Лекция 4. Маркетинг в банковском менеджменте
Менеджмент банковских услуг может быть эффективен только тогда, когда он опирается на маркетинговые исследования и анализ.
Маркетинг,как информационная подсистема банковского менеджмента, играет самую важную роль в разработке и осуществлении стратегического развития банковской деятельности.
На основании маркетинговых исследований анализируется стратегия банка, определяются элементы изменения и корректировки его политики и основных направлений деятельности.
Маркетинговые исследования предполагают системный подход к объекту исследования, который заключается в отборе источников информации, сборе и анализе полученной информации, представлении результатов исследования для принятия решений.
Схема 1.11. Схема маркетингового исследования
Главными задачами маркетинга являются:
выявление потребностей, интересов и запросов потребителей банковского продукта;
изыскание сегментов рынка наиболее эффективного вложения капиталов и привлеченных средств;
разработка и внедрение новых банковских продуктов и услуг, успешно конкурирующих на денежном рынке.
Маркетинговые исследованиярынка банковских товаров и услуг позволяют менеджменту банка:
выявить приоритетные группы клиентов и секторы рынка;
определить нужды, запросы, потребности и ценности существующих и потенциальных клиентов;
разрабатывать и внедрять услуги, удовлетворяющие потребности клиентов;
перестраивать организационную структуру банка в соответствии с новыми задачами и расширением сферы деятельности;
совершенствовать культуру обслуживания в целях повышения конкурентоспособности банка.
Опираясь на маркетинговые исследования и анализ, менеджментом банка определяются и учитываются следующие параметры, влияющие на стратегию и тактику банка, на принятие управленческих решений:
относительная стоимость средств для формирования фондов банка;
неустойчивость и степень надежности привлеченных средств;
сроки погашения привлекаемых средств;
надежность и ликвидность заемщиков;
сроки погашения кредита заемщиками;
прогнозирование текущих и предполагаемых кредитов и инвестиций;
прогнозирование текущих и предполагаемых сумм депозитов;
прогнозирование текущих и будущих экономических условий;
нормативы, установленные Центральным банком;
прочие экономические и юридические факторы, которые должен соблюдать коммерческий банк.
Наиболее типичные маркетинговые исследования направлены на изучение характеристик банковского рынка и его потенциальных возможностей, на анализ распределения рынка между банками, изучение товаров банков – конкурентов и возможностей продвижения на рынок новых товаров и услуг, изучение политики банковского процента, долгосрочное и краткосрочное прогнозирование банковских товаров и услуг.
Для проведения маркетинговых исследований в крупных банках создаются специальные отделы, а мелкие банки привлекают специалистов со стороны, так как в их собственных интересах в каждой конкретной ситуации получить достоверную информацию для принятия единственно правильного решения.
Отдел маркетинга принимает активное ведущее участие в разработке стратегических планов банка, в выборе сегментов рынка, в организации рекламной деятельности.
- Тема 1. Сущность и задачи банковского менеджмента Лекция 1. Банк и банковская система
- Вопросы для повторения:
- Лекция 2. Специфика менеджмента банковских услуг
- Стратегическая программа включает в себя:
- Менеджеры среднего и низшего звена осуществляют функции:
- Продолжение схемы 1.5.
- Вопросы для повторения:
- Лекция 3. Менеджмент организационной структуры банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 4. Маркетинг в банковском менеджменте
- Вопросы для повторения:
- Тема 2. Менеджмент пассивных операций коммерческого банка Лекция 5. Сущность менеджмента пассивных операций
- Т а б л и ц а 2.1
- Вопросы для повторения:
- Лекция 6. Менеджмент услуг по ведению депозитов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 7. Менеджмент недепозитных пассивов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 8. Менеджмент собственного капитала банка
- Т а б л и ц а 2. 4
- Вопросы для повторения:
- Тема 3. Менеджмент активных операций коммерческого банка Лекция 9. Сущность менеджмента активных операций
- Различают кредитование по остатку и по обороту.
- Вопросы для повторения:
- Лекция 10. Менеджмент кредитных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 11. Менеджмент торгово-посреднических услуг
- Вопросы для повторения:
- Тема 4. Банковский менеджмент рынка ценных бумаг Лекция 12. Основные функции банка на рынке ценных бумаг
- Депозитарная деятельность выступает в двух формах:
- Вопросы для повторения:
- Лекция 13. Менеджмент активных операций банка на рынке ценных бумаг
- Вопросы для повторения:
- Лекция 14. Менеджмент активных операций банка с Государственными ценными бумагами
- Вопросы для повторения:
- Лекция 15. Менеджмент трастовых и других пассивных операций
- Вопросы для повторения:
- Тема 5. Менеджмент валютных операций коммерческого банка Лекция 16. Особенности менеджмента валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 17. Менеджмент торговых валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 18. Менеджмент неторговых валютных операций
- Вопросы для повторения:
- Лекция 19. Управление валютными рисками
- Вопросы для повторения:
- Тема 6. Менеджмент расчетных операций коммерческого банка Лекция 20. Содержание менеджмента безналичных расчетов
- Расчетный счет предназначается и используется:
- Вопросы для повторения:
- Лекция 21. Организация и порядок расчетов в коммерческих банках
- Вопросы для повторения:
- Лекция 22. Формы расчетов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 23. Менеджмент операций банка с векселями
- Вопросы для повторения:
- Лекция 24. Особенности менеджмента интернет-банкинга
- Вопросы для повторения:
- Лекция 25. Менеджмент кассового обслуживания
- Вопросы для повторения:
- Тема 7. Менеджмент устойчивости коммерческого банка Лекция 26. Управление активами и пассивами в целях обеспечения ликвидности банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 27. Управление рисками коммерческого банка
- Вопросы для повторения:
- Лекция 28. Управление устойчивостью банка с помощью обязательных нормативов
- Вопросы для повторения:
- Лекция 29. Оценка устойчивости банка с помощью относительных показателей
- Вопросы для повторения:
- Тема 8. Менеджмент банковских услуг в сфере внешнеэкономических отношений Лекция 30. Сущность внешнеторгового оборота
- Вопросы для повторения:
- Лекция 31. Менеджмент международных рынков
- Вопросы для повторения:
- Лекция 32. Менеджмент финансирования внешнеторговых операций
- Вопросы для повторения:
- Библиографический список
- Содержание
- Тема 7. Менеджмент устойчивости коммерческого банка 108
- Тема 8. Менеджмент банковских услуг в сфере внешнеэкономических отношений 128