Тема 8. Менеджмент банковских услуг в сфере внешнеэкономических отношений Лекция 30. Сущность внешнеторгового оборота
Внешнеэкономические отношения между хозяйственными субъектами разных государств предполагают весь комплекс товарно-денежного обращения, а также обращения услуг и капитала между различными отраслями экономики и между валютами:
Важнейшей областью внешнеэкономических отношений является внешняя торговля, обслуживаемая коммерческими банками.
Внешняя торговля народного хозяйства страны проявляется в следующих формах:
Схема 8.1
Внешняя торговля охватывает международное обращение товаров – экспорт и импорт, а также транзитную торговлю.
Характерным для мировой торговли является то, что наибольшая доля товарооборота приходится на внутреннюю торговлю между западными промышленно развитыми странами.
Общие условия функционирования внешней торговли определяются внешнеторговой политикой участвующих в ней государств.
Под внешнеторговой политикой понимается совокупность всех государственных мер, оказывающих влияние на внешнюю торговлю. Учитывая переплетение интересов стран, участвующих во внешней торговле, возможно развитие двух экстремальных вариантов:
1. В условиях свободной торговли не существует какого-либо вмешательства со стороны государства или же торговых ограничений в отношения между собственными и иностранными гражданами.
2. Запрет – отсутствие внешнеэкономических отношений с иностранными государствами (характеризуется понятием «автаркия»).
Если и можно достигнуть полного запрета внешней торговли, то только путем крайних мер. Полная автаркия даже в теории мыслима лишь для очень малого количества стран. Однако в некоторых странах стремление к автаркии и меры к защите отечественной экономики (протекционизм) встречаются относительно часто. Такое желание обеспечить самоснабжение проявляется, например, в области продовольствия и энергетики.
Основными средствами протекционизма являются:
обложение импорта высокими пошлинами (таможенная политика);
количественные ограничения импорта (политика квот);
дотации предприятиям, участвующим в международной конкуренции;
проволочки и затягивание оформления импортных операций со стороны государственных учреждений;
строгие нормы и правила, которые отрицательно сказываются прежде всего на импортерах.
В современном международном бизнесе кредитные институты оказывают обширные услуги и предлагают разнообразные продукты. Наибольшее значение для внешнеэкономических отношений имеют следующие услуги, предлагаемые банками:
Схема 8.2
Крупные кредитные институты имеют свои представительства во многих зарубежных странах. Эти представительства сами не осуществляют банковских операций, а поддерживают, прежде всего, контакты с клиентами, банками и учреждениями представляемого ими региона. Кроме того, они работают как консультационные и сервисные учреждения и собирают/передают важную информацию. Иногда такие представительства становятся предвестниками последующего учреждения собственных филиалов или дочерних банков.
Например, обширная сеть зарубежных филиалов характерна сегодня для некоторых крупных немецких кредитных институтов. В последние десятилетия эти банки превратились из классических внешнеторговых банков в международные, оперирующие по всему миру. Они обслуживают в странах своего местонахождения не только находящиеся там дочерние фирмы немецких предприятий, но и активно ведут дела с местной клиентурой, а также с частными и государственными заемщиками из третьих стран (сделки оффшор).
В целях расширения зоны обслуживания многие крупные банки практикуют инвестиции в иностранные банки, то есть участие в капитале иностранных банков.
Менеджмент внешнеторговых операций подвержен экономическому и политическому риску.
Риску во внешней торговле могут способствовать следующие меры иностранных государств:
запрет платежей- импортеру в принципе запрещается оплата его долгов поставщикам;
мораторий- оплата и перевод денег экспортеру происходит не к моменту наступления срока платежа, а позднее и, как правило, только в рассрочку;
ограничения конвертируемости и перевода денег- деньги, которые импортер уже внес в банк в валюте своей страны, не конвертируются или не переводятся вследствие государственных мер страны-импортера, в результате задержки в выполнении соглашений о платежах и взаимных перерасчетах или же вследствие нехватки валюты у страны-импортера.
В распоряжении каждой фирмы имеются возможности для оценки риска экспортной сделки и управления им.
Экспортер может получить информацию через импортера и страну-импортер, а также использовать информацию, полученную через третьи лица и организации, например через банки. Кроме этого, риск может быть уменьшен путем соответствующего оформления договоров, где оговариваются в первую очередь подходящие условия платежа. Примером тому могут служить авансовые платежи, аккредитивы или условия встречного исполнения.
