Лекция 11. Менеджмент торгово-посреднических услуг
Менеджмент торгово-посреднических услугпредставляет собой активные операции банка, при которых банк, финансируя сделку, выступает посредником между продавцом и покупателем.
К таким услугам относятся:
лизинговые кредиты;
факторинговые кредиты;
форфейтинговые кредиты.
Лизинговые кредитыу нас в стране обусловлены Федеральным законом от 29.10.1998 г. «О лизинге», в котором дается определение лизинга: «Лизинг – это вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей».
По определению Европейской Федерации Национальных Ассоциаций по лизингу оборудования, «Лизинг – это договор аренды завода, промышленных товаров, машин и оборудования, недвижимости, а также других товаров для их использования в производственных целях арендатором, в то время, как товары покупаются арендодателем и он сохраняет право собственности до конца сделки».
На наш взгляд, любое определение лизинга не может учесть всех форм проявления этого нового кредитного инструмента в производственных отношениях.
Лизинговый кредит– это вложение средств в производство через арендные отношения с целью получения прибыли. «Лизинг» в переводе с английского означает «сдавать или брать в наем, в аренду».
Вместо того, чтобы выдавать предприятию ссуду на приобретение средств производства, банк покупает их сам или через лизинговую компанию и сдает их в аренду, сохраняя за собой право собственности. Привлекательность лизингового кредита для коммерческого банка заключается в том, что этот кредит ликвиден, так как у него есть реальное материальное обеспечение и в случае разрыва договора аренды за банком остается оборудование. Развитие лизинговых кредитов позволяет банкам увеличивать активные операции и тем самым вовлекать в обслуживание все новых клиентов.
Схема 3.7
Лизинговые операции для банка не только на 100% ликвидны, но и высокорентабельны. Согласно «Методическим указаниям (рекомендациям) по расчету лизинговых платежей», утвержденных Приказом Минфина РФ от 16.04.1998 г., в лизинговые платежи включаются:
амортизация лизингового имущества за весь срок действия договора лизинга;
компенсация затрат лизингодателя за использованные им заемные средства;
комиссионное вознаграждение лизингодателя за предоставление имущества по договору лизинга;
оплата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором лизинга;
налог на добавленную стоимость;
стоимость выкупаемого имущества, если выкуп этого имущества предусмотрен договором лизинга и обусловлен порядок выплат указанной стоимости в виде долей в составе лизинговых платежей;
налог на лизинговое имущество, если он уплачивается лизингодателем;
страховые платежи по договору страхования лизингового имущества, если страхование осуществлялось лизингодателем.
Лизинговые платежи уплачиваются лизингополучателем в виде отдельных взносов, величина и периодичность которых обусловливаются договором. В случае задержки арендной платы начисляется процент в пользу банка на уровне ставки процента по банковскому кредиту.
Для предприятия-лизингополучателя лизинг также выгоден. Лизингополучатель приобретает в пользование необходимое ему имущество без единовременного расходования собственных денежных средств на его покупку. Если для покупки оборудования предприятие берет банковский кредит, то это ведет к росту его задолженности и увеличению балансовой стоимости основных средств. Лизинг оформить проще, чем кредит, и он доступней для средних и мелких предприятий. Лизинговые платежи предполагают ускоренную амортизацию и включаются в себестоимость продукции. Они не подлежат налогообложению, так как являются арендной платой. Немаловажным для предприятия-лизингополучателя является и то, что риск устаревшего оборудования целиком ложится на арендодателя, а у него остается возможность заключения лизинговой сделки на новое оборудование.
