Лекция 25. Менеджмент кассового обслуживания
Менеджмент кассового обслуживания клиентов заключается в обеспечении четкого и своевременного выполнения кассовых операций с клиентами банка. Содержанием кассовых операций по обслуживанию клиентов банка является прием, выдача и хранение денежных средств. Валютные кассы, кроме этого, осуществляют конверсионные операции через обменные пункты.
Ведение кассовых операций регулируется Правилами, установленными Центральным банком России.
Для приема и выдачи денег в банке создается специальное подразделение (расчетно-кассовое управление, отдел и т.п.), которое организует работу касс. Кассы могут быть приходные, расходные, оборотные, вечерние, круглосуточные, кассы пересчета и подразделяться на валютные и рублевые. Количество касс зависит от объема налично-денежного оборота банка. А налично-денежный оборот зависит от характера обслуживаемых клиентов, специфики их деятельности и величины потребности в наличных деньгах. Если это торговые организации и предприятия, то, кроме касс, банк организует еще и инкассацию этих организаций и предприятий. Если на обслуживании в банке только крупные промышленные предприятия, то банк организует иногда оборотные кассы прямо на этих предприятиях. С появлением банкоматов банковское обслуживание клиентов переместилось из банковских помещений в помещения предприятий.
В торговых помещениях банкоматы обслуживают расчеты за покупки посредством пластиковых карт, при этом деньги за покупку сразу же перечисляются на счет торговой организации в банке.
С промышленными предприятиями заключаются договора по кассовому обслуживанию заработной платы через специально организованные на этих предприятиях кассы банка и банкоматы по выдаче денег при помощи пластиковых карт.
Количество валютных касс и обменных пунктов также зависит от объема наличного валютного оборота.
Осуществляя кассовое обслуживание юридических лиц, банки заключают с ними договоры, в которых определяются условия обслуживания и ответственность сторон.
Все предприятия и организации ведут свои кассовые операции в соответствии с «Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденным ЦБ РФ в 1997 году. Контроль за соблюдением этого порядка возлагаются на банки, обслуживающие клиентов.
При проверке ведения кассовых операций банками обращается внимание на правильное ведение кассовых книг, целевое использование наличных денег, полученных в банке, соблюдение лимитов остатков наличных денег в кассе, норм расходования из выручки и т.п. Предприятия обязаны всю денежную наличность сверх установленных лимитов сдавать в банк.
Исключительное право Центрального банка на осуществление эмиссии наличных денег предполагает организацию инкассового обслуживания коммерческих банков. Оно проводится через расчетно-кассовые центры РКЦ – Центрального банка на договорной основе. Одним из пунктов договора является установление предельного остатка денег в операционной кассе банка. Коммерческий банк стремится осуществить выдачу наличных денег за счет поступления их от клиентов, не обращаясь в РКЦ Центрального банка за подкреплением.
Для этого банк составляет операционный кассовый прогноз, а клиенты – кассовые заявки. Чаще всего приходные кассы принимают деньги от предприятий по объявлению на взнос наличными. Организуется также сдача денег предприятиями через инкассацию. Для привлечения наличных денег в банк и получения дополнительного дохода банками организуется прием от населения коммунальных и других платежей, а также осуществляются услуги по перечислению денег в другие регионы от одного физического лица другому физическому или юридическому лицу. Значительный приток наличных денег в банке привлекается за счет оформления пластиковых карт.
Деньги расходные кассы выдают в основном по денежным чекам из чековых книжек или по расходным кассовым ордерам. Все виды операций с наличными деньгами обязательно сопровождаются определенным документооборотом, четко регламентированным правилами ЦБ РФ.
- Тема 1. Сущность и задачи банковского менеджмента Лекция 1. Банк и банковская система
- Вопросы для повторения:
- Лекция 2. Специфика менеджмента банковских услуг
- Стратегическая программа включает в себя:
- Менеджеры среднего и низшего звена осуществляют функции:
- Продолжение схемы 1.5.
- Вопросы для повторения:
- Лекция 3. Менеджмент организационной структуры банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 4. Маркетинг в банковском менеджменте
- Вопросы для повторения:
- Тема 2. Менеджмент пассивных операций коммерческого банка Лекция 5. Сущность менеджмента пассивных операций
- Т а б л и ц а 2.1
- Вопросы для повторения:
- Лекция 6. Менеджмент услуг по ведению депозитов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 7. Менеджмент недепозитных пассивов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 8. Менеджмент собственного капитала банка
- Т а б л и ц а 2. 4
- Вопросы для повторения:
- Тема 3. Менеджмент активных операций коммерческого банка Лекция 9. Сущность менеджмента активных операций
- Различают кредитование по остатку и по обороту.
- Вопросы для повторения:
- Лекция 10. Менеджмент кредитных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 11. Менеджмент торгово-посреднических услуг
- Вопросы для повторения:
- Тема 4. Банковский менеджмент рынка ценных бумаг Лекция 12. Основные функции банка на рынке ценных бумаг
- Депозитарная деятельность выступает в двух формах:
- Вопросы для повторения:
- Лекция 13. Менеджмент активных операций банка на рынке ценных бумаг
- Вопросы для повторения:
- Лекция 14. Менеджмент активных операций банка с Государственными ценными бумагами
- Вопросы для повторения:
- Лекция 15. Менеджмент трастовых и других пассивных операций
- Вопросы для повторения:
- Тема 5. Менеджмент валютных операций коммерческого банка Лекция 16. Особенности менеджмента валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 17. Менеджмент торговых валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 18. Менеджмент неторговых валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 19. Управление валютными рисками
- Вопросы для повторения:
- Тема 6. Менеджмент расчетных операций коммерческого банка Лекция 20. Содержание менеджмента безналичных расчетов
- Расчетный счет предназначается и используется:
- Вопросы для повторения:
- Лекция 21. Организация и порядок расчетов в коммерческих банках
- Вопросы для повторения:
- Лекция 22. Формы расчетов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 23. Менеджмент операций банка с векселями
- Вопросы для повторения:
- Лекция 24. Особенности менеджмента интернет-банкинга
- Вопросы для повторения:
- Лекция 25. Менеджмент кассового обслуживания
- Вопросы для повторения:
- Тема 7. Менеджмент устойчивости коммерческого банка Лекция 26. Управление активами и пассивами в целях обеспечения ликвидности банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 27. Управление рисками коммерческого банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 28. Управление устойчивостью банка с помощью обязательных нормативов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 29. Оценка устойчивости банка с помощью относительных показателей
- Вопросы для повторения:
- Тема 8. Менеджмент банковских услуг в сфере внешнеэкономических отношений Лекция 30. Сущность внешнеторгового оборота
- Вопросы для повторения:
- Лекция 31. Менеджмент международных рынков
- Вопросы для повторения:
- Лекция 32. Менеджмент финансирования внешнеторговых операций
- Вопросы для повторения:
- Библиографический список
- Содержание
- Тема 7. Менеджмент устойчивости коммерческого банка 108
- Тема 8. Менеджмент банковских услуг в сфере внешнеэкономических отношений 128