logo search
Uchebnik_FKS

16.4. Факторинговые операции банков

Термин «факторинг» происходит от английского factor, что означает «посредник». Это давно известный и широко распространенный в мире инструмент краткосрочного финансирования оборотного капитала, особенно для малых и средних предприя­тий, ориентированных на увеличение рынков сбыта продукции (услуг), доступ к кредиту у которых тради­ционно затруднен, а ресур­сов для инкассации задол­женности недостаточно.

Законодательство дает определение факторинга в главе 43 Гражданского Кодекса РФ, как финансирования под уступку денежного требования. Факторинг - отношения, когда одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требо­вания клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоста­вления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансо­вому агенту это денежное требование.

Внедрение факторинга в среде предпринимателей связано с эволюцией отношений коммерческого (товарного) кредитования, при которых продавец предоставляет покупателю отсрочку платежа.

Возникающая сегодня конкуренция на товарных рынках и рынках услуг создает новые формы взаимоотношений между поставщиком и покупателем. Изменение ценовой политики, рас­ширение номенклатуры товаров и услуг, организация дополни­тельных услуг, таких как бесплатная доставка, внедрение в эксплуатацию, организация линейки продаж, бонусы и т.п. - это лишь немногое из того, к чему вынужден прибегать поставщик для решения главной проблемы - удержания существующего клиента и привлечения ново­го. В том числе одним из основополагающих момен­тов в выстраивающихся вза­имоотношениях является предоставление поставщи­ком отсрочек платежа за поставляемый товар и оказы­ваемые услуги.

Коммерческий (товар­ный) кредит выгоден и про­изводителю и покупателю. Инвестируя денежные сред­ства в построение новых рынков сбыта, большинство продавцов товара сегодня способны увеличить в разы объемы продаж. Однако сдерживающим фактором развития товарного кредита для продавца является необходимость инвестирова­ния поставщиком значитель­ных денежных средств в дебиторскую задолженность, что зачастую приводит к недостаточности оборотных средств. Кроме того, существуют организа­ционные проблемы постро­ения продаж в кредит, начи­ная с того, кому продавать, как отслеживать приход платежей, что делать, если покупатель не платит и т.д.

Факторинг позволяет переложить перечисленные проблемы на плечи кредитной организации. Классическая схема факторин­га представлена на рисунке.

Поставщик поставляет товар покупателю с отсрочкой и в этот же день получает от банка (фактора) финансирование в размере 90% от суммы поставки. При этом происходит переуступка прав денежного требования за поставленный товар банку. Через оговоренный срок покупатель расплачивается за товар уже с банком в объеме 100% поставки, а банк перечисляет продавцу оставшиеся 10% за вычетом комиссии банка.

Для дебитора, получающего отсрочу платежа, практически ничего не меняется, за исключением платежных реквизитов поставщика. Просто средства по оплате поставки перечисляются банку (о чем продавец обязан известить покупателя должным образом). Для продавца изменения значительны - он получает большую часть денег сразу, нет нужды изучать репутацию потенциального клиента, отпадает необходимость контролировать возврат средств, так как всем этим занимается факторинговое подразделение банка. Последнему фактически передается управление дебиторской задолженностью.

На рынке факторинговых услуг в качестве фактора могут выступать банки и специализированные факторинговые компании. Для банка факто­ринг не является доминирующим направлением деятельности, а ско­рее одним из составляющих в «классической» линейке банков­ских кредитных продуктов. Практика показывает, что факторинговый бизнес развивается преимущественно в рамках банков, это связано с управлением ликвидно­стью. Для факторов особенно актуален риск ликвидности, посколь­ку оборачиваемость финансирования в факторинге довольно сложна для прогнозирования. Вследствие этого самостоятельные факторинговые компании вынуждены постоянно поддерживать значительную долю высоколиквидных, а, следовательно, низкодо­ходных активов. В конечном итоге это увеличивает себестоимость факторинговой услуги. В банке, для которого факторинг не основ­ной бизнес, риски ликвидности фактора практически незаметны и легко покрываются ликвидными активами банка. Поэтому большинство существующих специализированных факторинговых компаний являются дочерними организациями банков.

Основой осуществления факторинговых операций является двусторонний договор факторинга, заключаемый между постав­щиком и фактором. Но прежде чем будет заключен договор, поставщик предоставляет фактору комплект документации, на основании которого проводится изучение поставщика, а также предполагаемых покупателей. Анализируется номенклатура, качество, конкурентоспособность поставляемой продукции, количество рекламаций и случаев возврата товара. Банк изучает и платеже­способность должников предприятия. Пакет документов должен содержать весь необходимый объем информации, обеспечиваю­щей максимальную надежность и законность сделки.

Всю аналитическую работу банк проводит, как правило, само­стоятельно, определяя в итоге три основных момента:

- возможность заключения договора факторинга, в том числе с регрессом либо без регресса;

- лимитную политику по отношению к поставщику и покупате­лю (устанавливается периодически возобновляемый лимит, в пределах которого фактор автоматически оплачивает переуступку прав);

- необходимость диверсификации риска по покупателям (возможность финансирования в рамках портфеля однородных кредитов по переуступленным поставкам по единственному покупате­лю с первой поставки).

Еще один вопрос, решаемый специалистами банка в ходе аналитической работы - это снятие криминальных рисков. Прак­тике известно множество околофакторинговых криминальных схем, и задача фактора в данном случае - минимизация данного риска, как для банка, так и для поставщика,

По завершению аналитической работы заключается договор факторинга. В практике известно довольно много форм договора факторинга, позволяющих в полном объеме учитывать все разно­образие потребностей клиента. Например, факторинг с регрессом (предус­матривающий право фактора на обратную переуступку права требования) и без регресса. По внешнеэкономическим контрактам применяются импортный факторинг и экспортный факторинг.

Договор факторинга (дого­вор финансирования под уступку денежного требования) носит длительный характер и заключа­ется обычно на перспективу контактов между поставщиком и фактором, предусматривая 100-процентную защиту от появле­ния сомнительных долгов (при заключении договоров без права регресса), ведение учета и управление товарным (коммерче­ским) кредитом, обеспечение гарантированного притока денеж­ных средств.

Факторинговая комиссия, которую получает банк-фактор, состоит из трех составных частей:

  1. комиссия за учет денежных требований (плата за обработку документов – фиксированная сумма),

  2. комиссия за обслуживание (плата за риски, принимаемые на себя банком – 0,4-3% от стоимости счетов-фактур),

  3. процент за кредит (плата за кредит, размер которой рассчитывается за период между выкупом платежного требования и поступлением платежа от покупателя).

Из вышеизложенного видно, что факторинговые операции банка родственны операциям банковского кредитования. В Таблице 16.4.1 приводится сравнительная характеристика факторинга, «классического» кредита и овердрафта.

Таблица 16.4.1.