Предположим, что стоимость сдаваемого в лизинг оборудования 800 тыс. рублей. Срок лизинга – 2 года. Норма амортизации – 30%. Процентная ставка за кредит – 20%. Ставка комиссионного вознаграждения лизингодателя по договору – 4% годовых от стоимости оборудования. Стоимость дополнительных услуг лизингодателя – 5 тыс. рублей, НДС – 20% к выручке лизингодателя. Ежегодная сумма амортизации составит 240 тыс. рублей . Плата за используемые лизингодателем кредитные ресурсы составит: за первый год 136 тыс. рублей, стоимость оборудования на конец года составит 560 тыс. рублей (800 – 240), среднегодовая стоимость – 680, плата за кредитные ресурсы – 136 тыс. рублей. Плата по комиссионному вознаграждению составит 32 тыс. рублей. Плата за дополнительные услуги – 2,5 тыс. рублей (5 тыс. рублей : 2 года). Всего годовая выручка лизингодателя за первый год составит 170,5 тыс. рублей (136 + 32 + 2,5). НДС = 34,1 тыс рублей. Сумма лизингового платежа за первый год составит 444,6 тыс. рублей (240 + 170,5 + 34,1).
Аналогичным образом рассчитывается выручка лизингодателя и платежи лизингополучателя и за второй год, но стоимость оборудования на начало года составит 560 тыс. рублей, а на конец года 320 тыс. рублей. Годовая выручка лизингодателя за второй год составит 108,1 тыс. рублей, а сумма лизингового платежа 369,72 тыс. рублей, в том числе НДС = 21,62 тыс. рублей. Всего за два года лизингополучатель выплатит банку 814,32 тыс. рублей. Далее лизингополучатель может выкупить оборудование по остаточной стоимости (800 – 240 – 240) = 320 тыс. рублей или возвратить его лизингодателю-банку.
В принципе лизинг дает арендатору возможность:
сохранения ликвидности;
сбережения собственного капитала;
широкого круга услуг, оказываемых арендатору;
стабильного базиса затрат арендатора вследствие неизменности ставки по лизингу в течение договорного срока;
совершения лизинговых платежей из дохода эксплуатации арендного оборудования;
освобождения лизинговых платежей от налогообложения.
Не случайно поэтому в промышленно развитых странах лизинговые операции используются при аренде даже таких крупных объектов, как заводы, атомные электростанции, газопроводы, и других производственных сооружений. Например, из 400 – 500 млн долларов (стоимости автомобильных заводов, строившихся совместно с японскими компаниями на территории США) треть была оплачена на условиях лизинга. Там стали применяться операции «возвратного» лизинга. Они заключаются в продаже предприятием части собственного имущества банку с одновременным подписанием контракта о его аренде. Такая сделка дает возможность предприятию получить денежные оборотные средства за счет продажи средств производства, не прекращая их эксплуатации. Вложение высвобожденных оборотных средств в производство повышает рентабельность предприятия и уменьшает налогооблагаемую базу на собственное имущество, но не в нашей стране.
У нас согласно «Закону о лизинге» лизинговое оборудование подвергается двойному налогообложению: первый раз – налогом на добавленную стоимость при покупке лизингового оборудования лизингодателем и возмещается лизингополучателем в составе амортизационных отчислений, второй раз – налогом с оборота, начисленного на всю сумму выручки лизингодателя, включающую не только комиссионное вознаграждение и плату за дополнительные услуги, но и амортизационные отчисления, проценты за кредит, страховые взносы и другие затраты, включенные в лизинговые платежи, которые добавленной стоимостью не являются. Кроме этого еще налог с продаж. После такого налогообложения стоимость лизингового оборудования увеличивается более чем в 4 раза. Разумеется, такое налоговое бремя убьет любой лизинг на корню.
В последние годы получил широкое распространение международный лизинг, при котором арендатор и арендодатель находятся в разных странах или арендуется оборудование, приобретенное за границей. Однако этот вид лизинга почти не применяется в нашей стране в силу определенных условий нашей экономики. Но для банковского менеджмента эти виды операций должны стать предметом самого пристального внимания.
На Западе лизинговыми операциями, в основном, занимаются дочерние фирмы банков.
Факторинговые и форфейтинговые кредитыиспользуются для финансирования частей оборотного капитала и рассматриваются как чисто финансовые услуги. Суть обеих операций состоит в том, что предприятие – клиент банка, имеющее требования к другому предприятию, связанные с платежами за поставленный товар, продает или уступает их за определенную плату и на определенных условиях фактору – коммерческому банку.
