Лекция 3. Менеджмент организационной структуры банка
Организационная структура банкастроится исходя из целей, задач и стратегических направлений развития банка. Она определяет взаимоотношения уровней управления, разграничивает функциональные обязанности между подразделениями и сотрудниками банка, определяет сферы ответственности и подотчетности, формы управления и руководства.
Структура организационной схемы зависит от величины банка, состава и квалификации руководителей, характера деятельности банка, его специализации и многообразия функций.
К основным типам организационных структур коммерческих банков стран с развитой рыночной экономикой относятся: пирамидальная, географическая, функциональная, профит-центровая, холдинговая структуры управления.
Пирамидальная структураиспользуется банками, которые работают в условиях локального рынка, ограниченности контингента клиентов, отсутствия активного соперничества конкурентов, неразвитость или полное отсутствие филиальной сети. В банках с такой структурой имеется небольшое количество функциональных отделов, подчиняющихся непосредственно высшему руководству банка.
Схема 1.7. Пирамидальная структура
Географическая структурахарактеризуется тем, что полномочия вице-президентов распределены по географическому признаку обслуживаемой клиентуры, а координация их действий осуществляется президентом банка и функциональными службами.
Президент
Финансы Маркетинг Исполнительный вице-президент (Западный район) Исполнительный вице-президент (Восточный район) Администр. контроль
Отделения Кредитыы Отделения Кредиты Администр. контроль
Схема 1.8. Географическая структура
Функциональная структурастроится на четком распределении между звеньями руководства определенных функций.
Профит-центровая структурауправления строится на организации профит-центров, которые имеют свои службы, аппарат управления, смету, калькуляцию издержек и полученной прибыли. Например, трастовый отдел крупного банка.
Холдинговая структурахарактерна для объединения специализированных банков, каждый из которых обладает большой самостоятельностью.
Схема 1.9. Холдинговая структура
Построение организационной структуры управления банком является также предметом банковского менеджмента. От соответствия организационной структуры миссии банка, ее гибкости, динамичности и дееспособности зависит жизнеспособность банка, результативность его деятельности.
Организационная структура управления должна отвечать следующим условиям:
соответствовать миссии банка, его стратегическому развитию;
иметь адаптированное информационное обеспечение;
быть гибкой и чувствительной к изменениям рынка и запросам клиентов;
иметь ориентацию на новые рынки и технологии, на производство конкурентоспособных услуг;
иметь способность оперативно реагировать на возникновение проблем и возможность их быстрого решения;
способствовать принятию оперативных и качественных управленческих решений и команд.
У нас в стране коммерческие банки имеют непродолжительную историю, возникают и функционируют в постоянно меняющейся инфляционной экономической среде. Поэтому организационные структуры управления коммерческих банков РФ не устоялись, постоянно развиваются и совершенствуются, способствуя тем самым устойчивости и конкурентоспособности банков.
Универсальные акционерные банки у нас в стране имеют, как правило, комбинированную структуру управления – линейно-функциональную.
На практике банками применяются все наиболее употребляемые организационные структуры: линейные, функциональные, матричные, дивизиональные и другие.
Продолжение на стр.17
Схема 1.10. Примерная организационная линейно-функциональная структура управления коммерческим банком
При разработке организационных структур менеджмент банка должен учитывать следующие принципы, обеспечивающие надежное и эффективное функционирование структуры управления:
разделение функциональных обязанностей по вертикали, разграничивающие стратегические и текущие задачи управления, соблюдающие единоначалие и персональную ответственность за принятие решений по уровню руководства;
разделение функциональных обязанностей с соблюдением оптимальной загрузки персонала банка, исключающей перегрузки и стрессы;
разделение функциональных обязанностей внутри структуры таким образом, чтобы каждое функциональное подразделение или звено работало на достижение конкретной совокупности целей и задач, нести полную ответственность за эффективное и качественное исполнение своих функций;
разделение функциональных обязанностей должно учитывать непрерывность функционирования структуры управления, ее саморегулирование и способность быстрого реагирования на изменение внешних и внутренних условий.
- Тема 1. Сущность и задачи банковского менеджмента Лекция 1. Банк и банковская система
- Вопросы для повторения:
- Лекция 2. Специфика менеджмента банковских услуг
- Стратегическая программа включает в себя:
- Менеджеры среднего и низшего звена осуществляют функции:
- Продолжение схемы 1.5.
- Вопросы для повторения:
- Лекция 3. Менеджмент организационной структуры банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 4. Маркетинг в банковском менеджменте
- Вопросы для повторения:
- Тема 2. Менеджмент пассивных операций коммерческого банка Лекция 5. Сущность менеджмента пассивных операций
- Т а б л и ц а 2.1
- Вопросы для повторения:
- Лекция 6. Менеджмент услуг по ведению депозитов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 7. Менеджмент недепозитных пассивов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 8. Менеджмент собственного капитала банка
- Т а б л и ц а 2. 4
- Вопросы для повторения:
- Тема 3. Менеджмент активных операций коммерческого банка Лекция 9. Сущность менеджмента активных операций
- Различают кредитование по остатку и по обороту.
- Вопросы для повторения:
- Лекция 10. Менеджмент кредитных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 11. Менеджмент торгово-посреднических услуг
- Вопросы для повторения:
- Тема 4. Банковский менеджмент рынка ценных бумаг Лекция 12. Основные функции банка на рынке ценных бумаг
- Депозитарная деятельность выступает в двух формах:
- Вопросы для повторения:
- Лекция 13. Менеджмент активных операций банка на рынке ценных бумаг
- Вопросы для повторения:
- Лекция 14. Менеджмент активных операций банка с Государственными ценными бумагами
- Вопросы для повторения:
- Лекция 15. Менеджмент трастовых и других пассивных операций
- Вопросы для повторения:
- Тема 5. Менеджмент валютных операций коммерческого банка Лекция 16. Особенности менеджмента валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 17. Менеджмент торговых валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 18. Менеджмент неторговых валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 19. Управление валютными рисками
- Вопросы для повторения:
- Тема 6. Менеджмент расчетных операций коммерческого банка Лекция 20. Содержание менеджмента безналичных расчетов
- Расчетный счет предназначается и используется:
- Вопросы для повторения:
- Лекция 21. Организация и порядок расчетов в коммерческих банках
- Вопросы для повторения:
- Лекция 22. Формы расчетов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 23. Менеджмент операций банка с векселями
- Вопросы для повторения:
- Лекция 24. Особенности менеджмента интернет-банкинга
- Вопросы для повторения:
- Лекция 25. Менеджмент кассового обслуживания
- Вопросы для повторения:
- Тема 7. Менеджмент устойчивости коммерческого банка Лекция 26. Управление активами и пассивами в целях обеспечения ликвидности банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 27. Управление рисками коммерческого банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 28. Управление устойчивостью банка с помощью обязательных нормативов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 29. Оценка устойчивости банка с помощью относительных показателей
- Вопросы для повторения:
- Тема 8. Менеджмент банковских услуг в сфере внешнеэкономических отношений Лекция 30. Сущность внешнеторгового оборота
- Вопросы для повторения:
- Лекция 31. Менеджмент международных рынков
- Вопросы для повторения:
- Лекция 32. Менеджмент финансирования внешнеторговых операций
- Вопросы для повторения:
- Библиографический список
- Содержание
- Тема 7. Менеджмент устойчивости коммерческого банка 108
- Тема 8. Менеджмент банковских услуг в сфере внешнеэкономических отношений 128