Лекция 13. Менеджмент активных операций банка на рынке ценных бумаг
Операции с ценными бумагами могут быть как активными, так ипассивными.
К активным с ценными бумагами относятся операции, требующие инвестиций.
Менеджмент рынка активных операций предполагает следующие направления вложения денег в ценные бумаги:
покупка ценных бумаг в залог выданного кредита;
покупка ценных бумаг с целью приобретения долевого участия в дочерних компаниях и других банках;
покупка ценных бумаг с целью их перепродажи на рынке;
покупка Государственных ценных бумаг: ГКО, облигаций, векселей, сертификатов и др.;
покупка – продажа варрантов, опционов, фьючерсов.
Покупка ценных бумаг в залог выданного кредита обусловливается договором залога. Обязательным условием покупки (приобретения) ценных бумаг в залог выданного кредита является доверенность «заемщика», выданная банку на право продажи ценных бумаг в случае непогашения кредита. При погашении кредита ценные бумаги и доверенность возвращаются «заемщику».
Разновидностью такой операции на рынке ценных бумаг являются операции РЕПО, которые заключаются в том, что контрагент банка передает банку ценные бумаги с обязательством выкупить их в определенное время или по требованию банка. При этом банк в свою очередь берет на себя обязательство продать ценные бумаги контрагенту, но по цене более высокой. Разница между ценами и составляет доход банка. Процентная ставка или доход РЕПО зависит от его срока действия, обусловленного договором между участниками сделки.
Срок действия РЕПО может быть один день (ночное РЕПО), более одного дня с фиксированным сроком (срочное РЕПО), без фиксированного срока (открытое РЕПО).
Операции РЕПО, как правило, сопровождаются переводом ценных бумаг покупателю (банку) или третьему лицу, являющемуся посредником при этой операции.
При этом третья сторона выступает гарантом правильного исполнения договора РЕПО и за это получает вознаграждение. Если ценные бумаги остаются у продавца, то продавец обязуется вести раздельный учет своих и проданных ценных бумаг.
Как правило, операции РЕПО осуществляются банками только с теми ценными бумагами, которые имеют высокую официальную котировку на фондовых биржах.
Такими бумагами могут быть:
государственные ценные бумаги;
первоклассные коммерческие векселя;
акции и облигации крупных промышленных компаний и банков;
депозитные сертификаты;
другие ценные бумаги, обращающиеся на бирже.
Покупка ценных бумаг с целью их перепродажи на бирже осуществляется банками за счет собственных средств, как правило, через брокеров фондовых бирж. Роль менеджеров банка в этом случае заключаются в том, чтобы провести анализ рынка ценных бумаг, надежности ценных бумаг и их курсовой разницы. Основной доход на рынке ценных бумаг банк может получить, используя курсовую разницу отдельных видов бумаг на различных биржах.
Вложение средств в покупку ценных бумаг с целью получения дохода является альтернативой кредитным операциям. Если кредитные процентные ставки обеспечивают банку высокий доход, то его вложения в ценные бумаги уменьшаются и увеличиваются вложения в кредитные операции и наоборот.
Иногда банки выступают и в роли кредитора, и в роли брокера. Например, выдается кредит крупной промышленной компании под выпуск акций или облигаций. Одновременно банк заключает с этой компанией договор о размещении и реализации этих ценных бумаг.
За счет реализации ценных бумаг организация гасит кредит, а банк получает доход и от кредитных вложений и от оказания брокерских услуг по реализации ценных бумаг, выпущенных этой компанией.
Иногда банки США, для снижения налогооблагаемой базы, применяют технику налогового свопа, заключающуюся в том, что низкодоходные ценные бумаги продаются с убытками, которые согласно инструкциям Налогового управления полностью вычитаются из дохода, облагаемого налогом. В процессе налогового свопа банк, продавая низкодоходные ценные бумаги, одновременно покупает новые высокодоходные ценные бумаги, от сделок с которыми в будущем рассчитывает получить более высокую прибыль. Финансовые менеджеры банка, управляющие портфелем ценных бумаг, стараются прогнозировать облагаемый налогом доход при различных вариантах состава портфеля, оценивая при этом, на какой объем выводимого из-под налогообложения дохода может выйти банк.
К подобным операциям банки прибегают и тогда, когда им выгодно продать некоторые ценные бумаги с убытками для снижения налогооблагаемой базы доходов, полученных по кредитным операциям и для обновления портфеля ценных бумаг.
Покупка ценных бумаг с целью приобретения долевого участия заключается в том, что иногда банкам выгодно вкладывать капитал в дочерние фирмы в целях расширения услуг и влияния банка на рынке капитала. Например, создаются лизинговые, факторинговые, сберегательные, ипотечные и другие компании с преимущественным участием в уставном капитале банка. Таким образом банк, получая дивиденды на вложенный капитал, использует эти компании в своих интересах и через их посредство расширяет рынок вложения ресурсов. Обычно банки скупают не менее 20% акций таких предприятий. Стратегия менеджмента здесь такова, что, приобретая контроль над предприятием, банк в то же время приобретает объект вложения своих ресурсов без особого риска. Наиболее активно таким приемом пользуются банки, созданные при промышленных предприятиях. Если предприятие попадает в затруднительную ситуацию, то банк приобретает определенный пакет его акций и тем самым оздоровляет финансовое состояние предприятия, а предприятие возвращает банку ранее выданные кредиты, если таковыми он пользовался.
В США, Германии и других странах Запада банки вкладывают капитал в акции так называемых инвестменткомпаний с тем, чтобы получить дивиденды со своего пая.
Инвестменткомпаниипокупают целый набор акций различных предприятий на бирже с тем, чтобы нейтрализовать свой риск. Как правило, такие компании работают успешно. Биржевая игра приносит им высокие прибыли, которые потом и распределяются по паям уставного фонда.
Широко используется банками паевое участие в уставном капитале другого банка. Иногда банки обмениваются акциями – получается взаимное участие в уставном капитале друг друга. Иногда это приводит к слиянию банков, к разработке стратегии финансирования совместных проектов и т.д.
За счет уставного фонда банки создают так называемый «тихий резерв» путем купли-продажи недвижимости, в частности своих офисов. Например, здание, принадлежит банку и оценивается в 1млн рублей. Амортизационные отчисления составляют 2% от стоимости здания. С каждым годом балансовая стоимость его уменьшается и через пять лет может составить 900 тыс. рублей.
В условиях же инфляции рыночная стоимость его с каждым годом увеличивается и в случае продажи через пять лет может составить 1200 тыс. рублей. Разница в 300 тыс.рублей и составляет «тихий резерв» банка, который банк может направить в уставный или другой фонд на увеличение капитала банка. Для этого банк продает это здание своей фирме по рыночной цене и заключает договор на его долгосрочную аренду.
Покупка-продажа опционов, варрантов, фьючерсов практикуется коммерческими банками для получения дохода за счет курсовой разницы, существующей на разных фондовых биржах.
Опцион – ценная бумага на приобретение права купить или продать определенное число конкретных ценных бумаг по курсу опциона в течение определенного времени или на определенную дату.
К покупке опционов банк прибегает тогда, когда хочет застраховать себя от падения курса ценных бумаг, в которые инвестирует свои средства. Например, продавец ценных бумаг осуществляет продажу акций номиналом 500 рублей по курсу 400 рублей за акцию. Банк, приобретающий акции, рассчитывает на повышение курса через 6 месяцев до 600 рублей за акцию. Если банк приобретет весь пакет акций, то он рискует тем, что через 6 месяцев его прогноз окажется не верным и курс акций упадет. Тогда банк понесет большие убытки. Поэтому банк страхует себя от такого риска и приобретает не пакет акций по существующему курсу, а только право купить эти акции через 6 месяцев по курсу, предположим, 500 рублей за акцию. При этом банк выплачивает продавцу премию в размере 50 рублей за акцию. Если через 6 месяцев прогноз банка сбудется, то он получит прибыль в размере 600 – 500 –50 = 50 рублей за одну акцию. Если его прогноз не оправдается, то банк не покупает акции и теряет премию, но не более.
Варрант – ордер, дающий право держателю его приобрести определен- ное число акций по определенной цене.
Фьючерс – контракт, по которому банк берет на себя обязательство купить или продать определенное количество ценных бумаг по обусловленной цене по истечении определенного времени. При этом контрагент банка берет на себя обязательство продать или купить это же количество ценных бумаг по той же цене и в то же время.
К активным операциям относится кредитованиебанком своих клиентов векселями с одновременным заключением кредитного договора. Векселедержа-тели расплачиваются ими за поставку товаров и услуги. Вексель предъявляется в банк для оплаты в обусловленный срок, как правило, после того, как клиенты предоставили в банк денежное покрытие. Такие операции с вексельным кредитом выгодны и банку и клиентам, так как банк выдает вексель, а не собственные ресурсы, а клиент получает средства платежа по льготной процентной ставке.
- Тема 1. Сущность и задачи банковского менеджмента Лекция 1. Банк и банковская система
- Вопросы для повторения:
- Лекция 2. Специфика менеджмента банковских услуг
- Стратегическая программа включает в себя:
- Менеджеры среднего и низшего звена осуществляют функции:
- Продолжение схемы 1.5.
- Вопросы для повторения:
- Лекция 3. Менеджмент организационной структуры банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 4. Маркетинг в банковском менеджменте
- Вопросы для повторения:
- Тема 2. Менеджмент пассивных операций коммерческого банка Лекция 5. Сущность менеджмента пассивных операций
- Т а б л и ц а 2.1
- Вопросы для повторения:
- Лекция 6. Менеджмент услуг по ведению депозитов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 7. Менеджмент недепозитных пассивов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 8. Менеджмент собственного капитала банка
- Т а б л и ц а 2. 4
- Вопросы для повторения:
- Тема 3. Менеджмент активных операций коммерческого банка Лекция 9. Сущность менеджмента активных операций
- Различают кредитование по остатку и по обороту.
- Вопросы для повторения:
- Лекция 10. Менеджмент кредитных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 11. Менеджмент торгово-посреднических услуг
- Вопросы для повторения:
- Тема 4. Банковский менеджмент рынка ценных бумаг Лекция 12. Основные функции банка на рынке ценных бумаг
- Депозитарная деятельность выступает в двух формах:
- Вопросы для повторения:
- Лекция 13. Менеджмент активных операций банка на рынке ценных бумаг
- Вопросы для повторения:
- Лекция 14. Менеджмент активных операций банка с Государственными ценными бумагами
- Вопросы для повторения:
- Лекция 15. Менеджмент трастовых и других пассивных операций
- Вопросы для повторения:
- Тема 5. Менеджмент валютных операций коммерческого банка Лекция 16. Особенности менеджмента валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 17. Менеджмент торговых валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 18. Менеджмент неторговых валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 19. Управление валютными рисками
- Вопросы для повторения:
- Тема 6. Менеджмент расчетных операций коммерческого банка Лекция 20. Содержание менеджмента безналичных расчетов
- Расчетный счет предназначается и используется:
- Вопросы для повторения:
- Лекция 21. Организация и порядок расчетов в коммерческих банках
- Вопросы для повторения:
- Лекция 22. Формы расчетов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 23. Менеджмент операций банка с векселями
- Вопросы для повторения:
- Лекция 24. Особенности менеджмента интернет-банкинга
- Вопросы для повторения:
- Лекция 25. Менеджмент кассового обслуживания
- Вопросы для повторения:
- Тема 7. Менеджмент устойчивости коммерческого банка Лекция 26. Управление активами и пассивами в целях обеспечения ликвидности банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 27. Управление рисками коммерческого банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 28. Управление устойчивостью банка с помощью обязательных нормативов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 29. Оценка устойчивости банка с помощью относительных показателей
- Вопросы для повторения:
- Тема 8. Менеджмент банковских услуг в сфере внешнеэкономических отношений Лекция 30. Сущность внешнеторгового оборота
- Вопросы для повторения:
- Лекция 31. Менеджмент международных рынков
- Вопросы для повторения:
- Лекция 32. Менеджмент финансирования внешнеторговых операций
- Вопросы для повторения:
- Библиографический список
- Содержание
- Тема 7. Менеджмент устойчивости коммерческого банка 108
- Тема 8. Менеджмент банковских услуг в сфере внешнеэкономических отношений 128