Факторингпредставляет собой комплекс услуг по кредитованию и компенсированию дебиторской задолженности поставщика товара с последующим информационным, бухгалтерским и юридическим сопровождением расчетов между поставщиком и покупателем товара.
Факторинг – обращающиеся краткосрочные требования, возникающие из товарных поставок.
Факторинговая компания-банк как фактор покупает требования какой-либо компании и затем сама получает платежи по ним.
В операции факторинга имеются три участника:
фактор – банк или дочерняя компания банка;
первоначальный кредитор (клиент банка);
должник, покупающий от клиента товары с отсрочкой платежа (обычно до 120 дней).
Фактор должен быть информирован о платежеспособности должника до заключения договора о факторинге.
Фактор, как правило, ведет всю бухгалтерию, берет на себя обязанности по предупреждению должника о платежах, выполняет инкассацию требований, ведет статистический учет, а также несет весь риск, связанный с полным и своевременным поступлением платежей.
В настоящее время факторинговые операции включают:
регулярное приобретение права от поставщиков на получение платежей от покупателей (покупка задолженности по товарам - отгруженным и услугам оказанным – дебиторской задолженности);
разовое приобретение права на получение денег по платежным требованиям, акцептованным плательщиком (покупка просроченной дебиторской задолженности);
оплата предъявленных покупателю платежных документов (право на кредиторскую задолженность);
приобретение векселей;
выдача банковских кредитов;
поручительство при коммерческом кредитовании;
привлечение ресурсов для проведения своих операций.
Для выполнения факторинговых операций заключается договор, в котором его участники оговаривают размеры и сроки платежей, и другие условия. Учитывая, что факторинговые операции носят рисковый характер, при заключении договора с участниками необходимо подходить дифференцированно, с учетом требований к ликвидности, платеже- и кредитоспособности участников договора.
В ходе факторинговой операции поставщик передает фактору платежные документы своего покупателя. Фактор перечисляет деньги со своего счета на счет поставщика (кредитует поставщика) и контролирует своевременное получение платежа от покупателя. Фактор обычно выплачивает поставщику до 85% от суммы переданных платежных документов в день передачи этих документов, а остальную сумму, за вычетом комиссионного вознаграждения фактора, – после получения платежа от дебитора.
Комиссионное вознаграждение фактора складывается из оплаты за обслуживание и платы за кредитные ресурсы, использованные на финансирование поставщика. Для обслуживания факторинговых операций в различных банках в зависимости от объема работ закрепляются или отдельные работники, или группы работников, или специальные отделы. Иногда банки создают дочерние компании.
В последние годы широкое распространение получил конфиденциальный факторинг, который ограничивается выполнением только некоторых операций: уступка права на получение денег, оплата долгов и т.д. Он является поставщику-клиенту факторинга формой кредита под товары отгруженные, а покупателю, клиенту факторинга, формой платежного кредита. За проведение факторинговых операций клиенты вносят предусмотренную в договоре на обслуживание плату, которая по своему экономическому содержанию является процентом за кредит.
Факторинговые операции выгодны для всех участвующих сторон. Плательщики, заключая договор с фактором, получают гарантию платежей, что повышает их авторитет и укрепляет отношения с поставщиками товаров. Поставщики получают гарантию своевременного поступления платежей за отгруженную продукцию, что способствует укреплению прямых договорных связей и финансового состояния предприятия.
Коммерческие банки могут привлекать новые ресурсы под более высокий процент и под еще более высокий процент выдавать ссуды. Факторинговые отделы банков иногда выступают организаторами сделки между предприятием- заемщиком и предприятием-кредитором, гарантируя последнему гашение ссуды своевременно из своих денег, если заемщик окажется несостоятельным. Здесь фактор принимает на себя функции страховщика.
