Различают кредитование по остатку и по обороту.
По срокам пользования кредиты бывают онкольные(до востребования) и срочные,которые делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
По размерам различаются кредиты мелкие, средние и крупные.
По размерам платных услуг кредиты бывают: с рыночной, повышенной и льготной процентной ставкой, а в зависимости от валюты кредита – рублевые и валютные.
При определении целесообразности и форм кредитования главное условие – это кредитоспособностьзаемщика, его возможность полностью и в срок расплатиться по своим долговым обязательствам. Поэтому самым важным критерием классификации кредитов является их обеспеченность. Обеспеченность в широком смысле означает наличие гарантий, дающих уверенность в том, что кредит будет своевременно возвращен кредитору и за его использование от заемщика будет получена установленная плата.
По обеспеченности кредиты подразделяются по видам: под залог, под банковскую гарантию, под поручительство, под страхование кредитного риска.
Существует разнообразное множество видов и форм залога, которые применяются, сообразуясь с обстоятельствами:
ценные бумаги: государственные, корпоративные, банковские, сберегательные и депозитные сертификаты;
недвижимость: здания, сооружения, оборудование, земельные участки, предприятия, жилые дома и квартиры и т.п.;
товары: товары в переработке, товары в обороте, товары в пути;
денежные средства: рублевые и валютные депозиты.
Менеджмент активных операций банка должен быть основан на тщательных маркетинговых исследованиях как внешней экономической ситуации, так и внутрибанковской, в том числе:
общего состояния экономики страны;
денежно-кредитной политики Банка России;
финансовой политики правительства России;
международной ситуации;
состояния экономики в отраслях, обслуживаемых банком;
общей потребности в кредитах;
экономического состояния клиентов;
возможности банков-конкурентов;
структуры собственных обязательств;
уровня и опыта персонала банка;
уровня развития банковского законодательства.
На основании анализа маркетинговых исследований строится активная политика банка. Прежде всего определяются:
направления вложений кредитных ресурсов;
составов будущих заемщиков;
виды кредитных операций;
процентные ставки;
методы обеспечения возвратности кредитов.
От направления вложений кредитных ресурсов зависит стратегический успехбанка. В настоящее время, когда экономика страны не устойчива, банки не рискуют вкладывать средства в развитие промышленных и сельскохозяйственных предприятий, где отдача, как правило, наступает через 3 – 5 и более лет.
Крупные банки предпочитают вкладывать деньги в добывающие отрасли промышленности или другие наиболее ликвидные отрасли (металлургия, машиностроение, нефтехимическая промышленность).
Для средних и мелких банков предпочтительнее вкладывать деньги в ценные бумаги и валютные операции, где за короткое время можно получить хорошие дивиденды.
С одной стороны, банки не практикуют широкую выдачу кредитов коммерческим структурам, с другой стороны, коммерческие структуры не рискуют пользоваться кредитами банка из-за очень высоких процентных ставок и жестких условий выдачи кредитов.
Большое влияние на выбор объектов вложения ресурсов оказывает Центральный банк своей политикой открытого рынка.
Политикой открытого рынканазывают куплю-продажу Центральным банком ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. В период высокой конъюнктуры Центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности в экономику страны. В период кризиса Центральный банк создает возможности рефинансирования для коммерческих банков и ставит их в условия, когда выгодно продать Центральному банку свои ценные бумаги. Таким образом, коммерческие банки покупают деньги для предоставления кредитов коммерческим структурам и населению.
В то же время коммерческие банки приобретают бумаги открытого рынка у Центрального банка только при малом спросе на кредиты со стороны коммерческих структур и населения, а также, когда Центральный банк предлагает ценные бумаги на более выгодных условиях, чем условия предоставления кредитов предпринимателям и населению.
Не менее сильным рычагом воздействия на кредитную политику коммерческих банков является ставка рефинансирования, устанавливаемая Центральным банком для регулирования конъюнктуры денежного рынка.
Определение состава будущих заемщиков начинается с изучения кредитоспособности и рассмотрения кредитного проекта.
Для этого заемщик предоставляет в банк необходимую документацию, в том числе:
копии учредительных документов;
баланс предприятия за последние три года;
отчет о прибылях и убытках за три последних года;
отчет о движении денежных средств и фондов и внутренние финансовые отчеты;
текущие сводки;
налоговые декларации;
прогнозы развития предприятия;
бизнес-план.
В изучении этих и других данных о потенциальных заемщиках участвуют менеджеры различных служб банка, вплоть до президента банка. Оформление кредита заканчивается оформлением кредитного договора в письменной форме, открытием ссудного счета или проведением других записей в учетно-операционном управлении банка и зачислением средств на счет заемщика.
По условиям кредитного договора определяется и процентная ставка за пользование кредитом, как компенсация издержек по мобилизации денежных средств и как комиссионная плата за риск и согласие банка на предоставление кредита.
Надо сказать, что если процентная ставка за пользование кредитов ниже 3/4 ставки рефинансирования, то ссудозаемщик обязан уплатить налог в объеме 35% на полученную материальную выгоду, исходя из разницы, не уплаченной по процентам, например, ссудозаемщик получил кредит в сумме 500 тыс. рублей по ставке 10% годовых, в то время как ставка рефинансирования, установленная ЦБ РФ, в настоящий период составляет 20%, а 3/4 этой ставки – 15%.