Для имеющегося в каждой экспортной сделке материального риска существуют соответствующие формы покрытия, предлагаемые частными страховыми компаниями (транспортные, складские, монтажные страховки).
Для уменьшения риска потерь от колебания курсов валют в распоряжении экспортера имеются определенные инструменты подстраховки, такие, как валютные сделки на срок, валютные кредиты, валютные опционы.
Условия поставок регулируются Инкотермами, впервые опубликованными в 1936 году в Париже Международной торговой палатой.
Инкотермы– это общие коммерческие условия, при определении договорных обязательств они должны быть четко оговорены в каждом отдельном случае. При этом в конкретном договоре достаточно сделать ссылку на них.
Схема 8.3
- Тема 1. Сущность и задачи банковского менеджмента Лекция 1. Банк и банковская система
- Вопросы для повторения:
- Лекция 2. Специфика менеджмента банковских услуг
- Стратегическая программа включает в себя:
- Менеджеры среднего и низшего звена осуществляют функции:
- Продолжение схемы 1.5.
- Вопросы для повторения:
- Лекция 3. Менеджмент организационной структуры банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 4. Маркетинг в банковском менеджменте
- Вопросы для повторения:
- Тема 2. Менеджмент пассивных операций коммерческого банка Лекция 5. Сущность менеджмента пассивных операций
- Т а б л и ц а 2.1
- Вопросы для повторения:
- Лекция 6. Менеджмент услуг по ведению депозитов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 7. Менеджмент недепозитных пассивов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 8. Менеджмент собственного капитала банка
- Т а б л и ц а 2. 4
- Вопросы для повторения:
- Тема 3. Менеджмент активных операций коммерческого банка Лекция 9. Сущность менеджмента активных операций
- Различают кредитование по остатку и по обороту.
- Вопросы для повторения:
- Лекция 10. Менеджмент кредитных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 11. Менеджмент торгово-посреднических услуг
- Вопросы для повторения:
- Тема 4. Банковский менеджмент рынка ценных бумаг Лекция 12. Основные функции банка на рынке ценных бумаг
- Депозитарная деятельность выступает в двух формах:
- Вопросы для повторения:
- Лекция 13. Менеджмент активных операций банка на рынке ценных бумаг
- Вопросы для повторения:
- Лекция 14. Менеджмент активных операций банка с Государственными ценными бумагами
- Вопросы для повторения:
- Лекция 15. Менеджмент трастовых и других пассивных операций
- Вопросы для повторения:
- Тема 5. Менеджмент валютных операций коммерческого банка Лекция 16. Особенности менеджмента валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 17. Менеджмент торговых валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 18. Менеджмент неторговых валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 19. Управление валютными рисками
- Вопросы для повторения:
- Тема 6. Менеджмент расчетных операций коммерческого банка Лекция 20. Содержание менеджмента безналичных расчетов
- Расчетный счет предназначается и используется:
- Вопросы для повторения:
- Лекция 21. Организация и порядок расчетов в коммерческих банках
- Вопросы для повторения:
- Лекция 22. Формы расчетов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 23. Менеджмент операций банка с векселями
- Вопросы для повторения:
- Лекция 24. Особенности менеджмента интернет-банкинга
- Вопросы для повторения:
- Лекция 25. Менеджмент кассового обслуживания
- Вопросы для повторения:
- Тема 7. Менеджмент устойчивости коммерческого банка Лекция 26. Управление активами и пассивами в целях обеспечения ликвидности банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 27. Управление рисками коммерческого банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 28. Управление устойчивостью банка с помощью обязательных нормативов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 29. Оценка устойчивости банка с помощью относительных показателей
- Вопросы для повторения:
- Тема 8. Менеджмент банковских услуг в сфере внешнеэкономических отношений Лекция 30. Сущность внешнеторгового оборота
- Вопросы для повторения:
- Лекция 31. Менеджмент международных рынков
- Вопросы для повторения:
- Лекция 32. Менеджмент финансирования внешнеторговых операций
- Вопросы для повторения:
- Библиографический список
- Содержание
- Тема 7. Менеджмент устойчивости коммерческого банка 108
- Тема 8. Менеджмент банковских услуг в сфере внешнеэкономических отношений 128