ценными бумагами эмитента до уровня, кратного каждым 5% свыше 20% этого вида ценных бумаг.

Владелец раскрывает указанную информацию не позднее пяти дней после соответствующих действий путем уведомления ФСФР.

Профессиональный участник обязан по требованию инвестора предоставить ему следующие документы и информацию:

– копии документа о государственной регистрации и лицензии на осуществление профессиональной деятельности;

– сведения об уставном капитале, о размере собственных средств;

– подробную информацию о ценных бумагах, с которыми он совершает сделки купли-продажи.

Нарушения со стороны эмитента и профессионального участника требований законодательства о предоставлении инвестору информации преследуются в административном порядке (ст. 15.19 КоАП РФ). Кроме того, ст. 1851 УК РФ «Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах» предусматривает и уголовную ответственность за данный вид правонарушений.

В целях информирования инвесторов и предупреждения их о совершенных и возможных правонарушениях на рынке ценных бумаг федеральный орган по рынку ценных бумаг публикует информацию:

– об аннулировании или о приостановлении действия лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

– о саморегулируемых организациях профессиональных участников;

– о судебных решениях, вынесенных по его искам.

Ведется также информационная база данных, содержащая открытую и доступную для каждого заинтересованного лица информацию о санкциях, примененных в отношении лиц, совершивших правонарушения на рынке ценных бумаг, лицах, совершивших указанные правонарушения, зарегистрированных выпусках ценных бумаг, выданных лицензиях на профессиональную деятельность.

При размещении рекламы на рынке ценных бумаг рекламодателям запрещается:

– рекламировать и/или предлагать неограниченному кругу лиц ценные бумаги эмитентов, не раскрывающих информацию в объеме и порядке, которые предусмотрены законодательством;

– указывать в рекламе недостоверную информацию о своей деятельности и о видах и характеристиках ценных бумаг, предлагаемых к сделкам с ними и условиях этих сделок, и другую информацию, направленную на обман или введение в заблуждение владельцев и других участников рынка ценных бумаг;

– указывать в рекламе предполагаемый размер доходов по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости;

– использовать рекламу в целях недобросовестной конкуренции путем указания на действительные либо мнимые недостатки профессиональных участников рынка ценных бумаг, занимающихся аналогичной деятельностью, или эмитентов, выпускающих аналогичные ценные бумаги.

При наличии в рекламе одного из этих обстоятельств реклама ценных бумаг признается недобросовестной.

Недобросовестной рекламой признается также публичное гарантирование или доведение иным образом до сведения потенциальных владельцев данных о доходности ценной бумаги, ее обеспеченности по сравнению с другими ценными бумагами или иными финансовыми инструментами, а также сообщение заведомо ложной или недостоверной информации, способной повлечь либо повлекшей заблуждение потенциальных владельцев относительно приобретаемых ценных бумаг. Рекламодатель несет ответственность за ущерб, причиненный недобросовестной рекламой, в соответствии с законодательством РФ.

В целях реализации Государственной программы защиты прав инвесторов предполагается создание федерального компенсационного фонда как некоммерческой организации. Основные цели его деятельности:

– выплаты компенсаций инвесторам – физическим лицам;

– формирование информационных баз данных и ведение реестра инвесторов – физических лиц, имеющих право на получение компенсаций;

– представление и защита имущественных интересов обратившихся в фонд инвесторов – физических лиц в суде и в ходе исполнительного производства, предъявление исков о защите прав и законных интересов неопределенного круга инвесторов – физических лиц;

– хранение имущества, предназначенного для удовлетворения имущественных прав инвесторов – физических лиц, и участие в его реализации или обеспечении контроля в целях надлежащего хранения и реализации указанного имущества в ходе исполнительного производства.

Источниками формирования средств фонда являются средства федерального бюджета, а также иные источники, предусмотренные уставом фонда. Законодательство предусматривает также возможность создания негосударственных компенсационных фондов при саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг.