Лекция 24. Особенности менеджмента интернет-банкинга
В настоящее время все более широкое распространение в банковской сфере получает обслуживание клиентов с помощью Интернета – так называемый «интернет-банкинг».
Интернет-банкинг как одно из направлений банковского дела представляет собой механизм реализации функций банка посредством использования технологических возможностей сети Интернет. Осуществление интернет-банкинга предполагает наличие у коммерческого банка сайта в сети Интернет, при этом интернет-сайты могут быть разделены на три вида:
информационные сайты, на которых банки размещают маркетинговую информацию о своих продуктах и услугах;
коммуникационные сайты, допускающие дополнительно к информационным услугам связь клиента с банком посредством переписки по электронной почте. Клиент на месте формирует платежные документы в электронном виде и пересылает их в банк, а банк в тот же день проводит операции и направляет клиенту отчет. Защита информации обеспечивается паролями и электронной подписью;
операционные сайты, позволяющие банкам выполнять для клиентов следующие банковские операции: конверсионные операции; открытие и ведение банковских счетов; осуществление расчетов по поручению юридических и физических лиц; купля-продажа иностранной валюты; размещение средств во вклады; привлечение денежных средств и другие операции.
В ряде случаев банки с помощью Интернет проводят операции по размещению привлеченных денежных средств.
При осуществлении интернет-банкинга пока технологически и законодательно не решены вопросы проведения операций инкассирования и валютного обслуживания клиентов, а также осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия счетов, то есть операции, связанные непосредственно с движением наличных средств.
Интернет-банкинг является частным случаем дистанционного обслуживания клиентов через компьютерную сеть Интернет.
В настоящее время все более широкое распространение получает система электронных расчетов как между банками, так и в системе «Клиент – банк». Этим достигается значительное ускорение расчетов за счет замены бумажных платежных документов на электронные и более быстрой их передачей по каналам связи. Более того, электронные документы поддаются полной автоматизации обработки и лучшему контролю за их осуществлением.
По заполнению электронной формы платежных докумеетов клиентом осуществляется защита пакета документов от несанкционированного доступа и отправка его в банк по каналам связи. Система передачи данных в электронном виде предусматривает наличие у корреспондента модема для пересылки информации по телефонным линиям. Кроме этого оборудования, банк предоставляет клиенту на платной основе программу «Клиент – банк» и оборудование для электронной подписи документов.
Используя систему электронных расчетов, клиент может эффективно работать со своим счетом, постоянно контролировать движение средств по корреспондентскому счету и управлять своим счетом из любого места.
Дистанционное обслуживание может осуществляться с использованием:
персональных компьютеров, как подключенных к замкнутым сетям (удаленные терминалы), так и коммутирующих по открытым (публичным) сетям;
телефонных каналов, включая мобильные;
беспроводных каналов доступа;
прочих каналов, например связи с банковскими терминалами.
Дистанционное обслуживание до появления Интернета не нашло широкого распространения в России, но было весьма популярно в западных странах. В настоящее время многие российские коммерческие банки, предлагающие услуги интернет-банкинга, параллельно предоставляют услуги дистанционного обслуживания по другим каналам связи.
При использовании Интернета практически до нуля сокращается время задержки в исполнении поручений клиентов, значительно уменьшается стоимость услуг, а перечень банковских услуг при дистанционном обслуживании становится значительно более гибким.
Привлекательными для клиентов интернет-банкинга являются следующие преимущества:
возможность стать клиентом банка, расположенного в другом регионе;
проведение операций 24 часа в сутки и 7 дней в неделю;
скорость проведения операций;
более низкий уровень комиссионных;
более высокое качество предоставляемой банками информации.
При использовании интернет-банкинга принципиально важным является то, что бумажный документ перестает быть основным носителем банковской информации. На смену ему приходит электронный документ, основной особенностью которого является возможность автоматизации работы с ним.
На этапе внедрения интернет-банкинга руководству банка необходимо не просто организовать фрагментарную автоматизацию осуществления банковских операций, а фундаментально пересмотреть и переосмыслить весь банковский бизнес. Возможности интернет-банкинга настолько велики, что пересмотру подлежат даже концептуальные основы банковского дела. Интернет-революция позволила банкам оперировать в интерсреде, в которой не существует понятия расстояния в привычном смысле. Из 1500 банков США, оказывающих услуги интернет-банкинга, 26 функционируют полностью как интернет-банки (или виртуальные банки), то есть не имеют ни головных офисов, ни филиалов.
Внедрение технологий интернет-банкинга коренным образом изменяет картину конкурентной борьбы.