В европейских странах и США широко развит экспортный факторинг. Обычно экспортер заключает с фактором договор, в котором он обязуется уступить фактору дебиторскую задолженность по всем показателям или определенному кругу показателей (например, все показатели в определенной стране) в виде глобальной цессии (уступки). Он должен подтвердить фактору возникновение дебиторской задолженности, приложить к формуляру и копиям счетов также товаротранспортные документы. На основе предъявленной документации и с учетом свободного лимита экспортер рассчитывает свою цену. От продажной цены фактор оставляет себе, как правило, 10% в качестве резерва.
Экспортный факторинг играет важную роль в первую очередь для мелких и средних предприятий, стремящихся увеличить объем продажи производимых ими товаров и заинтересованных в новых рынках сбыта своей продукции. Услуги факторинга привлекательны и для предприятий, у которых не велик удельный вес экспорта в их обороте, и поэтому им не выгодно содержать целый штат сотрудников, занятых обработкой внешнеэкономической документации и обязанных заниматься вопросами взаиморасчетов и валютными проблемами. Кроме того, мелкие и средние предприятия в ряде случаев испытывают определенные трудности в получении банковских кредитов в связи с их финансовым положением. При посредстве экспортного факторинга у них появляется возможность в получении краткосрочного кредита.
Факторинговая операция в этом случае протекает по следующей схеме:
заключение договора о передаче экспортером фактору прав по долговым обязательствам и возможности кредита;
изучение фактором кредитоспособности импортера и установления лимита кредитования. Принятие фактором на себя кредитного риска;
отгрузка экспортером товара импортеру, переуступка и отправка счетов-фактур импортеру;
получение импортером товара и перевод платежа за него фактору в определенный срок;
зачисление фактором платежа в оплату товара на счет экспортера. Если импортер отказывается платить, фактор берет на себя убытки и выплачивает экспортеру определенную сумму в соответствии с соглашением, обычно спустя три месяца после установленной в счете-фактуре даты;
получение экспортером средств за поставленный товар импортеру без так называемых «кредитных потерь».
Схема 3.9. Схема факторингового обслуживания
Платежи по экспортным поставкам товаров осуществляются обычно в пределах 30 – 180 дней с момента отгрузки и выставления счета.
За рубежом широко распространен взаимный, или двухфакторный, факторинг, когда при обслуживании экспортера факторинговая компания передает определенный объем работ факторинговой компании страны импортера и наоборот.
Услуги факторинговых компаний обходятся довольно дорого, учитывая риск, с которым они сталкиваются, и комплексность предоставляемых ими услуг. Расходы клиента состоят из комиссионных платежей за бухгалтерское обслуживание, за инкассацию долга и другие услуги и из факторингового сбора, складывающегося из процента за кредит, который несколько выше обычного, и прибыли фактора.
Форфейтинг является также формой банковского кредита, предусматривающей приобретение права требования по поставке товаров и оказанию услуг, принятие риска исполнения этих требований и их инкассирования. В отличие от факторинга форфейтинг обычно применяется при кредитовании внешнеэкономических операций, в форме покупки у экспортера без права регресса к продавцу коммерческих векселей, акцептованных импортером, и иных платежных требований по внешнеторго- вым сделкам. При этом все риски переходят к форфейтору.
Учетная ставка по форфейтинговым операциям варьируется в зависимости от категории должников, валюты и сроков кредитования. Стоимость форфейтинга обычно превышает стоимость других форм кредитования, зато его преимуществом является простая процедура оформления и переход всех рисков к форфейтору.
Сходство между экспортным факторингом и форфейтингом заключается в том, что в обоих случаях кредит, предоставляемый в товарной форме, трансформируется из коммерческого в банковский. В отношениях между поставщиком и покупателем появляется третье лицо, а предприятие-поставщик освобождается от ряда функций, не связанных с производством, в результате чего уменьшается риск поставщика.
