Тема 6. Менеджмент расчетных операций коммерческого банка Лекция 20. Содержание менеджмента безналичных расчетов
Важнейшими посредническими услугами банка являются услуги клиентам по осуществлению расчетных операций. Посредством расчетных операций осуществляется движение огромного потока платежных средств. Внедрение Центральным банком РФ электронной безбумажной технологии на магнитных носителях позволяет обеспечить высокую надежность обслуживания клиентов и завершения расчетов в течение рабочего дня вне зависимости от местонахождения клиентов.
Безналичные расчеты– это денежные расчеты, выполняемые путем записи по счетам в банках, при которых деньги списываются со счетов плательщиков и зачисляются на счета получателей.
Безналичные расчеты осуществляются через коммерческие банки:
между предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности;
между юридическими, физическими лицами и банками по коммерческим договорам;
между юридическими лицами и населением по выплате заработной платы и других доходов;
между физическими и юридическими лицами с Государственным бюджетом по оплате налогов и сборов и выплате бюджетных средств;
между физическими лицами.
Менеджмент безналичных расчетов должен осуществляться на основе следующих принципов и установленных правил:
расчеты осуществляются по банковским счетам, открытым для хранения и перевода средств как физическим, так и юридическим лицам;
платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной очередности и в пределах остатка средств на счете;
банки предоставляют клиентам свободу в выборе форм безналичных расчетов и не вмешиваются в договорные отношения между клиентами;
клиенты сами определяют срочность платежа до начала торговой операции, немедленно или через определенный срок после совершения торговой операции согласно договору между клиентами;
банк осуществляет платежи по поручению клиента только при наличии у клиента или у его гаранта ликвидных средств для погашения обязательств перед получателем денежных средств;
все расчетные операции по поручению клиента банк осуществляет в соответствии с договором расчетно-кассового обслуживания, заключенного между клиентом и банком.
Менеджмент безналичных расчетов клиентов банка заключается, в основном, в организации:
учетно-операционного обслуживания клиентов банка;
системы документооборота банка;
внутрибанковского контроля за осуществлением расчетно-кассового обслуживания клиентов.
Организация учетно-операционного обслуживания клиентов должна быть подчинена следующим условиям:
все операции с документами клиентов должны быть осуществлены в течение одного операционного дня и отражены в бухгалтерском учете банка в тот же день;
движение денежных средств по документам клиентов должно производиться в тот же операционный день;
баланс произведенных расчетов за операционный день должен быть составлен не позднее начала следующего операционного дня;
о результатах произведенных расчетов клиент извещается не позднее начала следующего операционного дня.
Для осуществления учетно-операционного обслуживания клиентов в коммерческих банках создаются специальные группы учетных работников, осуществляющих ведение счетов клиентов с момента открытия этих счетов и до их закрытия. Количество групп и их состав зависят от количества счетов и масштаба деятельности банка. Счета и операции группируются по однородности экономического содержания и распределяются между соответствующими исполнителями, регистрируются в специальной книге и оформляются подписями ответственных работников.
Для удобства обслуживания клиентов их счета разделяются по типам клиентов:
резидентства: резидент и нерезидент;
формам собственности: средства Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; средства предприятий, находящихся в федеральной, государственной и негосударственной собственности;
деятельности.
При оформлении банковских операций по счетам клиентов необходимо организовать контроль за законностью операций и сохранностью средств. Ответственный исполнитель проверяет правильность оформления документа и заверяет его своей подписью.
Если документ требует дополнительной проверки, он проверяется еще и контролером, после чего осуществляется операция по счету клиента.
В соответствии с правовым статусом клиента, его правоспособностью и характером деятельности банки могут открывать клиентам расчетные, текущие, бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные и иные счета.
Для открытия расчетного и иных счетов в банке юридические лица должны предоставить следующие документы:
копия устава (положения), заверенная нотариально, либо зарегистрировавшим органом, либо утвердившим органом;
копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц), заверенная нотариально либо ИМНС, зарегистрировавшим предприятие;
учредительный договор для ООО, заверенный нотариально;
решение о создании организации, в случае если учредитель одно физическое или юридическое лицо;
документы, подтверждающие полномочия руководителя, главного бухгалтера и других лиц, имеющих право подписи финансовых документов, заверенные печатью организации;
заявление об открытии счета, подписанное лицами, указанными в образцах подписей и печати;
договор банковского счета с тарифами в двух экземплярах, подписанный лицами, указанными в образцах подписей и печати;
карточка с образцами подписей лиц, имеющих право первой и второй подписи, и оттиска печати, один экземпляр, заверенное нотариально либо вышестоящей организацией;
свидетельство о постановке на учет в ИМНС, заверенное нотариально либо ИМНС;
копия справки о присвоенных кодах статистического учета, заверенная предприятием;
ксерокопии паспортов лиц, заявленных в карточке образцов подписей, заверенные печатью организации;
справка из Пенсионного фонда на открытие счета в банке и копия свидельства о регистрации Фонда социального страхования, заверенная печатью организации.