Значительно расширяется возможность клиентов по изучению качества и ассортимента предлагаемых банковских услуг, так как клиенту больше не нужно ходить из банка в банк для того, чтобы ознакомиться с условиями банковского обслуживания. Необходимую информацию он получит моментально через интернет-сайты.
Крупные банки получают возможность бороться за клиентов даже в тех регионах, где у них нет филиалов. В то же время стоимость внедрения новых технологий такова, что даже средние и мелкие банки могут на равных реализовывать проекты по внедрению интернет-банкинга.
Интернет-банкинг не меняет природы финансовых рисков. При осуществлении интернет-банкинга коммерческим банкам приходится сталкиваться с теми же основными видами рисков, что и при проведении банковских операций традиционным путем. Более того, возникают новые проблемные риски, связанные с проведением операционных услуг на расстоянии и автоматизацией этих услуг.
Несмотря на связанные с интернет-банкингом риски, кредитные организации предлагают активно внедрять новейшие информационные технологии с целью максимального удовлетворения потребностей клиентов.
- Тема 1. Сущность и задачи банковского менеджмента Лекция 1. Банк и банковская система
- Вопросы для повторения:
- Лекция 2. Специфика менеджмента банковских услуг
- Стратегическая программа включает в себя:
- Менеджеры среднего и низшего звена осуществляют функции:
- Продолжение схемы 1.5.
- Вопросы для повторения:
- Лекция 3. Менеджмент организационной структуры банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 4. Маркетинг в банковском менеджменте
- Вопросы для повторения:
- Тема 2. Менеджмент пассивных операций коммерческого банка Лекция 5. Сущность менеджмента пассивных операций
- Т а б л и ц а 2.1
- Вопросы для повторения:
- Лекция 6. Менеджмент услуг по ведению депозитов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 7. Менеджмент недепозитных пассивов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 8. Менеджмент собственного капитала банка
- Т а б л и ц а 2. 4
- Вопросы для повторения:
- Тема 3. Менеджмент активных операций коммерческого банка Лекция 9. Сущность менеджмента активных операций
- Различают кредитование по остатку и по обороту.
- Вопросы для повторения:
- Лекция 10. Менеджмент кредитных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 11. Менеджмент торгово-посреднических услуг
- Вопросы для повторения:
- Тема 4. Банковский менеджмент рынка ценных бумаг Лекция 12. Основные функции банка на рынке ценных бумаг
- Депозитарная деятельность выступает в двух формах:
- Вопросы для повторения:
- Лекция 13. Менеджмент активных операций банка на рынке ценных бумаг
- Вопросы для повторения:
- Лекция 14. Менеджмент активных операций банка с Государственными ценными бумагами
- Вопросы для повторения:
- Лекция 15. Менеджмент трастовых и других пассивных операций
- Вопросы для повторения:
- Тема 5. Менеджмент валютных операций коммерческого банка Лекция 16. Особенности менеджмента валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 17. Менеджмент торговых валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 18. Менеджмент неторговых валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 19. Управление валютными рисками
- Вопросы для повторения:
- Тема 6. Менеджмент расчетных операций коммерческого банка Лекция 20. Содержание менеджмента безналичных расчетов
- Расчетный счет предназначается и используется:
- Вопросы для повторения:
- Лекция 21. Организация и порядок расчетов в коммерческих банках
- Вопросы для повторения:
- Лекция 22. Формы расчетов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 23. Менеджмент операций банка с векселями
- Вопросы для повторения:
- Лекция 24. Особенности менеджмента интернет-банкинга
- Вопросы для повторения:
- Лекция 25. Менеджмент кассового обслуживания
- Вопросы для повторения:
- Тема 7. Менеджмент устойчивости коммерческого банка Лекция 26. Управление активами и пассивами в целях обеспечения ликвидности банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 27. Управление рисками коммерческого банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 28. Управление устойчивостью банка с помощью обязательных нормативов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 29. Оценка устойчивости банка с помощью относительных показателей
- Вопросы для повторения:
- Тема 8. Менеджмент банковских услуг в сфере внешнеэкономических отношений Лекция 30. Сущность внешнеторгового оборота
- Вопросы для повторения:
- Лекция 31. Менеджмент международных рынков
- Вопросы для повторения:
- Лекция 32. Менеджмент финансирования внешнеторговых операций
- Вопросы для повторения:
- Библиографический список
- Содержание
- Тема 7. Менеджмент устойчивости коммерческого банка 108
- Тема 8. Менеджмент банковских услуг в сфере внешнеэкономических отношений 128