Различие заключается в том, что форфейтинговое обслуживание экспорта предполагает среднесрочное, и даже долгосрочное (от 6 месяцев до 5 – 7 лет) кредитование на крупные суммы, а факторинг – краткосрочное (от 30 до 180 дней). Факторинг, в отличие от форфейтинга, берет на себя лишь часть рисков экспортера. Форфейтинг является однократной операцией, связанной с взиманием денежных средств по определенному документу, а экспортный факторинг предполагает постоянные связи между сторонами и наличие комплексной системы обслуживания. Форфейтинг может прибегнуть к услугам вторичного рынка, на котором возможна продажа приобретенных коммерческих векселей.
- Тема 1. Сущность и задачи банковского менеджмента Лекция 1. Банк и банковская система
- Вопросы для повторения:
- Лекция 2. Специфика менеджмента банковских услуг
- Стратегическая программа включает в себя:
- Менеджеры среднего и низшего звена осуществляют функции:
- Продолжение схемы 1.5.
- Вопросы для повторения:
- Лекция 3. Менеджмент организационной структуры банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 4. Маркетинг в банковском менеджменте
- Вопросы для повторения:
- Тема 2. Менеджмент пассивных операций коммерческого банка Лекция 5. Сущность менеджмента пассивных операций
- Т а б л и ц а 2.1
- Вопросы для повторения:
- Лекция 6. Менеджмент услуг по ведению депозитов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 7. Менеджмент недепозитных пассивов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 8. Менеджмент собственного капитала банка
- Т а б л и ц а 2. 4
- Вопросы для повторения:
- Тема 3. Менеджмент активных операций коммерческого банка Лекция 9. Сущность менеджмента активных операций
- Различают кредитование по остатку и по обороту.
- Вопросы для повторения:
- Лекция 10. Менеджмент кредитных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 11. Менеджмент торгово-посреднических услуг
- Вопросы для повторения:
- Тема 4. Банковский менеджмент рынка ценных бумаг Лекция 12. Основные функции банка на рынке ценных бумаг
- Депозитарная деятельность выступает в двух формах:
- Вопросы для повторения:
- Лекция 13. Менеджмент активных операций банка на рынке ценных бумаг
- Вопросы для повторения:
- Лекция 14. Менеджмент активных операций банка с Государственными ценными бумагами
- Вопросы для повторения:
- Лекция 15. Менеджмент трастовых и других пассивных операций
- Вопросы для повторения:
- Тема 5. Менеджмент валютных операций коммерческого банка Лекция 16. Особенности менеджмента валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 17. Менеджмент торговых валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 18. Менеджмент неторговых валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 19. Управление валютными рисками
- Вопросы для повторения:
- Тема 6. Менеджмент расчетных операций коммерческого банка Лекция 20. Содержание менеджмента безналичных расчетов
- Расчетный счет предназначается и используется:
- Вопросы для повторения:
- Лекция 21. Организация и порядок расчетов в коммерческих банках
- Вопросы для повторения:
- Лекция 22. Формы расчетов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 23. Менеджмент операций банка с векселями
- Вопросы для повторения:
- Лекция 24. Особенности менеджмента интернет-банкинга
- Вопросы для повторения:
- Лекция 25. Менеджмент кассового обслуживания
- Вопросы для повторения:
- Тема 7. Менеджмент устойчивости коммерческого банка Лекция 26. Управление активами и пассивами в целях обеспечения ликвидности банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 27. Управление рисками коммерческого банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 28. Управление устойчивостью банка с помощью обязательных нормативов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 29. Оценка устойчивости банка с помощью относительных показателей
- Вопросы для повторения:
- Тема 8. Менеджмент банковских услуг в сфере внешнеэкономических отношений Лекция 30. Сущность внешнеторгового оборота
- Вопросы для повторения:
- Лекция 31. Менеджмент международных рынков
- Вопросы для повторения:
- Лекция 32. Менеджмент финансирования внешнеторговых операций
- Вопросы для повторения:
- Библиографический список
- Содержание
- Тема 7. Менеджмент устойчивости коммерческого банка 108
- Тема 8. Менеджмент банковских услуг в сфере внешнеэкономических отношений 128