За пользование кредитом ссудозаемщик уплатит банку 50 тыс. рублей . Полученная материальная выгода составит 25 тыс. рублей. Налог на материальную выгоду составит(тыс. рублей).
Если кредит получен в валюте, то материальная выгода исчисляется исходя из базовой ставки 9% годовых.
Точно так же взыскивается налог и на процентный доход по вкладам в банке, если этот доход превышает суммы, рассчитанные исходя из 3/4 ставки рефинансирования по рублевым вкладам и 9% годовых по валютным.
В настоящее время в российских банках используются как фиксированные, так и плавающие процентные ставки – это ставки, которые постоянно изменяются в зависимости от ситуации, существующей на кредитном рынке.
Менеджмент активов
Объекты управления
Кредиты: – потребительские; – коммерческие; – межбанковские; – гарантии. Инвестиции в ценные бумаги: – краткосрочные ценные бумаги; – ценные бумаги с твердым процентом; – акции. Инвестиции в торговые операции и производство: – факторинговые; – форфейтинговые; – лизинговые; Кассовые операции
Схема 3.2
Банки используют различные способы расчета процентных ставок, наиболее распространенными из которых являются:
Метод годовой процентной ставки, который показывает отношение совокупных выплат по кредиту к сумме кредита. При этом учитываются сроки погашения кредита и какую сумму фактически использует заемщик в течение срока кредитования;
Метод простых процентовтакже учитывает фактические сроки использования кредита. Если заемщик осуществляет погашение кредита постепенно, то метод простых процентов позволяет определить снижение остатка задолженности и, соответственно, сумму уплаченных процентов. При применении этого метода процентные выплаты сокращаются по мере погашения кредита;
Метод дисконтной ставкипредполагает авансовую выплату процентов за все время пользования кредитом. В этом случае заемщик получает обусловленную договором сумму кредита за вычетом суммы процентов. При наступлении срока погашения кредита клиент обязан вернуть всю сумму кредита полностью.
- Тема 1. Сущность и задачи банковского менеджмента Лекция 1. Банк и банковская система
- Вопросы для повторения:
- Лекция 2. Специфика менеджмента банковских услуг
- Стратегическая программа включает в себя:
- Менеджеры среднего и низшего звена осуществляют функции:
- Продолжение схемы 1.5.
- Вопросы для повторения:
- Лекция 3. Менеджмент организационной структуры банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 4. Маркетинг в банковском менеджменте
- Вопросы для повторения:
- Тема 2. Менеджмент пассивных операций коммерческого банка Лекция 5. Сущность менеджмента пассивных операций
- Т а б л и ц а 2.1
- Вопросы для повторения:
- Лекция 6. Менеджмент услуг по ведению депозитов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 7. Менеджмент недепозитных пассивов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 8. Менеджмент собственного капитала банка
- Т а б л и ц а 2. 4
- Вопросы для повторения:
- Тема 3. Менеджмент активных операций коммерческого банка Лекция 9. Сущность менеджмента активных операций
- Различают кредитование по остатку и по обороту.
- Вопросы для повторения:
- Лекция 10. Менеджмент кредитных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 11. Менеджмент торгово-посреднических услуг
- Вопросы для повторения:
- Тема 4. Банковский менеджмент рынка ценных бумаг Лекция 12. Основные функции банка на рынке ценных бумаг
- Депозитарная деятельность выступает в двух формах:
- Вопросы для повторения:
- Лекция 13. Менеджмент активных операций банка на рынке ценных бумаг
- Вопросы для повторения:
- Лекция 14. Менеджмент активных операций банка с Государственными ценными бумагами
- Вопросы для повторения:
- Лекция 15. Менеджмент трастовых и других пассивных операций
- Вопросы для повторения:
- Тема 5. Менеджмент валютных операций коммерческого банка Лекция 16. Особенности менеджмента валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 17. Менеджмент торговых валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 18. Менеджмент неторговых валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 19. Управление валютными рисками
- Вопросы для повторения:
- Тема 6. Менеджмент расчетных операций коммерческого банка Лекция 20. Содержание менеджмента безналичных расчетов
- Расчетный счет предназначается и используется:
- Вопросы для повторения:
- Лекция 21. Организация и порядок расчетов в коммерческих банках
- Вопросы для повторения:
- Лекция 22. Формы расчетов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 23. Менеджмент операций банка с векселями
- Вопросы для повторения:
- Лекция 24. Особенности менеджмента интернет-банкинга
- Вопросы для повторения:
- Лекция 25. Менеджмент кассового обслуживания
- Вопросы для повторения:
- Тема 7. Менеджмент устойчивости коммерческого банка Лекция 26. Управление активами и пассивами в целях обеспечения ликвидности банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 27. Управление рисками коммерческого банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 28. Управление устойчивостью банка с помощью обязательных нормативов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 29. Оценка устойчивости банка с помощью относительных показателей
- Вопросы для повторения:
- Тема 8. Менеджмент банковских услуг в сфере внешнеэкономических отношений Лекция 30. Сущность внешнеторгового оборота
- Вопросы для повторения:
- Лекция 31. Менеджмент международных рынков
- Вопросы для повторения:
- Лекция 32. Менеджмент финансирования внешнеторговых операций
- Вопросы для повторения:
- Библиографический список
- Содержание
- Тема 7. Менеджмент устойчивости коммерческого банка 108
- Тема 8. Менеджмент банковских услуг в сфере внешнеэкономических отношений 128