Для расчетных операций используется в основном расчетный счет. Открытие расчетного счета после предоставления всего необходимого комплекса документов сопровождается заключением договора о расчетно-кассовом обслуживании по которому банк берет на себя обязательства по проведению расчетов, обеспечению сохранности и возврату средств, о конфиденциальности информации о хозяйственной деятельности клиента, а клиент несет ответственность за достоверность документов, проводимых по счету.
- Тема 1. Сущность и задачи банковского менеджмента Лекция 1. Банк и банковская система
- Вопросы для повторения:
- Лекция 2. Специфика менеджмента банковских услуг
- Стратегическая программа включает в себя:
- Менеджеры среднего и низшего звена осуществляют функции:
- Продолжение схемы 1.5.
- Вопросы для повторения:
- Лекция 3. Менеджмент организационной структуры банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 4. Маркетинг в банковском менеджменте
- Вопросы для повторения:
- Тема 2. Менеджмент пассивных операций коммерческого банка Лекция 5. Сущность менеджмента пассивных операций
- Т а б л и ц а 2.1
- Вопросы для повторения:
- Лекция 6. Менеджмент услуг по ведению депозитов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 7. Менеджмент недепозитных пассивов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 8. Менеджмент собственного капитала банка
- Т а б л и ц а 2. 4
- Вопросы для повторения:
- Тема 3. Менеджмент активных операций коммерческого банка Лекция 9. Сущность менеджмента активных операций
- Различают кредитование по остатку и по обороту.
- Вопросы для повторения:
- Лекция 10. Менеджмент кредитных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 11. Менеджмент торгово-посреднических услуг
- Вопросы для повторения:
- Тема 4. Банковский менеджмент рынка ценных бумаг Лекция 12. Основные функции банка на рынке ценных бумаг
- Депозитарная деятельность выступает в двух формах:
- Вопросы для повторения:
- Лекция 13. Менеджмент активных операций банка на рынке ценных бумаг
- Вопросы для повторения:
- Лекция 14. Менеджмент активных операций банка с Государственными ценными бумагами
- Вопросы для повторения:
- Лекция 15. Менеджмент трастовых и других пассивных операций
- Вопросы для повторения:
- Тема 5. Менеджмент валютных операций коммерческого банка Лекция 16. Особенности менеджмента валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 17. Менеджмент торговых валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 18. Менеджмент неторговых валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 19. Управление валютными рисками
- Вопросы для повторения:
- Тема 6. Менеджмент расчетных операций коммерческого банка Лекция 20. Содержание менеджмента безналичных расчетов
- Расчетный счет предназначается и используется:
- Вопросы для повторения:
- Лекция 21. Организация и порядок расчетов в коммерческих банках
- Вопросы для повторения:
- Лекция 22. Формы расчетов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 23. Менеджмент операций банка с векселями
- Вопросы для повторения:
- Лекция 24. Особенности менеджмента интернет-банкинга
- Вопросы для повторения:
- Лекция 25. Менеджмент кассового обслуживания
- Вопросы для повторения:
- Тема 7. Менеджмент устойчивости коммерческого банка Лекция 26. Управление активами и пассивами в целях обеспечения ликвидности банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 27. Управление рисками коммерческого банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 28. Управление устойчивостью банка с помощью обязательных нормативов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 29. Оценка устойчивости банка с помощью относительных показателей
- Вопросы для повторения:
- Тема 8. Менеджмент банковских услуг в сфере внешнеэкономических отношений Лекция 30. Сущность внешнеторгового оборота
- Вопросы для повторения:
- Лекция 31. Менеджмент международных рынков
- Вопросы для повторения:
- Лекция 32. Менеджмент финансирования внешнеторговых операций
- Вопросы для повторения:
- Библиографический список
- Содержание
- Тема 7. Менеджмент устойчивости коммерческого банка 108
- Тема 8. Менеджмент банковских услуг в сфере внешнеэкономических отношений 128